От Матфея 23 глава

Евангелие от Матфея благовествование
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Затем Иисус* обратился к народу и к своим ученикам*.
2 "Книжники* и фарисеи*, — сказал он, — сидят на троне Моисея*.
3 Поэтому старайтесь соблюдать всё, что они говорят вам. Но не поступайте так, как они, потому что они говорят, но не делают!
4 Они возлагают на плечи людей тяжёлые ноши, а сами пальцем не пошевелят, чтобы помочь их нести.
5 Всё, что они делают, делается напоказ людям: они надевают широкие филактерии* и удлиняют ритуальные кисти*,
6 любят почётные места на праздничных обедах и лучшие места в синагогах,
7 им нравится, когда их почтительно приветствуют на рыночных площадях и называют 'Раби'.
8 Но вы не позволяйте называть себя 'раби'; потому что у вас один раби, а вы все братья друг другу.
9 И не называйте никого на земле 'отец', потому что у вас один Отец, и он на небесах.
10 Также не позволяйте называть себя 'начальниками', потому что у вас один начальник — Мессия!
11 Самый великий из вас должен быть всем слугой,
12 потому что тот, кто возвышает себя, будет смирён, а тот, кто смиряет себя, будет возвышен.
13 Но горе вам, лицемерные книжники* и фарисеи*! Потому что вы затворяете Царство Небес перед людьми, сами не входите и не позволяете войти тем, кто желает.
14 **
15 Горе вам, лицемерные книжники* и фарисеи*! Вы обходите землю и море, чтобы обратить в прозелиты хотя бы одного человека; а когда вам это удаётся, делаете его вдвойне заслуживающим геенны*!
16 Горе вам, слепые вожди! Вы говорите: 'Если кто-либо поклянётся Храмом, он не связан клятвой; но если поклянётся золотом Храма, то связан'.
17 Слепые глупцы! Что важнее, золото или Храм, освящающий золото?
18 Также говорите: 'Если кто-то клянётся жертвенником, он не связан клятвой; но если поклянётся приношением на этом жертвеннике, то связан'.
19 Слепцы! Что важнее? жертва? или жертвенник, который освящает жертву?
20 Поэтому клянущийся жертвенником, клянётся им и всем, что находится на нём.
21 А клянущийся Храмом, клянётся им и Живущим в нём.
22 Клянущийся небесами, клянётся престолом Бога и Сидящим на нём.
23 Горе вам, лицемерные книжники* и фарисеи*! Вы платите десятину с мяты, укропа и тмина; но оставили без внимания важнейшие вопросы Пятикнижия*: правосудие, милосердие, веру. Этому вам следовало уделять внимание, не забывая остального!
24 Слепые вожди! — отцеживаете комара, проглатывая тем временем верблюда!
25 Горе вам, лицемерные книжники* и фарисеи*! Вы очищаете внешнюю поверхность чаши и блюда, но внутри они полны грабежа и корыстолюбия.
26 Слепой фарисей*! Сначала вычисти внутреннюю поверхность чаши, чтобы и снаружи тоже было чисто.
27 Горе вам, лицемерные книжники* и фарисеи*! Вы похожи на побелённые гробницы, которые хорошо выглядят снаружи, а внутри полны костей и всякой гнили.
28 Подобно этому и вы снаружи кажетесь людям добрыми и честными, а внутри вы полны лицемерия и далеки от Пятикнижия*.
29 Горе вам, лицемерные книжники* и фарисеи*! Вы строите гробницы пророкам и украшаете могилы праведников*,
30 и говорите: 'Если бы мы жили во времена наших отцов, то не принимали бы участия в убийствах пророков'.
31 Тем самым вы свидетельствуете против себя, что вы достойные потомки тех, кто убивали пророков.
32 Давайте же, доводите до конца то, что начали ваши отцы!
33 Змеи! Порождения змей! Как вам удастся избежать осуждения в геенне*?
34 Потому я посылаю к вам пророков, мудрецов и книжников* — одних вы убьёте, да, да, казните их на стойках, словно преступников; других будете бить в синагогах и преследовать из города в город.
35 И потому вам вменится вина за всю пролитую на земле кровь, от крови невинного Авеля* до крови Захарии, сына Варахиина*, убитого вами между Храмом и жертвенником.
36 Да! Говорю вам, что вина за всё это падёт на это поколение!
37 Иерусалим*! Иерусалим*! Ты убиваешь пророков! Побиваешь камнями тех, кого я посылаю тебе! Сколько раз я хотел собрать твоих детей, подобно тому, как наседка собирает цыплят под своими крыльями, но вы отказались!
38 Смотрите же! Бог покидает дом ваш, оставляя его пустым".
39 Ибо я говорю вам, с этого времени вы меня больше не увидите, пока не скажете: "Благословен приходящий во имя Господа*"

Новой Женевской Библии

23:1−39 Некоторые полагают, что эта глава — еще одна речь Иисуса (тогда получается 6 речей, а не 5; см. Введение: Характерные особенности и темы) или же часть Его эсхатологической речи в гл. 24−25. Как бы то ни было, она не заканчивается фразой «И когда Иисус окончил...», и, в отличие от других пяти, в конце Иисус обращается к Своим противникам. Скорее, ее следует воспринимать как часть повествования, отражающую пророческое служение Христа («Горе вам, вожди слепые...»; см. ком. к 23:13−36). Однако она связана и со следующей речью, т.к. объясняет причину осуждения Иерусалима.

23:2 на Моисеевом седалище. Хотя Иисус везде осуждает книжников и фарисеев за то, что в исполнении закона они придерживаются человеческих, устных традиций и казуистическими доводами уклоняются от духа закона (ст. 13−32; 15:1−9), здесь Он признает, что они вправе занимать места учителей закона (Втор 17:8−13).

23:4 См. статью «Законничество».

23:8−10 Запрещая называть кого-нибудь «учителем» (ст. 8), «отцом» (ст. 9) и «наставником» (букв.: «вождем», «тем, кто ведет», ст. 10), Иисус не отменяет иерархической структуры в Церкви или обращения по должности (см. Деян 20:17; 1Кор 9:1; 1Тим 3:1, 2, 8, 12; Тит 1:5−7). Он, скорее, предостерегает против искушения присвоить людям ту власть и те прерогативы, которые принадлежат одному только Богу.

23:13−36 В Евангелии Луки (11:37−54) Иисус прежде этого шесть раз провозгласил: «Горе вам...» Данная серия из семи «горе вам...» имеет форму пророческого провозглашения. Бог, в соответствии с постановлениями завета, начинает тяжбу против Своего народа и возвещает, что проклятия эти непременно сбудутся. (Ср. Ис 5:8−23; Ав. 2:6−20). Пророчества эти — не приговор, они вызваны тем, что Бог печется о Своем народе и ждет от него покаяния (ст. 37−39).

23:13 лицемеры. См. ком. к 6:2.

затворяете Царство Небесное. Книжники и фарисеи отвращали людей от Христа и Его правды. Ученики должны совершать обратное, открыто провозглашая Евангелие.

23:15 геенны. См. ком. к 5:22. Людей обращали не в иудейство, а в фарисейство, в законничество, чем лишали возможности обрести ту праведность, которую дает вера.

23:16 если кто поклянется. См. 5:33−37. Казуистичность клятв напоминает детское обещание, когда ребенок дает слово, тайком скрестив пальцы. Бог хочет, чтобы дети Его были абсолютно правдивы (5:37).

23:24 комара... верблюда. Комар был самым мелким из нечистых животных, верблюд — самым крупным. На арамейском здесь игра слов, имеющих сходное звучание.

23:26 См. 15:11.

23:35 Преследуя Христа, фарисеи отождествили себя со своими предшественниками — убийцами. Примечательно, что Иисус говорит: «Захарии... которого вы убили».

от Авеля... до... Захарии. Авель — первый человек, которого убили за праведность (Быт 4:8). Кто такой Захария, не совсем ясно, в каждой гипотезе — свои трудности. Наиболее вероятны следующие: 1) пророк (Зах 1:1), сын Варахиин; однако неизвестно, был ли он убит; 2) Захария, сын Варуха, убитый зилотами и упоминаемый у Иосифа Флавия («Иудейская война», 4:334−44); он был убит в храме или около храма, но, вероятно, не между храмом и жертвенником; 3) Захария, сын Иодая, последний из мучеников, упоминаемых ВЗ, согласно еврейскому расположению книг Библии (2Пар 24:20−22). Он был убит во дворе храма по приказу царя Иоаса.

Если бы не слова «сына Варахиина», последняя гипотеза была бы самой вероятной; тогда фраза «от Авеля... до Захарии» обозначала бы «от первого до последнего мученика в еврейском каноне». Можно предположить, что слова эти добавил ранний переписчик (у Луки они отсутствуют).

23:36 Наказание «рода сего» — разрушение Иерусалима и храма в 70 г. по Р.Х. (см. ком. к 24:34).

23:39 не увидите Меня... доколе. Некоторые толкуют эти слова как обещание обращения иудеев в конце времен (Рим 11:25−32), хотя у Матфея, судя по контексту, речь идет, скорее, о суде над народом израильским и о даровании завета Израилю духовному, в который войдут и язычники, и верные иудеи (ст. 38, ср. 21:43).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.