Деяния 1 глава

Деяния святых апостолов
Еврейский Новый Завет → Лингвистический. Роджерс

Еврейский Новый Завет

1 Дорогой Феофил*, В первой книге я написал обо всём, что Иисус* делал и чему учил,
2 вплоть до дня, когда, дав наставления через Святого Духа* своим избранным посланникам, он был взят на небеса.
3 После своей смерти он являлся им и предоставил множество убедительных доказательств того, что он жив. В течение сорока дней они видели его, и он беседовал с ними о Божьем Царстве.
4 Во время одного из таких собраний он дал им указания не покидать Иерушалаим, но ожидать, "что обещал Отец, о чём вы слышали от меня.
5 Ибо Иоанн* погружал людей в воде; но через несколько дней вы будете погружены в Святого Духа*!"
6 Собравшись вместе, они спросили его: "Господь, не в это ли время ты восстановишь самодержавие в Израиле?"
7 Он ответил: "Вам не нужно знать времена и сроки; Отец хранит это в Своей власти.
8 Но вы получите силу, когда на вас сойдёт Святой Дух*, вы будете моими свидетелями как в Иерусалиме*, так и по всей Иудее* и Самарии*, и даже до края земли!"
9 После этих слов он был взят у них на глазах; и облако скрыло его от их взора.
10 Они внимательно смотрели в небеса ему вслед, как вдруг заметили двух мужчин в белом, стоявших рядом с ними.
11 Те сказали: "Галилеяне! Что вы стоите и глядите в небо? Этот Иисус*, который был взят от вас на небеса, вернётся точно так же, как вы видели его уходящим туда".
12 После этого они возвратились в Иерусалим* с Масличной горы, находившейся от него на расстоянии Субботнего* пути.
13 Придя в город, они поднялись в верхнюю комнату, в которой жили. Посланников звали Петр*, Иаков*, Иоанн*, Андрей, Филипп, Фома*, Варфоломей*, Матфей*, Иаков Алфеев*, Симон* "Зелот" и Иуда, сын Иакова*.
14 Все они единодушно посвятили себя молитве вместе с некоторыми женщинами, среди которых была Мария* (мать Иисуса*), а также с его братьями.
15 В те дни, когда группа верующих насчитывала около ста двадцати человек, Петр* встал и обратился к своим товарищам:
16 "Братья, Святой Дух* предсказывал через Давида о Иуде*, и эти слова Еврейских Писаний* должны были исполниться. Он вел людей, арестовавших Иисуса*
17 он был одним из нас и участвовал в общем деле".
18 (На деньги, полученные им за своё грязное дело, Иуда* купил поле; и там он пал насмерть. Тело его вздулось и лопнуло, и все внутренности выпали из него.
19 Это стало известным всем жителям Иерусалима*, и они назвали то поле "Акелдама*", что на их языке означает "Поле крови")
20 "Также, — сказал Петр*, — в книге Псалмов сказано: 'Да будет опустошено жилище его, и да не будет живущего в нём;' и 'Пусть другой возьмёт на себя руководство вместо него'.
21 Поэтому один из тех, кто постоянно находился среди нас все время, когда Господь Иисус* ходил с нами,
22 с того момента, когда Иоанн* стал проводить погружение, и до того дня, когда Иисус* был взят от нас, должен стать проповедником его воскресения вместе с нами".
23 Они выдвинули двоих — Иосифа Варсаву*, названного Пустом, и Матфея*.
24 Затем они помолились: "Господь, Ты знаешь сердце каждого. Укажи нам, кого из этих двоих Ты избрал,
25 чтобы принять служение и должность посланника от Иуды*, которые тот оставил, чтобы отправиться туда, где ему и следует быть".
26 Затем они бросили жребий, чтобы выбрать одного из них, и жребий выпал Матфею*. Итак, он был причислен к одиннадцати посланникам.

Лингвистический. Роджерс

1 μέν (G3303) с одной стороны. Обычно сопровождается δέ («с другой стороны»), но не в этом случае (Marshall; PLG, 143−44).
πρώτον (G711) первый, используется в знач.
πρότερον («предыдущий»). Первый из двух, причем наличие третьего не предполагается (RG, 662; Schneider; Barrett; PLG, 144).
λόγος (G3056) книга, трактат. Это слово обычно использовалось для обозначения одного из разделов труда, который занимал более одного свитка папируса (LC; PLG, 144−45). По поводу соотношения между Евангелием от Луки и Деяниями см. I.Howard Marshall, "Acts and the 'Former Treatise׳״, BAFCS, 1:163−82; BASHH, 3043; Hubert Cancik, "The History of Culture, Religion, and Institutions in Ancient Historiography: Philological Observations Concerning Luke's History" JBL 116 (1997): 673−95. έποιησάμην aor. ind. med. от ποιέω (G440) делать. Med. обычно употребляется для обозначения умственных побуждений (RWP; BG, 228). ώ voc. о! (Barrett), ών gen. pl. от ος (G3739) rel.pron., gen. по аттракции. ήρξατο aor. ind. med. (dep.) от άρχομαΐ (G288) начинать, с inf. Гл. является эмфатическим, а не семитским вспомогательным (как считает SA, 125−26). Как Евангелие рассказывает нам, что делал Иисус и чему Он учил, так Деяния рассказывают о продолжении Его деяний и учения через Духа Святого (Bruce).
ποιεΐν praes. act. inf. от ποιέω (G4160) делать, поступать.
διδάσκειν praes. act. inf. от διδάσκω (G1321) учить. Краткое содержание и изложение целей повествования очень похоже на вступление к третьему евангелию (Barrett). Сравнение этого предисловия с предисловиями других исторических трудов древности см. bBAFCS, 1:1−82; PLG, 11−41, 147−67, 213−29; BASHH, 63−100.
2 έντειλάμενος aor. med. (dep.) part. (temp.) от εντέλλομαι (G1781) наставлять, повелевать.
δια πνεύματος άγιου через (посредством) Духа Святого; следует рассматривать в сочетании с part. от έντειλάμένος (Barrett).
έξελέξατο aor. ind. med. (indir. med., «для себя») εκλέγω (G1586) избирать, выбирать.
άνελήμφθη aor. ind. pass. от αναλαμβάνω (G353) поднимать. Относится к вознесению Христа (Haenchen). О проблемах толкования этого стиха см. Barrett; ТС, 273−77; ВС, 3:256−61.
3 παρέστησεν aor. ind. act. от παρίστημι (G3918) представлять.
ζώντα praes. act. part. от ζάω (G2198) жить, быть живым. Adj. part. как часть оборота с двойным асс. «Он явил Себя живым»
παθεΐν aor. act. inf. от πάσχω (G3958) страдать. Inf. с предл.
μετά (G3326) выражает время — «после» (МТ, 143).
τεκμηρίον (G5039) знамение, доказательство; убедительное и решающее доказательство (BAGD; ММ). В логике — убедительный довод (LC); в медицинском языке — свидетельство, верный признак, симптом (MLL, 184; LS); в юридическом языке — неопровержимая улика, бесспорное и неопровержимое доказательство (Quintilian, 5, ix, 3−4; 3 Мак. 3:24).
δι' ήμερων τεσσεράκοντα (G1223; G2250) время от времени на протяжении сорока дней (RWP).
όπτανόμενος praes. med. (dep. «являясь им» [Barrett]) part. от όπτάνομαι (G3700) позволять себя увидеть, являться кому-л. Имеется в виду не просто зрительный образ (Haenchen; MM). Part, образа действия, показывающее, как Он являлся живым.
λέγων praes. act. part. от λέγω (G3004) говорить. Iterat. praes.
τά περί της βασιλείας τοΰ θεοΰ вещи, относящиеся к Царству Божьему. Артикль при мн. ч. с предлогом имеет обобщающее значение (Cleon L. Rogers, Jr., "The Davidic Covenant in Acts-Revelation" Bib Sac 151 [1994]: 71−72). Эта фраза предваряет вопрос из ст. 6 (Barrett).
4 συναλιζόμενος praes. med. (dep.) part. (temp.) от συναλίζω (G4871) букв. совместно питаться или, возможно, жить вместе с кем-л. (Bruce — ЕТ). О проблемах этого текста см. Barrett; ТС, 278−79.
παρήγγειλεν aor. ind. act. от παραγγέλλω (G3853) повелевать.
χωρίζεσθαι praes. pass. (dep.) inf. от χωρίζομαι (G5563) уходить. Inf. передает содержание приказа.
περιμένειν praes. act. inf. от περιμένω (G4037) ждать кого-л. ήκούσατε aor. ind. act. от άκούω (G191) слышать, с obj. в gen.
5 ότι (G3754) потому что. έβάπτισεν aor. ind. act. от βαπτίζω (G907) крестить.
βαπτισθήσεσθε fut. ind. pass.
6 μέν ούν (G3303; G3767) так что. Любимое выражение автора Деяний; им обычно начинается новая история, которая, однако, связана с изложенным ранее (LC).
συνελθόντες aor. act. part. (temp.) «Когда (после того как) они собрались вместе»
συνέρχομαι (G4905) собираться вместе.
ήρώτων impf. ind. act. от έρωτάω (G2065) задавать вопросы, спрашивать. Inch, impf., «они начали спрашивать»
εί (G1487) если. Вводит прямой вопрос.
άποκαθιστάνεις praes. ind. act. от άποκαθιστάνω (G6341635) восстанавливать, возвращать прежнее состояние. Эсхатологический термин, обозначающий восстановление Богом правильного положения вещей в конце времени (Haenchen; TDNT; EDNT; RAC, 1:510−16; Schneider; CD, 19:6,9; о надеждах иудеев см. Moore, Judaism, 2:323−76; SB, 4:799−976; TS, 649−90; HJP, 2:488−554). Футуристический praes., «Ты восстановишь?» (Barrett).
7 είπεν aor. ind. act. от λέγω (G3004) говорить. ύμών gen. pl. от σύ (G4771)·, gen. обладания в praed.: «это не ваша забота» (BD, 89; RG, 497).
γνώναι aor. act. inf. от γινώσκω (G1097) знать. Эпэкз. inf. объясняет, что именно к ним не относится. Иисус не желает отвечать на вопрос, Он отказывается говорить не о теме как таковой, а о времени исполнения того, о чем Его спрашивают (Meyer; John A. McLean, "Did Jesus Correct the Disciples' View of the Kingdom?" Bib Sac 151 [1994]: 215−27).
χρόνος (G5550) время, период времени.
καιρός (G2540) время, подходящий момент (см. 1Фес 5:1; Rogers, "Davidic Covenant in Acts-Rev." Bib Sac 151 [1994]: 73).
έθετο aor. ind. med. (dep.) от τίθημι (G5087) помещать, ставить.
8 λήμψεσθε fut. ind. med. (dep.) от λαμβάνω (G2983) принимать.
έπελθόντος aor. act. part. (temp.) от επέρχομαι (G1904) нисходить. Gen. abs. έσεσθε fut. ind. med. (dep.) от ειμί miem быть.
μου gen. sing. 1 pers. pron. от έγ (G1473), эмфатическое по своему положению. Либо poss. gen. («мои свидетели»), либо obj. gen. («от/для меня»).
μάρτυρες nom. pl. от μάρτυς свидетель (TDNT; TLNT; DPL, 974−75).
έσχατου gen. sing. от έσχατος (G2078) последний, конечный (см. James Μ. Scott, "Luke's Geographical Horizon" BAFCS 2:483−544; также E.Earle Ellis, "The End of the Earth' [Acts 1:8]'S Bulletin for-Biblical Research 1 (1991): 123−32).
9 ειπών aor. act. part. (temp.), см. ст. 7.
βλεπόντων praes. act. part. (temp.) от βλέπω (G991) видеть, наблюдать. Gen. abs. («пока»).
έπήρθη aor. ind. pass. от έπαίρω (G1869) поднимать. Богосл. pass.
νεφέλη (G3507) облако. Символ шехины, видимого проявления божественного присутствия и славы (Longenecker, 258).
ύπέλαβεν aor. ind. act. от ύπολαμβάνω (G5274) поднимать, принимать (BAGD).
10 ατενίζοντες praes. act. part. от άτενίζω (G816) глазеть. В медицинских текстах используется для обозначения пристального неподвижного взгляда (MLL, 76). Перифрастическое part. указывает на длительное действие, образующее фон для точечного события (VA, 457).
ήσαν impf. ind. act., см. ст. 8.
πορευομένου praes. med. (dep.) part. (temp.) от πορεύομαι (G4198) идти. Gen. abs.
παρειστήκεισαν plperf. ind. act. от παρίστημι (G3936), perf. стоять.
έσθήσεσι dat. pl. от έσθής (G2066) одежды. О форме dat. см. BAGD; GGP, 47−48.
11 έστήκατε perf. ind. act. от ϊστημι (G2476), perf. стоять.
άναλημφθείς aor. pass. part. (adj.), см. ст. 2. έλεύσεται fut. ind. med. (dep.) от έρχομαι (G2064) идти, приходить. Он придет так же, как и ушел (Barrett).
έθεάσασθε aor. ind. med. (dep.) от θεάομαι (G2300) смотреть, наблюдать.
πορευόμενον praes. med. (dep.) part. (adj.), см. ст. 10.
12 ύπέστρεψαν aor. ind. act. от ύποστρέφω (G5290) возвращаться.
καλουμένου praes. pass. part. (adj.) от καλέω (G2564) звать; pass. быть названным, носить имя. Έλαιώνος gen. sing. от έλαιών (G1638) оливковая роща (DJG, 43−44). Имена с этим суффиксом указывают на местонахождение людей или предметов (Bruce).
έχον praes. act. part. (adj.) от έχ (G2192) иметь, быть. Субботний путь был равен 2000 локтей (2000 средних шагов), то есть почти километру (SB, 2:509−94; Marshall; Barrett; ВВС).
13 είσήλθον aor. ind. act. от είσέρχομαι (G1525) входить.
ύπερώον (G5253) комната наверху, верхний этаж или комната на плоской крыше (Barrett; SB, 594). По традиции, место для работы рабби и место для молитв (LC; SB, 2:594).
άνέβησαν aor. ind. act. от αναβαίνω (G305) подниматься.
καταμένοντες praes. act. part. от καταμένω (G2650) оставаться. Об использовании part. в перифр. обороте см. ст. 10. Предложное сочетание передает значение перфектности (Kistemaker).
14 προσκαρτεροΰντες praes. act. part. от προσκαρτερέω (G4342) быть сильным, быть упорным — настаивать на своем (RWP; TLNT; TDNT). О part. в перифр. обороте см. ст. 10.
ομοθυμαδόν (G3661) объединенные одним замыслом или целью.
15 άναστάς aor. act. part. (temp.) от άνίσχημι (G450) подниматься.
έπ τό αύτό все вместе. Вероятно, эта фраза является почти устойчивым выражением, означающим: «все члены церкви вместе» (Bruce; ТС, 305; Bradley Blue, "Acts and the House Church" BAFCS, 2:131−35).
εκατόν είκοσι (G1538; G1534) сто двадцать. По иудейскому закону, чтобы образовать общину, имеющую свой собственный совет, нужно было как минимум 120 мужчин-иудеев (Marshall; SB, 2:594−95; Μ, Sanh. 1:6).
16 έδει impf. ind. act. от δει (G1163) необходимо, указывает на логическую необходимость, с infv πληρωθήναι aor. pass. inf. от πληρόω (G4137) выполнять.
προείπεν aor. ind. act. от προλέγω (G4302) предсказывать.
γενομένου aor. med. (dep.) part. от γίνομαι (G1096) становиться, быть. Gen. abs. όδηγοΰ gen. sing. от οδηγός (G3595) проводник.
συλλαβοΰσιν aor. act. part. dat. pl. от συλλαμβάνω (G4815) хватать, арестовывать. Dat. заинтересованности. Part, в роли subst.
17 κατηριθμημένος perf. pass. part. от καταριθμέω (G2674) перечислять, относится к составлению списка (Barrett). Перифрастическое part., «он был включен в число нас» (VA, 485).
ελαχεν aor. ind. act. от λαγχάνω (G2975) получать по жребию; здесь: получать должность (LC; о совете из 12 мужчин и 3 первосвященников в свитках Мертвого моря см. 1QM 8:If).
18 έκτήσατο aor. ind. med. (dep.) от κτάομαι (G2932) приобретать, получать для себя (GGBB, 424).
αδικίας gen. sing. от αδικία (G93) неправедность. Obj. gen., «вознаграждение, которое он получил за свою неправедность»; или семитский атрибутивный gen., «его неправедная награда» (Bruce).
πρηνής (G4248) склоненный головой вниз, лицом вниз (EGT; см. DTM, 2:140506).
γενόμενος aor. med. (dep.) part. (сопутств.), см. ст. 16.
μέσος (G3319) середина, в середине (DTM, 2:1405).
έλάκησεν aor. ind. act. от λακέω (G2997) трескаться, лопаться. Предполагает, что действие сопровождается шумом (Bruce).
έξεχύθη aor. ind. pass. от έκχέω (G1632) вываливаться.
σπλάγχνα pl. от σπλάγχνον внутренние органы, кишки.
19 γνωστόν (G1110) известный.
έγένετο aor. ind. med. (dep.), см. ст. 16.
κατοικούσιν praes. act. part. от κατοικέω (G2730) обитать, жить, находиться дома. Part, в роли subst.
κληθήναι aor. pass. inf., см. ст. 12. Inf. с ώστε (G5620) выражает текущие результаты.
Ακελδαμάχ (G184) Акелдама, арамейское слово (Barrett; TRE, 3:603; SA 87−89).
20 γέγραπται perf. ind. pass. от γράφω (G1125) писать. Perf. относится к авторитетным документам, которые сохраняют свою силу (ММ).
γενηθήτω aor. imper. pass. (dep.) 3 pers. sing., см. ст. 16. έπαυλις (G1886) двор, загородный дом, усадьба, хижина, учреждение (RWP; MM; NDIEC 3:71; GELTS, 166; Barrett).
έστω praes. imper. act. от ειμί, см. ст. 8.
κατοικών praes. act. part., см. ст. 19. Part, в роли subst.
επισκοπή (G1984) учреждение (GELTS, 174; TDNT).
λαβέτω aor. imper. act., см. ст. 8.
21 δει praes. ind. act., см. ст. 16, с inf.
γενέσθαι, ст. 22.
συνελθόντων aor. act. part. от συνέρχομαι (G4905) приходить вместе, идти'вместе, сопутствовать. Adj. part., «из тех (τουτών), кто был собран» ст. 22 (Barrett). Обобщ. aor. рассматривает действие целиком (VANT, 415).
έν παντί χρόνω в течение всего времени (Schneider).
είσήλθεν aor. ind. act., см. ст. 13. έξήλθεν aor. ind. act. от εξέρχομαι (G1831) выходить. Выражение «входить и выходить среди нас» является семитской идиомой для обозначения приятельской, непринужденной компании (Longenecker, 265; Вт. 31; 2Цар 3:25; Пс 120:8; Schneider). Аористы обобщ. (RWP).
22 άρξάμενος aor. med. (dep.) part. (adj.), см. ст. 1; имя относится к Иисусу (RWP; Barrett).
άνελήμφθη aor. ind. pass., см. ст. 2.
γενέσθαι aor. med. (dep.) inf., см. ст. 16. Inf. с δει из ст. 21.
23 έστησαν aor. ind. act.
οτηϊστημι (G2476) устанавливать; здесь: назначать (Alex). Подлежащее не названо, но, скорее всего, это все присутствующие (Schneider; LC).
καλούμενον praes. pass. part. (adj.), см. ст. 12. έπεκλήθη aor. ind. pass. от έπικαλέω (G1941) давать имя; pass. быть названным.
24 προσευξάμενοι aor. med. part. (temp.) от προσεύχομαι (G4336) молиться.
κύριε voc. sing. от κύριος (G2962) Господь.
карδιογνώστα voc. sing. от καρδιογνώστης (G2589) знаток сердца. Любимое выражение христиан послеапостольского периода (Haenchen).
άνάδειξον aor. imper. act. от άναδείκνυμι (G322) показывать. Aor. imper. призывает к специфическому действию с оттенком срочности.
έξελέξω aor. ind. med. 2pers., см. ст. 2.
25 λαβείν aor. act. inf., см. ст. 8. Эпэкз. inf. или inf. намерения.
παρέβη aor. ind. act. от παραβαίνω (G3845) идти рядом, поворачиваться в сторону.
πορευθήναι aor. pass. (dep.) inf., см. ст. 10. Inf. цели.
26 έδωκαν aor. ind. act. от δίδωμι (G1325) давать.
έπεσεν aor. ind. act. от πίπτω (G4098) падать.
συγκατεψηφίσθη aor. ind. pass. от συγκαταψηφίζω (G4785), med. присоединяться к осуждению; pass. быть выбранным (голосованием) вместе с кем-л.; следовательно, быть добавленным (BAGD). Иудеи писали имена на камнях, бросали их в сосуд и трясли, пока один из камней не выпадал (LC).


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.