Деяния 1 глава

Деяния святых апостолов
Еврейский Новый Завет → Лингвистический. Роджерс

Еврейский Новый Завет

1 Дорогой Феофил*, В первой книге я написал обо всём, что Иисус* делал и чему учил,
2 вплоть до дня, когда, дав наставления через Святого Духа* своим избранным посланникам, он был взят на небеса.
3 После своей смерти он являлся им и предоставил множество убедительных доказательств того, что он жив. В течение сорока дней они видели его, и он беседовал с ними о Божьем Царстве.
4 Во время одного из таких собраний он дал им указания не покидать Иерушалаим, но ожидать, "что обещал Отец, о чём вы слышали от меня.
5 Ибо Иоанн* погружал людей в воде; но через несколько дней вы будете погружены в Святого Духа*!"
6 Собравшись вместе, они спросили его: "Господь, не в это ли время ты восстановишь самодержавие в Израиле?"
7 Он ответил: "Вам не нужно знать времена и сроки; Отец хранит это в Своей власти.
8 Но вы получите силу, когда на вас сойдёт Святой Дух*, вы будете моими свидетелями как в Иерусалиме*, так и по всей Иудее* и Самарии*, и даже до края земли!"
9 После этих слов он был взят у них на глазах; и облако скрыло его от их взора.
10 Они внимательно смотрели в небеса ему вслед, как вдруг заметили двух мужчин в белом, стоявших рядом с ними.
11 Те сказали: "Галилеяне! Что вы стоите и глядите в небо? Этот Иисус*, который был взят от вас на небеса, вернётся точно так же, как вы видели его уходящим туда".
12 После этого они возвратились в Иерусалим* с Масличной горы, находившейся от него на расстоянии Субботнего* пути.
13 Придя в город, они поднялись в верхнюю комнату, в которой жили. Посланников звали Петр*, Иаков*, Иоанн*, Андрей, Филипп, Фома*, Варфоломей*, Матфей*, Иаков Алфеев*, Симон* "Зелот" и Иуда, сын Иакова*.
14 Все они единодушно посвятили себя молитве вместе с некоторыми женщинами, среди которых была Мария* (мать Иисуса*), а также с его братьями.
15 В те дни, когда группа верующих насчитывала около ста двадцати человек, Петр* встал и обратился к своим товарищам:
16 "Братья, Святой Дух* предсказывал через Давида о Иуде*, и эти слова Еврейских Писаний* должны были исполниться. Он вел людей, арестовавших Иисуса*
17 он был одним из нас и участвовал в общем деле".
18 (На деньги, полученные им за своё грязное дело, Иуда* купил поле; и там он пал насмерть. Тело его вздулось и лопнуло, и все внутренности выпали из него.
19 Это стало известным всем жителям Иерусалима*, и они назвали то поле "Акелдама*", что на их языке означает "Поле крови")
20 "Также, — сказал Петр*, — в книге Псалмов сказано: 'Да будет опустошено жилище его, и да не будет живущего в нём;' и 'Пусть другой возьмёт на себя руководство вместо него'.
21 Поэтому один из тех, кто постоянно находился среди нас все время, когда Господь Иисус* ходил с нами,
22 с того момента, когда Иоанн* стал проводить погружение, и до того дня, когда Иисус* был взят от нас, должен стать проповедником его воскресения вместе с нами".
23 Они выдвинули двоих — Иосифа Варсаву*, названного Иустом, и Матфея*.
24 Затем они помолились: "Господь, Ты знаешь сердце каждого. Укажи нам, кого из этих двоих Ты избрал,
25 чтобы принять служение и должность посланника от Иуды*, которые тот оставил, чтобы отправиться туда, где ему и следует быть".
26 Затем они бросили жребий, чтобы выбрать одного из них, и жребий выпал Матфею*. Итак, он был причислен к одиннадцати посланникам.

Лингвистический. Роджерс

1 μέν (G3303) с одной стороны. Обычно сопровождается δέ («с другой стороны»), но не в этом случае (Marshall*; PLG*, 143−44).
πρῶτον (G4412) первый, используется в знач. πρότερον («предыдущий»). Первый из двух, причем наличие третьего не предполагается (RG*, 662; Schneider*; Barrett*; PLG*, 144).
λόγος (G3056) книга, трактат. Это слово обычно использовалось для обозначения одного из разделов труда, который занимал более одного свитка папируса (LC*; PLG*, 144−45). По поводу соотношения между Евангелием от Луки и Деяниями см.* I. Howard Marshall, “Acts and the ‘Former Treatise’”, BAFCS*, 1:163−82; BASHH*, 30−43; Hubert Cancik, “The History of Culture, Religion, and Institutions in Ancient Historiography: Philological Observations Concerning Luke’s History”, JBL* 116 (1997): 673−95.
ἐποιησάμην aor.* ind.* med.* от ποιέω (G4160) делать. Med.* обычно употребляется для обозначения умственных побуждений (RWP*; BG*, 228).
voc.* о! (Barrett*).
ὧν gen.* pl.* от ὅς (G3739) rel.* pron.*, gen.* по аттракции.
ἤρξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἄρχομαι (G756) начинать, с inf.* Гл.* является эмфатическим, а не семитским вспомогательным (как считает SA*, 125−26). Как Евангелие рассказывает нам, что делал Иисус и чему Он учил, так Деяния рассказывают о продолжении Его деяний и учения через Духа Святого (Bruce*).
ποιεῖν praes.* act.* inf.* от ποιέω (G4160) делать, поступать.
διδάσκειν praes.* act.* inf.* от διδάσκω (G1321) учить. Краткое содержание и изложение целей повествования очень похоже на вступление к третьему евангелию (Barrett*). Сравнение этого предисловия с предисловиями других исторических трудов древности см.* в BAFCS*, 1:1−82; PLG*, 11−41, 147−67, 213−29; BASHH*, 63−100.
2 ἐντειλάμενος aor.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от ἐντέλλομαι (G1781) наставлять, повелевать.
διὰ πνεύματος ἁγίου через (посредством) Духа Святого; следует рассматривать в сочетании с part.* от ἐντειλάμενος (Barrett*).
ἐξελέξατο aor.* ind.* med.* (indir.* med.*, «для себя») ἐκλέγω (G1586) избирать, выбирать.
ἀνελήμφθη aor.* ind.* pass.* от ἀναλαμβάνω (G353) поднимать. Относится к вознесению Христа (Haenchen*). О проблемах толкования этого стиха см.* Barrett*; TC*, 273−77; BC*, 3:256−61.
3 παρέστησεν aor.* ind.* act.* от παρίστημι (G3918) представлять.
ζῶντα praes.* act.* part.* от ζάω (G2198) жить, быть живым. Adj.* part.* как часть оборота с двойным acc.* «Он явил Себя живым».
παθεῖν aor.* act.* inf.* от πάσχω (G3958) страдать. Inf.* с предл.* μετά (G3326) выражает время — «после» (MT*, 143).
τεκμήριον (G5039) знамение, доказательство; убедительное и решающее доказательство (BAGD*; MM*). В логике — убедительный довод (LC*); в медицинском языке — свидетельство, верный признак, симптом (MLL*, 184; LS*); в юридическом языке — неопровержимая улика, бесспорное и неопровержимое доказательство (Quintilian*, 5, ix, 3−4; 3 Мак. 3:24).
δι᾽ ἡμερῶν τεσσεράκοντα (G1223; G2250) время от времени на протяжении сорока дней (RWP*).
ὀπτανόμενος praes.* med.* (dep.* «являясь им» [Barrett*]) part.* от ὀπτάνομαι (G3700) позволять себя увидеть, являться кому-л. Имеется в виду не просто зрительный образ (Haenchen*; MM*). Part.* образа действия, показывающее, как Он являлся живым.
λέγων praes.* act.* part.* от λέγω (G3004) говорить. Iterat.* praes.*
τὰ περὶ τῆς βασιλείας τοῦ θεοῦ вещи, относящиеся к Царству Божьему. Артикль при мн. ч. с предлогом имеет обобщающее значение (Cleon L. Rogers, Jr., “The Davidic Covenant in Acts-Revelation”, Bib Sac* 151 [1994]: 71−72). Эта фраза предваряет вопрос из ст. 6 (Barrett*).
4 συναλιζόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от συναλίζω (G4871) букв.* совместно питаться или, возможно, жить вместе с кем-л. (Bruce-ET*). О проблемах этого текста см.* Barrett*; TC*, 278−79.
παρήγγειλεν aor.* ind.* act.* от παραγγέλλω (G3853) повелевать.
χωρίζεσθαι praes.* pass.* (dep.*) inf.* от χωρίζομαι (G5563) уходить. Inf.* передает содержание приказа.
περιμένειν praes.* act.* inf.* от περιμένω (G4037) ждать кого-л.
ἠκούσατε aor.* ind.* act.* от ἀκούω (G191) слышать, с obj.* в gen.*
5 ὅτι (G3754) потому что.
ἐβάπτισεν aor.* ind.* act.* от βαπτίζω (G907) крестить.
βαπτισθήσεσθε fut.* ind.* pass.*
6 μὲν οὖν (G3303; G3767) так что. Любимое выражение автора Деяний; им обычно начинается новая история, которая, однако, связана с изложенным ранее (LC*).
συνελθόντες aor.* act.* part.* (temp.*) «Когда (после того как) они собрались вместе».
συνέρχομαι (G4905) собираться вместе.
ἠρώτων impf.* ind.* act.* от ἐρωτάω (G2065) задавать вопросы, спрашивать. Inch.* impf.*, «они начали спрашивать».
εἰ (G1487) если. Вводит прямой вопрос
ἀποκαθιστάνεις praes.* ind.* act.* от ἀποκαθιστάνω (G600) восстанавливать, возвращать прежнее состояние. Эсхатологический термин, обозначающий восстановление Богом правильного положения вещей в конце времени (Haenchen*; TDNT*; EDNT*; RAC*, 1:510−16; Schneider*; CD*, 19:6,9; о надеждах иудеев см.* Moore*, Judaism, 2:323−76; SB*, 4:799−976; TS*, 649−90; HJP*, 2:488−554). Футуристический praes.*, «Ты восстановишь?» (Barrett*).
7 εἶπεν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
ὑμῶν gen.* pl.* от σύ (G4771); gen.* обладания в praed.*: «это не ваша забота» (BD*, 89; RG*, 497).
γνῶναι aor.* act.* inf.* от γινώσκω (G1097) знать. Эпэкз.* inf.* объясняет, что именно к ним не относится. Иисус не желает отвечать на вопрос, Он отказывается говорить не о теме как таковой, а о времени исполнения того, о чем Его спрашивают (Meyer*; John A. McLean, “Did Jesus Correct the Disciples’ View of the Kingdom?”, Bib Sac* 151 [1994]: 215−27).
χρόνος (G5550) время, период времени.
καιρός (G2540) время, подходящий момент (см.* 1Фес 5:1; Rogers, “Davidic Covenant in Acts-Rev.”, Bib Sac* 151 [1994]: 73).
ἔθετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от τίθημι (G5087) помещать, ставить.
8 λήμψεσθε fut.* ind.* med.* (dep.*) от λαμβάνω (G2983) принимать.
ἐπελθόντος aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐπέρχομαι (G1904) нисходить. Gen.* abs.*
ἔσεσθε fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510) быть.
μου gen.* sing.* 1 pers.* pron.* от ἐγώ (G1473), эмфатическое по своему положению. Либо poss.* gen.* («мои свидетели»), либо obj.* gen.* («от/для меня»).
μάρτυρες nom.* pl.* от μάρτυς (G3144) свидетель (TDNT*; TLNT*; DPL*, 974−75).
ἐσχάτου gen.* sing.* от ἔσχατος (G2078) последний, конечный (см.* James M. Scott, “Luke’s Geographical Horizon”, BAFCS* 2:483−544; также E. Earle Ellis, “‘The End of the Earth’ [Acts 1:8]”, Bulletin for-Biblical Research 1 [1991]: 123−32).
9 εἰπών aor.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 7.
βλεπόντων praes.* act.* part.* (temp.*) от βλέπω (G991) видеть, наблюдать. Gen.* abs.* («пока»).
ἐπήρθη aor.* ind.* pass.* от ἐπαίρω (G1869) поднимать. Богосл.* pass.*
νεφέλη (G3507) облако. Символ шехины, видимого проявления божественного присутствия и славы (Longenecker*, 258).
ὑπέλαβεν aor.* ind.* act.* от ὑπολαμβάνω (G5274) поднимать, принимать (BAGD*).
10 ἀτενίζοντες praes.* act.* part.* от ἀτενίζω (G816) глазеть. В медицинских текстах используется для обозначения пристального неподвижного взгляда (MLL*, 76). Перифрастическое part.* указывает на длительное действие, образующее фон для точечного события (VA*, 457).
ἦσαν impf.* ind.* act.*, см.* ст. 8.
πορευομένου praes.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от πορεύομαι (G4198) идти. Gen.* abs.*
παρειστήκεισαν plperf.* ind.* act.* от παρίστημι (G3936), perf.* стоять.
ἐσθήσεσι dat.* pl.* от ἐσθής (G2066) одежды. О форме dat.* см.* BAGD*; GGP*, 47−48.
11 ἑστήκατε perf.* ind.* act.* от ἵστημι (G2476), perf.* стоять.
ἀναλημφθείς aor.* pass.* part.* (adj.*), см.* ст. 2.
ἐλεύσεται fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἔρχομαι (G2064) идти, приходить. Он придет так же, как и ушел (Barrett*).
ἐθεάσασθε aor.* ind.* med.* (dep.*) от θεάομαι (G2300) смотреть, наблюдать.
πορευόμενον praes.* med.* (dep.*) part.* (adj.*), см.* ст. 10.
12 ὑπέστρεψαν aor.* ind.* act.* от ὑποστρέφω (G5290) возвращаться.
καλουμένου praes.* pass.* part.* (adj.*) от καλέω (G2564) звать; pass.* быть названным, носить имя.
ἐλαιῶνος gen.* sing.* от ἐλαιών (G1638) оливковая роща (DJG*, 43−44). Имена с этим суффиксом указывают на местонахождение людей или предметов (Bruce*).
ἔχον praes.* act.* part.* (adj.*) от ἔχω (G2192) иметь, быть. Субботний путь был равен 2000 локтей (2000 средних шагов), то есть почти километру (SB*, 2:509−94; Marshall*; Barrett*; BBC*).
13 εἰσῆλθον aor.* ind.* act.* от εἰσέρχομαι (G1525) входить.
ὑπερῷον (G5253) комната наверху, верхний этаж или комната на плоской крыше (Barrett*; SB*, 594). По традиции, место для работы рабби и место для молитв (LC*; SB*, 2:594).
ἀνέβησαν aor.* ind.* act.* от ἀναβαίνω (G305) подниматься.
καταμένοντες praes.* act.* part.* от καταμένω (G2650) оставаться. Об использовании part.* в перифр.* обороте см.* ст. 10. Предложное сочетание передает значение перфектности (Kistemaker*).
14 προσκαρτεροῦντες praes.* act.* part.* от προσκαρτερέω (G4342) быть сильным, быть упорным — настаивать на своем (RWP*; TLNT*; TDNT*). О part.* в перифр.* обороте см.* ст. 10.
ὁμοθυμαδόν (G3661) объединенные одним замыслом или целью.
15 ἀναστάς aor.* act.* part.* (temp.*) от ἀνίστημι (G450) подниматься.
ἐπὶ τὸ αὐτό все вместе. Вероятно, эта фраза является почти устойчивым выражением, означающим: «все члены церкви вместе» (Bruce*; TC*, 305; Bradley Blue, “Acts and the House Church”, BAFCS*, 2:131−35).
ἑκατὸν εἴκοσι (G1538; G1534) сто двадцать. По иудейскому закону, чтобы образовать общину, имеющую свой собственный совет, нужно было как минимум 120 мужчин-иудеев (Marshall*; SB*, 2:594−95; M*, Sanh. 1:6).
16 ἔδει impf.* ind.* act.* от δεῖ (G1163) необходимо, указывает на логическую необходимость, с inf.* πληρωθῆναι aor.* pass.* inf.* от πληρόω (G4137) выполнять.
προεῖπεν aor.* ind.* act.* от προλέγω (G4302) предсказывать.
γενομένου aor.* med.* (dep.*) part.* от γίνομαι (G1096) становиться, быть. Gen.* abs.*
ὁδηγοῦ gen.* sing.* от ὁδηγός (G3595) проводник.
συλλαβοῦσιν aor.* act.* part.* dat.* pl.* от συλλαμβάνω (G4815) хватать, арестовывать. Dat.* заинтересованности. Part.* в роли subst.*
17 κατηριθμημένος perf.* pass.* part.* от καταριθμέω (G2674) перечислять, относится к составлению списка (Barrett*). Перифрастическое part.*, «он был включен в число нас» (VA*, 485).
ἔλαχεν aor.* ind.* act.* от λαγχάνω (G2975) получать по жребию; здесь: получать должность (LC*; о совете из 12 мужчин и 3 первосвященников в свитках Мертвого моря см.* 1QM 8:If).
18 ἐκτήσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от κτάομαι (G2932) приобретать, получать для себя (GGBB*, 424).
ἀδικίας gen.* sing.* от ἀδικία (G93) неправедность. Obj.* gen.*, «вознаграждение, которое он получил за свою неправедность»; или семитский атрибутивный gen.*, «его неправедная награда» (Bruce*).
πρηνής (G4248) склоненный головой вниз, лицом вниз (EGT*; см.* DTM*, 2:1405−06).
γενόμενος aor.* med.* (dep.*) part.* (сопутств.*), см.* ст. 16.
μέσος (G3319) середина, в середине (DTM*, 2:1405).
ἐλάκησεν aor.* ind.* act.* от λακάω (G2997) трескаться, лопаться. Предполагает, что действие сопровождается шумом (Bruce*).
ἐξεχύθη aor.* ind.* pass.* от ἐκχέω (G1632) вываливаться.
σπλάγχνα pl.* от σπλάγχνον (G4698) внутренние органы, кишки.
19 γνωστόν (G1110) известный.
ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 16.
κατοικοῦσιν praes.* act.* part.* от κατοικέω (G2730) обитать, жить, находиться дома. Part.* в роли subst.*
κληθῆναι aor.* pass.* inf.*, см.* ст. 12. Inf.* с ὥστε (G5620) выражает текущие результаты.
Ἁκελδαμάχ (G184) Акелдама, арамейское слово (Barrett*; TRE*, 3:603; SA* 87−89).
20 γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* относится к авторитетным документам, которые сохраняют свою силу (MM*).
γενηθήτω aor.* imper.* pass.* (dep.*) 3 pers.* sing.*, см.* ст. 16.
ἔπαυλις (G1886) двор, загородный дом, усадьба, хижина, учреждение (RWP*; MM*; NDIEC* 3:71; GELTS*, 166; Barrett*).
ἔστω praes.* imper.* act.* от εἰμί, см.* ст. 8.
κατοικῶν praes.* act.* part.*, см.* ст. 19. Part.* в роли subst.*
ἐπισκοπή (G1984) учреждение (GELTS*, 174; TDNT*).
λαβέτω aor.* imper.* act.*, см.* ст. 8.
21 δεῖ praes.* ind.* act.*, см.* ст. 16, с inf.* γενέσθαι, ст. 22.
συνελθόντων aor.* act.* part.* от συνέρχομαι (G4905) приходить вместе, идти вместе, сопутствовать. Adj.* part.*, «из тех (τουτῶν), кто был собран» ст. 22 (Barrett*). Обобщ.* aor.* рассматривает действие целиком (VANT*, 415).
ἐν παντὶ χρόνῳ в течение всего времени (Schneider*).
εἰσῆλθεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 13.
ἐξῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить. Выражение «входить и выходить среди нас» является семитской идиомой для обозначения приятельской, непринужденной компании (Longenecker*, 265; Вт. 31; 2Цар. 3:25; Пс 120:8; Schneider*). Аористы обобщ.* (RWP*).
22 ἀρξάμενος aor.* med.* (dep.*) part.* (adj.*), см.* ст. 1; имя относится к Иисусу (RWP*; Barrett*).
ἀνελήμφθη aor.* ind.* pass.*, см.* ст. 2.
γενέσθαι aor.* med.* (dep.*) inf.*, см.* ст. 16. Inf.* с δεῖ из ст. 21.
23 ἔστησαν aor.* ind.* act.* от ἵστημι (G2476) устанавливать; здесь: назначать (Alex*). Подлежащее не названо, но, скорее всего, это все присутствующие (Schneider*; LC*).
καλούμενον praes.* pass.* part.* (adj.*), см.* ст. 12.
ἐπεκλήθη aor.* ind.* pass.* от ἐπικαλέω (G1941) давать имя; pass.* быть названным.
24 προσευξάμενοι aor.* med.* part.* (temp.*) от προσεύχομαι (G4336) молиться.
κύριε voc.* sing.* от κύριος (G2962) Господь.
καρδιογνώστα voc.* sing.* от καρδιογνώστης (G2589) знаток сердца. Любимое выражение христиан послеапостольского периода (Haenchen*).
ἀνάδειξον aor.* imper.* act.* от ἀναδείκνυμι (G322) показывать. Aor.* imper.* призывает к специфическому действию с оттенком срочности.
ἐξελέξω aor.* ind.* med.* 2 pers.*, см.* ст. 2.
25 λαβεῖν aor.* act.* inf.*, см.* ст. 8. Эпэкз.* inf.* или inf.* намерения.
παρέβη aor.* ind.* act.* от παραβαίνω (G3845) идти рядом, поворачиваться в сторону.
πορευθῆναι aor.* pass.* (dep.*) inf.*, см.* ст. 10. Inf.* цели.
26 ἔδωκαν aor.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
ἔπεσεν aor.* ind.* act.* от πίπτω (G4098) падать.
συγκατεψηφίσθη aor.* ind.* pass.* от συγκαταψηφίζω (G4785), med.* присоединяться к осуждению; pass.* быть выбранным (голосованием) вместе с кем-л.; следовательно, быть добавленным (BAGD*). Иудеи писали имена на камнях, бросали их в сосуд и трясли, пока один из камней не выпадал (LC*).


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.