2 Летопись 20 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Елизаветинская на русском

 
 

Спустя некоторое время пришли моавитяне, аммонитяне и некоторые меунитяне и начали войну с Иосафатом.
 
По сих же приидоша сынове моавли и сынове аммони и с ними от амманитов ко иосафату на брань.

Иосафату доложили: «Из Едома против тебя выступило огромное войско. Вражеские армии идут из-за моря. Они уже в Хацацон-Фамаре, то есть в Ен-Геди!»
 
Приидоша же и сказаша иосафату, глаголюще: идет противу тебе велико множество от об он пол моря от сирии, и се, стоят во асасан-фамаре, иже есть енгадди.

Иосафат испугался и решил спросить Господа, что делать. Он объявил пост для всех в Иудее.
 
И убояся, и вдаде иосафат лице свое взыскати Господа, и проповеда пост во всей иудеи.

Тогда люди пришли из всех городов Иудеи. Они собрались все вместе, чтобы просить помощи у Господа.
 
И собрася весь иуда взыскати Господа: и от всех градов иудиных приидоша ко умолению Господню.

Иосафат находился в храме Господа перед новым двором. Он стал перед собранием народа из Иудеи и Иерусалима
 
И ста иосафат в собрании иуды во Иерусалиме, в дому Господни пред лицем двора новаго,

и сказал: «Господь, Бог наших предков, Ты — Бог во вселенной! Ты правишь царствами всех народов! У Тебя есть могущество и сила! Никто не может устоять против Тебя!
 
и рече: Господи Боже отец наших, не ты ли еси Бог на небеси горе, и ты владычствуеши всеми царствы язык, и в руку твоею есть крепость силы, и кто противостанет тебе?

Ты — наш Бог! Ты изгнал людей, которые жили в этой земле, сделав это перед Израилем, Твоим народом. Ты отдал навеки эту землю потомкам Твоего друга Авраама.
 
не ты ли еси Бог наш искоренивый живущыя на земли сей от лица людий твоих израиля, и дал еси ю семени авраамлю возлюбленному твоему во веки?

Потомки Авраама жили в этой земле и построили храм Твоему имени.
 
и вселишася на ней, и устроиша в ней святыню имени твоему, глаголюще:

Они говорили: „Если к нам придёт беда: война, наказание, болезнь или голод — мы станем перед Тобой и перед этим храмом, в котором находится Твоё имя. Мы обратимся к Тебе, когда окажемся в беде, и тогда Ты услышишь и спасёшь нас”.
 
аще нападут на ны злая, мечь, суд, губителство, глад, станем пред домом сим и пред тобою, яко призвано имя твое в дому сем, и возопием к тебе от скорбей наших, и услышиши и спасеши:

Но теперь на нас наступают армии аммонитян, моавитян и народа с горы Сеир! Ты не позволил израильтянам войти в их земли, когда они выходили из Египта. Поэтому израильтяне свернули в сторону и не истребили эти народы.
 
и ныне се, сынове аммони и моавли и гора сиир, сквозе яже не изволил еси израилю проити, егда исхождаху от земли египетския, но уклонишася от них и не избиша их:

Но видишь, чем платят нам эти люди за то, что не были уничтожены. Они пришли, чтобы выгнать нас из Твоей земли, которую Ты дал нам.
 
и се, ныне сии нападают на ны исходяще изгонити нас от наследия нашего, еже предал еси нам.

Бог наш, накажи этих людей! У нас нет силы победить это огромное войско, которое идёт против нас! Мы не знаем, что делать! Поэтому мы обращаемся к Тебе за помощью!»
 
Господи Боже наш, не судиши ли им? в нас бо несть толика крепость, да можем сему множеству сопротивитися, еже нападе на ны, и не вемы что соделати имамы им: но токмо очи наши к тебе.

Весь народ Иудеи стоял перед Господом со своими младенцами, жёнами и старшими детьми.
 
И весь иуда стояше пред Господем, и чада их, и жены их.

Тогда Дух Господа сошёл на Иахазиила, сына Захарии. Захария был сыном Ванеи, Ванея был сыном Иеиела, а Иеиел был сыном Матфании. Иахазиил был левитом и потомком Асафа.
 
Бе же иозиил сын захариин, сынов ванеа, сынов елеила, сынов мафаниа левитина, от сынов асафовых, и бысть на нем дух Господень посреде народа,

Иахазиил сказал: «Послушайте меня, царь Иосафат и все жители Иудеи и Иерусалима! Господь говорит вам так: „Не бойтесь и не страшитесь этого огромного войска, потому что битва эта не ваша. Она принадлежит Богу!
 
и рече: слышите, весь иуда и обитающии во Иерусалиме, и ты, царю иосафате: сия рече Господь вам: не бойтеся, ниже ужасайтеся от лица народа сего многаго, несть бо ваше ополчение, но Божие:

Завтра вражеские армии будут подниматься по перевалу Циц. Когда они будут находиться в конце долины, с другой стороны пустыни Иеруил, тогда вы должны спуститься к ним.
 
заутра изыдите противу их: се, восходят по восходу ассис, и обрящете их на краи реки противу пустыни иериил:

Вам не нужно сражаться в этой битве. Просто стойте на своих местах и смотрите, как Господь спасёт вас. Иудея и Иерусалим, не бойтесь! Без страха выходите завтра против этих людей, потому что Господь будет с вами!”»
 
не ваше есть воевати: сия разумейте и узрите сие спасение Господне с вами, иудо и Иерусалиме: не убойтеся, ни ужасайтеся заутра изыти противу их, и Господь с вами.

После этого Иосафат поклонился до земли, и весь народ Иудеи и жители Иерусалима пали перед Господом, почитая Его.
 
И преклонься иосафат на лице свое, и весь иуда, и обитающии во Иерусалиме, падоша пред Господем поклонитися Господеви.

Левиты из колена Каафа и Корея встали, чтобы прославлять Господа, Бога Израиля. Они громко пели, восхваляя Господа.
 
И восташа левити от сынов каафовых и от сынов кореовых, хвалити Господа Бога израилева гласом великим в высоту.

Рано утром войско Иосафата вошло в Фекойскую пустыню. Когда люди выступили, Иосафат встал и обратился к ним: «Послушайте меня, народ Иудеи и жители Иерусалима. Поверьте в Господа, Бога вашего, и тогда вы обретёте силу. Поверьте в Его пророков, и вам будет сопутствовать успех!»
 
И заутра восташа рано и изыдоша в пустыню фекое. И внегда исходити им, ста иосафат (посреде их), и возопи и рече: услышите мя, мужие иудины и вси обитающии во Иерусалиме: веруйте в Господа Бога нашего и уверитеся: веруйте пророку его, и благопоспешится вам.

Иосафат объявил народу, что он выбрал певцов для прославления Господа. Они должны были носить особые одежды, идти перед войском и прославлять Господа. Певцы пели песню: «Прославляйте Господа, потому что любовь Его вечна!»
 
И советова с людьми, и постави псалмопевцы, и хвалящих исповедатися, и хвалити святая, внегда изыти пред силою, и глаголаху: исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его.

Когда люди начали петь и прославлять Бога, Господь устроил засаду для моавитян, аммонитян и для народа, пришедшего с горы Сеир. Армии, которые пришли напасть на Иудею, сами были разбиты.
 
Егда же начаша хваления и исповедания, обрати Господь воевати сынов аммоних на моава и гору сиир, изшедших на иуду, и поражени быша.

Аммонитяне и моавитяне стали воевать против народа с горы Сеир. Они убили и уничтожили всех людей с горы Сеир, а когда покончили с ними, стали убивать друг друга.
 
И восташа сынове аммони и моавли на обитающих в горе сиири, да побиют их и сокрушат: и егда скончаша обитающих в сиире, восташа друг на друга, да потребятся.

Народ Иудеи добрался до возвышенности в пустыне. Они взглянули на огромное вражеское войско и увидели лишь мёртвые тела, лежащие на земле. Никто не спасся.
 
Иуда же прииде на созирание от пустыни, и воззре, и виде множество: и се, вси мертви падше на землю, и не бе спасыйся.

Иосафат и его народ пришли забрать ценные вещи. Они нашли много животных, ценностей, одежд и драгоценных вещей и взяли их себе. Они нашли больше добра, чем могли унести. Три дня израильтяне собирали ценные вещи с мёртвых тел, так всего было много!
 
И изыде иосафат и людие его взяти корысти их, и обретоша скота много, и одежды, и корысти, и сосуды дражайшыя и плениша их: и быша собирающе корысти их три дни, яко многи бяху.

На четвёртый день Иосафат и его войско собрались в долине Бераха и благословили Господа. Именно поэтому то место до сих пор называется долиной Бераха.
 
Дне же четвертаго собрахуся во удоль благословения, ибо тако благословиша Господа: сего ради прозваша место то удоль благословения даже до сего дне.

Затем Иосафат повёл весь народ Иерусалима и Иудеи обратно в Иерусалим. Господь сделал их счастливыми, когда уничтожил их врагов.
 
И возвратишася вси мужие иудины во Иерусалим и иосафат вождь их с веселием великим: яко возвесели их Господь о вразех их.

Они пришли в Иерусалим к храму Господа с лирами, арфами и трубами.
 
И внидоша во Иерусалим со псалтирми и гусльми и трубами в дом Господень.

Все народы во всех странах боялись Господа, потому что слышали, что Господь уничтожал врагов Израиля.
 
И бысть страх Господень на вся царства земная, внегда услышати им, яко порази Господь враги израилевы.

Поэтому в царстве Иосафата был мир, так как Бог Иосафата дал ему покой и защиту от всех врагов.
 
И умирися царство иосафатово, и даде ему Господь покой окрест.

Иосафат правил Иудеей. Ему было тридцать пять лет, когда он стал царём, и царствовал он в Иерусалиме двадцать пять лет. Его мать звали Азувой, она была дочерью Салаиля.
 
И царствова иосафат над иудою, сый лет тридесяти пяти, егда царство прия и двадесять пять лет царствова во Иерусалиме. Имя же матери его азува, дщи салиина.

Иосафат жил так, как Аса, его отец, до него, делая всё, что желал Господь.
 
И хождаше в путех отца своего асы, и не уклонися от них творити правое пред Господем:

Однако он не уничтожил высоты, и поэтому народ не обратил свои сердца к Господу, Которому следовали их предки.
 
обаче высокая еще бяху, и еще людие не управиша сердца своего ко Господу Богу отец своих.

Остальные дела Иосафата, от начала и до конца, описаны в «Записях Ииуя, сына Ханани», которые внесены в книгу «Летописи израильских царей».
 
Прочая же деяния иосафатова первая и последняя, се, писана суть во словесех ииуа сына ананиина, иже написа книгу царей израилевых.

Позже Иосафат, иудейский царь, заключил соглашение с Охозией, израильским царём, который творил зло.
 
И по сих сообщися иосафат царь иудин со охозиею царем израилевым, и сей беззаконнова,

Иосафат присоединился к Охозии, чтобы построить корабли и отправиться в город Фарсис. Они построили корабли в городе Ецион-Гавер.
 
занеже сотвори, и отиде к нему, да сотворят корабли, еже ити во фарсис: и сотвори корабли в гасион-гавере.

Тогда сын Додавы Елиезер, который был родом из Мареша, выступил против Иосафата. Он сказал: «Иосафат, ты присоединился к Охозии, поэтому Господь уничтожит твой флот». Корабли разбились, и Иосафат и Охозия не смогли послать их в Фарсис.
 
И пророчествова елиезер сын додиа от марисиса на иосафата, глаголя: понеже возимел еси любовь со охозиею, сокруши Господь дело твое, и сокрушишася корабли твоя и не возмогоша поити во фарсис.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.