1 В неком месте, после того, как Иисус закончил молиться, один из Его учеников попросил Его: «Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников».
2 Он сказал им:
«Когда молитесь, говорите так:
„Отче!
Почитаемо да будет святое имя Твое!
Да придет Твое Царство!
3 Хлеб наш насущный[1] даруй нам на каждый день.
4 И прости нам грехи наши,
ведь и мы прощаем всем,
кто нам зло причиняет.[2]
И не дай нам впасть во искушенье!“»[3]
5 Потом Он сказал им: « Скажем, у кого-то из вас есть друг, и ты пойдешь к нему посреди ночи и скажешь: „Друг, дай мне хотя бы три лепешки, я потом верну тебе.
6 Мой приятель зашел сейчас ко мне с дороги, и мне нечего предложить ему“.
7 И тот, не выходя из дома, ответит: „Не беспокой меня. Дверь уже на ночь заперта, мои дети и я уже в постели. Я не могу встать и дать тебе то, о чем просишь ».
8 Говорю вам, если даже он сразу и не встанет и не даст ему хлеба по дружбе с ним, всё равно поднимется и даст тому всё, что нужно, если тот проявит большую настойчивость.
9 И Я говорю вам: просите — и дано будет вам; ищите — и найдете; стучитесь — и вам отворят.
10 Всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют.
11 Неужели найдется среди вас отец, который даст сыну своему змею, когда тот попросит у него рыбы?[4]
12 Или даст скорпиона, когда тот попросит яйцо?
13 Если вы, злые по своей природе люди, можете давать хорошее[5] своим детям, то тем более Небесный Отец даст Духа Святого тем, кто просит у Него».
14 Однажды Иисус изгонял беса, [который был] немым;
[6] и когда бес вышел, то
бывший одержимым
[7] заговорил. Народ пришел в изумление,
15 но были и такие, кто говорил: «Он изгоняет бесов в союзе с Веельзевулом,
[8] князем бесовским».
16 А другие, искушая Его, требовали от Него знамений с неба.
17 Он же, зная их мысли, сказал им: «Любое царство, разделенное внутренней враждой, превращается в пустыню, в таком царстве и семьи нападают одна на другую.
18 Если сатана окажется в разладе с самим собой, как устоит его царство? А по-вашему выходит, что Я силой Веельзевула изгоняю бесов.
19 Если Я изгоняю бесов с помощью Веельзевула, то чьей силой изгоняют бесов ваши дети? Вот они-то и произнесут свой приговор над вами.
20 Если же в том, что Я изгоняю бесов, виден перст Божий,[9] тогда уж точно Царство Божие пришло к вам.
21 Когда сильный человек, вооружившись, охраняет свой дом, то его имущество в безопасности.
22 Но если нападет на него тот, кто сильнее его, и победит его, то заберет у него всё оружие, на которое тот полагался, и разделит со своими друзьями отнятую у него добычу.
23 Кто не со Мной, тот против Меня. И кто не собирает со Мной, тот расточает.
24 Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по безводным местам, ища покоя. И, не находя, говорит: „Вернусь-ка в мой дом, который я оставил!“
25 И, возвратясь, находит его выметенным и убранным.
26 Тогда он идет и берет семь других духов, более злых, чем он; и они, войдя, поселяются там. И, в конце концов, человек тот оказывается в худшем положении, чем он был вначале».
27 Когда Иисус говорил это, одна женщина из толпы воскликнула: «Блаженна мать, родившая и вскормившая Тебя!»
[10]
28 Но Он сказал: «Еще блаженнее те, кто слушает слово Божие и соблюдает его! »
29 Толпа вокруг Иисуса росла всё больше и больше. Тогда Он сказал:
«Поколение это — нечестивое поколение. Знамения требуют,[11] но не будет дано ему никакого другого знамения, кроме знамения Ионы.
30 Ибо как Иона был знамением для ниневитян, так и Сын Человеческий — для этого рода.
31 Царица Юга явится на суд, когда судимы будут люди[12] этого поколения, и она осудит[13] их, ведь она, хоть и жила на краю света, пришла послушать мудрость Соломона, а здесь Тот, Кто больше, чем Соломон.
32 Жители Ниневии явятся[14] во время суда вместе с этим поколением и осудят[15] его, ведь они покаялись от проповеди Ионы. Здесь же Тот, Кто больше Ионы.
33 Никто, зажегши светильник, не прячет его [и не ставит под сосуд], а ставит его на подставку, чтобы входящие видели свет.
34 Светильник тела есть глаз твой. Если глаза твои беззлобны,[16] всё тело твое наполнено светом, а если злые они — тьма во всем теле твоем.
35 Поэтому смотри, чтобы в тебе вместо света не было тьмы.
36 Если всё тело твое светом наполнено и ничего в нем темного нет, то и будет оно полностью освещено, как бывает, когда светильник своим сиянием освещает тебя».
37 Когда Он закончил говорить,
[17] один из фарисеев попросил Его отобедать у него. Иисус вошел
в дом и занял место за столом,
38 не совершив прежде ритуального омовения рук перед едой. Фарисей же, заметив это, не скрыл своего удивления.
39 Но Господь сказал ему: «Вот вы, фарисеи, хотя и содержите свои чаши и блюда снаружи в чистоте, внутри полны вы злобы и жадности.
40 Безумные! Не Тот ли, Кто создал внешнее, сотворил и внутреннее?
41 Если бы вы давали то, что в чашах, бедным,[18] всё для вас было бы чистым.
42 Но горе вам, фарисеи! Вы даете десятину с мяты, руты и всякой зелени, а позабыли о справедливости и любви к Богу. А ведь это следовало вам делать и о том не забывать.
43 Горе вам, фарисеи! Вы любите занимать почетные места в синагогах и любите, когда кланяются вам на площадях.
44 Горе вам,[19] ибо вы как никем не замечаемые могилы: люди ходят по ним, не подозревая об этом ».
45 «Учитель, — возразил Ему один из законников, — говоря это, Ты и нас оскорбляешь!»
46 Но Он сказал: «Горе и вам, законники! Вы возлагаете на людей непосильное бремя, а сами и пальцем не прикасаетесь к нему.
47 Горе вам! Вы строите гробницы пророкам, которых убили отцы ваши.
48 И тем самым вы свидетельствуете, что одобряете дела отцов ваших: они убивали пророков, а вы гробницы строите.
49 Вот почему мудрость Божья изрекла: „Пошлю к ним пророков и апостолов: одних они убьют, а других будут преследовать“,
50 а потому поколение это будет в ответе за кровь всех пророков, пролитую от сотворения мира:
51 от крови Авеля до крови Захарии, погибшего между жертвенником и Домом Божьим. Да, говорю вам: это поколение ответит за всё.
52 Горе вам, законники! Вы присвоили ключ к знанию: сами не вошли и тем, кто хотел войти, помешали».
53 Когда Он вышел оттуда, книжники и фарисеи начали с ожесточением наступать на Него, добиваясь от Него ответов на множество вопросов,
54 пытаясь поймать Его на слове.
[20]
Примечания:
3 [1] — Или: хлеб наш на день грядущий.
4 [2] — Или.: всем должникам нашим.
4 [3] — Букв.: не введи нас во искушение. В свете апостольского учения о том, что Бог «никого… не искушает» (Иак 1:12−14), эти слова молитвы, вероятно, могут пониматься как наша просьба о Божественной помощи в борьбе с искушением.
11 [4] — В некот. рукописях: какой из вас отец, если сын попросит хлеба, подаст ему камень? Или рыбы — и он, вместо рыбы, подаст ему змею?
13 [5] — Букв.: благие дары.
14 [6] — Друг. возм. пер.: делавшего человека немым.
14 [7] — Букв.: немым.
15 [8] — Букв.: изгоняет бесов Веельзевулом; то же в ст. 18 и 19.
20 [9] — Букв.: если же [Я] перстом Божьим изгоняю бесов.
27 [10] — Букв.: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, вскормившие Тебя.
29 [11] — Или: ищут.
31 [12] — Букв.: будет поднята/воскрешена во (время) суда вместе с людьми.
31 [13] — Или: обвинит.
32 [14] — Или: поднимутся (из мертвых).
32 [15] — Или: обвинят.
34 [16] — Или: глаза твои ясны; букв.: если твой глаз прост/бесхитростен, иудейская метафора, изображающая бескорыстность и искренность побуждений.
37 [17] — Друг. возм. пер.: в то время, как Он еще говорил.
41 [18] — Друг. возм. пер.: а то, что внутри находится, отдавайте бедным; букв.: напротив, отдавайте внутреннее как милостыню.
44 [19] — Некот. рукописи добавляют: книжники и фарисеи, лицемеры.
54 [20] — Некот. рукописи добавляют: чтобы обвинить Его.
Евангелие по Луке, 11 глава. Под редакцией Кулаковых.