Притчи 7 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Сын мой! Сохрани слова мои,
сбереги в душе своей мои заповеди,1
2 храни заповеди мои — и будешь жив,
учение мое храни, как зеницу ока.
3 Повяжи их на пальцы,
на скрижалях сердца запиши.2
4 Мудрости скажи: «Ты сестра моя»,
здравомыслие родным братом назови,
5 чтобы они оградили тебя от чужой жены,
от замужней с ее обольстительной речью.3
6 Смотрел я однажды из окна дома моего
сквозь решетку оконную
7 и увидел среди неискушенных,
заметил среди молодых
юношу безрассудного.
8 Переходил он улицу близ ее угла,
путь держал к ее дому
9 вечером в сумерки,
когда ночная тьма опускалась.
10 И вот — навстречу ему шла женщина
в одеждах блудницы,4
с коварным сердцем.
11 Криклива она и необузданна,
и дома ей не сидится.
12 То на улице она, то на площади,
возле каждого угла добычу караулит.
13 Ухватилась она за него, поцеловала
и с бесстыдным лицом говорит ему:
14 «Возносила я сегодня жертву благодарственную,
исполнила обеты мои.5
15 Потому к тебе навстречу и вышла,
чтобы отыскать тебя —
и нашла.
16 Покрывалами застелила я ложе,
пестрыми египетскими тканями,
17 надушила постель мою
миррой, алоэ и корицей.
18 Пойдем, до утра будем упиваться любовью,
насладимся ласками.
19 Мужа моего нет дома,
в дальний путь он отправился,
20 взял с собой кошелек с серебром,
лишь к полнолунию он вернется в дом».6
21 Увлекла она его речью ласковой,
нежными устами прельстила.
22 И пошел он за нею тут же,
словно вол, что идет на бойню,
словно олень, что бежит в ловушку,
23 словно птица, что в силки бросается.
И не знает он, что заплатит жизнью,
пока стрела не поразит его печень.7
24 Так послушайте меня, дети!
Словам из уст моих внимайте:8
25 пусть сердца ваши
не соблазнятся ее путями,
по стезям ее не блуждайте.
26 Ведь многих она погубила,
немало людей сильных сразила она.
27 Дом ее — путь в Шеол,
вниз он ведет, в чертоги смерти.

Толкование Далласской семинарии

2. В МУДРОСТИ — СПАСЕНИЕ ОТ ОБОЛЬСТИТЕЛЬНИЦЫ (глава 7)

Тема опасности блудодеяния продолжается в главе 7. Отец подробно говорит о том, как просто развратной женщине увлечь в ловушку неопытного юношу. После призыва к сыну держаться родительских заповедей (стихи 1−5) он в деталях описывает тактику соблазнительницы (стихи 6−23) и заканчивает предостережением против «блуждания по стезям ее» (стихи 24−27).

а. Наставление отца (7:1−5)

Притч 7:1−5. Тон, стиль и форма вводного наставления схожи с таковыми в предыдущих главах. Так же, как и образный строй их (сравните стих 2 с 4:4 и стих 3 с 2:3). Мудрость следует «знать» столь же близко, как свою сестру, и так же любить ее. Сравниваемая тут с сестрой, она в других главах выступает как бы в роли заботливой жены или, как в этом же стихе, приравнивается к близкому родственнику (и разум — тут синоним мудрости — назови родным твоим).

Это характерный для ветхозаветной литературы прием, поскольку отношения с кровными родственниками и близкими друзьями были для древневосточного сознания своего рода эталоном того, что ценилось превыше всего. Здесь назначение «мудрости-сестры» вполне конкретное: охранить неопытного юношу от прелюбодейной жены другого, обольщающей словами своими.

б. Жертва неразумия сама идет в ловушку (7:6−9)

Притч 7:6−9. Стихи 6−23 звучат как свидетельство очевидца. Описываемый Соломоном «неразумный юноша» ведет себя прямо вопреки правилам мудрости: он, что называется, ищет приключения и, влекомый похотью, сам идет к дому чужой жены, с которой, по-видимому, заранее назначил встречу. Роберт Олден, один из исследователей книги Притчей, в своей работе «Комментарии на древнюю книгу советов на все времена» замечает по поводу такого вот «юноши»: «Если вы хотите избежать встречи с дьяволом, держитесь подальше от того места, где он пребывает. Если вы боитесь, что можете не устоять перед тем или иным видом греха, поспешите отойти от места соблазна».

в. Об облике и поведении соблазнительницы (7:10−21)

Тема блуда рассматривается в главах 5, 6 и 7 с разных сторон. Если в главе 5 этому опасному соблазну противопоставляется супружеская верность со всеми ее преимуществами, а в главе 6 (стихи 20−35) речь преимущественно идет о важности хранить себя в чистоте и о горестных — в практическом, житейском смысле — последствиях блудодейной связи, то в главе 7 соблазн этот описывается подробно и красочно в облике неверной жены, охотящейся за своими жертвами; это описание носит почти аллегорический характер, что в древности побуждало некоторых толкователей Священного Писания видеть в жене-соблазнительнице обобщенный образ порока и греха, противопоставляемый Божией премудрости, которой посвящены главы 8 и 9. Но если момент аллегории такого рода тут и присутствует, это отнюдь не исключает буквального понимания данного поучения Соломона, которое всей своей красочностью и выразительностью направлено на то, чтобы вызвать у слушателя отвращение к безумию, ассоциирующемуся с блудом.

Притч 7:10−12. Не меньше, видимо, чем плотская похоть, побуждает неверную жену к ее ночной охоте коварное (лукавое) сердце ее. Она нарочито облачается в наряд блудницы, чтобы в ней не узнали замужнюю женщину (стихи 9−10). Шумливая и необузданная, она при каждой возможности выходит из дома (стих 11) в поисках очередной жертвы (стих 12).

Притч 7:13−21. Наметив ее (или встретив по предварительному уговору; стих 8), блудница действует решительно и бесстыдно (стих 13), не смущаясь лицемерной ссылкой на соблюдение ею, якобы, религиозной традиции (принесением мирной жертвы, которой состоявшее из нее вечернее пиршество освящалось; стих 14; Лев 7:16−17). Следует сцена обольщения неразумного молодого человека: откровенное описание ожидающих его наслаждений и заверение в «безопасности» оных, поскольку муж соблазнительницы уехал, по крайней мере, на несколько дней.

г. Жертва в ловушке (7:22−23)

Притч 7:22−23. Каждая фраза здесь описывает незавидную судьбу совращенного молодого человека: он пошел за нею, как вол идет на убой… как птичка… в силки; теперь ему лишь остается ждать, пока стрела не пронзит печени его. В евр. тексте окончание стиха 22 содержит иной образ (который передан и в старом англ. переводе Библии): не «оленя, идущего на выстрел», а «глупца, ведомого в оковах к исправлению» (вероятно, в исправительное учреждение). Так или иначе, но смертельно опасной ловушки «глупец», описанный Соломоном, не избежал (в отличие от Иосифа, сына Иакова; Быт 39:6−12).

д. Заключительный призыв отца (7:24−27)

Притч 7:24−27. На основе всего сказанного он звучит особенно горячо: дети, спасайте сердце свое от нечистой женщины, ибо пути блуда многих привели к тяжелым «увечьям» («они были ранены»); очевидно, в первую очередь подразумеваются травмы душевные и нравственные, но, возможно, и физические раны, нанесенные «безумцу» мужем блудницы. И много сильных погибло по ее вине; из дома ее начинаются пути в преисподнюю, во чрево земли, где расположены жилища смерти. Здесь подразумевается как земная, так и вечная погибель.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Стих почти дословно повторяет 2:1.
3  [2] — Стих почти дословно повторяет вторую часть 3:3.
5  [3] — Стих почти дословно повторяет 2:16.
10  [4] — Возможно, неверная жена облачилась в «одежды блудницы», чтобы не быть узнанной. Согласно Быт 38:14,15, продажные женщины закрывали лицо покрывалом.
14  [5] — Лишь часть благодарственной жертвы (евр. шеламим) сжигалась на жертвеннике. Из остальных частей жертвенного животного готовили блюда для званого ужина. Поскольку искушающая юношу женщина уже вознесла благодарственную жертву, она приготовила изысканные блюда и приглашает юношу отведать их.
20  [6] — В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.
23  [7] — Букв.: пока стрела не поразит его печень, словно птица, что в силки спешит. И не знает он, что заплатит жизнью.
24  [8] — Стих почти дословно повторяет 5:7.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.