Притчи 16 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Слагает человек мысли в своей душе,
но речь из уст его — от ГОСПОДА.1
2 Все пути человека безупречны2 в его глазах,
но ГОСПОДЬ испытует3 души.
3 Все дела свои ГОСПОДУ доверь,
и задуманное тобой свершится.
4 Всё сотворил ГОСПОДЬ с определенной целью,
и даже нечестивца — для дня бедствия.
5 Мерзость для ГОСПОДА — человек высокомерный,
не сомневайся, безнаказанным он не останется.
6 Любовью неизменной и верностью искупается грех,
благоговенье пред ГОСПОДОМ отведет от зла.
7 Если угодны ГОСПОДУ поступки человека,
то даже врагов его Он с ним примирит.4
8 Лучше скромный достаток, да в праведности,
чем прибыль большая, да без справедливости.
9 Человек сам решает, по какой дороге идти,
но ГОСПОДЬ придает твердость его поступи.5
10 В слове царя — Божья воля,6
в приговоре своем он не ошибется.
11 Верные весы и подлинная мера — от ГОСПОДА,
и точные гири в суме Им задуманы.7
12 Мерзость для царей — творить зло,8
престол ведь справедливостью держится.
13 Угодны царю честные уста,
любит он тех, кто говорит правду.
14 Гнев царя предвещает смерть,
но мудрый человек отвратит гнев.
15 В светлом взоре царя — жизнь,
благоволение его — что весенний дождь.9
16 Приобретать мудрость — лучше золота:
и обрести разумение — предпочтительней серебра.
17 Дорога честных отведет от зла,
сбережет она жизнь всякому,
кто с пути своего не свернет.10
18 За гордыней вслед идет погибель,
за высокомерным духом — паденье.
19 Лучше со смиренным духом жить среди бедных,
чем с надменными делить добычу.
20 Кто вникает в дело11 — обретет благополучие,
а кто на ГОСПОДА уповает, благо тому.
21 Сердцем мудрый прослывет разумным,
а ласковая речь всякого убедит.12
22 Благоразумие — живительный родник для тех,
кто им обладает,
а глупость — глупцам наука.13
23 У кого в сердце мудрость, у того и речь умна,
и слова14 его убедительны.
24 Доброе слово что сотовый мед,
душу оно усладит и тело15 исцелит.
25 Видится человеку путь его прямым,
а в конце окажется он дорогой к смерти.16
26 Пустой желудок17 заставляет работника трудиться —
рот голодный его подгоняет.
27 Нечестивец18 замышляет зло,
и на устах его — словно огонь испепеляющий.
28 Коварный человек сеет раздоры,
и сплетник разлучает друзей.
29 Злодей обольщает ближнего,
увлекает его на путь недобрый.
30 Вот он щурится — значит, коварство на уме,
губы закусывает — зло у него наготове.
31 Седина — венец славы,
обретается она на праведном пути.
32 Выдержка лучше силы,19
кто собой владеет — сильнее покорителя городов.
33 Бросают жребий в полы одежд,
но что выпадет, ГОСПОДЬ решает.20

Толкование Далласской семинарии

Б. Притчи, восхваляющие праведную жизнь (16:1 — 22:16)

Притч 16:1. То, что человек предполагает в сердце своем, т. е. его планы и намерения, лишь Бог в состоянии оценить в истинном свете, а потому словесное выражение их (ответ языка) направляется Им, как и исполнение их Он не выпускает из-под Своего контроля. (Сравните с русской пословицей: «Человек предполагает, а Бог располагает» Ред.) Этот и два последующих стиха объединены идеей несомненной зависимости человека и всего, что с ним происходит, от Бога (сравните со стихом 9 и с Иер 10:23).

Притч 16:2. Что бы ни делал человек, он так или иначе оправдывает себя: все пути его чисты в его глазах. Но Господь досконально знает все мотивы, скрытые в его душе (сравните 21:2), которые побуждают его к тем или иным действиям, знает, действительно ли они чисты. И именно на этом основании судит человека (сравните 17:3; Мф 6:4, 8, 18).

Притч 16:3. Важная мысль о том, что, предавшись в волю Господа, человек, если задуманное им Господу угодно, может рассчитывать на то, что предприятия его будут успешны.

Притч 16:4. Притча говорит о том, что все, что сделал Господь (и что Он делает) имеет известные Ему причины и преследует поставленную Им цель. В свете этого вторую фразу (о «нечестивом») может быть непросто принять, но ее следует вероятно, читать в том смысле, что наказание нераскаявшегося грешника совершается (или совершится) в соответствии с Божиим представлением о справедливости. В Писаниях эта идея присутствует во многих местах, включая и данный стих.

Притч 16:5−6. Надменность — то же, что гордость, и это мерзость пред Господом, которая не останется ненаказанной (стих 5). Стих 6 понимается двояко (хотя оба толкования, в сущности, близки друг к другу): 1) милосердие и правда (по другим переводам — «верность») Божии открывают перед человеком путь к очищению от греха; 2) если грешный человек станет милосердно и, руководствуясь правдою Божией, относиться к своим ближним и проникнется страхом Господним, то будет «отведен» им от зла и очистится от своего греха.

Притч 16:7. Если человек ведет жизнь, угодную Господу, всячески, к примеру, избегая злых желаний и поступков (стих 6), то Господь и врагов такого человека побудит примириться с ним.

Притч 16:8. Этот стих с оборотом лучше… нежели созвучен стиху с таким же оборотом в главе 15 (15:16). Но здесь, вместо «страха Господнего», — «правда» (точнее — «праведность»), а, вместо «тревоги», — «неправда» (неправедность, отсутствие правоты). Мысль та, что нажитое неправедно радости в конечном счете не принесет. Так что праведное житие и при малом достатке лучше.

Притч 16:9. Утверждение зависимости человеческой судьбы от Бога. По смыслу стих почти идентичен стиху 1.

Притч 16:10. Этот стих и за ним — стихи 12−15 посвящены царскому теократическому правлению, в центре которого сам царь (или цари), выступающий как некий нравственный эталон для общества и справедливый его судия (стих 10б). Здесь образ идеального царя (сравните Втор 17:18−20), осуществляющего правление от имени Бога: в стихе 10а он выступает как царь-пророк; евр. кесем, переведенное на русский язык как слово вдохновенное, во многих других переводах, как старых, так и современных, передано как «пророчество» или как «изречение от Бога».

Притч 16:11. Тема этого стиха, хотя «царь» и не упоминается в нем, звучит в контексте стих 10−15 как «царская», так как торговые операции в обществе регулировались царем, и им же утверждались весы и меры. Но тут говорится, что они, если верные, то от Господа; другими словами, царь, учреждая правильные весы и весовые чаши, делал это по воле Господа, и «вносить в них изменения» в свою пользу значило бросать вызов Богу и царю, Его представителю на земле. сравните этот стих с 11:1 и толкование на него; сравните также с 20:10, 23.

Притч 16:12−15. Продолжение «царской темы» и вместе с нею — характеристики идеального царя, чей престол утвержден на соблюдении правды, и которому ненавистно всякое нарушение закона; уста правдивые, напротив, приятны такому царю (стихи 12−13). Гнев древневосточного владыки нередко сулил смерть тому, кто вызвал его (Есф 7:7).

Отсюда первая фраза в стихе 14. В продолжение этой притчи говорится, однако, что мудрый человек в состоянии умилостивить властителя; эта мысль перекликается со сказанным в Еккл 10:4 (мудрость и кротость сродни друг другу). «Светлый взор» царя свидетельствует о его благоволении, которое сулит жизнь; оно поэтому сравнивается с поздним (весенним, выпадающим в Палестине в марте-апреле) дождем, от которого зависит обилие урожая.

Притч 16:16. Та же мысль звучит в 3:13−15; 8:10−11, 19.

Притч 16:17. Праведные избегают зла и, будучи искушаемы им на своем пути, «уклоняются» от злых мыслей, слов и поступков. Это и означает «хранить путь свой» и «сберегать душу свою» от греха, не позволяя ей идти на поводу сомнительных стремлений, аппетитов, желаний.

Притч 16:18−19. Гордость (или, что то же самое, надменность) противопоставляется смирению. Гордыня предполагает бессовестность и безжалостность. «Добыча гордых» в стихе 19 это, очевидно, то, что было отнято, захвачено силой. Такое «обогащение» долгого счастья не сулит, но, как и гордость, толкнувшая к нему, ведет к погибели… падению. Поэтому лучше, говорит Соломон, смиряться духом, пребывая в среде людей невысокого положения, очевидно, небогатых (в русском тексте — «кротких») чем разделять добычу с гордыми.

Притч 16:20. Ведущий дело разумно потому найдет благо и будет счастлив (блажен), что он благословляем Господом, на Которого надеется.

Притч 16:21−24. О значении мудрости и «мудрого слова», которым, как это часто бывает в Притчах, противопоставляется глупость. Сладкая речь в стихе 21 понимается как речь, услаждающая слух своим построением, логикой, литературными достоинствами, а потому звучащая убедительно; такая речь, исходящая от мудрого сердцем, прибавляет знания слушающим ее. Та же мысль звучит в стихе 23, стих 22 понимается в том смысле, что разум дает имеющим его полноту жизни, тогда как глупые лишь возрастают в своей глупости, в стихе 24 — образ «приятной речи» (сравните стих 21), которая полезна для души и способствует продлению жизни.

Притч 16:25. Притча полностью идентична той, которую находим в 14:12 (соответствующий комментарий).

Притч 16:26. Голод заставит трудиться даже ленивого.

Притч 16:27−30. Эти притчи — о людях злых и лживых от природы, которым доставляет удовольствие сеять в обществе раздор, распространять сплетни и клевету (стих 27б, 28б) и тем разлучать друзей, развращать ближнего своего.

Притч 16:31. Здесь та мысль, что если седина — свидетель долголетия, украшает голову человека, прожившего праведную жизнь, то она подобна венцу славы.

Притч 16:32. Долготерпеливый лучше храброго в том смысле, что научиться владеть собою и быть терпеливым в любых обстоятельствах труднее чем храброму воину стать одним из завоевателей чужого города. Примечательно, что это мудрое изречение возникло в обществе, в котором завоевательные войны были обычным делом (хотя царь Соломон прославился именно как мирный царь). Мы видим таким образом, что способность владеть и управлять собой ценилась в древнееврейском обществе выше храбрости воина (сравните 14:17, 29; 25:28; 29:11).

Притч 16:33. Решение жребия, как может показаться, есть дело случая, но и оно, утверждает Соломон, определяется Господом, от Которого жизнь человеческая зависит и в малом и в большом. Этой мыслью, которая проходит через всю главу 16 (стихи 1−2, 9, 11, 20), она и завершается.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: человеку (принадлежат) планы ума / сердца, но от Господа — ответ языка. Во всей Книге притчей придается большое значение слову, сказанному вовремя. Тщательно обдумывать свои мысли во власти самого человека, но способность вовремя сказать нужное слово — дается Господом.
2  [2] — Букв.: чисты.
2  [3] — Букв.: Господь взвешивает. Этот стих почти дословно повторяется в 21:2.
7  [4] — Или: принудит Он к миру с ним.
9  [5] — Друг. возм. пер.: но Господь направляет человека на пути. Слова «путь, дорога, шаги» в Книге притчей многозначны. Это и нравственный выбор между добром и злом (1:15; 15:9), это и поступки человека, его поведение (14:2; 16:2), а также его судьба (ср. русское выражение «жизненный путь», см. 3:6; 20:24).
10  [6] — Букв.: прорицание на устах царя. Выражением «Божья воля» передано евр. кесем, которое означает «прорицательное слово», и его не следует понимать буквально. Эта пословица скорее указывает на то, что является идеалом (ср. ст. 12). В ВЗ, за исключением данного стиха, евр. слово кесем выступает как синоним «ворожбы», «гадания», «колдовства» лжепророчествующих и имеет резко отрицательное значение (см. Иер 14:14; Иез 13:6,23; Иез 21:21−23). Об обязанности царя знать и исполнять Закон, см. Втор 17:18−20.
11  [7] — Букв.: Его дело.
12  [8] — Это, скорее, свидетельство о моральном долге, идеале, а не описание исторической действительности.
15  [9] — Букв.: тучка с весенним дождем. Весенние дожди идут в Палестине в апреле-марте; они очень важны для будущего урожая. Начало года по еврейскому календарю приходится на осень (Исх 23:16; Исх 34:22), потому весенние дожди называются поздними (ближе к концу еврейского года) в противоположность ранним дождям, которые идут с конца октября по начало декабря (ближе к началу еврейского года).
17  [10] — Букв.: кто хранит путь свой. В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.
20  [11] — Или: внемлет (мудрому) слову.
21  [12] — Или: сладость уст прибавляет разума.
22  [13] — Словом наука передано евр. мусар, которое, с одной стороны, означает «наставление, учение, правила» (см., напр., 1:2,7,8 и др.), с другой — «наказание, упрек, укор» (3:11; 6:23 13:24). В тексте, таким образом, намеренная двусмысленность: «учение глупцов — их собственная глупость», и одновременно с этим она же — «их наказание и укор им».
23  [14] — Букв.: уста.
24  [15] — Букв.: кости.
25  [16] — Стих дословно повторяет 14:12.
26  [17] — Так здесь переведено многозначное евр. нефеш, которое, помимо самого распространенного значения «душа, жизнь», может также означать «желание, голод» (см. в этом значении 6:30; 23:2; 27:7; Втор 14:26; Втор 23:24; Иов 33:20).
27  [18] — Или: развратник.
32  [19] — Или: выдержанный (человек) лучше храбреца.
33  [20] — Представление о том, что при помощи жребия можно узнать волю Господа, характерно для ВЗ, см. Суд 1:3, Ис 34:17, Лев 16:8,1Цар 14:41; 1Цар 28:6; Ион 1:7; ср. также Деян 1:26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.