Притчи 29 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Кто и после многих обличений упорствует,
в один миг будет сокрушен,
и не будет ему исцеленья.1
2 Когда праведники сильны2 — народ радуется,
когда нечестивец правит — народ стонет.
3 Кто любит мудрость — радует своего отца,
а кто до распутниц охоч — промотает состояние.
4 Правосудием царь укрепит страну,
а любящий подношения3 разорит ее.
5 Кто ближнему своему льстит —
расставляет сети на пути его.
6 Злодей попадет в ловушку собственного греха,
а праведник будет петь и радоваться.
7 Радеет праведник о правосудии для бедняка,
а нечестивцу и не понять этого.4
8 Бесстыдные люди порождают смуту в городе,
а мудрые укрощают гнев.
9 Если мудрый с глупым будет судиться5
не будет знать, куда деваться от гнева и насмешек глупого. 6
10 Жаждущим крови ненавистен непорочный,
а честные о жизни его заботятся.7
11 Глупец дает гневу полную силу,
а мудрый сдерживает свой гнев.
12 Если сам правитель внимает лжи,
то и все слуги его будут нечестивы.
13 Лишь в одном бедняк и угнетатель едины:8
обоим ГОСПОДЬ даровал свет в очах.9
14 Если царь справедливо судит бедных,
то престол его навеки утвердится.
15 Розга и обличение дают мудрость,
а ребенок, оставленный без воспитания, — мать позорит.
16 Больше становится нечестивцев — и греха больше,
но праведники увидят их падение.
17 В строгости воспитывай10 сына своего —
и будешь спокоен,
и душа твоя на него не нарадуется.
18 Без пророческого откровения
народ теряет чувство меры,11
но благо тому, кто хранит Закон.
19 Словами раба не вразумишь:
даже если поймет он слово, ему не последует.
20 Ты видал человека, опрометчивого в словах?
Даже у глупца не всё так безнадежно!
21 Если с юности балуешь раба,
он наследником твоим стать захочет. 12
22 Человек гневливый сеет раздоры,
вспыльчивый — множество грехов совершает.
23 Гордыня унижает человека,
а дух смиренный стяжает ему славу.
24 Кто знается с вором — сам себе враг:
слышит проклятье и не доносит на вора. 13
25 Страх перед людьми загоняет в ловушку,
но кто на ГОСПОДА уповает — спасется.
26 Многие ищут благосклонности владыки,
но справедливый суд — у ГОСПОДА.
27 Мерзок праведникам беззаконник,
а нечестивцам мерзок честный человек.14

Толкование Далласской семинарии

Притч 29:1. Есть люди упорной нераскаянности, которые, сколько бы их ни обличали в совершенном или совершаемом ими зле, лишь «ожесточают выю свою», т. е. настаивают на своей правоте или праве поступать так, как они считают нужным. Понятие «жестоковыйности» особенно часто встречается в Пятикнижии (к примеру, Исх 32:9; 33:3; Втор 9:6 и сравните с Притч 28:14). Такой человек будет внезапно повержен во прах (сравните 1:27; 6:15; 10:25а) — без надежды на облегчение своего положения.

Притч 29:2. Стих весьма созвучен со стихами 12 и 28 в предыдущей главе.

Притч 29:3. Притчи часто возвращаются к мысли о радости отца, сын которого мудр (сравните 10:1; 15:20; 23:15, 24; 27:11). Здесь эта радость, вероятно, противопоставляется скорби того родителя, чей сын расточает его имение на блудниц.

Притч 29:4. Царь справедливый (вершащий правосудие) укрепляет свою землю, а тот, который чрезмерно любит подношения, разоряет ее. Согласно одному из толкований этого стиха (основанному на его лингвистическом анализе) речь тут идет не о взятках («подарках»), а скорее о податях. Правители, не чувствовавшие меры во взимании их, лишь подрывали стабильность своих царств, примером чему может служить сын Соломона — Ровоам (3Цар 12:1−19), который, надо думать, слышал эту притчу от своего отца, однако, не внял ей.

Притч 29:5. Льстить другу своему, скрывая от него правду (порой неприглядную) о заблуждениях его и неверном поведении, значит в конечном счете расстилать сеть ногам его.

Притч 29:6. Часто встречающаяся мысль о воздаянии за зло: оно возвращается к тому, кто творит его, и лишает его радости, тогда как человек, чья совесть чиста, веселится и радуется.

Притч 29:7. Восхваление праведного суда и осуждение неправедного в отношении людей бедных, в которых лично судья не заинтересован. Будучи праведником, он тщательно вникает и в их тяжбу, нечестивого же торжество справедливости тем более не занимает, когда судятся между собой «малые мира сего».

Притч 29:8. Здесь развратные надо понимать как «нравственно развращенные». Таковые будоражат общественное мнение, подбивают город к мятежу, который лишь мудрым удается предотвратить.

Притч 29:9. Судиться умному с глупцом особенно тяжело, потому что последний, чуждый логики, выводит умного из себя (лишает его покоя) тем, что, сердится ли (сравните 27:3), смеется ли, все топит в эмоциях и пустословии.

Притч 29:10. Под «кровожадными», очевидно, понимаются злобные, безнравственные люди. Непорочный человек (т. е. мягкий, порядочный, самым существованием своим уязвляющий их совесть) всегда таким ненавистен. О нем заботятся… праведные, т. е. люди схожего с ним образа мыслей и чувств, которые тяжело переживают зло этого мира.

Притч 29:11. О безудержности гнева глупца (сравните 27:3) и о том, что мудрому и в гневе присущ самоконтроль.

Притч 29:12. Если дела правления совершаются в атмосфере лжи, то и все служащие правителя, вольно или невольно приспосабливаясь к ней, становятся лжецами.

Притч 29:13. Бедный и лихоимец противопоставлены один другому как человек нравственный человеку безнравственному, как жертва преследователю своему. Единственно, что есть у них общего, это то, что свет глазам того и другого дает Господь.

Притч 29:14. Справедливому царю радуются подданные его, и престол его храним Богом.

Притч 29:15, 17. Многократно повторенная в книге мысль о необходимости для ребенка физического наказания (наряду с воспитанием его посредством словесных внушений); сравните 13:24; 22:15; 23:13−14. Предоставленный самому себе, он позорит своим поведением мать свою. И, напротив, источником радости для родителей станет сын, которого не оставляли в детстве без наказания (стих 17).

Притч 29:16. Под «нечестивыми» здесь могут пониматься правители, не боящиеся Бога. По мере того, как они сменяют друг друга на престоле (печальный пример чему являла история Израиля), умножается беззаконие (в стране). Как это неоднократно утверждается в Притчах, Псалмах, да и в других книгах Библии, праведники — в конечном счете — увидят падение их.

Притч 29:18. Тут речь идет о необходимости для народа слова Божиего, разъясняющего закон и его положения, которое передавалось через пророков. Без такого руководства свыше (Ам 8:11−12) народ перестает соблюдать закон и делается необуздан. Счастливы лишь люди, соблюдающие закон.

Притч 29:19, 21. О необходимости строгого обращения с рабами. Если словесных наставлений недостаточно для сына, тем более недостаточно их для раба, ибо он редко склонен к послушанию (стих 19). Раб с детства должен знать свое место, а если… воспитывать его в неге, то, повзрослев, он перестанет ощущать разницу между своим положением в доме и положением господского сына; последствия этого могут быть печальны (мысль о «печальных последствиях» прочитывается некоторыми переводчиками в еврейском оригинале).

Притч 29:20. Здесь человек «опрометчивый в словах своих» в сущности приравнивается глупцу. С тем, кому свойственно прежде сказать, а потом подумать, так же неприятно иметь дело, как с самонадеянным спесивцем («мудрым в глазах своих»; сравните этот стих с 26:12).

Притч 29:22. Та же мысль выражена в 22:24, толкование на этот стих сравните с 26:21; 30:33.

Притч 29:23. Гордый человек будет унижен. Ему не избежать этого. Ведь гордыня, побуждающая людей думать и поступать так, будто Бог над ними не властен, Творцу ненавистна. Смиренный же духом пребывает под Божией благодатью и потому в чести у людей.

Притч 29:24. Предупреждение против соучастия в преступлении. Сообщник вора берет грех на душу свою не только тем, что сам становится вором, но и тем, что, слыша проклятие в свой адрес, умалчивает об этом (так, вероятно, в свете Лев 5:1, следует понимать вторую часть этого стиха).

Притч 29:25. Боящийся людей (подразумевается, злых, недостойных) попадает в зависимость от этого страха, и сам начинает вести себя недостойно; в этом смысле он и ставит сеть себе. Но надеющийся на Господа свободен от страха перед людьми; опасность «угодить в сеть» ему не угрожает.

Притч 29:26. Очевидна смысловая связь этого стиха с предыдущим. Люди ищут благосклонности правителя, чтобы он повлиял в их пользу на ход каких-то событий, или помог им добиться «справедливости» в важном для них деле. Но «гарантированной справедливости» ожидать от правителей не приходится. Зато возникает серьезный риск «поставить себе сеть». Истинная справедливость исходит только от Господа, как и судьба человека в целом зависит от Него.

Притч 29:27. Противопоставление добра и зла мы встречаем по ходу всей книги Притчей Соломона.

Здесь это противопоставление подчеркнуто употреблением термина «мерзость», которым обычно выражается крайнее неприятие Богом идолопоклонства. Праведники и нечестивцы — мерзость в глазах друг друга, потому что первые страстно ненавидят зло, а вторые — лишь с позиции зла: эгоизма, корысти и зависти — воспринимают и людей и все происходящее в мире; другими словами, и восприятие и чувства их превратны.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 6:15.
2  [2] — Букв.: умножаются. Друг. возм. пер.: у власти.
4  [3] — Или: тот, кто облагает (страну непомерной) данью.
7  [4] — Или: знать ничего не желает. Букв.: нечестивец не понимает знания. Ср. 28:5.
9  [5] — Или: ввяжется в спор.
9  [6] — Букв.: он гневается и смеется, и нет покоя.
10  [7] — Точный смысл масоретского текста неясен. Друг. возм. пер.: праведники ищут его душу.
13  [8] — Букв.: встречаются; ср. похожий оборот в 22:2.
13  [9] — Т. е. дал жизнь, ср. Пс 12:4; Иов 33:30, Эккл 11:7.
17  [10] — Букв.: наказывай.
18  [11] — Букв.: распущен / бесстыден.
21  [12] — Перевод предположителен; Друг. возм. пер.: потом беда случится.
24  [13] — Те проклятья, которые сыплются на голову вора, либо проклятья, которыми судья на суде грозит тем людям, кто, зная обстоятельства дела, о них не доносит, ср. Лев 5:1.
27  [14] — Букв.: идущий прямым путем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.