Ездра 5 глава

Первая книга Ездры
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
Καὶ И 2532 CONJ
ἐπροφήτευσεν произнёс пророчество 4395 V-AAI-3S
Αγγαιος Аггей   N-NSM
  3588 T-NSM
προφήτης пророк 4396 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
Ζαχαριας Захарий 2197 N-NSM
который 3588 T-NSM
τοῦ   3588 T-GSM
Αδδω Аддо   N-ASM
προφητείαν пророчество 4394 N-ASF
ἐπὶ на 1909 PREP
τοὺς   3588 T-APM
Ιουδαίους иудеев 2453 N-APM
τοὺς   3588 T-APM
ἐν в 1722 PREP
Ιουδα Иуде 2455 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Ιερουσαλημ Иерусалиме 2419 N-PRI
ἐν в 1722 PREP
ὀνόματι имени 3686 N-DSN
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
Ισραηλ Израиля 2474 N-PRI
ἐπ᾽ на 1909 PREP
αὐτούς. них. 846 P-APM
2
τότε Тогда 5119 ADV
ἀνέστησαν встали 450 V-AAI-3P
Ζοροβαβελ Зоровавель 2216 N-PRI
который 3588 T-NSM
τοῦ   3588 T-GSM
Σαλαθιηλ Салафиила 4528 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
  3588 T-NSM
υἱὸς сын 5207 N-NSM
Ιωσεδεκ Иоседека   N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἤρξαντο начали 756 V-ADI-3P
οἰκοδομῆσαι [чтобы] построить 3618 V-AAN
τὸν   3588 T-ASM
οἶκον дом 3624 N-ASM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τὸν   3588 T-ASM
ἐν в 1722 PREP
Ιερουσαλημ, Иерусалиме, 2419 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
μετ᾽ с 3326 PREP
αὐτῶν ними 846 D-GPM
οἱ   3588 T-NPM
προφῆται пророки 4396 N-NPM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
βοηθοῦντες помогающие 997 V-PAPNP
αὐτοῖς. им. 846 D-DPM
3
ἐν В 1722 PREP
αὐτῷ это же 846 D-DSM
τῷ   3588 T-DSM
καιρῷ время 2540 N-DSM
ἦλθεν пришёл 2064 V-2AAI-3S
ἐπ᾽ к 1909 PREP
αὐτοὺς ним 846 P-APM
Θανθαναι Фанфанай   N-NSM
ἔπαρχος начальник   N-NSM
πέραν противоположной стороны́ 4008 ADV
τοῦ   3588 T-GSM
ποταμοῦ реки́ 4215 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
Σαθαρβουζανα Сафарвудзанай   N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ   3588 T-NPM
σύνδουλοι товарищи по рабству 4889 N-NPM
αὐτῶν их 846 D-GPM
καὶ и 2532 CONJ
τοῖα такие [слова́]   A-APN
εἶπαν сказали 3004 V-2AAI-3P
αὐτοῖς им: 846 D-DPM
Τίς Кто 5100 I-NSM
ἔθηκεν положил 5087 V-AAI-3S
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
γνώμην намерение 1106 N-ASF
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
οἰκοδομῆσαι построить 3618 V-AAN
τὸν   3588 T-ASM
οἶκον дом 3624 N-ASM
τοῦτον этот 5126 D-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τὴν   3588 T-ASF
χορηγίαν стену   N-ASF
ταύτην эту 3778 D-ASF
καταρτίσασθαι устроить? 2675 V-AMP
4
τότε Тогда 5119 ADV
ταῦτα эти [слова́] 5023 D-APN
εἴποσαν сказали 3004 V-AAI-3P
αὐτοῖς им: 846 D-DPM
Τίνα Кого 5100 I-NPN
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
τὰ   3588 T-NPN
ὀνόματα имена 3686 N-NPN
τῶν   3588 T-GPM
ἀνδρῶν мужчин 435 N-GPM
τῶν [из] 3588 T-GPM
οἰκοδομούντων строящих 3618 V-PAP-GPM
τὴν   3588 T-ASF
πόλιν город 4172 N-ASF
ταύτην этот 3778 D-ASF
5
καὶ и 2532 CONJ
οἱ   3588 T-NPM
ὀφθαλμοὶ глаза́ 3788 N-NPM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν   3588 T-ASF
αἰχμαλωσίαν плен 161 N-ASF
Ιουδα, Иуды, 2455 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
κατήργησαν запретил 2673 V-AAI-3P
αὐτούς, им, 846 P-APM
ἕως до 2193 ADV
γνώμη намерения 1106 N-NSF
τῷ к 3588 T-DSM
Δαρείῳ Дарию 1194 N-DSM
ἀπηνέχθη· понести; 667 V-API-3S
καὶ и 2532 CONJ
τότε тогда 5119 ADV
ἀπεστάλη был послан 649 V-2API-3S
τῷ   3588 T-DSM
φορολόγῳ сборщик податей   N-DSM
ὑπὲρ ради 5228 PREP
τούτου. этого. 5127 D-GSN
6
Διασάφησις Истолкование   N-NSF
ἐπιστολῆς, послания, 1992 N-GSF
ἧς которое 3739 R-GSF
ἀπέστειλεν послал 649 V-AAI-3S
Θανθαναι Фанфанай   N-NSM
  3588 T-NSM
ἔπαρχος начальник   N-NSM
τοῦ которого 3588 T-GSM
πέραν [на] противоположной стороне 4008 ADV
τοῦ   3588 T-GSM
ποταμοῦ реки́ 4215 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
Σαθαρβουζανα Сафарвудзанай   N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ   3588 T-NPM
σύνδουλοι товарищи по рабству 4889 N-NPM
αὐτῶν их 846 D-GPM
Αφαρσαχαῖοι афарсахеи   N-NPM
οἱ которые 3588 T-NPM
ἐν на 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSM
πέραν противоположной стороне 4008 ADV
τοῦ   3588 T-GSM
ποταμοῦ реки́ 4215 N-GSM
Δαρείῳ Дарию 1194 N-DSM
τῷ   3588 T-DSM
βασιλεῖ· царю; 935 N-DSM
7
ῥῆσιν изречение   N-ASF
ἀπέστειλαν послали 649 V-AAI-3P
πρὸς к 4314 PREP
αὐτόν, нему, 846 P-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τάδε это 3592 D-APN
γέγραπται написано 1125 V-RPI-3S
ἐν в 1722 PREP
αὐτῷ нём: 846 D-DSM
Δαρείῳ Дарию 1194 N-DSM
τῷ   3588 T-DSM
βασιλεῖ царю 935 N-DSM
εἰρήνη мир 1515 N-NSF
πᾶσα. всякий. 3956 A-NSF
8
γνωστὸν Известное 1110 A-NSN
ἔστω пусть будет 1510 V-PAM-3S
τῷ   3588 T-DSM
βασιλεῖ царю 935 N-DSM
ὅτι что 3754 CONJ
ἐπορεύθημεν ходим 4198 V-API-1P
εἰς в 1519 PREP
τὴν   3588 T-ASF
Ιουδαίαν Иудеи 2449 N-ASF
χώραν страну 5561 N-ASF
εἰς в 1519 PREP
οἶκον дом 3624 N-ASM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τοῦ   3588 T-GSM
μεγάλου, великого, 3173 A-GSM
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὸς он 846 P-NSM
οἰκοδομεῖται обустраивается 3618 V-PPI-3S
λίθοις камнями 3037 N-DPM
ἐκλεκτοῖς, отборными, 1588 A-DPM
καὶ и 2532 CONJ
ξύλα до́ски 3586 N-APN
ἐντίθεται накладываются 1783 V-PPI-3S
ἐν в 1722 PREP
τοῖς   3588 T-DPM
τοίχοις, стенах, 5109 N-DPM
καὶ и 2532 CONJ
τὸ   3588 T-NSN
ἔργον дело 2041 N-NSN
ἐκεῖνο то 1565 D-NSN
ἐπιδέξιον тщательно   A-NSN
γίνεται делается 1096 V-PNI-3S
καὶ и 2532 CONJ
εὐοδοῦται преуспевает 2137 V-PPI-3S
ἐν в 1722 PREP
ταῖς   3588 T-DPF
χερσὶν руках 5495 N-DPF
αὐτῶν. их. 846 D-GPM
9
τότε Тогда 5119 ADV
ἠρωτήσαμεν спросили 2065 V-AAI-1P
τοὺς   3588 T-APM
πρεσβυτέρους старейшин 4245 A-APM-C
ἐκείνους тех 1565 D-APM
καὶ и 2532 CONJ
οὕτως так 3779 ADV
εἴπαμεν мы говорили 3004 V-AAI-1P
αὐτοῖς им: 846 D-DPM
Τίς Кто 5100 I-NSM
ἔθηκεν положил 5087 V-AAI-3S
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
γνώμην намерение 1106 N-ASF
τὸν   3588 T-ASM
οἶκον дом 3624 N-ASM
τοῦτον этот 5126 D-ASM
οἰκοδομῆσαι построить 3618 V-AAN
καὶ и 2532 CONJ
τὴν   3588 T-ASF
χορηγίαν стену   N-ASF
ταύτην эту 3778 D-ASF
καταρτίσασθαι устроить? 2675 V-AMP
10
καὶ И 2532 CONJ
τὰ   3588 T-APN
ὀνόματα имена 3686 N-APN
αὐτῶν их 846 D-GPM
ἠρωτήσαμεν спросили 2065 V-AAI-1P
αὐτοὺς [у] них 846 P-APM
γνωρίσαι дать познать 1107 V-AAN
σοι тебе 4671 P-2DS
ὥστε чтобы 5620 CONJ
γράψαι написать 1125 V-AAN
σοι тебе 4671 P-2DS
τὰ   3588 T-APN
ὀνόματα имена 3686 N-APN
τῶν   3588 T-GPM
ἀνδρῶν мужчин 435 N-GPM
τῶν   3588 T-GPM
ἀρχόντων начальников 758 N-GPM
αὐτῶν. их. 846 D-GPM
11
καὶ И 2532 CONJ
τοιοῦτο такое 5108 D-ASN
ῥῆμα слово 4487 N-ASN
ἀπεκρίθησαν они ответили 611 V-ADI-3P
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
λέγοντες говорящие: 3004 V-PAP-NPM
Ἡμεῖς Мы 2249 P-1NP
ἐσμεν есть 1510 V-PAI-1P
δοῦλοι рабы 1401 N-NPM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τοῦ   3588 T-GSM
οὐρανοῦ неба 3772 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τῆς   3588 T-GSF
γῆς земли́ 1093 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
οἰκοδομοῦμεν строим 3618 V-PAI-1P
τὸν   3588 T-ASM
οἶκον, дом, 3624 N-ASM
ὃς который 3739 R-NSM
ἦν был 3739 V-IAI-3S
ᾠκοδομημένος построен 3618 V-RPPNS
πρὸ прежде 4253 PREP
τούτου этого [времени] 5127 D-GSM
ἔτη года 2094 N-APN
πολλά, многие, 4183 A-APN
καὶ и 2532 CONJ
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
τοῦ   3588 T-GSM
Ισραηλ Израиля 2474 N-PRI
μέγας великий 3173 A-NSM
ᾠκοδόμησεν построил 3618 V-AAI-3S
αὐτὸν его 846 P-ASM
καὶ и 2532 CONJ
κατηρτίσατο устроил 2675 V-AMI-3S
αὐτὸν его 846 P-ASM
12
αὐτοῖς. им. 846 D-DPM
ἀφ᾽ От 575 PREP
ὅτε когда 3753 ADV
δὲ же 1161 CONJ
παρώργισαν прогневали 3949 V-AAI-3P
οἱ   3588 T-NPM
πατέρες отцы 3962 N-NPM
ἡμῶν наши 2257 P-1GP
τὸν   3588 T-ASM
θεὸν Бога 2316 N-ASM
τοῦ   3588 T-GSM
οὐρανοῦ, неба, 3772 N-GSM
ἔδωκεν Он дал 1325 V-AAI-3S
αὐτοὺς их 846 P-APM
εἰς в 1519 PREP
χεῖρας ру́ки 5495 N-APF
Ναβουχοδονοσορ Навуходоносора   N-NSM
βασιλέως царя 935 N-GSM
Βαβυλῶνος Вавилона 897 N-GSF
τοῦ   3588 T-GSM
Χαλδαίου халдейского 5466 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν   3588 T-ASM
οἶκον дом 3624 N-ASM
τοῦτον этот 5126 D-ASM
κατέλυσεν разрушил 2647 V-AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
τὸν   3588 T-ASM
λαὸν народ 2992 N-ASM
ἀπῴκισεν переселил   V-AAI-3S
εἰς в 1519 PREP
Βαβυλῶνα. Вавилон. 897 N-ASF
13
ἀλλ᾽ Но 235 CONJ
ἐν в 1722 PREP
ἔτει год 2094 N-DSN
πρώτῳ первый 4413 A-DSMS
Κύρου Кира 2962 N-GSM
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως царя, 935 N-GSM
Κῦρος Кир 2962 N-NSM
  3588 T-NSM
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
ἔθετο положил 5087 V-2AMI-3S
γνώμην намерение 1106 N-ASF
τὸν   3588 T-ASM
οἶκον дом 3624 N-ASM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τοῦτον этот 5126 D-ASM
οἰκοδομηθῆναι. [чтобы] был построен. 3618 V-APN
14
καὶ И 2532 CONJ
τὰ   3588 T-APN
σκεύη вещи 4632 N-APN
τοῦ   3588 T-GSM
οἴκου до́ма 3624 N-GSM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τὰ   3588 T-APN
χρυσᾶ золотые 5552
καὶ и 2532 CONJ
τὰ   3588 T-APN
ἀργυρᾶ, серебряные, 693 A-NAPN
которые 3739 R-APN
Ναβουχοδονοσορ Навуходоносор   N-NSM
ἐξήνεγκεν вынес 1627 V-AAI-3S
ἀπὸ из 575 PREP
οἴκου до́ма 3624 N-GSM
τοῦ [который] 3588 T-GSM
ἐν в 1722 PREP
Ιερουσαλημ Иерусалиме 2419 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
ἀπήνεγκεν он отнёс 667 V-AAI-3S
αὐτὰ их 846 D-APN
εἰς в 1519 PREP
ναὸν святилище 3485 N-ASM
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως, царя, 935 N-GSM
ἐξήνεγκεν вынес 1627 V-AAI-3S
αὐτὰ их 846 D-APN
Κῦρος Кир 2962 N-NSM
  3588 T-NSM
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
ἀπὸ из 575 PREP
ναοῦ святилища 3485 N-GSM
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως царя 935 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
τῷ   3588 T-DSM
Σασαβασαρ Сасавасару   N-DSM
τῷ   3588 T-DSM
θησαυροφύλακι хранителю сокровищницы   N-DSM
τῷ которому 3588 T-DSM
ἐπὶ при 1909 PREP
τοῦ   3588 T-GSM
θησαυροῦ сокровищнице 2344 N-GSM
15
καὶ и 2532 CONJ
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
αὐτῷ ему: 846 D-DSM
Πάντα Все 3956 A-APN
τὰ   3588 T-APN
σκεύη вещи 4632 N-APN
λαβὲ возьми 2983 V-AAD-2S
καὶ и 2532 CONJ
πορεύου иди 4198 V-PNM-2S
θὲς поставь 5087 V-AAD-2S
αὐτὰ их 846 D-APN
ἐν в 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSM
οἴκῳ доме 3624 N-DSM
τῷ   3588 T-DSM
ἐν в 1722 PREP
Ιερουσαλημ Иерусалиме 2419 N-PRI
εἰς на 1519 PREP
τὸν   3588 T-ASM
ἑαυτῶν своё 1438 F-3GPM
τόπον. место. 5117 N-ASM
16
τότε Тогда 5119 ADV
Σασαβασαρ Сасавасар   N-DSM
ἐκεῖνος тот 1565 D-NSM
ἦλθεν пришёл 2064 V-2AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
θεμελίους основания 2310 N-APM
τοῦ   3588 T-GSM
οἴκου до́ма 3624 N-GSM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τοῦ Которого 3588 T-GSM
ἐν в 1722 PREP
Ιερουσαλημ· Иерусалиме; 2419 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
ἀπὸ с 575 PREP
τότε того времени 5119 ADV
ἕως до 2193 ADV
τοῦ   3588 T-GSM
νῦν ныне 3568 ADV
ᾠκοδομήθη был строящийся 3618 V-API-3S
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐτελέσθη. был закончен. 5055 V-API-3S
17
καὶ И 2532 CONJ
νῦν теперь 3568 ADV
εἰ если 1487 COND
ἐπὶ   1909 PREP
τὸν   3588 T-ASM
βασιλέα царя 935 N-ASM
ἀγαθόν, добро, 18 A-ASM
ἐπισκεπήτω будет посмотрено 1980 V-APD-3S
ἐν в 1722 PREP
οἴκῳ доме 3624 N-DSM
τῆς   3588 T-GSF
γάζης богатство 1047 N-GSF
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως царя 935 N-GSM
Βαβυλῶνος, Вавилона, 897 N-GSF
ὅπως чтобы 3704 ADV
γνῷς узнал 1097 V-2AAS-2S
ὅτι что 3754 CONJ
ἀπὸ от 575 PREP
βασιλέως царя 935 N-GSM
Κύρου Кира 2962 N-GSM
ἐτέθη было положено 5087 V-API-3S
γνώμη намерение 1106 N-NSF
οἰκοδομῆσαι построить 3618 V-AAN
τὸν   3588 T-ASM
οἶκον дом 3624 N-ASM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐκεῖνον тот 1565 D-ASM
τὸν который 3588 T-ASM
ἐν в 1722 PREP
Ιερουσαλημ· Иерусалиме; 2419 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
γνοὺς узнавший 1097 V-2AAP-NSM
  3588 T-NSM
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
περὶ об 4012 PREP
τούτου этом 5127 D-GSM
πεμψάτω [да] пошлёт 3992 V-AAD-3S
πρὸς к 4314 PREP
ἡμᾶς. нам. 2248 P-1AP

Толкование Мэтью Генри

Итак, работа по строительству храма полностью остановилась, но так как это дело Божье, то оно должно было возобновиться, и данная глава описывает, как все происходило. Враги препятствовали ему силой и властью, но оно вновь возродилось «Духом Господа воинств». И здесь рассказывается, как благословенный Дух:

(I) Согрел охладевшие сердца друзей Церкви и вдохновил их к строительству (ст. 1−2).

(II) Остудил разгоряченные головы врагов и настроил их более доброжелательно, ибо хотя им не нравилось это дело так же, как и раньше, но (I) они стали снисходительнее к строителям (ст. 3−5).

(2) Они были более честными, представляя информацию о положении дела царю, о чем здесь и рассказывается (ст. 6−17).

Стихи 1−2. Некоторые полагают, что строительство храма было остановлено всего на девять лет, в крайнем случае (как мне кажется) на пятнадцать лет. В течение этого времени у них был жертвенник и скиния, которыми они, безусловно, пользовались. Когда в служении Господу мы не можем делать то, что хотели бы, то должны делать то, что можем, и сожалеть, что не можем сделать больше. Но советники, нанятые, для того чтобы препятствовать работе (Езд 4:5), сказали им (возможно, ссылаясь на откровение), что еще не пришло время для строительства храма (Агг 1:2), напоминая, что прошло много времени, прежде чем приступили к строительству храма Соломона; так люди получили возможность жить в домах украшенных, тогда как дом Божий был в запустении. И данные стихи рассказывают, как возобновилось это доброе дело, которое, похоже, умерло.

I. Переселившиеся иудеи имели двух благочестивых служителей, которые во имя Бога ревностно убеждали народ вновь взяться за строительство. Обратите внимание:

1. Кем были эти служители: пророки Аггей и Захария, начавшие пророчествовать во второй год царствования Дария, что следует из Книги Аггея 1:1 и Книги Захарии 1:1. Отметьте:

(1) Храм Бога среди людей следует строить силой пророчества, а не мирской силой, которая чаще препятствует и реже способствует его строительству: речью во имя Бога Израилева. Не только оружия воинствования нашего, но и инструменты нашего строительства должны быть не плотскими, а духовными, а главными строителями должны быть служители Евангелия.

(2) Задача Божьих пророков побуждать народ Божий к доброму делу и помогать ему: укреплять их руки и подходящими размышлениями, основанными на слове Божьем, побуждать их к долгу и ободрять в нем.

(3) Когда Бог ставит пророков в Своем народе, чтобы они помогали ему идти по правильному пути и трудиться для Бога, чтобы они были его вождями, смотрителями и правителями, то это добрый знак того, что Бог хранит для него милость.

2. К кому они были посланы. Они говорили иудеям (ибо им принадлежит законоположение, а также дар пророчества, и они названы сынами пророков (Деян 3:25), так как те их воспитывали и наставляли), именно им (написано в оригинале), как Иезекииль пророчествовал сухим костям, чтобы они ожили (Иез 37:4). Они пророчествовали против них (как понимает епископ Патрик), ибо обличали за остановку в строительстве храма. Если слово Бога, обращенное к нам, сейчас не будет принято как свидетельство, то будет принято в другой день, как свидетельство против нас, и оно осудит нас.

3. Кто послал их. Они пророчествовали во имя (или, как читают некоторые, для дела, или ради дела) Бога Израилева, они говорили по Его поручению, ссылаясь на Его власть над ними и Его часть в них, заботясь о Его славе среди них.

II. Они имели двух благочестивых представителей власти, которые стремились ускорить это дело и активно участвовали в работе. Это были Зоровавель, их начальник, и первосвященник Иисус (ст. 2). Обладающие властью и влиянием должны почитать всякое доброе дело и своей властью содействовать ему; подобным образом людям, занимающим высокое положение и осуществляющим руководство, своей исключительной заботой и ревностью приличествует исполнять всякую правду и идти впереди во всяком добром деле. Эти великие люди считали для себя счастьем, а не унижением учиться и получать наставления от пророков Господних и были благодарны им за помощь в возобновлении строительства храма. Прочтите первую главу пророчества Аггея (ибо оно наилучшим образом комментирует эти два стиха) и посмотрите, какие великие дела Бог творит Своим словом, которое Он возвеличил превыше Своего имени, ибо посредством Святого Духа Он осуществляет им работу.

Стихи 3−17. Данные стихи рассказывают:

I. Соседи иудеев очень скоро заметили, что переселенцы возобновили работу по строительству храма. Они следили за ней завистливым глазом, ибо, как только Дух Божий побудил друзей храма заступиться за него, так злой дух возбудил его врагов выступить против него. Пока люди строили и украшали собственные дома, враги не беспокоили их (Агг 1:4), хотя царский приказ велел остановить строительство города (Езд 4:21), но когда они вновь взялись за строительство храма, была поднята тревога и все головы поднялись, чтобы воспрепятствовать этому (ст. 3−4). Здесь названы противники строительства: Фафнай и ШефарБознай. В гл. 4 мы прочли, что в начале этого царствования начальники, скорее всего, были смещены со своих должностей, как это обычно бывает. Очень часто новые правители меняют своих представителей, губернаторов и начальников областей. И поэтому, хотя нынешние правители были враждебно настроены по отношению к строительству храма, но имели характер лучше, чем у предыдущих, и более правдиво описали сложившуюся ситуацию, ибо если не во всех вера (2Фес 3:2), то хорошо, если она есть у немногих, равно как и чувство чести. Не все враги Церкви в равной степени нечестивы и безрассудны. Историк начинает рассказывать, что произошло между строителями и исследователями (ст. 3−4), но вскоре прерывает свой рассказ и сообщает о содержании письма, отправленного ими царю, в котором все это подробно изложено; или он приводит его в сокращенном виде, хотя, похоже, оно вставлено целиком.

II. О заботе божественного провидения об этом добром деле (ст. 5): «Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, принимавшими активное участие в нем; поэтому враги не смогли заставить их остановить работу (хотя сильно желали этого), пока дело не попало к Дарию». Те желали лишь добиться прекращения работы до того, как будут получены инструкции от царя относительно этого дела, но старейшины не собирались выполнять их, ибо око Бога их было над ними.

1. Божественное провидение разрушило планы врагов храма, предало их превратному уму и ослабило, в то же время оно защитило строителей от их злобных планов. Особое провидение Бога защищает нас, пока мы заняты Его делом; Его око следит за всем ради нашего блага, ибо в Его храме на одном камне семь очей (см. 3ах 3:9; 3ах 4:10).

2. Оно ободрило их. Старейшины иудеев видели око Бога над ними, которое наблюдало и хвалило их за добрые дела, и тогда они набрались смелости, чтобы взглянуть врагам в лицо и энергично продолжить строительство, несмотря на оппозицию, с которой пришлось столкнуться. А наш глаз, устремленный на Бога, который видит, что Его око направлено на нас, удержит нас на пути долга и ободрит, когда трудности будут угашать нашу ревность.

III. По этому вопросу они отправили царю отчет, в котором следует обратить внимание:

1. Что старейшины иудеев дали самарянам полный отчет о своих действиях. Увидев, что все заняты делом и что их дело процветает, что люди участвуют в строительстве и оно быстро продвигается, самаряне задали вопрос: «Кто дал вам разрешение все это делать? Кто отправил вас заняться этим строительством? Неужели у вас есть все необходимое, чтобы закончить эту работу?» На это старейшины иудеев ответили, что имеют весомое предписание совершить это дело:

(1) «Мы рабы Бога неба и земли. Бог, Которому мы поклоняемся, не является местным божеством, и поэтому нас нельзя обвинить в создании группировки или организации секты и строительстве храма в его честь; нет, мы воздаем почести Богу, от Которого зависит все творение, и поэтому все должны нам помогать и защищать, а не препятствовать». Мудро поступят и исполнят свой долг те цари, которые будут содействовать рабам Бога неба.

(2) «Нам дано предписание построить этот дом; он был построен Соломоном во славу нашего Бога. Мы не изобретаем ничего нового, а лишь восстанавливаем основания многих поколений» (Ис 58:12).

(3) «Мы лишились этого дома на время в наказание за наши грехи, так как прогневили Господа (ст. 12), а не потому что боги языческие одолели нашего Бога. За это Он предал нас и наш храм в руки царя вавилонского, но Он ни в коей мере не хотел положить конец нашей религии. Нас лишь отстранили от него на время, но не лишили навсегда».

(4) «У нас есть царский указ Кира, оправдывающий наши действия. Он не только разрешил, но и велел нам построить этот храм (ст. 13) построить его на том же месте, где он стоял раньше (ст. 15)». Кир повелел сделать это не только из сострадания к иудеям, но и из благоговения к Богу, сказав: «Он есть Бог». Он также передал сосуды храма доверенному лицу, чтобы тот убедился, что они стоят на своем прежнем месте и используются (ст. 14). Им нужно было сослаться на это в подтверждение своих слов.

(5) «Согласно этому приказу мы начали строительство, как только вернулись домой, и не лишились преимуществ, так как сразу приступили к его выполнению. Мы все еще продолжаем его строить, но, столкнувшись с оппозицией, не закончили». Обратите внимание: они не упоминают о лжи и злобности прежних начальников и не жалуются на них, хотя имеют повод; и их пример должен научить нас не отвечать злом на зло или справедливым порицанием на несправедливое, не ссылаться с возмущением на прежние обиды и считать, что вознаграждены достаточно, если с нами хорошо обращаются (ст. 16). Они объясняют свои действия, не спрашивая, имеют ли те право исследовать их, не обвиняя в идолопоклонстве, суевериях и смешанной религии. Так давайте на их примере научимся с кротостью и благоговением давать отчет о нашем уповании (1Пет 3:15), правильно понимать и с готовностью возвещать о том, что и почему мы делаем в служении Богу.

2. Что самаряне честно передали ответ царю.

(1) Они назвали храм в Иерусалиме домом Бога великого (ст. 8), ибо хотя самаряне, похоже, имели много богов и много господ, но признавали Бога Израилева великим Богом, превыше всех богов. «Это дом великого Бога, и поэтому мы не осмеливаемся противодействовать его строительству, не получив твоего приказа».

(2) Они честно сообщили, что было сделано, не утверждали, как их предшественники, что иудеи укрепляли город, якобы готовясь к войне, а известили, что те возводят храм, в котором хотят поклоняться (ст. 8).

(3) Они в полном объеме представили их прошение, сказав то же, что иудеи сказали бы от своего имени, желая представить дело в истинном свете.

(4) Они предложили царю обратиться к записям, чтобы выяснить, действительно ли Кир издавал такой указ, а затем принять по этом вопросу соответствующее решение (ст. 17). Есть основание полагать, что если бы в предыдущей главе Артаксерксу был представлен такой же правдивый отчет, как в данном месте Дарию, то он не велел бы препятствовать этому делу. Божий народ не преследовали бы, если бы его не представляли в неверном свете, и не травили бы, если бы не одевали в медвежьи шкуры. Так пусть же дело Господа и Его истину честно излагают и искренно слушают тогда она устоит.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.