Спасение распространяется
В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию. На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод и хотел есть; между тем как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, — и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Тогда Петр, пригласив их, угостил; а на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно; итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: «Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе». Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел; теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней (10:1−48)
В классическом романе Марка Твена «Приключения Тома Сойера» есть следующий разговор Тома с его другом Геком Финном. Том только что сообщил Геку, что он нежелателен в банде Тома. Гек протестует: «Ну, Том, не всегда ли ты поступал по-дружески со мной? Ты же не обойдешь меня, правда, Том?». Том отвечает: «Гек, я бы не хотел этого делать и не хочу, но что скажут люди? Они скажут: Ха! Банда Тома Сойера! В ней довольно низкорослые особы! — Они будут иметь в виду тебя, Гек. Тебе это не понравится и мне тоже» ([Chicago: Fountain, 1949], 215).
Не только дети играют в такие жестокие игры друг с другом, взрослые тоже склонны к этому. Мы спешим исключить из нашей группы тех, кого мы считаем нежелательными, — тех, кто нам не льстит, не поддерживает наше мнение, не подкрепляет наши предубеждения, не способствует нашей гордости или не подпитывают наш эгоизм, или чей стиль жизни значительно отличается. Мир, в общем, проявляет нетерпимость и фанатизм всех уровней — от молчаливого осуждения до открытой войны.
Даже церковь не защищена от этой тенденции. Представители других культур, цвета кожи, социального положения, уровня образования или доходов часто находят, что в церкви они нежелательны, так же как и Гек Финн не был желателен в банде Тома Сойера. Подобная нетерпимость и исключение огорчают Господа Иисуса Христа, чья цель и молитва были о том, чтобы верующие «были все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17:21). В церкви «нет уже ни Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28).
Культурные барьеры древнего мира были не менее укоренившимися и жесткими, чем в наши дни. Если церковь не собиралась остаться небольшой сектой иудаизма, то эти барьеры нужно было переступить. Уже в Книге Деяний барьер, разделявший евреев и самарян, был преодолен с помощью служения Филиппа, Петра и Иоанна, результатом которого были многочисленные обращения самарян. Отсрочка в принятии Духа, пока не пришли Петр и Иоанн, указывает на то, что обе стороны, как самаряне, так и евреи, были наделены одним и тем же Духом Божиим и причислены к церкви.
Но на горизонте виднелось еще более труднопреодолимое препятствие. Неприязнь евреев к самарянам блекла в сравнении с их ненавистью к язычникам (ср. Иона 3:10 — 4:4, где говорится о гневе пророка о том, что Бог спасает язычников). Перед тем как Евангелие могло быть проповедано и охватить все народы (Мф 28:19−20), этот последний барьер на пути к единству должен был быть разрушен. Небольшая трещина в стене уже была сделана при обращении ефиопского евнуха (Деян 8:26−40). Однако он возвратился в свою далекую страну и не остался с братством верующих евреев. По провидению Божию, пришло время примирить евреев с язычниками в церкви.
Представляется уместным то, что Петр, лидер двенадцати, стал тем, кто открыл дверь для необрезанных. Именно Петр проповедовал народу в день Пятидесятницы у притвора Соломонова. Петр также был основным человеком в продолжающейся борьбе с синедрионом. Самаряне, как уже отмечалось, также не были приобщены к церкви без его участия. Чтобы сделать такой решительный поступок, Петру нужно было подготовиться. Он уже все больше избавлялся от предрассудков. с которыми он вырос. Он уже принял самарян как братьев во Христе и равных в церкви. Из продолжения главы 10 мы узнаем, что он оставался у кожевника, — ремесло, презираемое набожными евреями. Но принятие язычников, как равных перед Господом, было совсем другим делом. Консервативные иудеи вообще не желали иметь какое-то отношение к язычникам. Они не пришли бы в гости в дом язычника (ср. ст. 28) и не пригласили бы язычника в свой дом. Пыль из языческой страны считалась оскверненной, и еврей отряхнул бы ее со своих сандалий, перед тем как ступить на землю Израильскую (отсюда и пошло выражение «отрясите прах» [Мф 10:14; Мк 6:11; Лк 9:5; Деян 13:51]). Еврей не ел бы пищу, приготовленную руками язычника. Кухонные принадлежности, купленные у язычников, перед использованием должны были быть очищены. Одним словом, язычники считались нечистыми, а их присутствие — оскверняющим.
Теологическое основание единства язычников и евреев в церкви уже было заложено. В Еф 2:11−22 Павел указывает на то, что посредством одной достаточной жертвенной смерти Христа Он «соделал из обоих одно и разрушил стоявшую посреди преграду» (Еф 2:14). Здесь Лука говорит об исторической реализации этой духовной истины.
Но эта глава — больше чем просто история введения язычников в Церковь, она также является историей спасения человека. Последовательность событий, приведших к обретению спасения Корнилием, представляет непреходящую модель того, как работает спасение. Здесь можно выделить шесть элементов: Божия подготовка, послушание, изложение спасения, сила Духа, символическое признание, милое общение.
Божья подготовка
В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию. На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть; между тем как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; — и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их (10:1−20)
Важнейшие события включения язычников в Церковь и спасения Корнилия требовали Божией подготовки. Как обращенный Корнилий, так и свидетельствовавший Петр получили видения от Бога, готовившего их к тому, что должно было последовать.
Подготовка Корнилия
В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию (10:1−8)
Так как человек мертв во грехах (Еф 2:1−4), спасение не может начаться и не начинается с него (ср. Ин 1:12−13; Ин 6:37; Еф 1:4; Деян 13:48). Одним из таких мертвых людей, которому Бог собирался даровать спасение, был Корнилий, живший в Кесарии, крупном городе, расположенном на побережье приблизительно в пятидесяти километрах севернее Иоппии. Это была столица римской провинции Иудеи и местопребывание ее прокуратора. Естественно, там располагался большой римский гарнизон. К нему принадлежал Корнилий «сотник полка [когорты], называемого Италийским». В полном составе легион состоял из 6000 человек и был разделен на десять когорт по 600 человек каждая. Сотник командовал 100 из них, а каждый легион, таким образом, имел 60 сотников, которые считались основой римской армии. Римский историк Полибий говорит, что сотники были «не столько дерзкими сорвиголовами, как прирожденными лидерами уравновешенного и спокойного духа, не столько людьми, которые спровоцируют атаку или начнут сражение, сколько людьми, что будут удерживать позицию в ухудшающейся обстановке и трудном положении и будут готовы умереть за свои позиции» (Histories vi. xix-xlii, цитата из Naphtali Lewis and Meyer Reinhold, eds., Roman Civilization: Sourcebook 1: The Republic [New York: Harper Row, 1966], 435). Подобно другим сотникам, упоминаемым в Новом Завете, Корнилий достиг своего чина, проявив себя сильным, ответственным, надежным человеком.
Однако, кроме того что он был хорошим солдатом, Корнилий был также «благочестивым и боящимся Бога со всем домом своим, творившим много милостыни народу и всегда молившимся Богу». Он имел сердце, ищущее Бога, и жил согласно тому свету, что имел, и Бог собирался дать ему большего. Это необходимое условие для избрания Божия; Бог отвечает ищущим, стремящимся к Нему сердцам (ср. Ис 55:6−7; Иер 29:13; Ин 7:17). Как о Божием избрании, так и об ответственности человека ясно учит Писание. Спасение как совершается Богом, так и призывается грешником. Хотя наш ограниченный разум не позволяет согласовать эти два аспекта, в Божиих планах нет противоречия.
Корнилий был богобоязненным человеком. Господь коснулся его темной души так, что он оставил языческую религию и стал поклонятся Богу Иегове. Эта преданность проявляла себя в творении «милостыни народу» и в том, что он «всегда молился Богу». Однако он не стал полноценным прозелитом иудаизма посредством обрезания.
Вследствие Своего, как Владыки, выбора Корнилия и в ответ на его стремление Бог приступил к действию, чтобы подготовить его. «Он в видении ясно видел около девятого часа [15:00] дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!» «Девятый час» был самым важным часом молитвы в расписании еврея (Деян 3:1). Бог ответил на его молитву, послав ангела-вестника.
В Писании говорится, что появление ангелов вызывало ужас и благоговейный трепет (Суд 6:22; 1Пар 21:16; Дан 10:4−9; Мф 28:2−5; Лк 1:11−13, 30; Лк 2:9−10) — совершенно другую реакцию от того обычного легкомыслия, с которым многие сегодня относятся к своим предполагаемым встречам с ними. Понятно, что бывалый солдат Корнилий пришел в ужас. «Взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи?»
Ангел немедленно заверил Корнилия, сказав ему: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом». Бог знал сердце Корнилия: он был набожным человеком, служащим Ему согласно своему знанию о Нем. Несмотря на искренность Корнилия, он не мог обрести спасения без правильного понимания Евангелия Иисуса Христа (Деян 4:12). Бог подготавливал все, чтобы обеспечить его этим знанием. А именно, ангел повелел ему: «пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море».
Корнилий немедленно начал действовать. Когда «Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию».
На первый взгляд похоже, не было причин для этой отсрочки. Конечно же, ангел вполне мог сообщить Благую Весть Корнилию. Хотя в будущем ангел будет возвещать Евангелие (Откр 14:6), Бог в качестве орудия для Своего труда избрал людей. Бог также хотел, чтобы Петр первым наблюдал спасение Корнилия. Лишь таким образом он был бы полностью подготовлен к принятию язычников в Церковь.
Подготовка Петра
На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть; между тем как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, — и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их (10:9−20)
Между тем в Иоппии Бог готовил проповедника для этой памятной встречи. «На другой день», когда люди, посланные Корнилием, «шли и приближались к» Иоппии, Петру было дано видение от Бога. «Петр около шестого часа (полдень) взошел на верх дома помолиться». И когда пришел час приема пищи, «почувствовал он голод, и хотел есть». Но должна была произойти неожиданная задержка, перед тем как он смог спуститься и поесть. Тогда как его хозяева «приготовляли» пищу, Петр «пришел в исступление». Бог не просто призвал Корнилия к спасению, но также подготовил Петра как способ — говоря по-человечески — для совершения. Случаи вседержавного призыва Богом отдельных людей для совершения особого служения записаны в Писании (ср. Ис 49:1; Иер 1:5; Ин 15:16; Гал 1:1).
В исступлении Петр «видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Вполне естественно, так как Петр был голоден, его видение включало процесс принятия пищи. То, что полотно содержало как чистых, так и нечистых животных, отражает повеления Ветхого Завета, в которых Бог заложил определенные ограничения для Израиля, касающиеся пищи (ср. Лев 11). В Лев 20:25−26 называются причины, по которым Он установил эти ограничения:
Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой, и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем, пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои.
Израиль непременно должен был быть отделен от своих соседей, служащих идолам, а подобные ограничения препятствовали бы развитию общественных связей с ними.
Со времен Нового Завета и призыва новых людей (церкви), как вскоре обнаружил Петр, действие этих ограничений закончилось. Бог повелел ему «встать, заколоть и есть». Подобно любому набожному еврею, Петр пришел в ужас. Он сразу же запротестовал: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Он всю свою жизнь ревностно соблюдал законы о пище, веря, что подобной преданности «кошерной» пище требовал Господь. Строгое соблюдение этих правил отражало его желание угодить Богу. Как же он мог сразу отбросить все это, не оскорбив свое сознание, что было таким щепетильным в отношении законов о пище?
Петр упорно отвергал прозвучавшие слова так, что «в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Правила о пище настолько укоренились в его жизни, что он все еще не мог постичь происходящее. Наконец, после того как эта сцена повторилась «трижды; — и сосуд опять поднялся на небо».
Видение привело к тому, что «Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел». Значение было двойным. В отрицательном отношении виденное означало упразднение ветхозаветных ограничений в пище (ср. Мк 7:14−23; Рим 14:1−3; Кол 2:16−17; 1Тим 4:1−5). Эти разделяющие особенности теперь имели обратный результат, так как Бог собирал евреев и язычников вместе в церковь, а не удерживал их порознь. В положительном отношении видение символизировало включение в одно тело как язычников, которых символизировали нечистые животные, так и евреев, которых символизировали чистые животные.
Недоумение Петра было непродолжительным. Тотчас «мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?». Они прибыли, когда «Петр размышлял о видении», все еще пытаясь понять, что же говорил Господь. Пришло время для встречи, что развеяла бы сомнения Петра, поэтому «Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их». Бог не просто вседержавно приготовил Корнилия и Петра, но так же вседержавно предопределил и назначил время их встречи.
Послушание
и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, — и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Тогда Петр, пригласив их, угостил; а на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно; итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: «Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе». Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел; теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога (10:11−33)
Пример Петра и Корнилия — это послушание, которого требует Бог как в момент спасения, так и на всем протяжении жизни христианина. Библия неоднократно учит, что послушание сопутствует настоящей вере (ср. Мф 7:21−23; Мф 21:28−32; Лк 9:23, 57−62; Ин 8:30−31; Ин 14:15, 21, 23; Ин 15:10, 14; Деян 6:7; Рим 1:5; Рим 16:26; Иак 2:14−26; 1Ин 2:3−4, 19). (Для дальнейшего обсуждения этого критически важного вопроса см. мои книги The Gospel According to Jesus, rev. ed. [Grand Rapids: Zondervan, 1994] и Faith Works [Dallas: Word, 1993].)
Так же как и Корнилий, Петр повиновался, хотя, возможно, он все еще не до конца понимал, что происходит. «Сойдя к людям» (солдат и два раба, посланные Корнилием), и сказал: «я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?». Их ответ, должно быть, еще больше изумил Петра: «Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих».
Теперь же, когда Петр, «пригласив их, угостил», пришла его очередь сделать что-то необычное. Был слишком поздний час, чтобы возвращаться в Кесарию в тот день, поэтому Петр «пригласил» их провести ночь здесь.
Этот случай создал еще одну трещину в барьере, разделявшем евреев и язычников.
Ни один уважающий себя еврей не оказал бы гостеприимства язычнику, особенно солдату ненавистной римской оккупационной армии. Слово «угостил» происходит от слова xenizō, что значит «принимать как гостя». В Евр 13:2 оно употребляется в связи с оказанием гостеприимства ангелам. Петр устроил своим неожиданным гостям торжественный прием, что говорит о том, что Бог посредством труда в его сердце устранил типичную для евреев предвзятость. Вследствие этого он понимал отличие закона Ветхого Завета от человеческой традиции, что не была таковой. Ему трудно было оставить исполнение законов о пище, но, не имея в своем сердце враждебности по отношению к язычникам, ему легко было оказать им гостеприимство.
«А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним». Будучи послушен повелению, данному ему в видении, Петр возвращается в Кесарию вместе с посланниками Корнилия. С собою он взял шесть (Деян 11:12) «братий Иоппийских», хотя и не получал никаких указаний относительно этого. Это, на первый взгляд, несущественное решение Петра позднее приобретает важное значение. Так как Петр не имел никаких указаний от Бога, его решение является примером того, как Бог руководит верующими через их желания (ср. Пс 36:4).
Проведя ночь в дороге, «в следующий день пришли они в Кесарию». Два мира вот-вот должны были столкнуться так, как семь набожных, ярых иудеев собирались встретиться с целым домом рьяных язычников. Еще одна веха в истории церкви была достигнута.
Между тем «Корнилий же ожидал их», и он не бездействовал. С нетерпением ожидая услышать то, чем Петр должен был поделиться с ним, он «ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей». Когда Петр вошел в дом Корнилия, «Корнилий встретил его». Переполненный чувствами, Корнилий «поклонился, пав к ногам его». Немедленная категоричная реакция Петра должна привести в замешательство отстаивающих поклонение святым. «Петр же поднял» Корнилия, «говоря: встань; я тоже человек». В Деян 14:11−15 рассказывается, как Павел и Варнава так же пришли в ужас, когда множество язычников в Листре попытались поклониться им. Даже ангелы не принимали подобного неправильного поклонения (Откр 22:8−9).
Когда Петр «вошел», то «нашел многих собравшихся». Бог не велел Корнилию собрать этих людей, но их присутствие было важным приготовлением Божия провидения, использовавшего волю Корнилия. Если бы лишь Корнилий был спасен, то Иерусалимская церковь посчитала бы его случай исключением. Но если бы спасение обрела группа язычников, они вынуждены были бы принять, что Бог включает язычников в церковь.
Обращаясь к этой группе неевреев, Петр сказал: «Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно; итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?». Петр начинает с того, что ему не должно быть здесь, так как «Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником» (ср. Ин 4:9; Ин 18:28; Деян 11:2−3; Деян 22:21−22; Гал 2:12). Петр должен был жить согласно этому стандарту. Однако Бог преподал ему урок, и он усвоил его, что язычников больше не нужно считать «нечистыми». Вот почему он без возражений отправился в путь, когда за ним послали.
Корнилий ответил, сообщая детали своего видения: «Четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: “Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе”. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел; теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога». Солдат использовал военный термин prostassō (повелено), ссылаясь на военный порядок. Он понял, что когда Господь говорил, то это была команда, требующая послушания. Он был готов принять приказы от Господа.
Таким образом, и Петр, и Корнилий были вседержавно подготовлены Богом и послушно откликнулись на его указания. Все было готово к тому, чтобы Петр изложил Евангелие, результатом чего могло быть спасение Корнилия и других.
Изложение спасения
Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (10:34−43)
В отличие от своих обвинительных проповедей в день Пятидесятницы, притвора Соломонова и защиты перед синедрионом, здесь Петр под руководством Духа Святого излагает Евангелие просто. Некоторые ситуации требуют подробного оправдательного и исторического изложения, перед тем как слушатели смогут понять слово Евангелия. Другие, когда сердца людей возделаны Богом, требуют изложения лишь простых истин Евангелия. Корнилий и другие язычники, собравшиеся с ним, были такими, Богом подготовленными людьми.
Фраза «отверз уста» — это разговорное греческое выражение, указывающее на важность следующих за ним слов. Смотря на свою неправдоподобную аудиторию, Петр начинает с разрушения того, что осталось от преграды, разделявшей две группы, своим только что полученным пониманием: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». В один прием Петр затрагивает за живое своих слушателей и обращает на себя их внимание.
«Познаю» — это признание того, что он столкнулся с чем-то действительно новым, и лишь теперь, в конце концов, он начал «познавать», что в церковь должны войти люди «во всяком народе». Истинность слов Иисуса: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора» (Ин 10:16) начинала проявляться. Значение видения было ясно. Фактически, так как эта истина не была нова, Петр и его спутники евреи уже должны были знать, что «Бог нелицеприятен». Об этом ясно говорится в Ветхом Завете (Втор 10:17; 2Пар 19:7; Иов 34:19).
Павел тщательно обдумывал эту истину. Римлянам он писал: «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим 3:29−30; ср. Рим 2:11; Еф 6:9).
Затем Петр развивает эту мысль, объясняя, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Некоторые неправильно предполагают, что этот стих учит о спасении, что Бог принимает всех тех, кто праведен не посредством своих дел. Очевидно, что это не согласуется с учением Библии и абсурдно. Если бы Корнилий и другие уже были спасены, то что же делал Петр, проповедуя, что душа может обрести спасение лишь через имя Иисуса (ст. 43)? Более того, что они еще не были спасены, явно утверждается в Деян 11:14. Есть некоторые, кто отрицает, что происходит какой-либо труд над грешником до момента искупления. Это так же является абсурдом, так как в тексте ясно говорится, что спасение обретают боящиеся Бога и поступающие по правде. Говорится ли здесь о спасении делами? Конечно же, нет. Просто Петр высказывается о реальности того, что Дух Святой совершает работу над сердцем грешника (ср. Ин 16:8−11; Деян 11:18; 2Тим 2:25). Этот труд создает человека, что «боится» или благоговеет перед Богом, «поступает по правде» и который «приятен» или приемлем (dektos) Богу. Это слово означает «отмечен благосклонным проявлением Божией воли», что используется в 2Кор 6:2: «Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». Здесь говорится, что благоприятное или приемлемое время — это время спасения. Не имеет значения возраст, раса, пол или принадлежность к определенному социальному слою, если сердце жаждет Бога и праведности (Мф 5:6) — это благоприятное время для спасения. Комментируя этот стих, Эверетт Харрисон замечает: «Значение заключается не в том, что таким образом люди спасаются (ср. Деян 11:14), но скорее то, что они подходящие кандидатуры для спасения. Подобная подготовка предвещает духовную искренность, результатом которой, после слышания и принятия, будет вера (Interpreting Acts: The Expanding Church [Grand Rapids: Zondervan, 1986], 182).
Корнилий откликнулся на труд Божий, совершаемый в его душе, но не нужно думать, что он сделал это сам по себе, без действия благодати Божией. Истина в том, что никто, язычник ли (ср. Рим 1:18 и далее), еврей ли (ср. Рим 2:1 и далее), не может этого сам по себе (Рим 3:10−18). Бог трудился над сердцем Корнилия, и поэтому он искал знания и послушания Богу, а когда услышал спасающую истину Евангелия, с радостью откликнулся.
Петр начал свою речь с заверения, что спасение доступно для подготовленного сердца. Но просто знания о доступности спасения им было недостаточно; они должны были знать, каким образом можно получить прощение грехов и избавление от наказания. Затем Петр переходит к основному предмету Евангелия, а именно, что спасение каждого человека из какого-либо народа приходит через Иисуса Христа. Словами из гимна «Единое основание Церкви» церковь — это:
Избранные из каждого народа,
Но едины по всей земле.
Слово Божие, содержащее сообщение о спасении, сначала было передано «сынам Израилевым» (ср. Рим 1:16). Это было славное сообщение о том, что «мир чрез Иисуса Христа». Все люди пали и являются врагами, находящимися в состоянии войны с Богом (ср. Рим 5:10). Жертвенная смерть Господа Иисуса Христа положила конец этой вражде и принесла мир между человеком и Богом, заплатив цену греха. Словами апостола Павла: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2Кор 5:19) и «умиротворив через Него, Кровию креста Его» (Кол 1:20). Спасение предлагается всем, потому что Иисус «есть Господь всех».
Как уже отмечалось, Кесария была месторасположением римского правительства в Иудее. Следовательно, для Корнилия и остальных Петр мог подтвердить, что «вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним».
«Крещение, проповеданное Иоанном» было крещением, подразумевающим отношение покаяния и стремление к господству праведности. Оно подготовило народ израильский к пришествию Мессии, которым был Иисус из Назарета. Когда Он начал Свое служение, «Бог Духом Святым и силою помазал» Его (ср. Мф 3:13−17; Лк 3:21−22). Петр описывает это служение, говоря, что «Он ходил, благотворя», а затем приводит в качестве примера то, что Он ходил «исцеляя всех, обладаемых диаволом». Эта фраза включает в себя весь диапазон человеческих болезней, начиная от непосредственного бесовского гнета до духовного невежества. «Сын Божий, — писал апостол Иоанн, — явился, «чтобы разрушить дела диавола». Совершенное превосходство Иисуса над сатаной и его бесами не оставляет никаких сомнений, что «Бог был с Ним».
Все, что они слышали о служении Иисуса, было правдой, — подтверждает Петр. Он добавляет апостольское подтверждение, что «мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме», а затем быстро переходит к важному событию, говоря, «что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых». То, что религиозные люди возглавили борьбу за то, чтобы «убить» Того, Кто ходил, делая добро и превозмогая работе сатаны, демонстрирует глубину человеческой испорченности — даже когда она скрыта под маской религии. Однако Бог ниспроверг мир и ад, доказав подлинность Иисуса, — «воскресил в третий день».
Нельзя упускать значение утверждения Петра, что Иисус являлся. Бесчисленные еретики, с апостольских времен и до настоящего времени, отрицали истину о физическом воскресении Христа. Однако этот факт является основным для христианства. В 1Кор 15:12−19 серьезные последствия отрицания воскресения. Если «Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1Кор 15:17). Отрицающие буквальное воскресение Христа разрушают единственный мост над пропастью, отделяющей их от Бога. Для записи Павел оставил нам богодухновенный факт, что воскресший Иисус явился Петру, затем двенадцати, потом более 500 верующих в одно время, затем Иакову, всем апостолам и, наконец, ему (1Кор 15:5−8).
Однако не все имели привилегию видеть воскресшего Христа. Он явился, — говорит Петр, — «не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых». Бог избрал лишь некоторых, чтобы нести миру свидетельство, что Иисус Христос воскрес из мертвых, и все они были верующими. Указание Петра на тех, «которые с Ним ели и пили», дает нам еще одно доказательство Его телесного воскресения, так как, в представлении евреев, духовные существа не были способны на такое.
Стих 42 содержит предупреждение, которое было существенным для апостольского свидетельства. «Он повелел» им «проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (ср. Ин 5:21−29; Деян 17:30−31; 2Фес 1:7−10; 2Тим 4:8; Откр 19:11 и далее). Иисус Христос для каждого будет либо избавителем, либо судьей.
Апостолы не были единственными очевидцами Иисуса Христа — так же были и пророки. Они «свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Его силой и властью). Исаия (Ис 53:11), Иеремия (Иер 31:34) и Захария (Зах 13:1) были среди тех, кто говорил о прощении, что принес Мессия. Все, чем является Иисус, и все, что Он сделал, — это кульминация Божиих обещаний, сделанных столетиями ранее. Последняя записанная строка произнесенная Петром, — «всякий верующий в Него получит прощение грехов», — является основной. Каждая составляющая важна для Евангелия. Слово «всякий» указывает на предложение спасающей благодати во вселенском масштабе (ср. Деян 2:39; Деян 13:39; Рим 9:33; Рим 10:11; 1Тим 2:4; 2Пет 3:9; Откр 22:17). Фраза «верующий в Него» указывает на способы обретения спасительной благодати — верой в одного лишь Христа (Деян 9:42; Деян 11:17; Деян 13:39; Деян 14:23; Деян 15:9; Деян 16:31; Деян 19:4; ср. Ин 3:14−17; Ин 6:69; Рим 10:11; Гал 3:22; Еф 2:8−9). Фраза: «получит прощение грехов», указывает на замечательную, невыразимую словами привилегию, даруемую спасающей благодатью (Деян 2:38; Деян 13:38−39; ср. Мф 26:28; Еф 1:7; Кол 1:14).
Сила Духа
Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога (10:44−46а)
«Когда Петр еще продолжал эту речь», его проповедь была внезапно и волнующе прервана. Хотя текст и не говорит этого, но очевидно, что когда Корнилий и другие язычники услышали, что прощение доступно через Иисуса Христа (ст. 43), они уверовали. Немедленно, в ответ на их веру, «Дух Святой сошел на всех, слушавших слово». Результатом спасающей веры является излитие Святого Духа (ср. Рим 8:9; 1Кор 12:13), а «не имеющие духа» — это характеристика неверующих (Иуд 19). Правда, что для самарян излитие Духа откладывалось. Они должны ожидать прибытия Петра и Иоанна, хотя обрели спасение через проповедь Филиппа. Однако, как отмечено в обсуждении Деян 8:14−19 в главе 19, это должно было подчеркнуть единство самарян и евреев в церкви. Здесь в подобном промедлении не было нужды, так как апостол Петр уже присутствовал.
Деян 8 не устанавливает критерий принятия Духа Святого. Если верующие всегда должны сначала обрести спасение, а затем принять дар Духа Святого, то почему же Корнилий и остальные приняли дар Духа в тот же самый момент. Когда обрели спасение? Мнение некоторых, что они уже были спасены и просто приняли дар Духа Святого, вступает в противоречие с Деян 11:14. Более того, если они уже имели спасение и в данном случае они просто приняли Духа Святого, почему Петр проповедовал им Евангелие? Почему же вместо этого он не рассказал им, как можно принять дар Духа Святого? Для сошествия Духа Святого не нужно было никакого прошения, исповедания, никакого водного крещения и возложения рук. Дух Святой сошел, когда они слушали и уверовали. Это ясно из вдохновенного свидетельства Петра в Деян 11:17, что Бог дал им Духа Святого, «уверовавшим в Господа Иисуса Христа».
Не может существовать такого понятия, как христианин, не имеющий Духа Святого, так как Он — сущность жизни христианина. Дух Святой дарует силу свидетельствовать (Деян 1:8) и молиться (Рим 8:26). Посредством Его служения рождается уверенность в спасении (Рим 8:16), так как в Нем верующие «запечатлены в день искупления» (Еф 4:30; ср. Еф 1:13). Он — «залог наследия нашего» (Еф 1:14), а также наш учитель (1Ин 2:27).
Петр, несомненно, сильно удивился происшедшему, хотя прежде уже видел, что подобное произошло и с самарянами. А «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога». Эти шестеро братьев, что Петр привел с собою из Иоппии, были изумлены, что язычники обрели спасение и дар Духа Святого. Что церковь не должна была состоять исключительно из евреев, должно было стать настоящим потрясением для них. Тем не менее они едва ли могли отрицать происходящее, так как «слышали» язычников, «говорящих языками и величающих Бога».
Это место не учит, что говорение языками — это обычно ожидаемый результат исполнения Духа Святого. В данном случае Дух Святой даровал этот дар в качестве видимого доказательства того, что Он поселился в душах этих язычников. Он знал, что Петра и его братьев евреев будет трудно убедить, поэтому Он даровал язычникам то же, что и евреям христианам в день Пятидесятницы. Следует обратить внимание, что здесь, как и во всей Книге Деяний, говорение языками — групповое, а не индивидуальное явление. (Для обсуждения темы говорения языками см. главу 3 этого толкования, мою книгу Charismatic Chaos [Grand Rapids: Zondervan, 1992] и 1 Corinthians, MacArthur New Testament Commentary [Chicago: Moody, 1984].)
Символическое признание
Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа (10:46б-48а)
Здесь, как и во всем Новом Завете, крещение следует за спасением. Действительно, вся аргументация Петра в пользу крещения Корнилия и остальных покоилась на том факте, что они «получили Святого Духа» и, следовательно, были спасены. Таким образом, крещение не играет никакой роли в спасении. Посредством его верующие символическим образом прилюдно признают внутреннее преображение спасением. Вместо того чтобы самому крестить язычников, Петр мудро «велел им креститься во имя Иисуса Христа» от христиан евреев, что сопровождали его. Таким образом он задействовал евреев в этом важнейшем событии, зная, что они с еще большей готовностью окажут поддержку. Петр мог предвидеть ответную реакцию на свой доклад в Иерусалим и хотел заручиться всевозможной помощью.
Милое общение
Потом они просили его пробыть у них несколько дней (10:48б)
Так как радость общения с братьями одной, дорогой сердцу, веры и возможность узнать от благородного апостола все о своем Господе и спасении были очень ценны, Корнилий и его новообращенные друзья «просили» Петра «пробыть у них несколько дней». Сильное желание христианского общения и изучения, что они выявили, — это признак подлинной спасительной веры. Лидия (Деян 16:15) выявила схожее желание после своего обращения.
Эта эпохальная глава свидетельствовала о включении язычников как равных в церковь. Последняя преграда пала. Позже Петр описал этот чудесный случай в Деян 15:7−8: «По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам». Итак, был открыт путь для распространения христианства посредством беспрестанных усилий миссионеров раннехристианской церкви по всей Римской империи.
Комментарии Джона МакАртура на Деяния апостолов, 10 глава. Серия комментариев МакАртура.

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.