Чудо для подтверждения Слова

Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога, и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни, и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним (3:1−10)

Библия неоднократно предупреждает о постоянно присутствующей опасности появления еретиков лжеучителей. Они наносят большой вред, так как утверждают, что представляют Бога, хотя ошибочно истолковывают Его истину. Иисус говорил о таких проповедниках в Мф 7:15 как о «хищных волках» и предупреждал, что «многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф 24:11). Некоторые из них будут чрезвычайно опасны, давая «великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24:24).

Апостол Павел назвал лжеучителей «лютыми волками» (Деян 20:29), «непокорными, пустословами и обманщиками» (Тит 1:10). Он предупреждал коринфян, чтобы они остерегались таковых, называя их «лжеапостолами, лукавыми делателями, принимающими вид Апостолов Христовых» (2Кор 11:13). Это те, кто «отступят... от веры, внимая духам, обольстителям и учениям бесовским» (1Тим 4:1), те, кто «противится истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» (2Тим 3:8).

Возможно, самое беспощадное обличение еретиков проповедников принадлежит перу апостола Петра. Его нужно прочитать полностью.

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, — ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные, — то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие: ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это — сыны проклятия. Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. Это — безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди (2Пет 2:1−21; ср. Иуд 4−16).

Опасность, создаваемая этими лжецами, делает обязательным наличие способа, чтобы отличить их от говорящих истину Божию. Апостол Иоанн понимал нужду в умении различать, когда предупреждал верующих: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин 4:1).

Господь Иисус Христос понимал ответственность, что лежит на Божием посланнике, чтобы Его учение подтверждалось Его делами. О Своем Собственном служении он сказал: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин 10:25) и «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин 10:37−38). Он сказал Филиппу: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин 14:11). Дела, которые Он совершал, подтверждали слова, что Он говорил. Никодим понимал это, когда сказал: «Равви! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 3:2).

Господь позволил, чтобы говорившие от Его имени апостолы и пророки раннехристианской церкви также имели в помощь чудеса. Павел писал коринфянам: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2Кор 12:12). Автор Послания к евреям дополнил: «то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, будучи сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?» (Евр 2:3−4). Однако, как отмечено в седьмой главе в обсуждении Деян 2:43, подобное подтверждение чудесами больше не является необходимым. Мы можем определить, кто говорит от Бога, сравнивая Его учение с Писанием.

Дары знамений и чудес включал дар исцеления (ср. Мф 10:1), что был использован в данном отрывке. Это одно из многих исцелений, совершенных апостолами (ср. Деян 2:43), выделенное вследствие своего влияния и связи с проповедью Петра. К несчастью, существует много недоразумений, связанных с этим даром. Сегодня многие утверждают, что обладают этим даром или имеют к нему доступ. Их так называемое исцеление являет собой целый спектр, начиная с психологических приемов и заканчивая открытым мошенничеством и демонической активностью. Библейское понимание апостольского служения исцеления включает в себя следующие пункты.

Во-первых, как отмечено выше, многие случаи предполагаемых исцелений являются мошенничеством. На протяжении многих лет целители по вере разоблачались как шарлатаны. Случаи явного исцеления являются результатом манипулирования умом или видом гипноза, возникающего как следствие твердой веры в авторитетную личность. Когда эта личность говорит людям, что они исцелены, их эмоции временно могут заменить их физические симптомы. Нет необходимости повторять, что подобное «исцеление» кратковременно.

Родственная категория «исцелений» включает излечение психосоматических недугов. Так как подобные воображаемые болезни могут вызывать симптоматические недуги, не имеющие никакой физической, связанной с функционированием организма, причины, их излечение не является примером действия дара исцеления. Иисус и апостолы исцеляли пораженных физическими недугами, такими как слепота, глухота, паралич, и связанными с функционированием организма болезнями, такими как проказа. Однако излечение таких болезней и других, подобных им, находится вне возможностей современных целителей по вере.

Во-вторых, сатана и его бесовское воинство могут производить ложные исцеления. Они совершают это не только среди приверженцев лжерелигии, но также под маской христианства. Господь Иисус Христос предупреждал о том, что: «восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк 13:22). Апостол Павел повторил это предупреждение, отнеся его конкретно к приходу беззаконника. Он говорил о нем, как о том, «которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес 2:9). Иисус предупреждал, что «многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”» (Мф 7:22−23). Бог не участвует, а также не одобряет абсолютно все, совершаемое в Его имя. И еще меньше Он желает свидетельства из бесовских источников. Наш Господь не позволил бесам раскрывать Свою личность (Лк 4:41), а Павел не позволил одержимой бесом девушке даже засвидетельствовать истину о том, что он и Сила были Божиими рабами (Деян 16:16−18).

Верующие должны всегда осознавать опасность сатанинского обмана. Павел предупреждал коринфян об этом, когда писал относительно некоторых лжеучителей его дней:

Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их (2Кор 11:13−15).

Сатана, возможно, даже более опасен в своем коварстве, подобно тому как волк в овечьей шкуре опаснее рыкающего льва.

В-третьих, противоположно учению многих сегодня раннехристианская церковь не была чудотворящей. Она скорее была церковью с чудотворящими апостолами. Дар исцеления в раннехристианской церкви ограничивался лишь апостолами и их близкими товарищами по служению. Вместе с ними исчез и дар исцеления.

В-четвертых, в каждом из записанных случаев действия дара исцеления в Деяниях исцеляются неверующие (Деян 3:1−11; Деян 5:15−16; Деян 8:7; Деян 19:11−12; Деян 28:8). (Вследствие краткости отрывка трудно определить, был ли Еней [Деян 9:33−34] верующим. Однако его описание «один человек», а не верующий или ученик [ср. Деян 9:36], указывает на то, что он был неверующим.) Это чудесное исцеление было совершенно необычным явлением в раннехристианской церкви, на что указывает волнение, вызванное исцелением Енея Петром. Если исцеление было обычным явлением, то что было сенсационного, что еще один человек исцелился? Но исцеление Енея Петром побудило всех, живших в той области, обратиться к Господу (Деян 9:35).

Дальнейшее доказательство того, что дар исцеления не применялся в пользу церкви, находится в отрывке, что упоминает о заболевших верующих. Павел не исцелил Трофима, а оставил его больного в Милите (2Тим 4:20). Он также не посоветовал Тимофею пойти к местному исцелителю с этой проблемой. Вместо этого он посоветовал ему употреблять немного вина от его недуга (1Тим 5:23).

Означает ли это, что Бог уже не исцеляет? Конечно же, нет! В наши дни Бог может решить исцелить в ответ на молитвы Своих детей, когда это согласуется с Его волей. Но это всего лишь отголосок той чудесной сверхъестественной способности исцелять, данной апостолам ради нехристиан. Они были основанием церкви (Еф 2:20), но со временем исчезли из виду. С ними исчезли и дары сотворения чудес, что единственным образом были связаны с ними (2Кор 12:12). Предположение, что исцеление должно восприниматься в церкви как обычное происшествие, необоснованно и лишено библейской поддержки. Не было другого времени до и после, когда Бог в таком изобилии явил чудесное исцеление. Оно было редкостью до начала служения Господа и апостолов и в равной мере, если не в большей, остается редкостью с тех пор. (Для детального обсуждения темы исцеления см. мою книгу Charismatic Chaos [Grand Rapids: Zondervan, 1992] и Richard Mayhue, The Healing Promise [Eugene, Oreg.: Harvest House, 1994].)

В Деян 3:1−10 Святой Дух выбирает одно из «многих чудес и знамений», что упоминается в 2:43 в качестве примера. Это удивительное чудо исцеления человека хромого с рождения собирает заинтересованных людей и подготавливает их к слышанию проповеди Петра. Оно также подтверждает, что Петр и Иоанн представляют Бога. История исцеления хромого происходит в три этапа: происшествие, знамение и следствие.

Происшествие

Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни (3:1−3)

Евангелия и Книга Деяний говорят о том, что Петр и Иоанн были тесно связаны. Согласно Лк 5:10, они были партнерами в ремесле ловли рыбы, до того как были призваны учениками. Вместе с братом Иоанна Иаковом они являлись основой двенадцати (ср. Мф 17:1; Мк 5:37; Мк 9:2; Мк 13:3; Мк 14:33; Лк 8:51; Лк 9:28). Иисус доверил им подготовку к пасхальной вечере (Лк 22:8). Лишь они из всех двенадцати последовали за Иисусом к дому первосвященника после Его ареста (Ин 18:15 и далее). Петр и Иоанн были первыми учениками, что пришли к гробу после воскресения (Ин 20:2 и далее). Первые главы Книги Деяний часто говорят о них, путешествующих и служащих вместе (ср. Деян 4:13, 19; Деян 8:14).

Имперфектное время глагола, переведенного как «шли», указывает на то, что у них был обычай часто посещать храм (ср. Деян 2:46). «Час молитвы девятый» был второй половиной дня, согласно еврейскому счету, что составляло несколько часов после восхода солнца. В Пс 54:18 упоминаются три часа молитвы, из них один утром (третий час) и в полдень (шестой час). Девятый час был также часом вечерней жертвы, когда количество людей в храме достигало своего дневного максимума.

На пути в храм два апостола встретили «человека, хромого от чрева матери его». Будучи калекой от рождения, он был безнадежен; его недуг не был одним из тех, что доктора того времени дней могли излечить. Имперфектное время глагола, переведенного как «носили», вместе с фразой «сажали каждый день» указывает, что просить милостыню на этом месте было ежедневной работой.

«Двери храма, называемые Красными», были наилучшим местом, чтобы «просить милостыни у входящих в храм». Нищие в Палестине облюбовали три места: дома богатых людей (ср. Лк 14:1−2; Лк 16:19−21), главные дороги (ср. Мк 10:46) и храм. Из этих трех храм был наилучшим местом. Массы народа не просто толпились ежедневно в храме, но они также приходили, чтобы поразить Бога своим благочестием. Одним из способов сделать это были пожертвования бедным. Более того, сокровищница храма была местом, куда люди приносили свои пожертвования Господу. Поэтому они были настроены отдавать деньги, когда приходили в храм. Красные двери внутри храмовой возвышенности на восточной стороне отделяли притвор язычников от женского притвора. Подобно другим дверям, они были большими и изысканно украшенными. Согласно еврейскому историку Иосифу Флавию, они были сделаны из карибской меди и были настолько велики, что их закрывали двадцать мужчин (Wars V.V.3, VI.V.3).

Хромой избрал стратегическое место у ворот для наибольшей эффективности и, «увидев Петра и Иоанна пред входом во храм просил у них милостыню». Он ожидал милосердия в виде денег, едва ли осознавая то, что он получил больше милосердия — исцеление и спасение.

Знамение

Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача (3:4−8а)

Четыре аспекта этого чуда заслуживают внимания: оно было неожиданным, оно было совершено во имя Господа Иисуса Христа, оно было мгновенным и оно было совершенным.

Оно было неожиданным

Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе (3:4−6а)

В ответ на просьбы нищего о пожертвовании Петр и Иоанн всмотрелись в него. Слово atenizō (всмотрелись) — это то же слово, что используется в Деян 1:10 для описания напряженного, пристального взгляда апостолов на восходящего Господа. Два апостола сконцентрировали свое внимание на несчастном, повелев ему: «Взгляни на нас!». В нетерпеливом ожидании нищий «пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь». Конечно же, он ожидал получить деньги. Ответ Петра: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе», был совершенно неожиданным. Несомненно, нищему стало интересно, что же эти люди могут дать ему, что было бы более ценным, чем деньги. Вскоре он узнает.

Подобно всем Божиим делам, это чудо основывалось на Божией вседержавной воле. В Иерусалиме было сотни других нищих, многие из которых несомненно были также калеками. Но именно этого человека вседержавно избрал Бог для исцеления. Ожидая получить лишь немного денег, чтобы кратковременно облегчить свое отчаянное положение, нищий получил намного больше, чем он когда-либо мог мечтать.

Оно было совершено во имя Господа Иисуса Христа

во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (3:6б)

У нищего было мало причин верить в Иисуса Христа. Иисус не изменил его положение, и Его казнили как богохульника. Поэтому его, должно быть, озадачило то, что Петр назвал Его имя. «Во имя» означает в силу характера Христова, власти и силы. Как отмечено в обсуждении Деян 2:22 в пятой главе, выражение «Иисус Христос Назорей» было распространенным именем нашего Господа во время Его земного служения. Оно описывает Его как Иисуса, Мессию из Назарета. Делать что-либо во имя Иисуса Христа — значит действовать согласно Его воле; делать то, чтобы Он сделал, если бы был тут, действовать Его властью и предоставленными им полномочиями. Петр видел, как Господь исцелял множество раз. Теперь же, действуя от имени своего Господа полномочиями, переданными ему (ср. Мф 10:1), он повелевает нищему идти.

Оно было мгновенным

И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени (3:7)

Смущение нищего длилось недолго. «Взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени». Результатом действия подлинного дара исцеления, в отличие от действия мнимых исцелений наших дней, было немедленное излечение. Исцеления, что совершал наш Господь, были мгновенными (ср. Мф 8:13; Мк 5:29; Лк 5:13; Лк 17:14; Ин 5:9); не происходило никакого постепенного процесса. Писание не знает ничего похожего на «постепенное исцеление». Нищий даже не нуждался в том, чтобы научиться ходьбе. Он сразу же обрел координацию и ощущение баланса.

Оно было совершенным

и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача (3:8а)

Петру не нужно было прикладывать усилия, чтобы поднять нищего на ноги. Как только тот ощутил прилив сил в ногах и в лодыжках, «вскочив, встал, и начал ходить». Симптомы его недуга полностью исчезли. Петру и Иоанну не нужно было поддерживать его в то время, как он с трудом передвигался. Вместо этого он «вошел с ними в храм, ходя и скача». Его радость и волнение не знали границ. Для него недостаточно было просто идти, он хотел прыгать. Подобно ребенку, получившему новую игрушку, он не мог устоять перед искушением использовать свою новую способность.

Четыре особенности этого чуда составляют контрольный список, с помощью которого можно испытывать все мнимые чудесные исцеления. Исцеление, что соответствует настоящему библейскому образцу, будет происходить от Божия вседержавного выбора, оно будет прославлять Иисуса Христа, оно будет мгновенным и совершенным. Нет необходимости говорить о том, что так называемые случаи исцеления, о которых твердят современные «целители», не соответствуют этим критериям.

Следствие

хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов (3:8б-11)

Было три результата чудесного исцеления хромого нищего. Первым была радость самого нищего, которую он выражал «хваля Бога». Спокойный, размеренный ритм обряда вечерней жертвы внезапно был нарушен его громкими восклицаниями радости и хвалы. Бог желает, чтобы все Его дети испытывали радость. Иисус сказал: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15:11; ср. Ин 16:24).

Вторым результатом была хвала и поклонение Богу. Простое участие в исполнении религиозных обрядов само по себе не является гарантией настоящего поклонения. Самым искренним поклонением Богу в храме в тот день, возможно, была хвала нищего.

Третий результат заключается в том, что это чудо было свидетельством для людей. Взрыв хвалы нищего вызвало шок и удивление со стороны народа. «Весь народ» в храме «видел его ходящим и хвалящим Бога». Его свидетельство было достаточно прилюдным. Узнав в нем того, «который сидел у Красных дверей храма для милостыни», люди «исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним». Тот факт, что произошло чудо, был неоспоримым. Они видели нищего «сидящим у Красных дверей» на протяжении многих лет, поэтому каждый знал о его состоянии. Даже еврейские лидеры не отрицали того факта, что произошло чудо. В Деян 4:16 они сказали: «Что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего».

Как замечено в обсуждении Деян 2:22 в пятой главе, Бог создал чудеса для того, чтобы они действовали как знаки, чтобы привлечь внимание и указать людям на божественную истину. Данное исцеление выполнило обе задачи. Оно, безусловно, привлекло внимание народа, что «сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов». Если бы они вспомнили слова своего Ветхого Завета, то они знали бы, что исцеления должны были знаменовать начало христианских времен. Исаия сказал об этих временах:

«Тогда хромой вскочит, как олень» (Ис 35:6). Так же как и во время первой проповеди Петра в день Пятидесятницы, Бог обеспечил введение. Изумленные чудесным исцелением хромого, люди собрались у притвора Соломонова, террасы, окружавшей притвор язычников (то же место, где Иисус вел беседу о добром пасторе [Ин 10:23]). Исцеленный человек стоял с апостолами и не «отходил от Петра и Иоанна». Он был живым доказательством того, что произошло чудо. Почва для проповеди о Христе была подготовлена.

Действенная проповедь Петра
Часть 1
Петр проповедует о Христе

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил (3:12−18)

Первые проповедники наибольшее внимание уделяли превознесению имени Иисуса Христа. Его именем они крестили (Деян 2:38) и исцеляли (Деян 3:6, 16; Деян 4:10). Даже противники церкви осознавали ту основную роль, что играло имя Иисуса в проповеди апостолов (Деян 5:40). Филипп проповедовал о имени Иисуса (Деян 8:12), так же как и Павел (Деян 9:27). Иерусалимское собрание характеризовало Варавву и Павла как людей, «предавших души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 15:26), а Павел выразил свою готовность умереть за это имя (Деян 21:13).

Библия говорит о нашем Господе, используя много имен, по подсчетам некоторых — более двухсот. Они включают такие знакомые нам имена, как Альфа и Омега (Откр 22:13), Возлюбленный (Еф 1:6), Хлеб жизни (Ин 6:48), Звезда светлая и утренняя (Откр 22:16), Первенец из мертвых (Кол 1:18), Святой (Деян 2:27), Еммануил (Ис 7:14), Агнец (Откр 5:6), Свет жизни (Ин 8:12), Лев от колена Иудина (Откр 5:5); Господь (Ин 13:13), Господь господствующих (Откр 17:14), Господин субботы (Мф 12:8), Муж скорбей (Ис 53:3), Бог крепкий (Ис 9:6), Князь мира (Ис 9:6), Праведный Судия (2Тим 4:8), Корень Давидов (Откр 5:5), Спаситель (Лк 2:11), Пастырь (Ин 10:11), Сын Божий (Мк 1:1), Сын Человеческий (Ин 5:27) и Слово Божие (Ин 1:1; Откр 19:13). Но из всех этих имен нашего Господа самым распространенным является имя Иисус, которое в Новом Завете встречается более 800 раз.

Каким бы именем Его не называли, Писание свидетельствует о том, что Иисус Христос — это единственная личность, что может дать спасение. Все духовные благословения приходят посредством Его имени, в том числе принятие человека в семью детей Божиих (Ин 1:12), спасение (Деян 4:12), прощение грехов (Деян 10:43), ответ на молитву (Ин 14:13−14) и Дух Святой (Ин 14:26). Это перед Его именем преклонится каждое колено (Флп 2:10). Верующие должны все делать во имя Его (Кол 3:17), чтобы Его имя прославлялось (2Фес 1:12). Произносящие Его имя должны обратиться от греха (2Тим 2:19).

Петр первым проповедовал во имя Иисуса, а все, истинно проповедующие Евангелие, придерживаются традиции, установленной им. В день Пятидесятницы, на фоне сошествия Духа Святого, он произносил первую проповедь в истории Церкви. Темой этой проповеди был Иисус Христос.

Так же как и в случае проповеди Петра, Святой Дух обеспечил эффектное вступление к его второй проповеди. Исцеление калеки от рождения, совершенное Петром и Иоанном, привлекло много людей. Он стоял вместе с апостолами в притворе Соломоновом в храме, живой пример тому, что сила Божия покоилась на них. «Увидев», что люди собрались, Петр начал свою проповедь. Слово «сказал» происходит от слова apokrinomai, что часто используется для обозначения начала речи (ср. Мф 11:25; Мф 12:38; Мф 17:4; Мф 22:1; Мк 10:24; Мк 11:14; Мк 14:48; Лк 14:3; Ин 5:19; Деян 10:46). Оно не обязательно означает ответ на вопрос. Задавал ли кто-либо вопрос Петру — неизвестно, но их смятение и желание услышать объяснение чуда были очевидны.

Перед тем как приступить к теме, Петр вначале задает два вопроса. Этим он объяснил любые сомнения, что могли иметь люди относительно источника исцеления. Он предпосылает эти вопросы, обращаясь к народу «мужи Израильские», учтивое обращение, подчеркивающее ту особенность, что они являются сынами завета (ср. ст. 25). Его первый вопрос: «Что дивитесь сему» — это мягкий укор. Как сыны завета, они знали, что Бог является чудотворцем. Чудеса играли важную роль в их истории. Совсем недавно они видели чудеса, совершенные Иисусом в доказательство того, что Он — Мессия, Сын Божий. То, что Бог мог совершить еще одно чудо через апостолов, не должно было стать неожиданностью для них.

Далее Петр спрашивает их: «Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?». Они должны были знать, что два галлилейских рыбака не имели достаточно ни силы, ни благочестия, чтобы совершить такое самостоятельно. Дилемма, перед которой стояли люди, заключалась в том, что хотя они и признавали, что лишь Бог имеет силу совершать чудеса, они отвергали то, что Иисус был Богом, а Его последователи имели силу, данную Богом. Поэтому они не получили объяснения тому, что только что видели.

Петр отвлекает их внимание от себя и Иоанна и устремляет на Иисуса Христа. Он объясняет, что Его сила совершила исцеление (Деян 3:6).

Итак, темой своей проповеди Петр делает бесподобное имя Иисуса Христа. Он называет пять из множества имен нашего Господа, каждое из которых имеет мессианский смысл. Так же как и в своей первой проповеди, Петр представляет Иисуса как Мессию, что имеет одобрение Божие, но отвергнутого людьми. Этим он снова ставит ударение на том факте, что люди находились в ужасном положении разногласия с Богом. Петр говорит о своем Господине как о Сыне Иисусе Святом и Праведном Начальнике жизни и Христе.

Сын

Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса (3:13а)

Так как это обращение было адресовано в основном израильтянам, Петр выбрал знакомое евреям название Бога. Описание Бога как «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших» подчеркивает Его обязательства верности по отношению к Израилю. Это описание, похоже, использовалось в особых случаях (ср. Исх 3:6, 15, 16; 3Цар 18:36; 1Пар 29:18; 2Пар 30:6; Мф 22:32; Деян 7:32). Им Петр выражает неразрывность с ветхозаветными пророками, так как он говорит о том же Боге, что и они о Мессии, которого они обещали.

Петр возвещает, что Бог завета, Бог отцов и пророков «прославил Сына Своего». Слово pais (раб или сын) — это необычное название нашего Господа, что используется лишь здесь, в стихе 26, Деян 4:27, 30 и Мф 12:18. Оно описывает Иисуса как личного представителя или посла Бога.

Однако слово раб было хорошо известным ветхозаветным названием Мессии (Ис 42:1, 19; Ис 49:5−7). Его самое полное толкование записано в хорошо известном отрывке Ис 52:13 — 53:12:

Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Этот отрывок изображает Мессию как претерпевшего Раба покорного даже до самой смерти.

Матфей отождествляет Иисуса с отроком из пророчества Исаии, когда в 12:18−21 он цитирует Ис 42:1−4 и относит этот отрывок к Нему:

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.

Иисус сказал о Себе: «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:28). В Ин 6:38 Он сказал: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». В Ин 8:28 Он добавил: «Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю». Ин 13:1−7 дает нам прекрасный пример смиренного служения нашего Господа:

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

Когда Его страдания окончились, Бог «прославил» Иисуса, вознеся его на почетное место по Свою правую руку (Деян 2:33; Деян 5:31; Флп 2:9−11; Евр 7:26).

Иисус

«Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его» (3:13б)

«Иисус» — это греческая форма еврейского имени «Иешуа», что значит «Господь Спасения». Как уже отмечалось, это наиболее распространенное имя нашего Господа в Новом Завете. Впервые оно было открыто Иосифу, когда ангел сказал ему: «родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:21). Комментируя этот стих, Чарльз Сперджен сказал:

Ангел сообщил имя Иосифу во сне: это имя настолько нежно и сладко, что не может нарушить ничей покой, но скорее производит несравнимый мир, мир от Бога. Получив подобное видение, Иосиф имел более благословенный сон, чем пробуждение. Это имя всегда обладает подобной властью, так как для тех, кто знает его, оно открывает славу более яркую, чем самые дерзкие мечты (The Metropolitan Tabernacle Pulpit, vol. XXIV [London: Passmore & Alabaster, 1879], 518).

На протяжении истории существовало множество ложных представлений об Иисусе, от примера благородства до политического революционера. Тем не менее представить Иисуса, что не был Спасителем, это так же нелепо, как представить Шекспира, что не был писателем, или Рембрандта, что не был художником. Его имя Иисус не потому, что Он наш пример, наш ориентир, лидер или друг, хотя все это можно о Нем сказать. Его имя Иисус, потому что Он наш Спаситель.

Вместо того чтобы приветствовать Его, народ отвергнул Его. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11). Они ожидали политического или военного избавителя, который бы свергнул ненавистное римское иго. Так как они «возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин 3:19), они не были готовы принять Того, Кто пришел, чтобы встретиться лицом к лицу с их грехом и избавить от него.

Следовательно, Иисуса, которого Бог прославил, они «предали и отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его». Пилат хорошо знал о том, что распятие было вопиющей несправедливостью. Он не менее шести раз объявил Иисуса невиновным (Лк 23:4, 16, 22; Ин 18:38; Ин 19:4, 6) и непрестанно думал о том, как бы освободить Его (Лк 23:13−22). Даже его жена осознала, что Иисус невиновен (Мф 27:19). Как римлянин, он вышел из народа с твердо укоренившейся традицией справедливости (ср. Деян 16:37−38; Деян 22:25−29; Деян 25:16). Приговорить человека, которого он считал невиновным, шло вразрез с этой традицией. Но все же у Пилата не было выбора. Еврейские лидеры загнали его в угол. Они уже пожаловались в Рим и поставили под угрозу его пребывание на этой должности. Еще одна жалоба, возможно, стоила бы ему места правителя. Петр храбро заявляет слушавшим его о чудовищности их греха, казни своего Мессии. Каждая действительно библейская проповедь должна следовать этому примеру и представлять человечество виновным перед Богом. Лишь осознающие себя грешниками увидят нужду в Спасителе и поймут сделанное Иисусом.

Святой и Праведный

«Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу» (3:14)

Для того чтобы сделать ударение на факте их вины, Петр повторяет обвинение в том, что они «отреклись» от Иисуса «Святого и Праведного» перед Пилатом. Хуже того, они «просили даровать им человека убийцу».

Слово hagios (святой) означает быть выделенным для Бога. Иисус не просто свят по Своей природе, но также выделен Богом, чтобы совершать Его волю. Святой — это также мессианское имя. Пс 15:10 — это место, говорящее о Мессии, цитировался Петром в его проповеди в день Пятидесятницы: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Обращаясь к ученикам, Петр сказал: «и мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого» (Ин 6:69). Даже бесы знали ту истину, что Иисус был Святым (Лк 4:34). Вина Израиля в отвержении Его была и огромнейшей, и в то же время непростительной и поставила их в положение открытого восстания против Бога.

Слово dikaios (Праведный) содержит в себе идею о абсолютной невиновности в преступлении. Представ перед выбором между Иисусом, их невиновным Мессией, и виновным «убийцей» Вараввой, они выбрали последнего. «Варавва» означает «сын отца», интересна земная противоположность Иисусу, Который был «Сын Отца» небесного. Даже язычники, такие как жена Пилата (Мф 27:19) и римский сотник (Лк 23:43), осознали то, что не смог осознать Израиль, Иисус был невиновен и праведен. Обвинение, сделанное Петром, было ужасающе недвусмысленным.

Начальник жизни

а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению (3:15−17)

Петр представил целый ряд парадоксов. Хотя Иисус был рабом, Бог вознес Его. Он был их избавителем, но в то же время народ предал Его Пилату. Они отвергнули Святого и Праведного в пользу нечестивого и несправедливого убийцы. Теперь же он приближается к наибольшему парадоксу из всех. Они «Начальника жизни убили», в то время как просили об освобождении того, кто отнял жизнь.

«Начальник жизни» — это перевод слова archēgos. Оно означает «инициатор», «зачинатель» или «начавший что-либо». В Евр 2:10 используется это название в фразе «вождь спасения». В Евр 12:2 Иисуса называют «начальником» веры. Здесь Петр использует это слово для описания Иисуса как инициатора жизни. Это утверждение о Божественной природе Иисуса, так как Пс 35:10 говорит о Боге как об «источнике жизни».

Новый Завет неоднократно говорит об Иисусе как об источнике жизни. В начале своего Евангелия Иоанн пишет: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин 1:4). В своем первом послании он добавляет: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1Ин 5:11). Далее в той же главе, говоря об Иисусе, Иоанн пишет: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная»(1Ин 5:20).

Иисус также называл себя источником жизни. В Ин 5:26 Он сказал: «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Марфе Он возвестил: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11:25), тогда как в Ин 14:6 Он просто говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь».

Проповедь не прекратилась со смертью Начальника жизни. В поистине апостольской манере Петр прибавляет вопиющее замечание о воскресении. Иисус, Начальник жизни, был тем, Кого «Бог воскресил из мертвых». Этому факту Петр и апостолы были «свидетелями» (ср. 1Кор 15:3−7). Отважное заявление Петра является действенным доказательством воскресения. Если бы Иисус не воскрес из мертвых, то это заявление можно было бы легко опровергнуть. Смогли бы еврейские лидеры представить тело Иисуса, и Церковь оказалась бы мертворожденной. Но они не могли этого сделать и не сделали. Свидетельство апостолов было неоспоримым.

Петр убедительно доказывает, что евреи были явными врагами Богу, любовь к Которому они исповедовали, в храм к Которому приходили для поклонения. Того, Кого Бог превознес, они предали, отреклись и казнили.

Их вина была огромной. Но эта попытка убийства не была успешной. Иисус не просто был жив, но также «ради веры во имя Его» было совершено чудо. Здесь имеется в виду вера не нищего, а Петра и Иоанна. Хотя вера исцеленного иногда и упоминается (ср. Деян 4:19), новозаветный дар исцеления действует посредством веры исцелителя, а не исцеленного. Говорить неисцелившимся, что произошло по причине отсутствия их веры в исцеление, это еще одно неправильное толкование библейской природы апостольского исцеления. В стихе 12 Петр, несмотря на твердую веру в воскресшего Христа, отказывается принять факт исцеления как свою заслугу. «Имя Его, — говорит он им, — укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вами». Исцеленный нищий был живым доказательством того, что оценка, данная Иисусу всем народам, была ошибочной.

Стих 17 отмечает изменение развития проповеди Петра. Вначале он обвинил их в отвержении и казни своего Мессии. Далее, начиная со стиха 19, он возвестил о необходимости покаяния. В середине проповеди, в стихах 17−18, Петр предлагает им надежду. Обращаясь к ним «братья», он отождествляет себя с ними как братом евреев и ставит себя в их положение, выказывая свою любовь и заботу о них.

Петр предлагает им возможность прощения, потому что они «сделали это по неведению» (ср. Деян 13:27). Возможно, он указывал на различие в Ветхом Завете осознанных грехов и грехов, совершенных по неведению (Чис 15:22−31). Иисус молился о распявших Его, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). Павел писал, что если бы правители понимали, кто такой Иисус, то «не распяли бы Господа славы» (1Кор 2:8). Их неведение, несомненно, было непозволительным, так как доказательства Ветхого Завета тому, что Иисус был Мессией, были очевидны: слова, дела Иисуса и Его смерть, и воскресение. Но ни один из них не находился вне благодати Божией, если бы они покаялись и обратились ко Христу. Даже начальникам, что побуждали людей требовать смерти своего Мессии, вменяются в вину менее ужасные причины неведения. Тот факт, что Петр обращает все внимание на слепоту и невежество невозрожденных людей, содержит указание на милосердие (ср. 2Кор 4:3−4).

Христос

Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил (3:18)

Петр уверяет слушающих его в том, что отвержение и казнь Мессии не расстроила Божии планы. Распятие, что, по их мнению, совершенно не могло произойти с истинным Мессией, совсем не изменило Божий план и не дисквалифицировала Иисуса как Мессию. «Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил». Ветхий Завет предвидел смерть Христа в Ис 53, Пс 21 и Зах 12:10; был предсказан даже факт отвержения Его народом (Ис 53:3). Бог использовал их злые намерения для достижения Своих собственных целей (ср. Деян 2:23; Быт 50:20).

Петр говорит о нашем Господе как о Сыне (Рабе) Иисусе (Спасителе) Святом и Праведном, Начальнике жизни и Христе (Мессии; Ин 1:41; Ин 4:25). Он обвиняет слушавших его в отречении, отвержении и Его казни. Они, должно быть, задавали себе вопрос, подобно народу в день Пятидесятницы: «Что нам делать?» (Деян 2:37). Во второй части своей проповеди Петр дает ответ на этот вопрос. Его проповедь — классический пример того, как преподносить Евангелие. Перед сообщением доброй вести о спасении, о том, что Христос прийдет, должна прийти плохая весть о том, что все люди грешники.

Действенная проповедь Петра
Часть 2
Необходимость покаяния

Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка Того, истребится из народа». И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: «и в семени твоем благословятся все племена земные». Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших (3:19−26)

На протяжении всей истории искупления Божии посланники призывали грешников к покаянию. Бог повелел Иеремии передать непослушному Израилю: «И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? они крепко держатся обмана и не хотят обратиться» (Иер 8:4−5). Он повелел Иезекиилю: «Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лицо ваше» (Иез 14:6). Четвертая Книга Царств 17:13 подводит итог грустной истории о том, как Бог общался с Израилем в Ветхом Завете: «Тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца, предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших, и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков». Основным служением пророка было привести Израиль к покаянию. Но народ отказался прислушаться к ним и испытал на себе ужасные последствия разрушения и плена.

Их послание не изменилось и в Новом Завете. Мф 3:1−2 сообщает. что: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Согласно Мф 4:17: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Призыв к покаянию также преобладал и в проповедях апостолов. В своей проповеди в день Пятидесятницы Петр призывал своих слушателей: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа» (Деян 2:38). Павел характеризовал свое служение в Ефесе как то, что он «возвещал Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 20:21). Защищаясь перед Агриппой, он сказал: «Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян 26:19−20).

Приближая свою проповедь к выводу, Петр продолжает придерживаться этой традиции и призывает слушающих его к покаянию. Они нуждались в покаянии, так как отвергли своего Мессию и находились в состоянии восстания против Бога. В первой части своей проповеди Петр указал им на их вину. Теперь же он предлагает им надежду, уверяя, что покаяться еще не слишком поздно. Если они послушаются, то получат обещанные благословения завета.

Покаяние — это ключевой термин Нового Завета. Буквальное значение слова metanoēo (покаяться) — это «изменить свое решение или цель». Покаяние включает намного больше, чем решение разума. Это изменение в мыслях, что завершается изменением поведения. Использованное Петром слово epistrephō (обратиться), что часто используется в Новом Завете в отношении грешников, обращающихся к Богу (Лк 1:16−17; Деян 9:35; Деян 11:21; Деян 14:15; Деян 15:19; Деян 26:18, 20; 2Кор 3:16; 1Фес 1:9; 1Пет 2:25), усиливает это значение.

В притче о двух сыновьях Господь Иисус Христос привел пример подлинного покаяния:

А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь»; и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф 21:28−31).

Обратите внимание, что второй сын не просто передумал, но также подтвердил свое решение переменой в поведении. Иоанн Креститель требовал, чтобы каждый утверждающий, что покаялся, подкреплял свои слова доказательством перемены в своей жизни (Мф 3:6−8). В этом заключается сущность настоящего покаяния.

Божий план для людей — это покаяние (Деян 17:30). Чтобы достигнуть этой цели, он использует, по меньшей мере, четыре напоминающих фактора. Во-первых, знание Богом явленной истины должно побудить людей покаяться. В Мф 11:21−24 Иисус резко обличает города Хоразин, Вифсаиду и Капернаум, что отказались покаяться:

Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись; но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

Лк 16:30−31 иллюстрирует достаточность Слова побудить к покаянию: «Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Апостол Иоанн определил цель написания своего Евангелия следующими словами: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20:30−31). Бог предоставил людям все необходимые доказательства, для того чтобы они могли прийти к правильному выводу относительно Иисуса Христа. Тем, кто отказывается покаяться, нет оправдания.

Во-вторых, Бог использует печаль греха, чтобы привести людей к покаянию. Во 2Кор 7:9−10 Павел писал:

Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

Однако печаль или сожаление о грехе не нужно путать с искренним покаянием. Иуда «раскаялся» в своем предательстве Иисуса, но он никогда не покаялся. Можно опечалиться о грехе, не покаявшись, так же как можно иметь знание без покаяния.

В-третьих, Божия доброта и великодушие должны побудить человека покаяться. В Рим 2:4 Павел упрекает Израиль в незнании этого факта: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?».

Бог, по Своей нелицеприятной благодати, благословляет людей всем хорошим для наслаждения. В Мф 5:45 Иисус сказал: «да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Это нелицеприятная благодать должна вести людей к раскаянию.

Последнее побуждение к покаянию — это страх перед последним судом. Апостол Павел предупредил язычников Афин о том, что «итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян 17:30−31). Отрезвляющая реальность грядущего суда должна побудить любого, рационально мыслящего, человека покаяться и обратиться к Богу за прощением. Нет другого пути для бегства.

В первой части своей проповеди Петр предоставил слушавшим его множество доказательств того, что Израиль сделал ошибочный вывод относительно Иисуса Христа. Затем он призвал их покаяться и изменить свое мнение относительно Иисуса Христа и поверить в Него. Для того чтобы убедить их, он перечисляет обещанные в случае покаяния результаты: Бог простит их грехи, Царство прийдет, Мессия возвратится, наказание будет избегнуто и благословения осуществятся.

Бог простит им грехи

Чтобы загладились грехи ваши (3:19б)

Слова Петра, несомненно, напомнили людям о восклицании Давида в Пс 50:11: «Отврати лицо Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои». Законничество иудаизма I столетия, подобно любой системе, что связывает праведность с делами, не могло вызвать прощения. Оно служило лишь для того, чтобы «налагать на людей бремена неудобоносимые» (Лк 11:46). Славная истина заключается в том, что Бог милостиво предоставляет людям то, чего они никогда бы не добились своими силами. В Ис 43:25 Бог говорит: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну», а в Ис 44:22 Он добавляет: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (ср. Чис 14:18; Пс 64:4; Пс 84:3; Пс 85:5; Пс 129:3−4).

Не существует другого способа получить Божие прощение, как через веру в Его Сына Иисуса Христа. Петр храбро возвестил синедриону, что «[Иисуса] возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян 5:31). Это посредством Его имени «всякий верующий в Него получит прощение грехов» (Деян 10:43). «В Нем, — писал Павел ефесянам, — мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф 1:7; ср. Кол 1:14). В Еф 4:32 он добавил: «Бог во Христе простил вас». Жертвенная смерть Иисуса Христа совершила то, чего не могла система левитов, так как «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр 10:4).

Слово exaleiphō (загладились) передает идею стирания чернил с документа (ср. Кол 2:14). В отличие от современных чернил, чернила древнего мира не имели кислотного состава. Следственно, они не въедались в папирус или пергамент, что использовался для создания документов. Вместо этого они оставались на поверхности, так что их легко можно было стереть влажной губкой. Бог делает намного больше вычеркивания грехов верующих, Он полностью стирает их. Они убираются настолько далеко, что не остается возможности просмотреть или вспомнить их. Даже ужасный грех отвержения и казни своего Мессии не был неизгладим и мог быть стерт напрочь.

Полагающие свою веру в Христа объединяются с Ним в Его смерти и воскресении (Рим 6:4−5). Следовательно, Бог «истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол 2:14). В результате навечно «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим 8:1).

Прощение дает радость и освобождение от чувства вины. Хоратио Спаффорд чудесным образом выразил это в своем классическом гимне «Благо моей души». Для него он сочинил следующие, хорошо знакомые слова:

Мой грех, о блаженство прославленной мысли,
Мой грех не частично, но целиком
Прибит ко кресту, не висит на мне больше.
Славь Господа, славь, душа моя!

Эти слова находят отзвук в каждом искупленном сердце.

Царство придет

да придут времена отрады от лица Господа (3:20а)

Покаяние не только принесло бы личное благословение прощения грехов, но, в конечном счете, также и благословение для всех. Фраза «времена отрады» относится к тысячелетнему царству. Поколениями Израиль с нетерпением ожидал этого царства. Они желали увидеть Мессию, лично царствующего на земле, и победу над своими врагами. Пророки говорили о славном периоде покоя для людей, что в продолжение столетий немного жили в мире. Прискорбно, что когда Царь пришел, чтобы предложить это царство, они отвергнули Его. И, как указывает Петр, невозможно иметь царство без принятия Царя.

Слово kairos (времена) указывает на назначенное установленное или предопределенное время. Иисус использовал его в Деян 1:7, отвечая на вопрос учеников о восстановлении царства. Он сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Божий вседержавный выбор времени установления Царства заключает в себя покаяние Израиля. Лишь тогда, когда «весь Израиль спасется», как написано: «придет от Сиона Избавитель» (Рим 11:26).

Царство будет временем столь необходимой «отрады» для Израиля. Иезекииль сказал, что это будет время «дождей благословения» (34:26). Исаия видел царство как время, когда Бог «изольет воды на жаждущее» (Ис 44:3). Иоиль 2 дает описание прихода царства, даже говоря о нем как о времени сытости (Иоиль 2:26). Ни с одним народом в истории человечества не обращались так жестоко, как с евреями. На протяжении столетий они подвергались вторжениям, выселениям, гонениям и погромам. Кульминацией всего этого было наше столетие, безумная попытка нацистов истребить их всех. Хотя они возвратились на свою собственную землю, их враги не дают им покоя. Покой, предлагаемый Богом, в царстве исполнил желание их сердец.

Царство будет золотым веком благословения для Израиля «и верующих язычников», превосходя даже времена царствования Давида и Соломона. Ис 11:6−10 описывает мирный покой, что будет в царстве, этими известными словами:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава.

Ис 35:1−10 добавляет:

Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс. Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым; нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

Царство не придет посредством человеческих усилий, но «от лица Господа». Он установит его согласно Своей вседержавной воле. В Откр 5 записана сцена, действие которой происходит на небесах, когда Агнец Господь Иисус Христос берет книгу от престола. Раскрытие этого свитка (главы 6−19), что описывает метод, с помощью которого Он отберет у захватчиков то, что по праву принадлежит Ему, завершается пришествием царства (Откр 20:4−6).

Таким образом, Петр возлагает ответственность за задержку пришествия царства непосредственно на их плечи. Отсутствие покаяния с их стороны, говоря человеческими терминами, отсрочивало царство. Бог через Петра дал им возможность покаяться в этом грехе. Печально, что хотя некоторые и откликнулись, народ, как целое, продолжал пренебрегать милостивым предложением Бога. Для них не оставалось ничего, кроме исполнения горестного пророчества нашего Господа, записанного в Лк 19:41−44:

И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Первое ужасающее наказание за отвержение Христа пало на Израиль в 70 году по Р. Х., когда римляне разграбили Иерусалим, разрушили храм и убили более миллиона евреев.

Слушавшие Петра в тот день заплатили ужасную цену во времени и вечности за отвержение неоднократных Божиих призывов к покаянию. Но «не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (Рим 11:2). Царство, которое хотя и задержалось по меньшей мере на 2 тысячи лет, все же придет, когда Израиль обратится. Зах 12:10Зах 13:1; Зах 14:1 и далее предрекает день спасения для евреев, последующий приход Царя и Его Царства.

Мессия возвратится

да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века (3:20−21)

Как уже отмечалось, всем очевидно, что не может быть царства без Царя. Петр сказал народу, что если они изменят свое мнение о Пасхальном вечере, то Бог «пошлет... предназначенного вам Иисуса Христа». Наш Господь выразил эту истину в Мф 23:39, когда сказал неверующему городу Иерусалиму: «Не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: “благословен Грядый во имя Господне!”». Он не возвратится до тех пор, пока покаявшийся Израиль не признает Его своим Мессией (Рим 11:26; Зах 12:10 — 14:9).

Некоторые, возможно, удивлялись, почему, если Иисус был Мессией, Он не остался установить царства. В ответ Петр снова повторяет истину, что, согласно Божию вседержавному расписанию, тысячелетнее царство следует за покаянием нации. До этого времени Иисус будет на небесах.

«Времена совершения всего» — это еще одно название будущего земного царствования Христа, тысячелетнего царства. Оно напоминает описание, данное Господом царству, — «пакибытие» (Мф 19:28). Тогда и будет дан ответ на вопрос учеников, заданный в Деян 1:6 (ср. Мк 9:12). Царство будет характеризоваться миром, радостью, святостью, откровением Божией славы, утешением, справедливостью, знанием Господа, здоровьем, процветанием и свободой от притеснений. Вселенная претерпит коренные изменения в физическом отношении (Иоиль 2:30, 31; Иоиль 3:14−16; Откр 16:1−21), так как проклятие человека и его мира будет аннулировано.

Истины, что возвестил Петр, не были новыми; Бог сообщал их «устами всех святых Своих пророков от века». Пророки Ветхого Завета неоднократно говорили о земном царстве Мессии. Иоиля 2:25 даже говорит о нем, как о времени совершения. То, что Бог говорил через пророков, подтверждает, что их учения не были человеческими умозрениями, а божественными откровениями (ср. 2Пет 1:21). Нет более четкой библейской формулировки вдохновенности Ветхого Завета, чем эта.

Наказание будет избегнуто

Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка Того, истребится из народа». И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии (3:22−24)

Как пример пророка, через которого говорил Бог, Петр цитирует Моисея, первого и самого великого пророка Израиля. Во Втор 18:15, что цитируется здесь Петром, Моисей говорил о пришествии Мессии: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте». Пророк, подобный Моисею, обычно считался евреями Мессией (ср. Ин 1:21, 25; Ин 6:14; Ин 7:40). Комментируя Втор 18, Мидрах Раббат сказал:

Последний искупитель будет подобно предыдущему. Хотя о предыдущем сказано (Исх 4:20): «и взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла», это касается и последнего, так как сказано (Зах 9:9): «Царь... кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле». И так же, как предыдущий искупитель давал манну с неба (Исх 16:4): «Вот, Я одождю вам хлеб с неба», так же и последний искупитель пошлет манну с неба.

Моисей также предупреждал о последствиях отвержения Мессии. Во Втор 18:19, что также цитировал Петр, Моисей предостерегает: «И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа». Последствием отвержения Мессии была бы утрата благословения завета. В таком рискованном положении оказались слушавшие Петра. Те, кто упорствует, отвергая Иисуса Христа, либо евреи, либо язычники, утратят обещанное Богом благословение. Они «истребятся из народа», будут убиты и прокляты.

Не только Моисей, но также «все пророки от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии». То, что Самуил был пророком, ясно следует из 1Цар 3:20: «И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним». Хотя он не произнес ни одного из записанных пророчеств о Мессии, «Самуил был пророком, который помазал Давида царем и говорил об установлении его царства (1Цар 13:14; 1Цар 15:28; 1Цар 16:13; 1Цар 28:17), а обещания, данные относительно Давида, были наиболее полно реализованы в Иисусе» (F. F. Bruce, The Book of the Acts [Grand Rapids: Eerdmans, 1971] 93). Во 2Цар 7:10 и далее содержится запись о великом обещании Бога Давиду относительно Мессии и Его вечного царства.

Но аудитория Петра продолжала грустную традицию своих предков, отказ прислушаться к своим пророкам. В Мф 23:37 Иисус сокрушался: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!».

Иисус исполнил многочисленные пророчества Ветхого Завета, тем самым не оставив нации предлогов для отговорок. Неуверовавшим евреям Иисус сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39). В Лк 24:25−27 записан случай, когда Иисус укоряет двух Своих последователей: «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Проблема Израиля была проблемой нравственности, а не интеллекта, им недоставало готовности покаяться, а не достаточной осведомленности.

Благословение осуществится

Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: «и в семени твоем благословятся все племена земные». Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших (3:25−26)

Петр, завершая свою проповедь, оставляет надежду. Несмотря на их грех отвержения Мессии, они все еще сыны пророка и завета. Апостол Павел выразил эту истину в Рим 9:3−5:

я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.

Они были наследниками всех обещанных благословений завета намного больше, чем какое-либо другое поколение, так как в их время пришел Мессия. Божий завет с Авраамом нашел свое конечное исполнение в Иисусе Христе. Он семя Авраамово, в котором «благословятся все племена земные». Это благословение все еще было доступно. Лидеры сделали свой выбор, когда казнили Иисуса. Эти люди сейчас предстали перед необходимостью сделать свой выбор.

По своей благодати, милосердию и любви к Израилю, Бог не навсегда отвергнул их, хотя они отвергли Его Сына (Рим 11:2). «Воскресив Сына Своего Иисуса», Бог к ним «первым послал Его». Проповедуя Евангелие сперва евреям, Петр и апостолы следовали поручению их Господа. В Лк 24:47 Он сказал им, что «проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима». Последний раз разговаривая с ними перед вознесением, Он повторил это повеление: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). Даже Павел, апостол язычников, признавал, что Евангелие — «сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим 1:16).

Все щедрые благословения спасения и все обещания завета были доступны им. Однако получить их можно было, лишь «отвратившись от злых дел». Покаяние было ключом, открывавшим все. Петр ясно показал, что заявления Иисуса согласовались с пророчеством Ветхого Завета, что для его слушателей было неоспоримым доводом в пользу покаяния и уверования. Печально, что большинство из них отказалось покаяться. Подобно своим отцам, они ожесточили свои сердца и не вошли в покой Божий (Евр 3:8; Евр 4:3). В результате в продолжение жизни многие из слушавших Петра, как нация, будут уничтожены. А отказавшиеся обратиться от своих грехов «извержены будут во тьму внешнюю» (Мф 8:12), где они «подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2Фес 1:9).

Подобная участь ожидает всех тех, независимо от возраста и положения, кто отказывается покаяться и принять Божий милостивый дар спасения в Иисусе Христе.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона МакАртура на Деяния апостолов, 3 глава. Серия комментариев МакАртура.


«Благая весть»

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Деяния 3 глава в переводах:
Деяния 3 глава, комментарии:
  1. Новая Женевская Библия
  2. Учебной Библии МакАртура
  3. Толкование Мэтью Генри
  4. Комментарии МакДональда
  5. Толковая Библия Лопухина
  6. Комментарии Баркли
  7. Комментарии Жана Кальвина
  8. Серия комментариев МакАртура
  9. Толкования Августина
  10. Толкование Иоанна Златоуста
  11. Толкование Феофилакта Болгарского
  12. Новый Библейский Комментарий
  13. Лингвистический. Роджерс
  14. Комментарии Давида Стерна
  15. Библия говорит сегодня
  16. Комментарии Скоуфилда
  17. Ветхий Завет в Новом


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.