1 Паралипоменон 5 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот потомки Рувима, первенца Израиля. Он был первенцем, но, когда осквернил брачное ложе отцовское,1 право первородства2 его отдано было сыновьям Иосифа, сына Израиля. Потому его и не записывают в родословии первенцем.
2 И хотя Иуда был сильнейшим среди братьев своих и повелитель3 от него произошел, но всё же право первородства перешло к Иосифу.
3 Сыновья Рувима, первенца Израиля: Ханох, Паллу, Хецрон и Карми.
4 Потомки Иоиля: сын его Шемая, сын Шемаи Гог, сын Гога Шими,
5 сын Шими Миха, сын Михи Реая, сын Реаи Баал,
6 сын Баала Беэра, которого увел в плен Тиглатпаласар,4 царь Ассирии; Беэра5 был главой колена Рувима.
7 Вот их братья по родам их, согласно записям в родословиях: вождь Еиэль, Захария
8 и Бела, сын Азаза, внук Шемы, потомок Иоиля. Бела обитал в Ароэре в землях до Нево и Баал-Меона.
9 К востоку сыновья Рувима расселились по землям до пустыни, что простирается от реки Евфрат, потому что бесчисленны стали стада их в Гиладе.
10 При Сауле они воевали с агарянами, перебили их и сами стали жить в шатрах агарян по всем восточным рубежам Гилада.
11 Напротив них в Башане до самой Салхи жили сыновья Гадовы.
12 Иоиль был их главой в Башане, Шафан был вторым правителем, затем Янай и Шафат.
13 Собратьев их вместе с их родами было семеро: Михаил, Мешуллам, Шева, Йорай, Якан, Зия и Эвер.
14 Всё это потомки Авихаила, сына Хури, сына Яроаха, сына Гилада, сына Михаила, сына Ешишая, сына Яхдо, сына Буза.
15 Главой их рода был Ахи, сын Авдиэля, сына Гуни.
16 Сыны Гадовы6 жили в Гиладе, в Башане, в окрестных его селениях и на всех пастбищах Сарона до его границ.
17 В родословия они внесены при Иофаме, царе Иудеи, и при Иеровоаме, царе Израиля.
18 У сынов Рувима, Гада и половины племени Манассии было сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят воинов, носивших щит и меч, стрелявших из лука, обученных войне.
19 Они сражались с агарянами, Етуром, Нафишем и Нодавом,
20 и одолели всех врагов.7 В руки их были отданы агаряне и всё, что было у них, потому что израильтяне воззвали к Богу во время той битвы. И Он внял их мольбам, потому что они уповали на Него.
21 Они захватили стада агарян: пятьдесят тысяч верблюдов, двести пятьдесят тысяч овец и коз, две тысячи ослов; и сто тысяч человек они взяли в плен.
22 И много агарян было убито, ведь сражение то было от Бога. И жили они на землях агарян до самого пленения своего царем ассирийским.
23 Многочисленны были потомки половины колена Манассии; они населяли земли от Башана до Баал-Ермона, Сенира и горы Ермон.
24 Вот главы их родов: Эфер, Иши, Элиэль, Азриэль, Иеремия, Ходавья и Яхдиэль. Были эти главы родов могучими воинами и знаменитыми мужами.
25 Но вероломно поступили они против Бога отцов своих, блудили с богами народов той страны, которых Бог истребил перед ними.
26 И воспламенил тогда Бог Израиля дух ассирийского царя Пула, гнев ассирийского царя Тиглатпаласара, и он взял в плен потомков Рувима и Гада и половину племени Манассии, увел их в Хелах, Хабор, Хару и на реку Гозан, и по сей день они там.

Новой Женевской Библии

5:1−26 Летописец повествует здесь о заиорданских коленах. Его рассказ распадается на четыре части: колено Рувимово (5:1−10), колено Гадово (5:11−17), краткое повествование об исторических событиях (5:18−22), полуколено Манассиино (5:23−26). Включение этих колен в число народа Божиего свидетельствует о надежде летописца на объединение после возвращения из плена всех колен и населявшихся ими земель (см. ком. к 2:42−55).

5:1−10 Сыновья Рувима. Летописец повествует здесь как о представителях рода Рувимова (5:1−8), так и о занимаемых ими землях (5:8−10).

5:1 он первенец; но. Летописец объясняет, почему колену Рувима, первенца Израиля, было отведено столь незначительное место в ряду прочих колен. Как известно, Рувим осквернил постель отца своего (Быт 35:22; Быт 49:4) и потерял право первенца на двойную долю наследства (Втор 21:15−17). Вместо него двойную долю получил Иосиф, поскольку его сыновья Ефрем и Манассия стали главами отдельных колен (Быт 48:1−22).

5:2 вождь от него. Имеется в виду Давид, но подразумевается и Зоровавель, его же потомок, живший в эпоху после возвращения из вавилонского плена (11:2; 17:7; 2Цар 5:2; 2Цар 6:21; ком. к 3:1−24).

5:6 Феглафелласар. Феглафелласар, царь ассирийский (745−727 гг. до Р.Х.), носил тронное имя Фул (5:26). Он напал на Израиль (4Цар 15:29) и потребовал от Ахаза уплаты дани (см. ком. к 2Пар 28:21). См. также Введения в книги Амоса, Исаии, Осии и Михея.

5:8 в Ароере... Ваал-Меона. Географические сведения почерпнуты в данном случае из Чис 32:38 и Нав 13:15−23.

5:11−17 Сыновья Гада. Этот перечень потомков Гада не имеет параллелей в Библии. Значительное внимание в нем уделено местам их жительства (5:11, 16).

5:18−22 У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина. Летописец приводит здесь краткую историческую справку о событиях, затронувших все заиорданские племена (ср. 4:9−10). Он подчеркивает важность молитвы и упования на Бога для достижения военной победы. Ср. 5:23−26.

сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят... сто тысяч душ. Летописец показывает, что заиорданские племена победили противника, значительно превосходившего их по численности.

5:22 до переселения. Летописец имеет в виду насильственное переселение заиорданских племен ассирийцами в 734 г. до Р.Х. (5:6, 26).

5:23−26 Причиной переселения заиорданских племен явилось Божественное воздаяние за отступничество полуколена Манассиина. Этот эпизод контрастирует с приведенным ранее рассказом о дарованном по молитве благословении (4:9−10).

5:26 до сего дня. См. ком. к 4:43.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. Быт 35:22; Быт 49:4.
1  [2] — Право первенца, первородство, давало как материальные, так и духовные преимущества (Исх 13:2; Втор 21:17).
2  [3] — Т. е. царь Давид и его царствующие потомки; ср. Быт 49:9,10, где впервые дано это предсказание.
6  [4] — Букв.: он.
6  [5] — Букв.: он.
16  [6] — Букв.: они.
20  [7] — Букв.: их.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.