Неемия 9 глава

Книга Неемии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 На двадцать четвертый день того же месяца1 израильтяне собрались вместе, постясь, облачившись в рубище и посыпав головы прахом.
2 Потомки израильтян отделились от всех иноплеменников — они стояли и исповедовались в своих грехах и в беззакониях своих отцов.
3 Четверть дня они стояли и читали свиток Закона ГОСПОДНЕГО, а четверть дня — исповедовались и поклонялись ГОСПОДУ, Богу своему.
4 Стоя на возвышении для левитов, Иисус, Бани, Кадмиэль, Шеванья, Бунни, Шеревья, Бани и Кенани громко взывали к ГОСПОДУ, Богу своему.
5 Затем левиты Иисус, Кадмиэль, Бани, Хашавнея, Шеревья, Ходия, Шеванья и Петахья провозгласили: «Поднимитесь, воздайте хвалу ГОСПОДУ,2 Богу вашему, от века и до века! Пусть будет прославлено величественное имя Твое — оно превыше всякой хвалы и прославления!
6 Лишь Ты один — ГОСПОДЬ наш! Ты сотворил небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней, воды и всё, что в них, Ты даешь жизнь всему этому, и Тебе поклоняется Воинство небесное.
7 Это Ты, ГОСПОДИ, — Бог, избравший Аврама, Ты вывел его из Ура Халдейского и дал ему имя Авраам.3
8 Зная, что он верен Тебе всем сердцем, Ты заключил с ним Союз, Завет, обещая отдать его потомству землю ханаанеев, хеттов, амореев, периззеев, евусеев и гиргашеев. Ты исполнил обещание Свое, ведь Ты праведен!
9 Ты увидел, какие муки терпели отцы наши в Египте, внял их воплю у Красного моря,4
10 явил знамения и чудеса фараону с его слугами и всему народу той страны, видя дерзость их, — Ты сделал великим имя Свое, как это есть и поныне.
11 Перед отцами нашими по воле Твоей расступились воды моря, Ты провел их по сухому дну посреди моря, а преследователей низринул в глубину, словно камень в могучий поток.
12 Ты шел перед отцами нашими днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая им путь, которым они шли.
13 Ты сошел на гору Синай и говорил с ними с небес, Ты дал им праведные повеления, истинный Закон, установления и заповеди благие.
14 Ты открыл им святую Свою субботу, через слугу Своего Моисея передал им заповеди, установления и законы.
15 Они голодали — Ты послал им хлеб с небес, жаждали — воду извел из скалы. Ты повелел им наследовать землю, которую обещал им передать, клятвенно воздев руку Свою.
16 Но наши отцы упорствовали,5 проявляя упрямство,6 не слушали заповедей Твоих,
17 отказывались слушать и не помнили о чудесах, которые Ты сотворил у них на глазах.7 Проявили они упрямство и в мятеже избрали вождя, который повел их назад в египетское рабство, — но Ты Бог прощающий, милосердный и добрый, преисполненный неизменной любви Своей, не скор Ты на гнев — Ты не оставил их.
18 Сделав литого тельца, они называли его богом, который вывел их из Египта, тем совершая великое кощунство, —
19 но Ты по милости Своей безмерной не оставил их в пустыне, не лишил путеводного облачного столпа днем и огненного — ночью, освещая им путь, которым они шли.
20 Для наставления Ты дал им Дух Свой благой, не лишил их и манны для пропитания, а для утоления жажды давал им воду.
21 Сорок лет Ты поддерживал их в пустыне, и ни в чем они не нуждались: одежда их не знала сносу, и ноги их не опухали.
22 Ты отдал им народы и царства, каждый уголок земли вручил им в надел: овладели они землями Сихона, царя из Хешбона, Ога, царя башанского.
23 Сделал Ты потомство их многочисленным, что звезд на небе, ввел их в страну, которую их отцам обещал дать в наследие.
24 Придя туда, потомки завладели этой страной, а Ты покорил им ее ханаанских жителей: и царей, и народы предал в их руки, чтобы поступили с ними, как пожелают.
25 Захватив укрепленные города и плодородные поля, они овладели домами, полными всякого добра, высеченными в камне колодцами, виноградниками, масличными рощами и плодовыми деревьями — всем в изобилии. Насыщаясь, они становились тучными, наслаждались великой Твоей благостью —
26 и, закоснев в упрямстве, восстали против Тебя, пренебрегли8 Твоим Законом, убили Твоих пророков, призывавших их к покаянию, а Тебе ответили великим кощунством.
27 Тогда Ты предал их в руки врагов, которые угнетали их, а они во время бедствий взывали к тебе, и Ты с небес слышал их и по великому Своему милосердию посылал им избавителей, чтобы те спасли их от руки угнетателей.
28 Но они, едва передохнув, снова начинали творить пред Тобой зло, и Ты отдавал их в руки врагов, которые правили ими, — а они каялись и взывали к Тебе, и Ты с небес слышал их и избавлял по милости Своей безмерной, и так многократно.
29 Так Ты предостерегал их, чтобы они вернулись к Закону Твоему, но они упорно отказывались слушать Твои заповеди и грешили против правосудия Твоего — а ведь в этих заповедях человек и находит жизнь, если только исполнит их! Но они, надменно поднимая плечи свои, проявляли упрямство и были непослушны.
30 Долгие годы Ты терпеливо наставлял их Своим Духом, словами Своих пророков, но не стали они слушать, и тогда Ты предал их в руки окружавших их народов.9
31 По великому Своему милосердию Ты не истребил их до конца и не оставил их, ведь Ты — Бог милосердный и добрый.
32 И теперь, Боже наш, Боже великий, могучий и благоговение внушающий, верно хранящий Завет Свой и любящий любовью неизменной, да не сочтешь Ты ничтожным то страдание, что обрушилось на нас: на царей, на вельмож, на священников и на пророков, на наших отцов и на весь Твой народ со времен царей ассирийских и до наших времен.
33 Во всем, что нас постигло, видна Твоя праведность, ибо дела Твои истинны,10 а мы творили зло.
34 Ни цари наши, ни вельможи, ни священники, ни отцы наши не соблюдали Твоего Закона и не внимали заповедям Твоим и предостережениям Твоим.
35 В собственном своем царстве, при великих Твоих благодеяниях, на земле просторной и обильной, которой Ты наделил их, не служили они Тебе, не оставляли своих злодеяний.
36 И вот сегодня мы — рабы. В той самой стране, что Ты дал нашим отцам, чтобы они насыщались ее плодами и пользовались ее благами, — теперь мы здесь рабы.
37 Весь ее обильный урожай — для царей, которых Ты поставил над нами за наши грехи. Распоряжаются они и телами нашими, и скотом нашим, как пожелают, а мы в большом бедствии.
38 И во всем этом мы даем письменное ручательство, и скрепляют его печатью наши вельможи, священники и левиты».

Новой Женевской Библии

9:1 собрались все сыны Израилевы. Ср. 8:1, где народ собрался для слушания закона; теперь же он собирается для того, чтобы, согласно закону, исповедаться в своих грехах (ст. 3).

9:2 во грехах своих и в преступлениях отцов своих. См. ком. к Езд 9:7.

9:3 закона Господа Бога. См. 8:1 и ком. Принявший закон должен исповедаться в грехах и поклониться Богу.

9:5−37 В этой хвалебной молитве, которую левиты (ст. 4 и 5) обращают к Богу от имени всего народа, Он превозносится как Творец (ст. 6), Искупитель (ст. 7−12), Законодатель и Законоблюститель, Спаситель и Судия (ст. 13−31). Превознося Бога, левиты молят Его не оставить Своим вниманием страдания народа (ст. 32−37), предшествовавшие возобновлению завета (9:38 — 10:39 и ком.).

9:7−8 Народ благодарит Бога за избрание Авраама и дарование ему завета обетования (Быт, гл. 12; 22).

9:8 заключил с ним завет. В соответствии с последующими словами этой молитвы-хвалы, заключенный с Авраамом завет (Быт, гл. 15) стал основой излияний Божественной благодати на Его не хранящий верность народ.

Ты исполнил слово Свое. Бог исполняет обещанное Аврааму лишь в силу Своей собственной праведности (Быт 15:9−21; Втор 9:4−6).

9:9−12 Богу возносится хвала за вызволение Израиля из египетского рабства (Исх, гл. 1−19).

9:9 Ты увидел бедствие. См. Исх 3:7.

9:10 знамения и чудеса. См. Исх, гл. 5−12.

9:11 Ты рассек ... море. См. Исх 14:10−31.

9:12 Ты вел их. См. Исх 13:21.

9:13−21 Богу возносится благодарность за дарование закона на горе Синай и за Его заботу о Своем народе в пустыне.

9:13 на гору Синай. См. Исх 20.

дал им суды справедливые... заповеди добрые. Закон воспринимался не как ярмо, но как радость (Пс 118:5−16; Рим 7:12).

9:14 субботу. Требование соблюдать субботу — краеугольный камень закона (Ис 56:2, 4, 6; Иез, гл. 20−23).

9:15 хлеб с неба. См. Исх, гл. 16.

воду из камня. См. Исх, гл. 17.

подняв руку Твою, клялся. Указание на клятвенное обещание Бога Аврааму (Исх 6:8).

9:16−17 Первое исповедание в грехах.

9:17 поставили над собою вождя. См. Чис 14:1−4. Верность Бога данному Аврааму обетованию противопоставляется неверности Израиля (ст. 8 и 15).

9:18 хотя. Благость Божия тем ярче сияет, чем более Израиль погрязает в грехе. сделали себе литаго тельца. См. Исх, гл. 32.

9:19−21 Забота Бога о Своем народе, странствующем в пустыне, объясняется отнюдь не послушанием Израиля, а Его состраданием ему, берущем начало в обетовании Аврааму (ст. 7:8).

9:21 Сорок лет. См. Втор 8:4.

9:22−28 Богу возносится благодарность за Его милость и долготерпение во времена завоевания и во дни судей.

9:22−25 Во исполнение данного Аврааму обетования (ст. 7−8) Бог позволил Израилю завоевать землю Ханаанскую.

9:22 землею Сигона... землею Ога. См. Чис 21:21−35.

9:23 размножил, как звезды. Народ израильский возрос в числе, как то и было обещано Аврааму (Быт 15:4, 5).

9:24 овладели землею. См. Книгу Иисуса Навина.

9:26−28 На верность Бога Своим обетованиям Израиль ответил отступничеством во дни судей израильских. См. Суд 2:10−19.

9:28 по великому милосердию ... многократно. «Когда умножался грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20).

9:29−31 Благодарение Богу продолжается воспоминанием о Его долготерпении во времена царей.

9:29 которыми жил бы человек, если бы исполнял их. С заключением Моисеева завета людям за послушание ему была обещана жизнь (Лев 18:5; Рим 7:10; 10:5).

9:32 завет и милость. Имеется в виду завет с Авраамом (Втор 7:7−9).

да не будет малым... страдание. Этими словами Бог призывается совершить то, что Он уже совершал прежде, т.е. увидеть тяжесть положения Его народа и прийти ему на помощь.

царей Ассирийских. Здесь имеются в виду новоассирийские цари, правившие с конца X в. до Р.Х., которым в конце VII в. пришли на смену цари вавилонские, в свою очередь, в середине VI в. уступившие власть царям персидским.

9:33 Ты праведен. Наказания, постигавшие Израиль в течение всей его истории, находились в полном соответствии с принципом Божественной справедливости, на котором основывается завет с Моисеем (см. ком. к Езд 9:9).

9:34−35 Вожди Израиля несут самую тяжелую ответственность за беззаконие.

9:36 мы ныне рабы. См. ком. к Езд 9:9.

9:37 мы в великом стеснении. Здесь подразумевается просьба о помощи (см. ком. к ст. 32).

9:38 — 10:39 Народ не только молит Бога о помощи, но возобновляет обязательство следовать предписаниям Моисеева завета. Прежде этот завет был уже не раз возобновляем после периодов отступничества (Исх, гл. 34; 1Цар, гл. 12; 4Цар, гл. 23).

9:38 твердое обязательство. Иначе: «завет».

подписываем. Письменное слово является могучим средством, используемым Богом во исполнение Своего искупительного замысла.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Вероятная дата — 30 октября 445 г. до Р. Х.
5  [2] — Букв.: благословляйте Господа; то же ниже в этом стихе.
7  [3] — Быт 11:31; Быт 12:1−4; Быт 17:5.
9  [4] — Или: у Тростникового моря; или: у моря Суф; Син. пер.: у Чермного моря.
16  [5] — Или (ближе к букв.): но они, отцы наши, были дерзки.
16  [6] — Букв.: шею свою делали жесткой; то же в ст. 17, 29.
17  [7] — Букв.: среди них.
26  [8] — Букв.: забросили за спину.
30  [9] — Букв.: народов (соседних) земель.
33  [10] — Или: верны.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.