Неемия 6 глава

Книга Неемии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Санваллату, Товии, Гешему из Аравии и другим нашим врагам сообщили, что я восстановил стену и в ней не осталось проломов (хотя створы ворот не были еще мной навешены),
2 двое из них, Санваллат и Гешем, пригласили меня встретиться в одном из селений1 в долине Оно. Они хотели заманить меня в ловушку.2
3 Я отправил к ним вестников с таким ответом: «Я занят важным3 делом, так что прийти не могу. Неужели мне всё бросить и отправиться к вам?»4
4 Четырежды они отправляли мне приглашение,5 и четырежды я отвечал им теми же словами.
5 На пятый раз Санваллат отправил ко мне своего слугу с незапечатанным письмом.
6 В нем было сказано: «Среди народов ходит слух, да и Гашму подтверждает, что ты вместе с иудеями задумал мятеж, для того и восстанавливаешь стену. Ты, говорят, хочешь стать царем
7 и уже отправил пророков провозглашать по всему Иерусалиму: „ Есть царь в Иудее!“ Обо всем этом донесут царю, так что лучше приходи посоветоваться».
8 Но я отвечал ему: «Ничего из того, о чем ты рассказываешь, не было, всё это твои выдумки».
9 Так они пытались нас запугать, рассчитывая, что мы опустим руки и не завершим работы, но тем самым они лишь придали мне решимости!6
10 Я отправился к Шемае, сыну Делаи, внуку Мехетавэля. В те дни он не мог выходить из дома. Однако он сказал мне: «Встретимся в Храме Божьем, скроемся внутри и запрем за собой двери — ведь тебя хотят убить, и убивать тебя придут ночью!»
11 Я ответил: «Кому бежать — мне? И мне ли входить во Святилище? 7 Не бывать мне тогда в живых — нет, я не пойду».
12 Я понял, что не Бог послал его, что это пророчество его оплатили Товия и Санваллат.
13 Они подкупили его, чтобы меня запугать, и послушайся я его — я согрешил бы, а они разнесли бы обо мне худую славу.
14 Припомни, Боже мой, Товии и Санваллату эти поступки, не забудь и пророчицу Ноадью и других пророков, что запугивали меня.
15 Восстановление стены было завершено на пятьдесят второй день работ — в двадцать пятый день месяца элул.8
16 Услышали об этом наши враги, устрашились этого окрестные народы9 и впали в глубокое уныние:10 поняли они, что работа свершилась с помощью Бога нашего.
17 В те дни иудейская знать часто посылала письма Товии, а Товия писал им в ответ.
18 Многие в Иудее были связаны с ним клятвами, ведь он был зятем Шеханьи, сына Араха, а его сын Ехоханан взял в жены дочь Мешуллама, сына Берехьи.
19 Все они рассказывали мне, как хорошо поступает Товия, а ему пересказывали мои слова. Товия же всё посылал мне письма, чтобы запугать меня.

Новой Женевской Библии

6:1−14 Новые попытки врагов Израиля запугать Неемию и лишить его народного доверия оканчиваются неудачей.

6:1 дошло до слуха Санаваллата. Напряженность конфликта постепенно нараставшая, теперь достигла своей высшей точки, поскольку стены уже фактически отстроены. На этом завершающем этапе враги пытались убить Неемию (ст. 2−4), запугать его (ст. 5−9), лишить его доверия в глазах народа (ст. 10−13).

6:2 Оно. Равнина Оно расположена на северо-западной окраине Иудеи. Это место — самое удаленное от Иерусалима.

сделать мне зло. Эту фразу можно понимать и в том смысле, что на равнине Оно враги хотели убить Неемию (ст. 10), и в том, что намеревались оклеветать его, обвинив в организации восстания против Персии.

6:3 дело остановилось бы. Неемия понял, то попытки вызвать его из города преследуют цель остановить строительные работы.

6:4 Четыре раза. Стороны проявляют особую настойчивость, так как конфликт достиг своей высшей точки.

6:5 открытое письмо. Обычно письма посылались запечатанными. Не запечатав письма, Санаваллат пожелал предать его содержание огласке, благодаря которой восстановление стен могло бы быть остановлено.

6:6−7 Изложенные здесь обвинения, вероятно, были небезосновательны, поскольку, городские стены восстанавливались; в истории Иудеи действительно были случаи восстаний против иноземных правителей; Неемия был известен как руководитель, преданный делу восстановления своей родины.

6:9 стращали нас... не состоится. Это письмо преследовало две цели: во-первых, запугать Неемию и, во-вторых, остановить строительство.

я тем более укрепил руки мои. Эта фраза на древнееврейском языке подразумевала молитвенное обращение к Богу (1:4).

6:10 Шемаии. Он, вероятно, был священником и пророком (ст. 12), что давало ему право входить в храм.

пойдем в дом Божий. После этих слов преследуемая Шемаией цель становится очевидной. Неемия имел право искать убежища у жертвенника во дворе храма (Исх 21:12−14), но в сам храм он, не будучи священником, не имел права входить (Чис 18:7). Неемия понял намерение Шемаии (ст. 13).

6:11 может ли бежать... человек..? Еще один пример мужества Неемии (см. ком. к 5:7).

6:12 Я знал. Исполнение совета Шемаии нарушило бы закон, поэтому Неемия понял, что Шемаия — ложный пророк (см. ком. к 5:7).

6:13 устрашился... имели... худое мнение. Замысел врагов состоял в том, чтобы запугать Неемию и толкнуть его на греховный поступок, что повлекло бы за собой прекращение работ по восстановлению городских стен.

6:14 Помяни. Третья молитва, в которой звучит «помяни» (см. ком. к 5:19), и вторая молитва о возмездии (см. ком. к 4:4−5), поскольку Неемия призывает Бога «помянуть» своих врагов для осуждения их.

6:15 Стена была совершена. Шестая и последняя попытка остановить работы по восстановлению стен провалилась.

Елула. Август-сентябрь 445 г. до Р.Х.

6:16 — 7:3 Хотя противодействия строительству стен прекратились с его завершением (ст. 16), попытки запугать Неемию продолжались (6:17−19). Неемия принимает меры по защите ворот города, дабы предотвратить возможную агрессию со стороны врагов Израиля (7:1−3).

6:16 Когда услышали об этом все неприятели наши. Исходя из этих слов, можно было бы предположить, что враги предпримут следующий шаг в развитии конфликта; они же, напротив, прекращают попытки воспрепятствовать восстановительным работам.

6:17−19 Если до сих пор оставалось неясным, каким же образом Неемии становились известны замыслы его врагов (ср. 6:2), а врагам Неемии — его планы (ср. 4:15), то теперь очевидно, что взаимообмен сведениями шел благодаря родственным связям Товии с теми, кто принимал участие в восстановлении стен.

6:18 Мешуллама. См. 3:4, 30; 13:4.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: в Кефириме.
2  [2] — Букв.: они затевали против меня зло.
3  [3] — Или: большим.
3  [4] — Букв.: почему должна быть остановлена работа, пока я буду отсутствовать, отправившись к вам.
4  [5] — Букв.: слово.
9  [6] — Букв.: потому ныне укрепи мои руки — в ряде переводов это выражение передано как молитва Неемии к Богу.
11  [7] — В Храм мог входить только священник или левит (Чис 18:7).
15  [8] — Вероятная дата — 2 октября 445 г. до Р. Х.
16  [9] — Или (перевод по друг. чтению): когда увидели это все окрестные народы.
16  [10] — Перевод по друг. чтению; масоретский текст: сильно упали в собственных глазах.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.