1 Коринфянам 7 глава

Первое послание Коринфянам
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Вы писали мне: «Хорошо, если мужчина не прикасается к женщине».
2 Но чтобы избежать разврата каждый мужчина должен иметь свою жену и каждая женщина иметь своего мужа[26].
3 Муж должен выполнять свои супружеские обязанности по отношению к жене, а жена — по отношению к мужу.
4 Тело жены принадлежит не ей самой, но её мужу. Также и тело мужа принадлежит не ему самому, но его жене.
5 Не избегайте близости друг с другом, разве что на короткий период, договорившись это время посвятить посту и[27] молитве. Но после этого будьте опять друг с другом, чтобы сатана не искушал вас невоздержанием.
6 Впрочем, я говорю это[28] в качестве уступки, а не повеления.
7 Я бы хотел, чтобы все были, как я[29], но каждый имеет свой дар от Бога: у одного один, у другого другой.
8 Я же говорю безбрачным[30] и вдовам: им лучше оставаться одинокими как я.
9 Но если они не в силах воздерживаться, то пусть женятся, это лучше, чем разжигаться страстью.
10 А состоящим в браке не я, но Сам Господь дает такое повеление: жена не должна бросать своего мужа.
11 Если же она бросит мужа, то пусть либо вообще не вступает в новый брак, либо примирится со своим мужем и вернется к нему. Муж, в свою очередь, не должен разводиться с женой[31].
12 Остальным же я говорю, и это слова не Господа, а мои: если у кого-либо из братьев неверующая жена, и если она хочет жить с ним, то он не должен разводиться.
13 То же самое касается и женщины, у которой неверующий муж: если он хочет жить с ней, она не должна с ним разводиться.
14 Ведь неверующий муж освящается верующей женой, и неверующая жена освящается верующим мужем. Иначе ваши дети были бы нечисты, а так они святы.
15 Если же неверующий муж или жена хочет развода, то пусть разводится. Пусть в таком случае брат или сестра не чувствуют себя связанными. Бог призвал нас жить в мире.
16 Как тебе знать, жена, не спасешь ли ты своего мужа? И как тебе, муж, знать, не спасешь ли ты свою жену?[32]
17 Пусть каждый держится в жизни того, что Господь ему определил, и пребудет в том, к чему призвал его Бог. Это правило я повторяю во всех церквах.
18 Если кто-то был обрезан к тому моменту, когда был призван, то ему нет нужды скрывать это. А кто был призван необрезанным, тому нет нужды подвергаться обрезанию.
19 Обрезание или необрезание не имеет никакого значения, главное заключается в том, чтобы человек соблюдал повеления Божьи.
20 Каждый пусть остается в том положении, в котором он был, когда Бог его призвал.
21 Если ты был рабом, когда Бог тебя призвал, то пусть тебя это не смущает, хотя если у тебя есть возможность получить свободу, то воспользуйся ею[33],
22 потому что раб, призванный Господом, — свободный Господа, и точно так же тот, кто призван свободным, — раб Христа.
23 Вы были куплены за дорогую цену, так не становитесь же рабами людей.
24 Братья, пусть каждый остается в том положении, в каком он был, когда Бог призвал его.
25 Относительно же невступивших в брак у меня нет указания от Господа, но, получив от Господа милость быть верным, я могу сказать так:
26 в настоящих обстоятельствах я считаю, что для вас лучше оставаться в том же положении.
27 Если ты уже состоишь в браке, не пытайся развестись. Если же ты не женат, то не ищи жены.
28 Но если ты и женишься, не согрешишь, и если девушка выйдет замуж, не согрешит. Однако у вступающих в брак появятся в жизни новые трудности, а я бы хотел уберечь вас от них.
29 Другими словами, братья, я хочу сказать, что времени осталось уже немного, а потому женатые не должны всецело быть привязанными к своему браку[34],
30 скорбящие — быть во власти своей скорби, радующиеся — быть полностью поглощены своей радостью, приобретающие — думать, что их приобретения навек,
31 а те, кто пользуется благами этого мира, — прилепляться к ним, потому что мир, в его нынешнем виде, прекращает свое существование.
32 Я хочу, чтобы вас не отягощали никакие заботы. Неженатый человек заботится о делах Господних, о том, как угодить Господу.
33 Женатому же приходится заботиться о насущных нуждах, о том, как угодить жене. Его интересы раздвоены.
34 Незамужняя женщина или девушка думает о делах Господних, она старается быть посвященной Господу и телом, и духом, а замужняя женщина занята повседневными делами и тем, как угодить мужу.
35 Я говорю это для вашего же блага, а не для того, чтобы вас в чем-либо ограничить. Я лишь хочу, чтобы вы могли непрестанно служить Господу подобающим образом, не отвлекаясь ни на что.
36 Если кто-либо из вас думает, что он поступает по отношению к своей дочери нехорошо, потому что годы её идут, и он чувствует, что должен выдать её замуж, то пусть такой человек поступает так, как считает правильным. Пусть выдает её замуж, греха на нём никакого не будет.
37 Но если человек тверд в своем решении, если он не принуждаем, и если он властен в своей воле, то, решив в своем сердце оставить свою дочь девственницей, он поступит хорошо.
38 Итак, кто выдает свою дочь замуж, поступает хорошо, кто же не выдает — поступает ещё лучше.
39 Женщина на всю жизнь соединена со своим мужем, но когда её муж умирает, она свободна выходить замуж за кого хочет, главное, чтобы человек этот принадлежал Господу.
40 Но по моему мнению (а я думаю, что и я обладаю Духом Божьим), ей лучше было бы оставаться незамужней, так она будет счастливее.

Новой Женевской Библии

7:1 А о чем вы писали ко мне. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

хорошо человеку не касаться женщины. Весьма вероятно, что этим выражением пользовалась группа аскетов среди коринфских христиан, осуждавшая беспорядочное половое сожительство и доказывавшая, что христианин либо вовсе не должен жениться, либо, если и женится, должен воздерживаться от половых сношений. В подкрепление своей позиции они, возможно, ссылались на безбрачие Павла. Апостолу пришлось проявить осмотрительность, чтобы его учение не было искажено в ту или другую сторону. Он признает определенные преимущества безбрачного состояния (ст. 7−8), а ниже (ст. 29−35) приводит особо веские основания тому, что христианин может оставаться одиноким. Однако главная цель апостола — поправить тех, кто требовал непременного безбрачия. В других местах Павел высказывается о браке одобрительно (напр., Еф 5:22−33; 1Тим 3:2) и даже осуждает «запрещающих вступать в брак» (1Тим 4:3).

7:3−5 Эти стихи выражают точку зрения, намного опережающую свое время: здравое восприятие женской сексуальности и понимание полного равенства, существующего между мужчиной и женщиной в самой интимной области их взаимоотношений. Никаким стихом из Писания нельзя обосновать мнение, будто только муж должен получать удовлетворение от супружеской близости, равно как и то представление, будто только муж должен решать, иметь ли эту близость и когда. В ст. 5 апостол соглашается, что временное воздержание от брачных отношений, в известном смысле подобное посту, может быть уместно в период усиленной молитвы. Временный характер этого воздержания исключает регламентацию его продолжительности. Бог не только допускает соединение полов в браке — Он заповедал его.

7:6−9 Совет коринфянам вступать в брак (ст. 2) — не повеление, а снисхождение к немощам плоти. Безбрачное состояние предоставляет некоторые преимущества для труда в пользу Царствия, и поэтому Павел сам желал бы, чтобы каждый верующий и каждая верующая посвятили свою жизнь исключительно распространению Евангелия. Но апостол понимает, что такое положение невозможно, ибо введет христиан в плотские искушения. Кроме того, есть и другие основания для вступления в брак, которые не относятся к настоящей дискуссии (см. ком. к ст. 1).

7:10 не я повелеваю, а Господь. В ст. 12 Павел говорит: «я говорю, а не Господь», но отнюдь не имея в виду, что есть противоречие между его словами и тем, что говорит Господь. В отношении проблемы, о которой идет речь в ст. 10 и 11, есть хорошо известное указание Иисуса, данное Им еще в начале Его служения (см. Мк 10:1−12).

7:11 если же разведется. Можно думать, что, несмотря на повеление Господа, некоторые жены в Коринфе, под влиянием аскетической точки зрения (ст. 1), все-таки оставили своих мужей. Поскольку супруги соединяются друг с другом на всю жизнь (ст. 39), Павел ясно указывает, что таким женщинам предлежат только два пути: примирение с супругом или безбрачие.

7:12 я говорю, а не Господь. См. ком. к ст. 10.

имеет жену неверующую. Это специфическое обстоятельство, относительно которого Иисус не оставил прямых указаний. Павел говорит: нельзя принуждать неверующего супруга пребывать в браке (ст. 15), но верующий супруг не должен выступать инициатором развода, если не принявший Христа супруг желает сохранить брак.

7:14 освящается... святы. Важное утверждение об особом характере семьи, где хоть один из родителей — верующий (см. ком. к 1:2). По традиции ВЗ вся семья в целом считалась заключившей завет с Богом. Даже неверующий супруг подпадает под воздействие Божие — тем более дети, которые еще малы, чтобы сознательно исповедовать свою веру. Поэтому реформатское богословие видело в этом стихе основание для крещения детей.

7:15 не связаны. Некоторые придают этому высказыванию такое значение: если один расторгнет брак, другой, верующий, супруг может вступить в новый брак. Однако христианин не обязан настаивать на нерушимости брака. Такое упорство не позволило бы им жить «в мире».

7:16 не спасешь ли..? Павел продолжает мысль, высказанную выше (ст. 14). другой стороны, ст. 16, может быть, поясняет наставление ст. 15: следует отпустить неверующего, поскольку нет уверенности, что он (или она) спасется, будучи принужденным оставаться в браке.

7:17 как Бог... определил... как Господь призвал. Букв.: «Как Господь определил каждому, как Бог призвал каждого, так пусть и ходит». Главное в этом стихе — указание сохранять не столько положение, сколько поведение, «хождение». Из последующих стихов ясно, что слова «Господь призвал» относятся не к положению в обществе, а к самому обращению к вере. Стихи 17−24 излагают принцип, пронизывающий всю главу: чтобы стать верующим, не требуется менять свое положение — семейное, гражданское или социальное (ст. 8, 20, 26). Из этого, однако, не следует, что христиане не должны пытаться улучшить свое положение. Напротив, Павел поощряет рабов обретать свободу, если возникает такая возможность (ст. 21).

7:19 Первая часть этого стиха перекликается с Гал 5:6 и 6:15. Можно думать, что его окончание — соблюдение заповедей Божиих — просто перефразирует выражение «вера, действующая любовью» (Гал 5:6) и что именно такая действенная вера и является характерным признаком «новой твари» (Гал 6:15).

7:21 не смущайся. Апостол не хочет, чтобы христиан тревожило или смущало то их положение, которое не может быть изменено. Недовольство и жалобы свидетельствуют о недоверии к Богу.

7:23 Вы куплены дорогою ценою. Это высказывание подтверждает ст. 22 (ср. 6:20). Если мы в полной мере осознаем, чьи мы, тогда мы понимаем, что даже рабство не может лишить нас привилегий во Христе. И наоборот, даже величайший земной владыка — лишь скромный слуга перед Христом. Поэтому христианам не следует, и они не должны, становиться «рабами человеков».

7:25 Относительно девства. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

я не имею повеления Господня. См. ком. к ст. 10.

а даю совет. Это выражение указывает, что совет, который Павел готов дать, — не категорическое указание относительно нравственного выбора между добром и злом, а лишь рекомендация, относящаяся к конкретной ситуации. Такое толкование подтверждается сказанным в ст. 28 и заключительными словами ст. 38.

7:26 По настоящей нужде. Некоторые толкователи считают, что Павел имеет в виду какую-то нетипичную проблему. Однако слова: «будут иметь скорби по плоти» (ст. 28), позволяют сделать более общий вывод: речь идет о трудностях, с которыми сталкиваются все христиане в своем стремлении служить Христу в настоящем лукавом веке (Гал 1:4). Мы должны учитывать этот фактор, принимая решение о браке, хотя не следует упускать из внимания и другие соображения (ст. 6−9 и ком.).

7:36−38 Возможны два истолкования этого текста. «Девица» может быть дочерью, а может быть обрученной невестой. Не ясно, к кому обращается Павел: к отцу «девицы» или к ее жениху.

7:39 связана законом. Павел считает брак обязательством на всю жизнь.

свободна выйти, за кого хочет. Вдова, как и другие лица, о которых шла речь в этой главе, свободна остаться таковой или вступить в брак. Единственная оговорка: если она вновь вступит в брак, это должно быть сделано «в Господе».

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [26]Должен иметь свою жену и каждая женщина иметь своего мужа. То есть жить в супружеской близости друг с другом.
5 [27] — Слова посту и отсутствует в древнейших рукописях.
6 [28] — То есть о временном воздержании.
7 [29] — То есть неженаты.
8 [30] — Вот несколько пониманий использованного здесь слова: 1) вдовцы; 2) неженатые или незамужние; 3) разведенные женщины.
10 [31] — См. Мк 10:6-12.
16 [32] — Или: « Как тебе знать, жена, что спасешь своего мужа? И как тебе, муж, знать, что спасешь свою жену?»
21 [33] — Или: хотя если даже можешь стать свободным, лучше используй свое нынешнее положение.
29 [34] — Букв.: имеющие жен, должны быть как неимеющие.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.