Иисус Навин 22 глава

Книга Иисуса Навина
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Иисус призвал рувимитов, гадитов и половину рода Манассии
2 и сказал им:
— Вы исполнили всё, что повелел вам Моисей, слуга Господа, и были послушны мне во всем, что я вам повелевал.
3 Долгое время, до этого самого дня, вы не оставляли своих братьев, но несли служение, которое дал вам Господь, ваш Бог.
4 Теперь Господь, ваш Бог, дал вашим братьям покой, как Он и обещал. Поэтому возвращайтесь домой, в землю, которую слуга Господа Моисей дал вам на другой стороне Иордана.
5 Только прилежно исполняйте повеления и Закон, которые дал вам Моисей, слуга Господа: любите Господа, вашего Бога, ходите всеми Его путями, храните Его повеления, крепко держитесь Его и служите Ему от всего сердца и от всей души.
6 Иисус благословил их и отпустил, и они вернулись в свои шатры.
7 (Одной половине рода Манассии Моисей дал землю в Башане, а другой половине рода Иисус дал землю на западной стороне Иордана с их братьями.) Отпуская их домой, Иисус благословил их,
8 сказав:
— Возвращайтесь домой со своим великим богатством — большими стадами, серебром, золотом, бронзой и железом, и великим множеством одежд — и поделитесь со своими братьями добычей, взятой вами у врагов.
9 И рувимиты, гадиты и половина рода Манассии оставили израильтян в Шило, что в Ханаане, чтобы вернуться в Галаад, в свою землю, которой они овладели по повелению Господа, данному через Моисея.
10 Придя в Гелилот, что рядом с Иорданом, в земле Ханаана, рувимиты, гадиты и половина рода Манассии соорудили там у Иордана огромный жертвенник.
11 Когда израильтяне услышали, что те соорудили жертвенник на границе Ханаана в области, что рядом с Иорданом, на израильской стороне,
12 всё общество Израиля собралось в Шило, чтобы идти на них войной.
13 Израильтяне послали в землю Галаада, к рувимитам, гадитам и половине рода Манассии Пинехаса, сына священника Элеазара.
14 С ним отправилось десять вождей, по одному от каждого из израильских родов, каждый из них был главой семейства среди израильских кланов.
15 Когда они пришли в Галаад — к рувимитам, гадитам и половине рода Манассии, — они сказали им:
16 — Все общество Господне говорит: «Как вы могли совершить такое предательство против Бога Израиля? Как вы могли отступить от Господа и соорудить себе жертвенник, восстав ныне против Господа?
17 Разве не было с нас довольно греха Пеора?[56] До этого самого дня мы ещё не очистились от того греха, за который весь народ Господа поразил мор!
18 А сегодня вы собираетесь отступить от Господа?
Если сегодня вы восстанете против Господа, то завтра Он разгневается на всё общество Израиля.
19 Если ваша земля нечиста, то перейдите в землю Господа, где стоит Господня скиния, и разделите землю с нами. Только не восставайте против Господа и против нас, сооружая себе иной жертвенник, нежели жертвенник Господа, нашего Бога.
20 Разве, когда Ахан, сын Зераха, нечестно поступил с посвященными[57] вещами, не обрушился гнев на всё общество Израиля? А за тот грех умер не он один».
21 Рувимиты, гадиты и половина рода Манассии ответили главам израильских кланов:
22 — Господь, Бог богов! Господь, Бог богов! Он знает, и Израиль пусть знает: если это было восстание или предательство против Господа, то не щадите[58] нас сегодня.
23 Если мы построили свой собственный жертвенник, чтобы отступить от Господа и приносить на нём всесожжения и хлебные приношения или совершать жертвы примирения, то пусть Сам Господь призовет нас к ответу.
24 Нет! Мы сделали это из страха, что однажды ваши потомки могут сказать нашим: «Что вам до Господа, Бога Израиля?
25 Господь сделал Иордан границей между нами и вами, рувимиты и гадиты! Нет у вас доли в Господе». Так ваши потомки могут заставить наших перестать чтить Господа.
26 Вот почему мы сказали: «Приготовимся и соорудим жертвенник, но не для всесожжений или жертвоприношений».
27 Напротив, пусть он будет свидетелем между нами и вами и грядущими поколениями, что мы чтим Господа в Его святилище своими всесожжениями, приношениями и жертвами примирения. Тогда в будущем ваши потомки не смогут сказать нашим: «Нет у вас доли в Господе».
28 Мы говорили, что если они когда-нибудь скажут это нам или нашим потомкам, то мы ответим: «Посмотрите на жертвенник, который соорудили наши отцы по образу жертвенника Господа не для всесожжений или приношений, но для свидетельства между нами и вами».
29 Да не будет с нами того, чтобы нам сегодня восстать против Господа и отступить от Него, соорудив иной жертвенник для всесожжений, хлебных приношений и жертв, нежели тот жертвенник Господа, нашего Бога, что находится перед Его скинией.
30 Когда священник Пинехас и вожди общины — главы израильских кланов — услышали, что сказали рувимиты, гадиты и половина рода Манассии, они были удовлетворены.
31 И священник Пинехас, сын Элеазара, сказал рувимитам, гадитам и половине рода Манассии:
— Сегодня мы узнали, что Господь с нами, потому что вы не совершили против Господа этого предательства. Теперь вы избавили израильтян от руки Господа.
32 И священник Пинехас, сын Элеазара, возвратился вместе с вождями от рувимитов и гадитов в Галааде и принес от них ответ в Ханаан, к израильтянам.
33 Те были рады услышать эту весть и возблагодарили Бога. И больше они не говорили о том, чтобы пойти войной на страну, где живут рувимиты и гадиты, и опустошить её.
34 А рувимиты и гадиты назвали жертвенник «Свидетель», потому что, говорили они: «Это свидетель между нами, что Господь есть Бог».

Новой Женевской Библии

22:1 — 24:33 В трех завершающих главах книги трактуется тема верности Израиля Богу, явившему милость Своему народу и доказавшему верность Своим обетованиям.

22:1 колено Рувимово... колена Манассиина. См. ком. к 13:8−33.

22:4 успокоил. См. 21:44; 1:13 и ком.

22:5 исполнять... любить... хранить. Здесь содержится краткое наставление, как надлежит человеку отвечать на милость Божию.

22:6 благословил. См. 14:3 и ком. к 8:33.

22:8 возвращаетесь. Слова благословения, которые произносит Иисус Навин, звучат в форме императива (ср. Быт 1:28). Повиновение этим повелениям уже суть благословение.

22:9 из Силома. См. ком. к 18:1.

Галаад. В данном случае имеется в виду вся земля к востоку от Иордана.

22:10 в окрестности Иордана. Возможно, в Галгал, как сказано в Септуагинте.

жертвенник большой по виду. Эти слова согласуются с назначением жертвенника служить напоминанием последующим поколениям (ст. 27).

22:12 все общество сынов Израилевых. См. ком. к 18:1.

идти... войною. Такая реакция израильтян может быть объяснена предписанием не иметь другого жертвенника, как и не поклоняться иному богу (Лев 17:8−9). Иудейский закон требовал наказания за отступничество (Втор 13:12−18).

22:13 Финееса. Делегацию «из десяти начальников», отправившихся в землю Галаадскую, возглавил Финеес, ранее прославившийся тем, что отвратил ярость Господа от сынов Израилевых (ст. 17; Чис 25:7−8).

22:16 говорит все общество. О единстве Израиля говорится на протяжении всей Книги Иисуса Навина. Географические границы и социальные различия стираются верой в единого Бога: под сенью обетовании Божиих весь Израиль является одним народом (см. ком. к 13:8−33). Разрушить это единство может лишь отступничество от Бога.

соорудив себе жертвенник и восстав. Основываясь на законе (Лев 17:8−9; Втор, гл. 12), израильтяне осудили своих собратьев, построивших жертвенник «подле Иордана». Выдвинутое здесь обвинение поспешно: закон предписывал проводить тщательное расследование, прежде чем кого-либо подвергать осуждению (Втор 13:12−14).

22:17 беззакония Фегорова. Речь идет о беззакониях «впавших в идолопоклонство и распутство» израильтян, учиненных ими накануне вступления в землю обетованную (2:1 и ком.; Чис, гл. 25).

не очистились. Здесь имеется в виду нечто большее, чем ритуальное очищение: израильтяне все еще не избавились от тех пагубных наклонностей, которые стали причиной их «поражения на Фегоре» (Чис 25:18).

22:18 прогневается. См. ком. к 7:1.

22:19 если же земля вашего владения кажется вам нечистою. Т.е. если земля к востоку от Иордана не освящена присутствием Бога. В Книге Иисуса Навина неоднократно подчеркивается, что земля обетованная является даром Божиим всему Израилю (см. ком. к 13:8−33).

скиния Господня. См. ком. к 18:1.

и против нас. Отступничество от Бога — это одновременно и отступничество от народа Божия.

22:22 Бог богов Господь, Бог богов Господь. Иначе: «Бог, Бог Господь».

22:23 Если мы соорудили... то да взыщет Сам Господь. См. Лев 17:8−9 и Втор, гл.12.

всесожжение. См. Лев, гл. 1.

приношение хлебное. См. Лев, гл. 2.

жертвы мирные. См. Лев, гл. 3.

22:25 пределом между ними и вами... Иордан. В Книге Иисуса Навина категорически отвергается идея разъединения израильского народа (ст. 19 и ком. к 13:8−33).

части в Господе. Заявление какой-либо группы израильтян, что их удел в земле обетованной не является землей Божией (ст. 19), означало отрицание ими своей причастности к обетованию Божию.

22:27 свидетелем. Жертвенник должен был служить свидетельством преданности заиорданских колен Израиля Богу, а не местом жертвоприношений (ср. 4:20−24).

22:30 одобрили их. В данном случае Финеес благожелательно отнесся к своим собратьям; совсем иначе он отреагировал на действительное отступничество израильтян (Чис 25:7−8).

22:31 мы узнали, что Господь среди нас. Опасения, содержащиеся в ст. 18, не оправдались.

избавили. Колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина не совершили преступления пред Богом и тем самым спасли весь Израиль от Его гнева.

22:34 назвали... жертвенник. Название жертвенника (Ед — «свидетель») свидетельствовало о единстве всего народа и одновременно напоминало о том, что святотатство может погубить Израиль (ст. 16).

Примечания:

 
Новый русский перевод
17 [56] — См. Чис 25:1-9.
20 [57] — См. Исх 22:20 и сноску к нему.
22 [58] — Букв.: то пусть [Он] не пощадит.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.