— Мы пришли из далекой страны. Заключите же с нами союз.
— А вдруг вы живете рядом с нами? Как же нам тогда заключать с вами союз?
Но Иисус спросил:
— Кто вы такие и откуда вы пришли?
— Твои слуги пришли из очень далекой страны, узнав о славе Господа, твоего Бога. Мы слышали о Нем: обо всем, что Он сделал в Египте,
Все общество роптало против вождей,
— Мы поклялись им Господом, Богом Израиля, и не можем теперь тронуть их.
— Пусть они живут, но будут дровосеками и водоносами для всего нашего общества.
Так обещание вождей не было нарушено.
— Почему вы обманули нас, сказав: «Мы живем далеко от вас», тогда как вы живете рядом с нами?
— Твои слуги узнали наверняка, что Господь, твой Бог, повелел Своему слуге Моисею отдать вам всю эту землю и истребить перед вами всех её жителей. Мы очень испугались за свою жизнь и потому поступили так.
9:1−2 Эти стихи являются Введением к гл. 9−12. Страх перед израильтянами, который деморализовал хананеев (5:1), теперь объединяет их против Иисуса Навина и Израиля.
9:1 Услышав. См. ст. 3 и ком.
Хеттеи ... Иевусеи. См. ком. к 3:10.
9:3 Гаваона. Действия жителей Гаваона (находившегося примерно в 13 километрах к северу от Иерусалима) контрастируют с общим для всего Ханаана стереотипом поведения (ст. 1:2).
услышав. Весть о непоколебимой верности Бога Своим обетованиям (2:10−11; 5:1; 9:1, 9; 10:1; 11:1; ср. 7:9) вселяла в хананеев ужас, ибо означала, что Бог, Который «на небе вверху и на земле внизу» (2:11), истребит их (5:13 — 12:24 и ком.).
9:4 хитрость. Этот обман, который навлечет проклятие на гаваонитян (ст. 23), противоположен по своим мотивам поступку Раав (гл. 2).
9:6 из весьма дальней земли пришли мы. См. ком. к 9:3. Эта ложь возымела свое действие: предписание из Втор 20:10−18 позволяло израильтянам предлагать мирные условия отдаленным городам.
союз. Иначе: «завет». Заключение завета было актом формального закрепления отношений, которые предусматривали намерение израильтян сохранить гаваонский народ, подчинив его Израилю.
9:7 Евеям. Эта этническая группа, к которой принадлежали гаваонитяне, входила в число тех народов, которых Бог повелевал изгнать из Ханаана (3:10).
может быть, вы живете близ нас? См. Втор 7:1−2; Втор 20:15−18.
9:9 во имя. См. 7:9 и ком. слышали. См. ст. 3 и ком.
9:10 все, что Он сделал. Речь идет о завоевании Ханаана Израилем (2:10). Аморрейским. См. ком. к 2:10.
9:14 Господа не вопросили. Не сказано, в какой форме это следовало сделать, но, как и в 5:6, и 7:1, нарушение Израилем завета состояло в том, что он не проявил покорности «устам Господа» (Втор 8:3; ср. 1:7 и ком.).
9:15 мир. Смысл этого понятия объясняется следующей за ним фразой: «условие в том, что он сохранит им жизнь».
9:16, 17 чрез три дня... на третий день. Возможно, что в обоих стихах говорится об одних и тех же трех днях. Расстояние от Галгала до Гаваона составляет примерно 30 километров.
9:18 возроптало. Ропот (против Моисея, Аарона и Самого Господа) был обычным делом для израильтян, когда они находились в пустыне (Исх 15:24; Исх 16:2, 7−9; Исх 17:3; Чис 14:2, 27, 29).
9:20 гнев. См. ком. к 7:1. Нарушив ранее завет, который был основан на заповедях Божиих (7:11), Израиль на этот раз следует своей клятве, даже несмотря на ложь гаваонитян.
9:21 будут рубить дрова и черпать воду. Т.е. станут домашними рабами.
9:23 дома. Скиния называется домом в 1Цар 1:7. Во времена Соломона скиния находилась в Гаваоне (2Пар 1:3, 5).
Бога моего. Опасность, исходившая от остававшихся в стране хананеев, заключалась в том, что они могли склонить израильтян к идолопоклонству (Втор 7:4). Данное проклятие гаваонитянам подразумевало, что хотя Господь не будет их Богом, а они — Его народом, но, став рабами, они смогут прислуживать в доме Бога Израиля. Обряды, совершавшиеся в скинии (а впоследствии в храме), в частности, всесожжения, требовали большого количества дров и воды.
9:27 до сего дня. См. ком. к 4:9.
Завоевание Ханаана (центральное и южное направления вторжения).