Псалтирь 11 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Толковая Библия Лопухина

Новый русский перевод

1 Дирижеру хора, под шеминит[21]. Псалом Давида.
2 Господи, помоги, потому что не стало святого, исчезли верные среди людей!
3 Они обманывают друг друга; от лживого сердца говорит их льстивый язык.
4 Пусть погубит Господь всякий льстивый язык и все хвастливые уста,
5 что говорят: «Мы одержим победу устами. Язык наш с нами — кто нам хозяин?»
6 «Так как слабых теснят и бедные стонут, Я ныне восстану, — говорит Господь. — Я дам им желанное спасение».
7 Слова Господа — слова чистые, как серебро, что очищено в горне, переплавлено семь раз.
8 Господи, Ты сохранишь нас, сбережешь нас от этого рода вовек.
9 Повсюду расхаживают нечестивые, когда у людей низость в почете.

Толковая Библия Лопухина

Пс 11−13 написаны во время гонений от Саула. Это подтверждается как тяжестью изображаемых в псалме страданий Давида, продолжительностью преобладания над ним нечестивых, так и открытым и всеобщим распространением против него клеветы со стороны врагов, равно как и горьким воплем Давида об уничтожении на земле праведности и распространении лжи. Все это отвечает времени гонений от Саула, но не восстания Авессалома, которое подготовлялось скрытно и не имело продолжительного перевеса над Давидом. Горькое сетование в этих псалмах Давида об упадке в народе нравственной чистоты предполагает в нем самом сознание своей полной праведности пред Богом, что, как мы говорили, тоже составляет особенность псалмов из эпохи гонения Саула.

Давид молит Бога оказать ему помощь, так как он отовсюду окружен людьми лживыми (2−3). Давид верит, что Господь не даст восторжествовать этим людям, что Он спасет тех, кого они хотят погубить (4−6). Обетование Бога о защите Им праведного так же непреложно и истинно, как очищенное серебро, и они действенно, хотя бы нечестивые временно взяли перевес (7−9).

Пс 11:2. Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.

«Не стало праведного» можно понимать не только в смысле указания, что во время Сауловых гонений преобладающим и деятельным настроением как народа, так и высших сановников, приближенных к этому царю, было «неправедное», незаслуженное и враждебное отношение к Давиду, но и как указание Давида на свою слабость, свою усталость от непрерывных гонений. Не стало праведного — не хватает у него силы (в Вульгате — Sanctus detecit) постоянно бегать от врагов и изобретать способы спасения от них, он ослабел от преследований.

Пс 11:3. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.

Как преследуемый царем, Давид нигде не мог встретить искреннего к себе сочувствия и открытой помощи. Последняя неминуемо навлекла бы гнев на такого человека со стороны царя. Давид не мог ни на кого положиться из опасения быть выданным, в отношениях к себе он видел только притворство и ложь.

Пс 11:5.  тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?

Господь накажет тех, кто говорит: «языком нашим пересилим,... кто нам господин?» Враждебное отношение Саула к Давиду поддерживалось клеветами на последнего со стороны придворных льстецов, для которых личность Давида, создавшего себе популярность среди простого народа, была опасной по возможному для него возвышению над ними, поэтому они лгали на Давида пред Саулом, возводили на него всякие обвинения, уверенные в своей безнаказанности — кто мог обличить их? («Кто нам господин»).

Пс 11:6. Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.

Пс 11:7. Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.

Пс 11:8. Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.

Но чего не могут сделать люди, совершит Господь, который говорит, что Он «восстанет на защиту» обижаемых и гонимых праведников. Это обетование Божие так же непогрешимо и ценно, как серебро разженное, очищенное от лигатуры. На этой чистоте и непреложности Божественного обетования основывается уверенность, что Господь всегда, значит и при настоящих гонениях, сохранит праведника.

Пс 11:9. Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.

Эта вера в Бога поддерживает Давида среди условий, благоприятствующих распространению развращения: так как возвысились, получили почет в обществе люди, нравственно ничтожные (разумеются клеветники, приближенные к Саулу), то нечестивые по всей стране главенствуют («повсюду ходят»).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [21] — Неизвестный еврейский музыкальный термин.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.