Псалтирь 118 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Толковая Библия Лопухина

Новый русский перевод

1 Блаженны те, чей путь беспорочен, кто ходит по Закону Господа.
2 Блаженны хранящие Его заповеди[258], ищущие Его всем сердцем.
3 Они не творят беззакония, ходят Его путями.
4 Ты повелел нам твердо хранить Твои наставления.
5 О, если бы пути мои направлялись к соблюдению Твоих установлений!
6 Тогда не постыдился бы я, взирая на все Твои повеления.
7 Я буду славить Тебя с честным сердцем, обучаясь Твоим праведным судам.
8 Буду хранить Твои установления, не оставляй меня насовсем.
9 Как может юноша содержать в чистоте свой путь? Живя согласно слову Твоему.
10 Всем сердцем своим ищу Тебя, не дай мне уклониться от Твоих повелений.
11 Слово Твое сокрыл я в сердце моем, чтобы не грешить против Тебя.
12 Прославлен будь, Господи! Научи меня Своим установлениям.
13 Своими устами возвещаю я все суды Твоих уст.
14 На пути Твоих предписаний я радуюсь, как о великом богатстве.
15 О Твоих наставлениях размышляю и смотрю на Твои пути.
16 Буду радоваться Твоим установлениям, не забуду Твоего слова.
17 Окажи милость Своему слуге, и тогда я буду жить и хранить Твое слово.
18 Открой мне глаза, чтобы мне увидеть чудеса Закона Твоего.
19 Я — странник на земле, не сокрой от меня Своих повелений.
20 Душа моя страстно истомилась, непрестанно желая познавать суды Твои.
21 Ты укротил гордых, тех, кто проклят и кто уклоняется от Твоих повелений.
22 Не допусти, чтоб из-за них я был опозорен и постыжен, ведь я заповеди Твои храню.
23 Правители сидят и сговариваются против меня, но Твой слуга размышляет о Твоих установлениях.
24 Твои заповеди — моя радость и мои советники.
25 Душа моя повержена в прах, оживи меня по слову Твоему.
26 Я рассказал Тебе о своих путях, и Ты услышал меня; научи меня Своим установлениям.
27 Помоги мне понять путь наставлений Твоих, и я буду размышлять[259] о чудесах Твоих.
28 Душа моя тает от скорби: укрепи меня словом Своим.
29 Удали от меня путь лжи, по милости Твоей даруй мне Закон Свой.
30 Путь истины я избрал, я внимаю судам Твоим.
31 Твоих предписаний придерживаюсь, Господи, не дай постыдиться мне.
32 Я буду бежать по пути Твоих повелений, ведь Ты расширяешь мое сердце.
33 Научи меня, Господи, пути Твоих установлений, и я буду держаться его до конца.
34 Вразуми меня, и я буду соблюдать Твой Закон и хранить его всем своим сердцем.
35 Веди меня по пути Твоих повелений, потому что в нём нахожу я счастье.
36 Обрати мое сердце к Твоим предписаниям, а не к доходам несправедливым.
37 Отверни мои глаза от суеты и оживи меня на Твоем пути.
38 Исполни всё, что обещал Своему слуге, боящемуся Тебя.
39 Отврати мой позор, которого боюсь; Твои суды благи.
40 Как сильно я желаю Твоих наставлений! Праведностью Твоей оживи меня!
41 Да придет ко мне милость Твоя, Господи, Твое спасение по слову Твоему,
42 чтобы я смог ответить оскорбляющему меня, ведь я уповаю на слово Твое.
43 Не дай устам моим лишиться слова истины, ведь я надеюсь на суды Твои.
44 Буду всегда, во веки и веки, соблюдать Закон Твой.
45 Буду ходить свободно, потому что Твоим наставлениям следую.
46 О Твоих заповедях буду говорить перед царями и не постыжусь.
47 Я буду радоваться Твоим повелениям, которые полюбил.
48 Вознесу руки к Твоим повелениям, которые я полюбил, и буду размышлять о Твоих установлениях.
49 Вспомни слово Твое к слуге Твоему, на которое Ты повелел мне надеяться.
50 Это — утешение в моем бедствии, что Твое слово оживляет меня.
51 Высокомерные издеваются надо мною чрезвычайно, но я не уклоняюсь от Закона Твоего.
52 Вспоминаю я Твои древние суды, Господи, и утешаюсь.
53 Ужас охватил меня из-за нечестивых, которые оставили Твой Закон.
54 Твои установления были моими песнями во время всех моих странствований.
55 Вспоминаю я ночью имя Твое, Господи, и храню Закон Твой.
56 Он стал моим, потому что Твои наставления я храню.
57 Господь, Ты — мой удел; я сказал, что буду соблюдать Твои слова.
58 Молю Тебя от всего сердца: помилуй меня по Твоему слову.
59 Я размышлял о своих путях и обращал свои стопы к Твоим заповедям,
60 спешил и не медлил соблюдать Твои повеления.
61 Сети нечестивых опутали меня, но я не забывал Закона Твоего.
62 В полночь встаю благодарить Тебя за Твои праведные суды.
63 Я — друг всем боящимся Тебя и хранящим Твои наставления.
64 Господи, земля полна Твоей милости, научи меня Твоим установлениям.
65 Ты сделал много добра Своему слуге по слову Твоему, Господи.
66 Научи меня рассудительности и пониманию, потому что я верю Твоим повелениям.
67 До того, как Ты наказал меня, я заблуждался, но теперь я храню слово Твое.
68 Ты благ и творишь благо, научи меня Твоим установлениям.
69 Высокомерные плетут ложь обо мне, но я всем сердцем буду хранить Твои наставления.
70 Их сердце стало жестоким и нечувствительным, я же наслаждаюсь Твоим Законом.
71 Благо мне, что я пострадал, чтобы научиться Твоим установлениям.
72 Закон из Твоих уст лучше для меня, чем тысячи слитков золота и серебра.
73 Твои руки сотворили и устроили меня; вразуми меня, и я научусь Твоим повелениям.
74 Боящиеся Тебя обрадуются, увидев меня, потому что я на Твое слово полагаюсь.
75 Я знаю, Господи, что Твои суды праведны, и Ты наказал меня по справедливости.
76 Да будет утешением мне Твоя милость, по Твоему слову к слуге Твоему.
77 Да придет ко мне Твое милосердие, и я буду жить, потому что Закон Твой — моя радость.
78 Пусть постыдятся высокомерные за то, что безвинно угнетают меня, но я размышляю о Твоих наставлениях.
79 Пусть повернутся ко мне все боящиеся Тебя и познавшие Твои заповеди.
80 Пусть будет мое сердце беспорочно в Твоих установлениях, чтобы не постыдиться мне.
81 Тает душа моя, желая спасения Твоего, но я на слово Твое надеюсь.
82 Устают глаза мои, ожидая исполнения слова Твоего; я говорю: «Когда утешишь меня?»
83 Я стал, как бурдюк в дыму, но не забываю Твоих установлений.
84 Сколько дней отпущено Твоему слуге? Когда же вынесешь приговор преследующим меня?
85 Высокомерные вырыли мне яму, вопреки Твоему Закону.
86 Все Твои повеления верны. Меня несправедливо преследуют, помоги мне.
87 Они едва не погубили меня на земле, но я не уклонился от Твоих наставлений.
88 По Своей милости оживи меня, и я буду хранить предписание Твоих уст.
89 Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах.
90 Твоя верность из поколения в поколение, Ты утвердил землю, и она стоит.
91 По Твоим судам всё стоит до сегодняшнего дня, потому что всё служит Тебе.
92 Я бы погиб в своем несчастье, если бы Твой Закон не был моей радостью.
93 Никогда не забуду Твои наставления, потому что ими Ты оживляешь меня.
94 Я — Твой, спаси меня, ведь я жажду Твоих наставлений.
95 Нечестивые ищут меня погубить, но я думаю о Твоих заповедях.
96 Я видел предел всякого совершенства, но Твое повеление безмерно обширно.
97 О, как я люблю Твой Закон! Размышляю о нём весь день.
98 Своими повелениями Ты сделал меня мудрее моих врагов, потому что они всегда предо мной.
99 Я превзошел разумом всех своих учителей, потому что размышляю о Твоих предписаниях.
100 Я понимаю больше, чем старцы, потому что храню Твои наставления.
101 Удерживаю свои ноги от всякого злого пути, чтобы хранить Твое слово.
102 Не уклоняюсь от Твоих судов, потому что Ты учишь меня.
103 Как сладки моему небу Твои слова! Слаще меда они моим устам.
104 Твои наставления дают мне разумение, поэтому ненавижу все ложные пути.
105 Твое слово — светильник для ног моих и свет, что освещает путь мой.
106 Я клялся хранить Твои праведные суды и исполню это.
107 Я сильно страдаю, оживи меня, Господи, по слову Твоему.
108 Прими же, Господи, добровольную жертву моих уст и научи меня Своим судам.
109 Моя жизнь постоянно в моих руках, но я не забываю Твой Закон.
110 Нечестивые расставили для меня сеть, но я не уклоняюсь от Твоих наставлений.
111 Твои предписания — мое вечное наследие; они — радость моего сердца.
112 Я решил исполнять Твои установления вовеки, до конца.
113 Ненавижу двоедушных людей, а Закон Твой люблю.
114 Ты — мой покров и щит; я надеюсь на Твое слово.
115 Отойдите от меня, беззаконники, чтобы я мог хранить повеления своего Бога.
116 Укрепи меня по слову Твоему, чтобы я жил; не дай мне постыдиться в надежде моей.
117 Поддержи меня, и я спасусь и буду всегда вникать в Твои установления.
118 Всех, кто отступает от Твоих установлений, Ты отвергаешь, потому что их ухищрения — ложь.
119 Всех нечестивых земли Ты отметаешь, как отбросы, поэтому я возлюбил Твои заповеди.
120 Моя плоть трепещет от страха пред Тобой, я боюсь Твоих судов.
121 Я делал то, что справедливо и правильно, — не оставляй меня моим угнетателям.
122 Поручись за Своего слугу ко благу его; не позволь высокомерным угнетать меня.
123 Устают глаза мои, ожидая Твоего спасения и исполнения Твоего праведного обещания.
124 Поступи с рабом Твоим по милости Твоей и научи меня Твоим установлениям.
125 Я — Твой слуга, вразуми меня, чтобы я познал Твои заповеди.
126 Время действовать Тебе, Господи, потому что Твой Закон нарушили.
127 Твои повеления люблю больше золота, даже чистого золота.
128 Все Твои наставления — все признаю справедливыми, а всякий путь лжи ненавижу.
129 Твои предписания удивительны, поэтому моя душа хранит их.
130 Откровение Твоих слов просвещает и вразумляет простых.
131 Открываю уста мои и вздыхаю, я жажду Твоих повелений.
132 Взгляни на меня и помилуй, как ты всегда поступаешь с любящими Твое имя.
133 Утверди мои стопы Твоим словом и не позволь никакому беззаконию овладеть мной.
134 Избавь меня от угнетателей, чтобы я мог хранить Твои наставления.
135 Озари Своего слугу светом Твоего лица и научи меня Своим установлениям.
136 Ручьем бегут слезы из моих глаз, потому что люди не хранят Твой Закон.
137 Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои.
138 Заповеди, которые Ты дал, праведны и совершенно истинны.
139 Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли Твои слова.
140 Слово Твое очень чисто, поэтому Твой слуга любит его.
141 Я мал и презрен, но не забываю Твоих наставлений.
142 Праведность Твоя — праведность вечная, Твой Закон — истина.
143 Скорбь и горесть постигли меня, но Твои повеления — отрада моя.
144 Твои предписания всегда праведны; дай мне понимание, чтобы я мог жить.
145 Я взываю всем сердцем — услышь меня, Господи, и я буду держаться Твоих установлений.
146 Взываю к Тебе — спаси меня, и буду хранить Твои заповеди.
147 Я взываю перед утренней зарей, на Твое слово надеюсь.
148 Глаза мои предваряют утреннюю стражу, чтобы размышлять над Твоим словом.
149 Услышь мой голос по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня.
150 Приблизились ко мне замышляющие зло, но далеки они от Твоего Закона.
151 Ты же, Господи, близок, и все Твои повеления — истина.
152 Издавна я знал о Твоих заповедях, что Ты основал их навеки.
153 Взгляни на мое бедствие и избавь меня, потому что я не забываю Закона Твоего.
154 Веди мою тяжбу и избавь меня, оживи меня[260] по слову Твоему.
155 Далеко спасение от нечестивых, потому что они не ищут Твоих установлений.
156 Велико милосердие Твое, Господи; по суду Твоему оживи меня.
157 Много у меня гонителей и врагов, но не уклоняюсь я от Твоих предписаний.
158 Я с презрением смотрю на отступников, потому что они не хранят слова Твоего.
159 Взгляни, как я люблю Твои наставления, и по милости Твоей оживи меня, Господи.
160 Суть Твоего слова — истина, и вечен всякий праведный Твой суд.
161 Правители безвинно меня преследуют, но мое сердце трепещет пред словом Твоим.
162 Я радуюсь Твоему слову, как нашедший великую добычу.
163 Ненавижу ложь и гнушаюсь ею, Закон же Твой люблю.
164 Семь раз в день прославляю Тебя за Твои праведные суды.
165 Велик мир у любящих Твой Закон, и нет им преткновения.
166 Господи, надеюсь на Твое спасение и исполняю Твои повеления.
167 Душа моя хранит Твои заповеди, и я их очень люблю.
168 Храню Твои наставления и заповеди, потому что все мои пути пред Тобою.
169 Да приблизится мой вопль к Тебе, Господи, дай мне понимание по слову Твоему.
170 Да придет мое моление пред лицо Твое, избавь меня по слову Твоему.
171 Мои уста произнесут хвалу, когда Ты научишь меня Своим установлениям.
172 Язык мой будет петь о слове Твоем, потому что все Твои повеления праведны.
173 Да поможет мне рука Твоя, потому что я избрал наставления Твои.
174 Я жажду спасения Твоего, Господи, и Твой Закон — отрада моя.
175 Да живет душа моя и славит Тебя, и да помогут мне Твои суды.
176 Я заблудился, как потерянная овца. Взыщи Своего слугу, потому что я не забыл Твоих повелений.

Толковая Библия Лопухина

В еврейской Библии этот псалом не имеет надписания, в греческой же и Вульгате он, как и все псалмы, начиная с 110, надписывается — «аллилуия». Псалом — алфавитный, причем каждой буквой еврейской азбуки начинается не один стих, как в тех псалмах, которые уже встречались у нас, а строфа в 8 стихов, а потому всех стихов в псалме 176, строф же 22, по числу знаков еврейской азбуки. Псалом можно считать написанным во время Ездры и Неемии, так как указания псалма на нестроения жизни, вроде враждебных отношений к иудеям правительства (Пс 118:23, 46), появление среди самих иудеев отступников (Пс 118:21, 53, 150), равно также многочисленные указания, что праведник боролся и находил защиту и подкрепление только в вере в Господа и следовании Его закону (ст. Пс 118:1−8, 14, 20, 24 и др.) совпадают с положением евреев в эпоху деятельности Ездры и Неемии, когда персидские цари мешали евреям по проискам самарян устроению их гражданской, политической и религиозной жизни, когда евреи за свою верность закону подвергались прямым даже преследованиям, напр., при Артаксерксе 3, его военачальник Вагоз обложил жертвоприношения податью; известный Артаксеркс Лонгиман издал даже повеление по проискам царедворца об истреблении иудеев (Есф 3:8−14). В это время у евреев было много отступников от веры отцов.

Содержание псалма посвящено уяснению высоты содержания закона Божия и выяснению его благодетельного значения для человека. Несмотря на обширность псалма и кажущуюся повторяемость многих мыслей, он, однако, по выражению преосв. Феофана (см. толкование на этот псалом, введение к нему), полон разнообразия или в уяснении свойств закона, или разных его оттенков, так что для углубляющегося в его чтение представляет неистощимый материал для назидания. Указанный труд преосв. автора ознакомит желающего с деталями, оттенками содержания псалма, в его правовоспитательном понимании, мы же здесь остановимся лишь на тех местах, которые за некоторой темнотою нуждаются в выяснении прямого, буквального смысла.

Пс 118:1. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

Пс 118:2. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

Пс 118:3. Они не делают беззакония, ходят путями Его.

Пс 118:4. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

Пс 118:5. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

Пс 118:6. Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

Пс 118:7. я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей.

Пс 118:8. Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем.

Закон Божий здесь именуется разными названиями, при единстве своего внутреннего содержания выясняющими разнообразное его проявление, выражение и значение. «Закон» — общее указание, основное родовое понятие, указывающее на те непреложные нормы, которым подчиняется в своем строении и деятельности как природа физическая, так и духовная жизнь человека. «Откровения» — особые повеления, сообщенные Богом человеку для его духовного возрастания. Они «откровенны», т. е. не человеком выработаны, почему могут не иметь обязательной силы и быть ошибочными, но безгрешны и святы, так как открыты, сообщены Самим Господом, а потому и общеобязательны. Этот закон есть «путь», указывает направление деятельности человека для достижения определенной ему цели его существования на земле. «Повеления» -частные предписания, дающие указания направлению деятельности в разных видах жизни — семейной, общественной, религиозной и др. «Уставы», т. е. предписания, которые устанавливают известные отношения человека к Богу, принимаемые первым обязательства, нарушение которых влечет за собой кару, в виде разных бедствий и нестроений жизни, за это нарушение. «Заповеди», т. е. пределы, указывающие границы того, что дозволено и полезно, в каковых границах и должна быть заключена воля человека и его деятельность. С греч. и лат. под «заповедями» разумеются «оправдания», т. е. повеления Господа, при сохранении и следовании им делающие человека святым и правым пред Богом. «Суд ..» — в смысле беспристрастия и непогрешимости его решений: в законе нет ничего, потворствующего страстям человека или двусмысленного, там одна правда. Писатель псалма восхваляет и считает блаженным того, кто не отступал от этого закона и неуклонно следовал ему, и молит Бога дать и ему силы для такого же исполнения этих повелений, так как только в последнем — условие душевного спокойствия и нравственного удовлетворения.

Пс 118:9. Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.

По сопоставлению с 8 ст. под юношей здесь нужна разуметь писателя псалма, на что указывает и 100 ст. Этим указанием можно отчасти объяснить самую обширность псалма, в которой (обширности) нельзя не видеть пытливого старания писателя понять и уяснить себе все содержание закона и его великое значение для человека, уяснить его даже в частностях; это первая проба сознательной мысли и стремления определить и наметить себе путь жизни. Вместе с тем в псалме мы увидим много указаний, где его писатель проникнут жаждой подвига и горячим, порывистым негодованием на всех, не следующих закону. Последняя черта, черта горячего желания подвигов и намерения неуклонно и прямолинейно следовать тому, что признается высоким, особенность и свойство преимущественно молодого возраста. Если писатель псалма был юношей, то тем самым устраняются те многочисленные предположения, которые приписывают происхождение его Давиду, написавшему псалом своему сыну Соломону для его обучения: Давид, когда у него родился Соломон, не был юношей, но зрелым и многоопытным мужем. «Словом» называется здесь тот же закон Божий, как сообщенный человеку от Господа через Моисея и пророков путем слова, речи. Следованием этому слову юноша сохранит свою чистоту, так как в этом законе предлагаются наставления, возвышающие человека, облагораживающие его душу и святые.

Пс 118:11. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.

«Сокрыть... в сердце»: — полюбить, глубоко усвоить, так, чтобы внешнее поведение являлось выражением внутреннего настроения. В таком же согласии внутренней жизни и ее внешнего выражения — полнота личной жизни и определенности ее направления.

Пс 118:13. Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.

Как результат глубокого проникновения закона в сердце писателя является то, что он постоянно говорит об этом законе, проповедует его, так как другого, более для него высшего и ценного предмета нет.

Пс 118:14. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

«На пути откровений Твоих я радуюсь», я радуюсь, когда следую Твоим заповедям, потому что здесь нахожу удовлетворение своим влечениям. Это следование заповедям не означает теоретического только изучения закона, а многообразное проявление его в деятельности, которая во всех своих видах и направлениях была осуществлением и фактической, практической проповедью уставов Господа.

Пс 118:18. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

«Увидеть чудеса закона Божьего» — понять все высокое содержание его, оценить ту преобразующую его силу, которая из грешного человека делает праведника, из слабого волей — великого подвижника, из ничтожного — героя. Таких свидетельств чудесного преобразования человека под действием закона история указывает целые тысячи: все пророки были мучениками за закон и непоколебимыми его проповедниками, в истории же христианской церкви таких фактов великого подвижничества и мученичества невозможно и пересчитать. Понять и узнать такую силу и действие закона Божия на человека можно тогда, когда «открыты очи», когда не отворачиваются от него с предвзятым убеждением, а внимательно, сосредоточенно, «с открытыми очами», изучают его.

Пс 118:19. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих.

Жизнь на земле есть «странствование», путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовлением к загробной и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т. е. загробного успокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии.

Пс 118:21. Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.

Пс 118:22. Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои.

Пс 118:23. Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих.

В этих стихах — указание того положения еврейского народа во времена Ездры и Неемии, когда они встречали противодействие как со стороны отступников от веры отцов из евреев, так и со стороны самарян. Последние называются уклонившимися от заповедей Бога потому, что самаряне признавали только Пятикнижие Моисея, а остальные священные книги евреев отвергали, вследствие чего уклонялись и от соблюдения сообщенного в этих книгах откровения. Самаряне интриговали против евреев пред персидскими правителями, и князья персов, доверяя их доносам, издавали указы, стесняющие деятельность евреев, вроде, напр., запрещения постройки храма и Иерусалима. Такие запрещения являлись незаслуженным поношением и посрамлением евреев, заботившихся только при этих постройках об удовлетворении своих религиозных нужд, а не о политическом отложении, как ложно доносили на них их враги.

Пс 118:25. Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему.

«Душа моя повержена в прах» — я измучен, истерзан до того, что близок к смерти, обращен в пыль, в ничто — указание на то, что современные писателю настроения действовали на него удручающе, он близок был к отчаянно. — «Оживи меня по слову Твоему» — помоги Своим всемогущим содействием.

Пс 118:29. Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне.

«Удали от меня путь лжи» — сохрани меня от ложных и дурных поступков. Может быть писатель в целях ослабить интриги самарян временно останавливался на мысли, воздействовать на персидский двор непрямыми средствам, но потом, сознавая, что такой способ, являясь нечистым, может повлечь за собою целый ряд подобных же, развить в человеке безразличие к нравственной стороне поступков, сделав мерилом достоинства последних лишь внешнюю их выгодность, испугался своей мысли и с молитвой покаяния обратился к Господу, чтобы он утвердил Его в следовании лишь правде, Его закону (см. 30 ст.).

Пс 118:33. Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.

Пс 118:34. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем.

Пс 118:35. Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее.

Пс 118:36. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.

Пс 118:37. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем.

Пс 118:38. Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою.

Сознание писателем высоты закона, его святости и своей слабости и неопытности, вызывает в нем, при его решении неуклонно следовать указаниям закона, молитву к Господу о том, чтобы Он не оставлял его Своим постоянным вразумлением и руководством в самых разнообразных обстоятельствах и положениях жизни.

Пс 118:39. Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи.

«Поношение» — разумеется со стороны Бога за грех человека, т. е. за отступление от Его заповедей. Это поношение выражается в лишении человека величайшего блага — близости к Господу. Такое «поношение» для благочестивого человека есть величайшее бедствие, самое тяжелое наказание, которого он страшится и от которого, в случае нарушения Божественных заповедей, он молит благость Господа помиловать его.

Пс 118:42. и я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое.

Обыкновенная, обыденная мера, прилагаемая к оценке достоинства разных направлений жизни есть, большею частью, узкоматериалистическая: достоинство измеряется степенью выгоды и количеством практических удобств. В таком положении находился писатель псалма с своей глубокой верой в плодотворность закона Божия для хранящих его. Вера его была глубока, но внешнее положение было бедственно. Это вызывало насмешки над ним со стороны как врагов еврейского народа, язычников, так и его единоплеменников, неустойчивых в своей вере и отступников от нее. Так как поношение упований праведника переходило в поношение самого Господа, бессильного, будто бы, наградить и избавить от бедствий Своих чтителей, то писатель молит Его (см. 40 и 41 ст.) о ниспослании милостей для верующих в Него, чтобы тем самым дать фактическое опровержение лжи поносителей.

Пс 118:43. Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои

«Не отнимай совсем от уст моих слова истины». «Совсем» значит навсегда, постоянно, точнее бы с евр. «никогда», т. е. дай мне никогда не отступать от Твоих повелений.

Пс 118:46. буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;

«Говорить об откровениях Твоих пред царями» — разъяснять истинный смысл того, что созидалось евреями по возвращении из плена, не опасаясь никаких ложных истолкований и недоверия со стороны правителей (см. 29 ст.).

Пс 118:51. Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего.

Ст. сл. 42.

Пс 118:53. Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой.

Под нечестивыми, «оставляющими закон Божий», разумеются не язычники, которые этого закона не держались, но евреи, отступившие от него.

Пс 118:55. Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.

«Ночь...» — время бедствий. В тяжелые минуты жизни писатель утешался только силой своей веры в Закон Божий и изложенные там обетования для всех чтителей Иеговы.

Пс 118:61. Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего.

«Сети нечестивых», вероятно, происки самарян.

Пс 118:67. Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.

Бедствия, пережитые евреями во время плена, показали им, что сила и могущество их народа заключается не в устроении жизни по своему усмотрению, а по указанию Господа. Хотя о последнем постоянно слышалась проповедь пророков, предвещавшая тяжелые бедствия за отступление от Бога, но народ не верил и «заблуждался» до момента наступления предвозвещенной пророками кары, в виде вавилонского плена. Теперь, за время плена, еврей научился, сознал, что его благополучие зависит от хранения «слова Божия». Писатель псалма здесь является выразителем общего настроения благочестивых израильтян.

Пс 118:69. Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои.

Пс 118:70. Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь.

Под «гордыми» можно разуметь или вообще языческих князей, пренебрежительно относившихся к евреям, или тех из евреев, которые обращали все свои усилия только на свое материальное обеспечение, не заботясь об общенародных нуждах и своей нравственной чистоте. Для всех них еврей, преданный своему народу и благочестивый, был помехой, которую им хотелось устранить.

Пс 118:81. Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое.

Пс 118:82. Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?

Пс 118:83. Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл.

Изображение тяжести переживаемых писателем нестроений жизни. — «Мех в дыму», точнее, мех на морозе, который от того твердеет, ломается и делается от него дым. «Мороз» здесь образ бедствий евреев, изнуривших последних.

Пс 118:94. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих.

«Твой я» — только Тебе одному предан и только от Тебя жду помощи и защиты.

Пс 118:96. Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна.

«Я видел предел всякого совершенства». Все дела и начинания человека, ограничивающие их содержание и ценность пределами земной жизни могут быть совершенны и закончены, «заповедь же Господа безмерно обширна», она не может быть, закончена человеком, никто не может сказать, что он достиг совершенства в законе, ибо заповеди последнего такой высоты, что мерилом, пределом их может быть только полное богоуподобление человека, т. е. бесконечное его развитие не на земле только, но и за гробом.

Пс 118:98. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

Пс 118:99. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

Пс 118:100. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

Руководство заповедью Господа делает юношу разумнее учителей, сведущее старцев и мудрее врагов. Здесь указание, что псалом написан после устранения некоторых препятствий, какие встречались евреям во времена Ездры. Оставаясь преданными закону Бога, веруя в его помощь, истинные и благочестивые ревнители о благе народа не прекращали заботы о благоустроении его жизни и эти заботы часто увенчивались успехом, хотя встречали прямое противодействие со стороны врагов самарян и неодобрение со стороны учителей-старцев (Агг 1:1−15), которые подрывали энергию строителей второго храма и в некоторых нестроениях жизни видели знаки отвержения своего народа Богом, почему предвещали неудачу всем их предприятиям.

Пс 118:109. Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю.

«Душа моя непрестанно в руке моей», — т. е. открыта всякому, доступна действию врага, или — в постоянной опасности. Вероятно, под рукой разумеется здесь открытая и прямая деятельность писателя псалма для восстановления народного благополучия и эта-то деятельность была неприятна врагам еврейского народа, которые старались в ней найти основание для осуждения писателя, может быть, путем клеветы пред персидским правительством. Но писатель не смущался враждебным к нему отношением, а непреклонно шел к исполнению и восстановлению законного служения среди своего народа.

Пс 118:116. Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей;

Пс 118:117. поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно.

Хотя вера писателя в слово Божие была глубока, но тяжелые условия, среди которых ему приходилось действовать, ставили ему такие непреодолимые препятствия, что он прибегал к помощи Божией и взывал к Его непосредственному содействию. Показателем силы его веры здесь служит та черта, что и в минуты некоторого упадка духа он ищет поддержки не от людей, а от Господа.

Пс 118:120. Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь.

«Трепещет от страха Твоего плоть моя», писатель находится в трепете, в боязливом ожидании того, каково будет определение Господа относительно успеха его деятельности, он опасается, что по суду Божественной правды еврейский народ может оказаться недостойным Его милости, а вместе с тем и восстановления благополучия. Это опасение и заставляет его трепетать.

Пс 118:121. Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим.

Пс 118:122. Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые.

Деятельность во имя народного блага создала автору много врагов, которые не только презрительно относятся к нему, но и «гонят», преследуют его разными способами, которые сильно вредят успеху его благих начинаний. О прекращении этих нападок он молит Господа.

Пс 118:126. Время Господу действовать: закон Твой разорили.

Над нечестивыми отступниками от закона писатель молит Господа произнести свой суд. Их безнаказанность и благополучие вредны тем, что в колеблющихся душах вселяют недоверие к деятельности в духе указаний закона к тому, что именно только последняя увенчается успехом и вызовет благоволение со стороны Бога. Пример благополучия нечестивых как будто говорит иное. Чтобы укрепить колеблющихся, обличить отступников и ободрить благочестивых, писатель молит Бога произнести Свой суд.

Пс 118:134. избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои;

Избавление от «угнетения человеческого» является условием всецелого и постоянного служения Господу и исполнения Его закона. Внешние бедствия не имеют силы подорвать веру человека в Бога, но могут препятствовать такому распорядку времени и своего поведения, которое бы являлось и направлялось всегда к служению Господу, отвлекая силы и внимание к устранению их.

Пс 118:136. Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего.

Так как писатель везде проповедует о необыкновенно возвышающем действии закона на душу человека, равно так же и о том, что следование уставам Господа является верным источником и внешнего благополучия человека на земле, то на него должно было действовать удручающе всякое нарушение повелений Божиих, которое он где-либо видел: он с горьким сожалением оплакивает таких заблуждающихся людей.

Пс 118:141. Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю.

Писатель псалма не был видным по положению среди еврейского народа («мал я и презрен»), но он был одним из тех верных евреев, которые искренно любили свой народ, были преданы служению Господу и горячо стремились к восстановлению истинного богопочтения и благочестивой жизни. Может быть, что писатель псалма был одним из благочестивых левитов.

Пс 118:147. Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю.

«Предваряю рассвет и взываю», т. е. с раннего утра «до наступления» появления рассвета, я молюсь и взываю к Тебе о защите и помощи.

Пс 118:164. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей.

«Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей». — Семикратно — в смысле часто. — «Суды правды» — проявления Божественного гнева на врагах благочестивого писателя и всех верных евреев. Можно видеть здесь указание на то, что действия врагов еврейского народа не всегда были успешны: интриги их удавалось обличить, наступало улучшение и эти моменты жизни наполняют писателя благодарно-восторженным чувством.

Пс 118:171. Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.

Вместо «когда» точнее можно бы перевести «так как». Смысл тот: так как только от Тебя, Господи, происходит, научение закону, то я и полон хвалы к Тебе.

Пс 118:176. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

«Заблудившаяся... овца» — затерянный, угнетенный писатель, как и всякий истинный в данное время чтитель Иеговы, что указывает на общее тяжелое тогдашнее положение еврейского народа.

Содержание псалма представляет мало указаний на внешнее положение писателя, более же всего говорит о том, какие чувства и мысли вызываются в нем при чтении закона. В нем одном он находит отраду и успокоение, почерпает веру в торжество правды и энергию для своей деятельности. Таков содержание псалма ясно свидетельствует о том, что враждебные действия ненавистников евреев ставили последним препятствия, которые останавливали и тормозили их начинания. Но тяжесть такого положения не без просвета: писатель находил возможность радоваться и благодарить Господа за проявление Его судов (ст. 164), т. е. бывали моменты, когда деятельность врагов его была бесплодной. Общий угнетенный тон содержания псалма с проблесками света и радости в писателе подтверждает высказанное в начале псалма предположение о времени его происхождения в эпоху Ездры, когда против евреев велась интрига при дворе, вызвавшая запрещение евреям постройки храма и другие преследования и когда руководителям еврейского народа усиленно приходилось разоблачать ложь и клеветы врагов и частично вызывать проблески благоволения персидского правительства.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [258] — Букв.: свидетельства; везде в этом псалме.
27 [259] — Или: говорить. Так же в ст. 48.
154 [260] — Или: сохрани мою жизнь. Так же в ст. 156.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.