От Луки 16 глава

Евангелие от Луки
Аверинцев: отдельные книги → Открытый перевод

 
 

А ученикам Своим Он сказал: «Был некий богач, который имел управляющего; и ему донесли, что тот проматывает его имение.
 
Иисус сказал ученикам: — У одного богача служил управляющий, которого обвинили в растрате.

"И он его вызвал и сказал: "Что это я слышу про тебя? Дай отчет в управлении, потому что оставаться управляющим ты больше не можешь".
 
Хозяин вызвал его и спросил: «Что это за слухи дошли до меня? Представь-ка отчет о своей работе; от должности я тебя отстраняю».

"А управитель сказал себе: "Что мне делать? Мой хозяин отнимает у меня место. Работать лопатой не могу, просить подаяние стыжусь"
 
И задумался управляющий: «Что же мне делать? От работы хозяин меня отстранил. Копать землю я не могу. Просить подаяния не позволяет стыд.

"Знаю, что сделать, чтобы когда лишусь места, меня бы приютили".
 
Впрочем, я знаю, как сделать, чтобы после увольнения люди с радостью меня принимали!»

"И вызвав для разговора наедине одного за другим должников хозяина своего, говорит он первому: "Сколько ты должен моему хозяину?"
 
Приглашая по одному должников хозяина, он спросил первого: «Что ты должен хозяину?»

"Тот сказал: "Сто бочек масла". И он сказал тому: "Бери твою расписку, садись и скорее пиши — пятьдесят!"
 
Тот ответил: «Сто мер оливкового масла». Он сказал: «Бери свою расписку, живо садись и пиши: пятьдесят».

"Потом он сказал другому: "А ты сколько должен?" Тот сказал: "Сто мешков жита". Он говорит тому: "Бери твою расписку и пиши — восемьдесят!"
 
Затем спросил второго: «А ты сколько должен?» Тот ответил: «Сто мешков пшеницы». Он сказал: «Бери расписку и переделай на восемьдесят».

И похвалил хозяин нечестного управителя за то, что тот умно поступил; ибо сыны века сего в делах с подобными себе умнее, чем сыны света.
 
И хозяин похвалил нечестного управляющего за находчивость, ибо сыны века сего в отношениях с себе подобными мудрее, чем сыны света.

И вот, Я говорю вам: спешите приобретать себе друзей на счет лукавой маммоны, чтобы после, когда она от вас уйдет, они бы приняли вас в жилища вечные.
 
Вот и Я говорю вам: используйте неправедное богатство, чтобы приобрести друзей, и потом, когда богатство иссякнет, вам с радостью предоставят вечный кров.

Кто достоин доверия в самом малом — достоин веры и во многом, а кто лукав в самом малом — лукав и во многом.
 
Кто верен в малом, тот и в большом верен, а кто в малом нечестен, тот нечестен и в большом.

Итак, если вы в делах лукавой маммоны [1] не показали себя достойными доверия, кто доверит вам благо истинное?
 
Если неправедным богатством вы не сумели распорядиться, то истинное — кто вам доверит?

И если вы не показали верности в обращении с чужим, кто даст вам ваше собственное?
 
Если чужим богатством вы не сумели распорядиться, то ваше — кто вам даст?

Никакой слуга не может служить двум господам: или первого возненавидит, а другого возлюбит, или первого предпочтет, а другим пренебрежет. Вы не можете служить Богу и маммоне».
 
Раб не может служить двум хозяевам сразу. Он или возненавидит одного и полюбит другого, или привяжется к одному, но охладеет к другому. Невозможно служить и богатству, и Богу.

Услышали все это фарисеи, которые были привержены к деньгам, и стали Его высмеивать; и
 
Слушая это, фарисеи, будучи алчными, стали потешаться над Иисусом.

Он сказал им: «Вы хотите выставить себя праведными перед людьми, но Бог знает ваши сердца; а то, что превозносится у людей, перед Богом мерзость.
 
И Он сказал им: — Перед людьми вы себя выдаете за праведников, но Бог знает ваши сердца. Что у людей в почете, то омерзительно Богу.

Закон и Пророки — до Иоанна; с тех пор возвещается Царство Божие, и всякий прилагает усилие войти в него.
 
Закон и пророки были до Иоанна. А с тех пор возвещается Царство Божье, и все стараются в него войти.

Однако легче прейти небу и земле, чем потерять силу хоть одной черте Закона.
 
Но скорее небо и земля исчезнут, чем из Закона выпадет хоть одна черта.

Каждый, кто разводится с женой своей, совершает прелюбодеяние, и каждый, кто женится на разведенной, совершает прелюбодеяние.
 
Кто разводится и женится снова, тот прелюбодействует, и кто женится на разведенной, тоже прелюбодействует.

Один человек был богат, и одевался в пурпурные наряды и тончайший лен, и каждый день у него проходил в изысканной роскоши
 
Жил один богач, одевавшийся в пурпур и виссон и все дни проводивший в пирах и веселье.

А один нищий, по имени Лазарь, весь в язвах, лежал у его ворот,
 
А у ворот его дома лежал, весь в язвах, бедняк по имени Лазарь,

желая прокормиться тем, что падало у богача со стола; и сбежавшиеся псы лизали его язвы.
 
мечтавший об объедках с его стола. Но только собаки подходили зализывать его раны.

И вот нищий умер, и отнесли его ангелы к Аврааму на грудь. Умер и богач, и был погребен;
 
Пришло, наконец, время бедняку умереть, и ангелы перенесли его к Аврааму на лоно. Богач тоже умер и был погребен.

и в аду, терпя мучения, поднял он свои глаза и видит вдалеке Авраама и Лазаря на груди его.
 
Находясь в преисподней и подвергаясь мучениям, он поднял глаза вверх, увидел вдали Авраама и Лазаря на его лоне

"И закричал он: "Отец Авраам, сжалься надо мной и пошли ко мне Лазаря, пусть он окунет кончик пальца в воду и прохладит мне язык, а то мне мочи нет терпеть это пламя!"
 
и закричал: «Сжалься надо мной, отец Авраам! Пошли Лазаря, чтобы он смочил в воде кончик пальца и охладил мне язык, иначе не выдержу этого пламени!»

"Но Авраам сказал: "Сын, вспомни, как ты в жизни своей получил свою долю благ, а Лазарь соответственно свою долю зол; а теперь он здесь утешается, а ты мучишься."
 
Но Авраам ответил: «Вспомни, чадо мое, что при жизни ты уже получил свою долю благ, Лазарь же — свою долю несчастий, а теперь он наслаждается, зато ты страдаешь.

"К тому же между нами и вами установлена великая бездна, чтобы отсюда к вам при всем желании нельзя было перейти, как и оттуда — к нам".
 
К тому же нас разделяет бездонная пропасть, чтобы отсюда никто не мог перейти к вам и чтобы к нам от вас никто не перебрался».

"И сказал богач: "Тогда я прошу тебя, отец, пошли его в мой отеческий дом,"
 
Тот сказал: «Тогда, отец, сделай милость, пошли Лазаря к моей семье.

"а то у меня пять братьев; так пусть он принесет им свое свидетельство, чтобы хоть они не попали в это место истязания!"
 
У меня пятеро братьев. Пусть он предостережет их, чтобы и они не попали в это место мучений».

"И говорит Авраам: "Есть у них Моисей и пророки".
 
Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки. Так пусть слушают их».

"Но богач сказал: "Нет, отец Авраам; вот если бы кто из мертвых пришел к ним, тогда они покаются".
 
Тот сказал: «Нет, отец Авраам! Вот если кто-то из мертвых придет к ним, они раскаются».

"А тот говорит ему: "Если они Моисея и пророков не слушают, то даже если кто из мертвых восстанет, это не убедит их"»."
 
Авраам ответил: «Уж если Моисей и пророки им не указ, их не переубедит даже воскресший из мертвых».

Примечания:

 
Аверинцев: отдельные книги

11  [1] — Богатству — в подлиннике арамеизм «маммоне».

Евангелист сохраняет арамейское слово, означающее богатство; этимологически оно связано с понятием надежности, верности, доверия (и поэтому, как мы сказали бы, обеспеченности). Но кто доверяет маммоне, отделяет себя самого от доверия Бога и участия людей.

 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.