От Луки 22 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
3 Вошёл же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
4 и он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
5 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдёт он,
11 и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?»
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
14 И, когда настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22 впрочем, Сын Человеческий идёт по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предаётся.
23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моём, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
34 Но Он сказал: говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня.
35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чём недостаток? Они отвечали: ни в чём.
36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтён». Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
39 И, выйдя, пошёл по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
41 И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.
43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
45 Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали,
46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
47 Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсёк ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Пётр же следовал издали.
55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними.
56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
57 Но он отрёкся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Пётр сказал этому человеку: нет!
59 Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
60 Но Пётр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда ещё говорил он, запел петух.
61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Пётр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «прежде нежели пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды».
62 И, выйдя вон, горько заплакал.
63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;
64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?
65 И много иных хулений произносили против Него.
66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион,
67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;
68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;
69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.
70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.
71 Они же сказали: какое ещё нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

Толкование Далласской семинарии

1. ИУДА ВЫРАЗИЛ ГОТОВНОСТЬ ПРЕДАТЬ ХРИСТА (22:1−6) (Мф 26:1−5, 14−16; Мк 14:1−2, 10−11: Ин 11:45−53)

Лк 22:1−6. Лука записал, что Христос был распят на Пасху — ежегодное празднество в память заклания агнцев в Египте, откуда Бог некогда вывел евреев, освободив их из рабства и наказав их угнетателей египтян (Исх 12:1−28). О связи праздника опресноков с Пасхою в комментарии на Лк 22:7 и Ин 19:14.

Хотя религиозные вожди боялись народа (Лк 19:47−48; 20:19), они все же решили погубить Иисуса. С инициативой предательства выступил Иуда. В него вошел сатана (сравните Ин 13:27) и соблазнил его деньгами, которые были Иуде обещаны за предательство. Но соучастие сатаны в убийстве Иисуса Христа предопределило его собственное поражение, ибо через смерть Сына Божиего одержана была победа над диаволом и смертью как таковой (Кол 2:15; Евр 2:14).

2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИИСУСА К СМЕРТИ (22:7−46)

В повествовании Луки приготовление Иисуса к смерти включает Его последнее служение ближайшим Его ученикам в часы пасхальной вечери (стихи 7−38) и Его последнюю уединенную молитву в Гефсиманском саду (стихи 39−46).

а. Пасхальная вечеря (22:7−38) (Мф 26:17−35; Мк 14:12−31; Ин 13:1−38)

Все синоптические Евангелия отмечают, что Иисус совершил со своими учениками пасхальную вечерю. Однако в Евангелии от Иоанна (Ин 19:14) говорится, что Иисус умер на кресте в пятницу перед Пасхою (при более точном переводе — «в пятницу пасхи»; другими словами, евангелистом подчеркивается, что заклание Божьего Агнца, Его «приготовление», подобно было приготовлению (закланию) пасхальных агнцев. — от ред.). Кажущаяся «неувязка» между Ин 19:14 и Лк 22:7 может быть объяснена двояко.

Праздник опресноков, длившийся семь дней и предшествовавший дню Пасхи, иногда тоже называли «пасхою» (Лк 2:41; Лк 22:1; Деян 12:3−4), либо всю эту неделю называли «пасхальною неделей».

В первом столетии нашей эры иудеи следовали при праздновании Пасхи двум календарным системам. Так что Иисус и Его ученики могли совершить пасху по одному календарю, тогда как большинство народа, в том числе и фарисеи, совершали ее по другому календарю, на день позже, и тогда своих пасхальных агнцев они закалали в тот самый день, когда Иисус умер на кресте (Ин 19:14).

1. Ученики готовят пасхальную трапезу (22:7−13).

Лк 22:7−13. Даже и в эти последние часы Своей земной жизни Иисус продолжал совершать чудеса. Так, Он сказал Петру и Иоанну, как и что произойдет на их пути, когда они пойдут, чтобы приготовить им пасху. Его предсказания, естественно, сбылись. Узнать «человека, несущего кувшин воды», было нетрудно, поскольку обычно воду носили женщины, а не мужчины.

Ученикам надо было сказать этому человеку, войдя за ним в дом: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? По всей вероятности, хозяин дома был одним из веровавших в Иисуса Христа, потому что он сразу же предоставил ученикам горницу в своем доме, подготовленную для праздничного ужина.

2. Поучение Иисуса на пасхальной вечере (22:14−38).

Лк 22:14−20. Иисус ясно дал понять близким Ему людям, что смерть Его ознаменуется вступлением в силу Нового Завета. Для этого необходимы были тело и кровь Его, что передано в символике хлеба и плода виноградного и «приобщения» к ним последователей Христа.

На пасхальной вечере Иисус в последний раз учил о Царстве Божием. Это был праздничный ужин, а празднество, пиршество — всегда символ у евангелиста Луки. Иисус и Его ученики, названные тут Апостолами (сравните 6:13; 9:10; 17:5; 24:10), возлежали во время этого поучения за столом.

Господь радовался общению с этими людьми, которые поверили Его благовестию о Царстве. Они последовали за Ним, они познали, что Он действительно Мессия. И ради того, чтобы стать Его учениками, они отказались от всего, с чем свыклись, что было им дорого. Ученичество, к которому призвал их Он, ломало и привычные для них представления.

Иисус объявил им, что это последняя пасха, которую Он вкушает с ними, — до той поры, пока не совершится (она) в Царствии Божием (22:16 сравните со стихом 18). (В англ. тексте Библии соответствующая строка в стихе 16 передана в следующем смысле: «пока все, что она (пасха) означает, не исполнится в Царстве Божием».) Многие вещи в Ветхом Завете, включая и Пасху, указывали на служение Иисуса Христа и предвозвещали Царство, которое Он установит. И когда это произойдет, осуществится смысл Пасхи, ибо ничто уже не будет препятствовать общению Бога с Его народом, который Он введет в свой вечный покой.

Хлеб и вино были атрибутами повседневной жизни — не только пасхальных церемоний. Но здесь, повторяем, они символизировали Его тело, которое приносилось в жертву за весь Израиль, и Его кровь. Он был жертвенным Агнцем, Которому предстояло взять на Себя грех Израиля и всего мира (Ин 1:29). Новый Завет, многократно упоминаемый в ветхозаветных Писаниях и совершенно недвусмысленно — в Иер 31:31−34, являлся необходимой предпосылкой Века Царства, и вот Иисус Христос — через принесение в жертву Себя — учредил этот Завет (Лк 22:20). Им открывался Израилю путь к возрождению и вселению Духа Святого в отдельных представителей народа. Причастниками тех же духовных благословений (возрождения свыше через вселение Святого Духа) являются и верующие Века Церкви (1Кор 11:25−26; 2Кор 3:6; Евр 8:6−7).

Лк 22:21−23. Иисус дал понять ученикам, что один из них, участвующих в этой пасхальной трапезе, предаст Его. Решение, принятое Богом относительно смерти Иисуса, и решение Иуды предать Его «совместились» (стих 22). Христос должен был умереть, потому что только так могло совершиться спасение всего человечества, только Его смертью можно было «лишить силы» проклятие греха. И, тем не менее, это не снимало ответственности с предателя за то, что он совершил. Видимо, остальные ученики полностью доверяли Иуде, судя по недоуменным вопросам, с которыми они обращались друг к другу: кто бы из нас был, который это сделает? (стих 23).

Лк 22:24−30. Как ни странно, но после предупреждения Христа о том, что один из них предаст Его, ученики стали спорить о том, кто из них должен почитаться большим. Цари господствуют над народами (подразумевая, над язычниками), заметил им на это Господь. Но последователи Мессии не могут в своих мыслях исходить из этого. Среди них стремящийся быть больше да будет как меньший… как служащий.

Ибо Он Сам, Иисус Христос, — в роли служащего меж ними (стих 27). Ученикам же должно подражать своему Учителю. В конце-концов они удостоятся в Царстве Его почетных мест потому что пребыли с Ним в напастях Его. Последователи Христа станут соучастниками «трапезы Его в Царстве», они сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых (сравните Мф 19:28).

Лк 22:31−34. Господь предупреждает Петра, что он трижды отречется от Него в эту ночь, прежде нежели пропоет петух. Он говорит это в ответ на заверения Петра, что он готов за Ним и в темницу и на смерть идти. Слова Христа, что сатана хотел бы сеять их как пшеницу, означают, что он просил у Бога разрешения проводить учеников Христовых через трудные и мучительные обстоятельства для испытания их веры (это сравнимо с ситуацией Иова).

Иисус прибегает здесь к образу пшеницы, просеиваемой (так в англ. тексте Библии) через решето на предмет отделения ее от плевел. Произносит Господь и слова утешения: Но Я молился о тебе (в греческом тексте — множ. число, так что правильнее, видимо, читать как «о вас»), чтобы не оскудела вера твоя (ваша). Непосредственно же Петру Он дает понять, что после отречения от Него тот возвратится на путь веры (и ты некогда, обратившись) и станет укреплять в вере братьев своих.

Лк 22:35−38. Иисус напомнил ученикам, что они не испытывали недостатка ни в чем, пока Он был с ними и посылал их на служение от имени Своего (9:3). Но вот теперь, когда Он будет взят от них, им придется самим позаботиться обо всем необходимом для своего служения: о мешке… о суме и о мече. Чтобы защищать себя. Потому что Ему не только предстоит умереть, но «и к злодеям быть причислену» (цитата из Ис 53:12).

Когда ученики сказали, что у них есть два меча, Иисус откликнулся: довольно. На этот Его «ответ» имеется не менее четырех толкований: 1) Господь не захотел более продолжать разговора на эту тему. 2) И двух мечей было «довольно», чтобы продемонстрировать неспособность людей воспрепятствовать осуществлению Божиего плана, которым предусмотрена была смерть Христа.

Мечами этому не помешать. 3) Иисус просто имел в виду, что и двух мечей достаточно для защиты одиннадцати человек. 4) Ответ Христа надо рассматривать в связи с вышеупомянутыми словами пророка Исаии, т. е. Христос подразумевал, что Его учеников, и двумя мечами вооруженных, люди «причтут к злодеям», так же, как Его Самого. Четвертая точка зрения представляется более близкой к истине.

б. Иисус на Елеонской горе (22:39−46) (Мф 26:36−46; Мк 14:32−42)

О молении Иисуса Христа в Гефсиманском саду записано в трех синоптических Евангелиях, у Иоанна же сказано лишь, что Иисус «вышел с учениками своими за поток Кедрон, где был сад… знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими» (Ин 18:1−2). Тот факт, что в свои последние земные часы Христос боролся с искушением именно в саду, может быть символичным (Лк 22:46). В саду человек впал в грех через искушение (Быт 3 гл). И теперь освобождение человечества от греха совершалось опять-таки в саду — через преодоление искушения. Ибо Иисус, «последний Адам» (1Кор 15:45), не поддался ему, но исполнил волю Божию, чего не сумел сделать первый Адам.

Лк 22:39−44. Лука говорит, что Иисус и ученики пошли на гору Елеонскую. Матфей и Марк называют это место «Гефсиманией» (что значит «пресс для выжимания оливок»). «Гефсиманский сад» представлял собой рощу оливковых деревьев, раскинувшуюся на склоне Елеонской или Оливковой горы (Ин 18:1).

Там, отойдя от учеников на расстояние брошенного камня (на вержение камня), Иисус стал горячо молиться. В какой-то момент сильное искушение просить Отца об избавлении Его от грядущего испытания охватило Его. Это значило бы отказаться от плана спасения человечества, предусмотренного Богом, согласно которому Сын должен был взять на Себя грех мира и умереть за него.

Из молитвы Христа видно, что Он уже в следующее мгновение преодолел искушение и выразил готовность исполнить волю Отца (Лк 22:42). Только Лукой записано, что явился Ангел с небес и укреплял Его (стих 43). Душевные муки Христа и напряжение всех Его сил были столь велики в эти часы, что с лица Его падал на землю кровавый пот.

Лк 22:45−46. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам и нашел их спящими… Они уснули, сломленные печалью. Мысль о неотвратимости смерти Учителя повергла их в эту печаль. Им самим тоже грозила опасность — не только физическая, надвигавшаяся на них, но и духовная, ибо сама атмосфера сада была, словно грозовыми разрядами, «насыщена искушениями». Вот почему Иисус дважды призывал их молиться, чтобы не впасть в искушение (стихи 40, 46).

3. ПРЕДАТЕЛЬСТВО (22:47−53) (Мф 26:47−56; Мк 14:43−50; Ин 18:3−11)

Лк 22:47−53. Три момента выделяет Лука в сцене предательства и ареста Иисуса Христа. Первое. Иисус знал, что Иуда предаст Его (стихи 47−48). Он привел за собою толпу народа, в которой были и религиозные «начальники» (стих 52) и римские воины (Ин 18:12). Оговоренным знаком для тех, кто пришли взять Иисуса, должен был послужить поцелуй Иуды. Из слов Христа, обращенных к Иуде (стих 48), ясно, что Он наперед знал и о предстоявшем предательстве и о тайном знаке поцелуя.

Второе. Сострадание Иисуса к людям не изменило Ему и в момент ареста (стихи 49−51). Когда Петр, воспользовавшись одним из двух имевшихся у них мечей, отсек ухо первосвященникову рабу (по имени Малх; Ин 18:10), Господь исцелил его.

Наконец, третье. Своих врагов Христос горько укорил в лицемерии (стихи 52−53). Они не взяли Его открыто, днем, когда Он учил в храме, но …будто на разбойника вышли на Него с мечами и кольями, чтобы схватить Его тайно (19:48; 20:19; 22:2). Исполнены значения Его слова: но теперь — ваше время и власть тьмы. Ибо они не только явились под покровом «тьмы», но и действовали как силы тьмы духовной, жаждущие смерти Мессии.

Происходившее в Гефсиманском саду должно было завершиться не позднее 2 часов 30 минут пополуночи, поскольку к утру закончились все шесть «судебных разбирательств» над Иисусом, и в 9 часов утра Он уже был распят.

Арест Его в Гефсимании, хоть и был совершен с санкции синедриона, не был законным в том смысле, что произведен был тайно, по доносу оплаченного предателя.

4. СУД НАД ИИСУСОМ (22:54 — 23:25)

Итак, по делу Иисуса состоялось шесть судебных разбирательств — три проведены были иудейскими духовными властями, и три — представителями римской администрации (соответствующую Таблицу в Мф 26:57−58). Лука пишет только о двух разбирательствах из проведенных иудеями.

а. В доме первосвященника (22:54−65) (Мф 26:57−75: Мк 14:53−54, 65−72; Ин 18:12−18, 25−27)

Лк 22:54. Взявши Его, повели, и привели в дом первосвященника (Каиафы) — Мф 26:57; Ин 18:13, а также комментарии на Лк 3:2 и Таблицу семейства Анны, данную в комментарии на Деян 4:5−6. Вначале, однако, как следует из Евангелия от Иоанна (Ин 18:13), Иисуса повели в дом Анны, влиятельного тестя Каиафы. Можно сказать, что апостол Петр до определенного момента оставался верным своему слову (Лк 22:33), так как, хоть и издали, но следовал за Христом, несмотря на то, что это было для Него сопряжено со смертельным риском.

Лк 22:55−62. На протяжении нескольких часов Петр, как и предсказал Иисус, трижды отрекся от Него (стих 34). Причем с каждым разом делал это все горячее (сравните стихи 57−58, 60). И вдруг пропел петух… и Господь, обратившись, взглянул на Петра… Стечение обстоятельств и этот взгляд Иисуса заставили Петра вспомнить слова, сказанные ему Христом в начале ночи, и Петр осознал все значение происшедшего. Вышед вон он горько заплакал.

Лк 22:63−65. В доме первосвященника люди, взявшие Иисуса под стражу, издевались над Ним и били Его. Они, в частности, насмехались над Его пророческим даром (стих 64).

б. В синедрионе (22:66−71) (Мф 26:59−66; Мк 14:55−64; Ин 18:19−24)

Лк 22:66−67а. Синедрион был высшей юридической инстанцией у иудеев. Решения, принимавшиеся им, являлись окончательными. Если бы синедрион нашел за Иисусом вину, это означало бы, что весь Израиль признал Его виновным. Собираться синедрион мог только с наступлением дня; этого и ожидали судьи. Они хотели выяснить один вопрос — Христос ли Он? То есть, действительно ли Иисус представлял Себя как Мессию.

Все другие обвинения отошли поначалу на второй план. Задавая этот вопрос, ответ на который они знали, ибо знали, что Он представлял Себя как Мессию, члены синедриона, может быть, давали Ему шанс отречься от своих притязаний. А, может быть, они таким образом думали «устыдить» Его перед Его последователями.

Лк 22:67б−70. Иисус Христос подтвердил, что является Мессией, Который после смерти Своей, воскресения и вознесения воссядет одесную силы Божией (Пс 109:1; Деян 2:33; Деян 5:31; Еф 1:20; Кол 3:1; Евр 1:3; Евр 8:1; Евр 10:12; Евр 12:2; 1Пет 3:22). Перед лицом синедриона Он открыто заявил и о том, что является Сыном Божиим.

Лк 22:71. С точки зрения «старейшин народных, первосвященников и книжников», доказательство вины Иисуса, которое они искали, было получено. Ибо, по их мнению, Иисус совершил богохульство. Теперь они сочли себя вправе выдать Его римским властям. Дело в том, что исполнить смертный приговор могли только они, синедрион такого права не имел и мог лишь объявить человека виновным.

Итак, несмотря на все чудеса, совершенные Христом, на истинно мессианские знамения, данные Им, вожди народа отказались Ему поверить. Действуя от имени всего Израиля, они отвергли Христа.

Примечания:

 
Синодальный перевод
17 приимите — примите, возьмите.
41 вержение — бросок.
61 обратившись — в смысле обернувшись, повернувшись.
69 одесную — по правую руку, справа.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.