Евреям 2 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
Διὰ Из-за 1223 PREP
τοῦτο этого 5124 D-ASN
δεῖ надлежит 1163 V-PAI-3S
περισσοτέρως чрезвычайнее 4056 ADV-C
προσέχειν придерживаться 4337 V-PAN
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
τοῖς  3588 T-DPN
ἀκουσθεῖσιν, услышанного, 191 V-APP-DPN
μήποτε чтобы не 3379 ADV-N
παραρυῶμεν. утекли мы. 3901 V-2APS-1P
2
εἰ Если 1487 COND
γὰρ ведь 1063 CONJ
 3588 T-NSM
δι᾽ через 1223 PREP
ἀγγέλων ангелов 32 N-GPM
λαληθεὶς произнесённое 2980 V-APP-NSM
λόγος слово 3056 N-NSM
ἐγένετο сделалось 1096 V-2ADI-3S
βέβαιος, прочное, 949 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
πᾶσα всякое 3956 A-NSF
παράβασις преступление 3847 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
παρακοὴ ослушание 3876 N-NSF
ἔλαβεν получило 2983 V-2AAI-3S
ἔνδικον справедливое 1738 A-ASF
μισθαποδοσίαν, воздаяние, 3405 N-ASF
3
πῶς как 4459 ADV-I
ἡμεῖς мы 2249 P-1NP
ἐκφευξόμεθα убежим 1628 V-FDI-1P
τηλικαύτης столь великим 5082 D-GSF
ἀμελήσαντες пренебрёгшие 272 V-AAP-NPM
σωτηρίας; спасением? 4991 N-GSF
ἥτις, Тем, которое, 3748 R-NSF
ἀρχὴν нача́ло 746 N-ASF
λαβοῦσα взявшее 2983 V-2AAP-NSF
λαλεῖσθαι произноситься 2980 V-PPN
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου, Го́спода, 2962 N-GSM
ὑπὸ через 5259 PREP
τῶν  3588 T-GPM
ἀκουσάντων услышавших 191 V-AAP-GPM
εἰς для 1519 PREP
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
ἐβεβαιώθη, было упрочнено, 950 V-API-3S
4
συνεπιμαρτυροῦντος сосвидетельствующего 4901 V-PAP-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
σημείοις знамениями 4592 N-DPN
τε  5037 PRT
καὶ и 2532 CONJ
τέρασιν чудесами 5059 N-DPN
καὶ и 2532 CONJ
ποικίλαις различными 4164 A-DPF
δυνάμεσιν силами 1411 N-DPF
καὶ и 2532 CONJ
πνεύματος Духа 4151 N-GSN
ἁγίου Святого 40 A-GSN
μερισμοῖς разделениями 3311 N-DPM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
θέλησιν. воле. 2308 N-ASF
5
Οὐ Не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἀγγέλοις ангелам 32 N-DPM
ὑπέταξεν Он подчинил 5293 V-AAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
οἰκουμένην обитаемую [землю] 3625 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
μέλλουσαν, готовящуюся, 3195 V-PAP-ASF
περὶ о 4012 PREP
ἧς которой 3739 R-GSF
λαλοῦμεν. произносим. 2980 V-PAI-1P
6
διεμαρτύρατο Засвидетельствовал 1263 V-ADI-3S
δέ же 1161 CONJ
πού где-то 4226 ADV
τις кто-то 5100 X-NSM
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Τί Что 5100 I-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἄνθρωπος человек 444 N-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
μιμνῄσκῃ помнишь 3403 V-PNI-2S
αὐτοῦ, его, 846 P-GSM
или 1510 PRT
υἱὸς сын 5207 N-NSM
ἀνθρώπου человека 444 N-GSM
ὅτι что 3754 CONJ
ἐπισκέπτῃ присматриваешь 1980 V-PNI-2S
αὐτόν; [за] ним? 846 P-ASM
7
ἠλάττωσας Ты умалил 1642 V-AAI-2S
αὐτὸν его 846 P-ASM
βραχύ [на] малое 1024 A-ASN
τι что-нибудь 5100 X-ASN
παρ᾽ против 3844 PREP
ἀγγέλους, ангелов, 32 N-APM
δόξῃ славой 1391 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
τιμῇ честью 5092 N-DSF
ἐστεφάνωσας Ты увенчал 4737 V-AAI-2S
αὐτόν, его, 846 P-ASM
8
πάντα всё 3956 A-APN
ὑπέταξας Ты подчинил 5293 V-AAI-2S
ὑποκάτω под 5270 ADV
τῶν  3588 T-GPM
ποδῶν ногами 4228 N-GPM
αὐτοῦ. его. 846 P-GSM
ἐν В 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὑποτάξαι подчинить 5293 V-AAN
[αὐτῷ] ему 846 P-DSM
τὰ  3588 T-APN
πάντα всё 3956 A-APN
οὐδὲν ничто 3762 A-ASN-N
ἀφῆκεν Он оставил 863 V-AAI-3S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
ἀνυπότακτον. неподчинённое. 506 A-ASN
νῦν Теперь 3568 ADV
δὲ же 1161 CONJ
οὔπω ещё не 3768 ADV-N
ὁρῶμεν видим 3708 V-PAI-1P
αὐτῷ ему 846 P-DSM
τὰ  3588 T-APN
πάντα всё 3956 A-APN
ὑποτεταγμένα· подчинённое; 5293 V-RPP-APN
9
τὸν  3588 T-ASM
δὲ [на] же 1161 CONJ
βραχύ малое 1024 A-ASN
τι что-нибудь 5100 X-ASN
παρ᾽ против 3844 PREP
ἀγγέλους ангелов 32 N-APM
ἠλαττωμένον умалённого 1642 V-RPP-ASM
βλέπομεν видим 991 V-PAI-1P
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
διὰ из-за 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
πάθημα страдания 3804 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
θανάτου смерти 2288 N-GSM
δόξῃ славой 1391 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
τιμῇ честью 5092 N-DSF
ἐστεφανωμένον, увенчанного, 4737 V-RPP-ASM
ὅπως чтобы 3704 ADV
χάριτι благодатью 5485 N-DSF
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ὑπὲρ за 5228 PREP
παντὸς всякого 3956 A-GSM
γεύσηται Он вкусил 1089 V-ADS-3S
θανάτου. смерть. 2288 N-GSM
10
Ἔπρεπεν Подобало 4241 V-IAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
αὐτῷ, Ему, 846 P-DSM
δι᾽ из-за 1223 PREP
ὃν Которого 3739 R-ASM
τὰ  3588 T-NPN
πάντα всё 3956 A-NPN
καὶ и 2532 CONJ
δι᾽ через 1223 PREP
οὗ Которого 3739 R-GSM
τὰ  3588 T-NPN
πάντα, всё, 3956 A-NPN
πολλοὺς многих 4183 A-APM
υἱοὺς сыновей 5207 N-APM
εἰς в 1519 PREP
δόξαν славу 1391 N-ASF
ἀγαγόντα введшего 71 V-2AAP-ASM
τὸν  3588 T-ASM
ἀρχηγὸν предводителя 747 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
σωτηρίας спасения 4991 N-GSF
αὐτῶν их 846 P-GPM
διὰ через 1223 PREP
παθημάτων страдания 3804 N-GPN
τελειῶσαι. сделать совершенным. 5048 V-AAN
11
 3588 T-NSM
τε  5037 PRT
γὰρ Ведь 1063 CONJ
ἁγιάζων освящающий 37 V-PAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἁγιαζόμενοι освящаемые 37 V-PPP-NPM
ἐξ из 1537 PREP
ἑνὸς Одного 1520 A-GSM
πάντες· все; 3956 A-NPM
δι᾽ из-за 1223 PREP
ἣν которой 3739 R-ASF
αἰτίαν причины 156 N-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐπαισχύνεται стыдится 1870 V-PNI-3S
ἀδελφοὺς братьев 80 N-APM
αὐτοὺς их 846 P-APM
καλεῖν, называть, 2564 V-PAN
12
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Ἀπαγγελῶ Сообщу 518 V-FAI-1S
τὸ  3588 T-ASN
ὄνομά имя 3686 N-ASN
σου Твоё 4675 P-2GS
τοῖς  3588 T-DPM
ἀδελφοῖς братьям 80 N-DPM
μου, Моим, 3450 P-1GS
ἐν в 1722 PREP
μέσῳ середине 3319 A-DSN
ἐκκλησίας церкви 1577 N-GSF
ὑμνήσω воспою 5214 V-FAI-1S
σε· Тебя; 4571 P-2AS
13
καὶ и 2532 CONJ
πάλιν, опять, 3825 ADV
Ἐγὼ Я 1473 P-1NS
ἔσομαι буду 1510 V-FDI-1S
πεποιθὼς убеждённый 3982 V-2RAP-NSM
ἐπ᾽ в 1909 PREP
αὐτῷ· Нём; 846 P-DSM
καὶ и 2532 CONJ
πάλιν, опять, 3825 ADV
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
ἐγὼ Я 1473 P-1NS
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
παιδία дети 3813 N-NPN
которых 3739 R-APN
μοι Мне 3427 P-1DS
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
 3588 T-NSM
θεός. Бог. 2316 N-NSM
14
ἐπεὶ Поскольку 1893 CONJ
οὖν итак 3767 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
παιδία детей 3813 N-NPN
κεκοινώνηκεν Он приобщил 2841 V-RAI-3S
αἵματος кро́ви 129 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
σαρκός, плоти, 4561 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὸς Сам 846 P-NSM
παραπλησίως похожим образом 3898 ADV
μετέσχεν Он причастился 3348 V-2AAI-3S
τῶν  3588 T-GPN
αὐτῶν, их, 846 P-GPN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θανάτου смерть 2288 N-GSM
καταργήσῃ Он упразднил 2673 V-AAS-3S
τὸν  3588 T-ASM
τὸ  3588 T-ASN
κράτος силу 2904 N-ASN
ἔχοντα имеющего 2192 V-PAP-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θανάτου, смерти, 2288 N-GSM
τοῦτ᾽ это 5124 D-NSN
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
διάβολον, дьявола, 1228 A-ASM
15
καὶ и 2532 CONJ
ἀπαλλάξῃ Он освободил 525 V-AAS-3S
τούτους, этих, 5128 D-APM
ὅσοι сколькие 3745 K-NPM
φόβῳ страхом 5401 N-DSM
θανάτου смерти 2288 N-GSM
διὰ во 1223 PREP
παντὸς всякое [время] 3956 A-GSN
τοῦ  3588 T-GSN
ζῆν жить 2198 V-PAN
ἔνοχοι подвержены 1777 A-NPM
ἦσαν были 1510 V-IAI-3P
δουλείας. рабству. 1397 N-GSF
16
οὐ Не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
δήπου конечно 1222 ADV
ἀγγέλων ангелов 32 N-GPM
ἐπιλαμβάνεται, берёт на Себя, 1949 V-PNI-3S
ἀλλὰ но 235 CONJ
σπέρματος семя 4690 N-GSN
Ἀβραὰμ Авраама 11 N-PRI
ἐπιλαμβάνεται. берёт на Себя. 1949 V-PNI-3S
17
ὅθεν Откуда 3606 ADV
ὤφειλεν Он имел долг 3784 V-IAI-3S
κατὰ по 2596 PREP
πάντα всему 3956 A-APN
τοῖς  3588 T-DPM
ἀδελφοῖς братьям 80 N-DPM
ὁμοιωθῆναι, быть уподобленным, 3666 V-APN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἐλεήμων милостивый 1655 A-NSM
γένηται Он сделался 1096 V-2ADS-3S
καὶ и 2532 CONJ
πιστὸς верный 4103 A-NSM
ἀρχιερεὺς первосвященник 749 N-NSM
τὰ  3588 T-APN
πρὸς у 4314 PREP
τὸν  3588 T-ASM
θεόν, Бога, 2316 N-ASM
εἰς в 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ἱλάσκεσθαι искупать 2433 V-PPN
τὰς  3588 T-APF
ἁμαρτίας грехи 266 N-APF
τοῦ  3588 T-GSM
λαοῦ· народа; 2992 N-GSM
18
ἐν в 1722 PREP
котором 3739 R-DSN
γὰρ ведь 1063 CONJ
πέπονθεν Он претерпел страдание 3958 V-2RAI-3S
αὐτὸς Сам 846 P-NSM
πειρασθείς, искушённый, 3985 V-APP-NSM
δύναται может 1410 V-PNI-3S
τοῖς  3588 T-DPM
πειραζομένοις искушаемым 3985 V-PPP-DPM
βοηθῆσαι. помочь. 997 V-AAN

Толкование Мэтью Генри

В этой главе апостол:

I. Делает применение изложенного в предыдущей главе учения о превосходстве личности Христа, как путем наставления, так и посредством аргументации, ст. 1−4.

II. Продолжает развивать тему о превосходстве Христа над ангелами, ст. 5−9.

III. Снимает позор с креста Христова, ст. 10−15.

IV. Говорит о воплощении Христа, воспринявшего на Себя не природу ангелов, но семя Авраамово, и объясняет, почему Он так сделал, ст. 16−19.

Стихи 1−4. На протяжении всего послания апостол употребляет простой и назидательный метод, состоящий из трех этапов — учение, рассуждение и применение. Здесь содержится применение истин, изложенных и доказанных выше; на это указывает заключительное слово посему, которое начинает данную главу и связывает ее с предыдущей, где апостол доказал превосходство Христа над ангелами, через которых был дан закон, и вытекающее из этого преимущество евангельского домостроительства над ветхозаветным. Теперь он приступает к применению этого учения путем как наставления, так и аргументации.

I. Путем наставления: Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному... ст. 1. Это первое, чем мы должны выразить свое уважение к Христу и Его Евангелию. Каждый, живущий в век Евангелия, должен особенно серьезно относиться ко всем откровениям и заповедям его, высоко ценить их как чрезвычайно важные, быть внимательными при слышании их, когда к этому представляется возможность, чаще читать и размышлять о них, растворяя верою прочитанное. Мы должны принимать их своими сердцами и чувствами, сохранять в своей памяти и, в конечном счете соразмерять с ними свои слова и поступки.

II. Путем аргументации, приводя веские доводы для усиления этого наставления.

1. Первый из них он берет из того огромного урона, который мы понесем, если не будем внимательны к слышанному: ...чтобы не отпасть. Слышанное нами улетучится, ускользнет из наших голов, из наших уст и из нашей жизни, и мы потерпим большой урон из-за своей небрежности. Заметьте:

(1) Приняв евангельские истины своим разумом, мы подвергаемся опасности позволить им ускользнуть оттуда. Наши ум и память подобны дырявому сосуду, который не может удержать того, что в него налито, если об этом не позаботиться. Это объясняется нашей собственной природной испорченностью, враждой и коварством сатаны (он крадет слово), наличием ловушек и сетей в этом мире, терниями, заглушающими доброе семя.

(2) Тот, кто позволяет евангельским истинам ускользать из своей памяти, понесет невыразимые потери: он потеряет сокровище, которое ценнее золота и серебра; потеряет семя, посеянное в его сердце; время и усилия, затраченные им на слышание слова; надежду на добрую жатву. Если потеряно Евангелие, значит потеряно все.

(3) Это должно быть сильным побуждающим стимулом для нас, чтобы мы были внимательны к слышанному слову Божию и сохраняли его в своей памяти. Если мы недостаточно внимательны при слышании, то недолго будем хранить Божие слово; невнимательные слушатели вскоре становятся забывчивыми слушателями.

2. Другой аргумент взят из сурового наказания, какое мы навлечем на себя, если не выполним своего долга по отношению к Евангелию, наказание более суровое, чем то, какому подвергались пренебрегавшие законом и нарушавшие его, ст. 2−3. Заметим здесь:

(1) Как описывается закон: это было слово, возвещенное через Ангелов, и оно было твердо. Оно называется словом, возвещенным через ангелов, так как было дано посредством их служения: они трубили трубами и, может быть, записывали слова закона по указанию Божию. Бог как Судья еще раз использует их, чтобы они трубным звуком собрали всех людей к престолу суда для получения приговора, соответственно тому, как они исполняли или не исполняли закон. Возвещенное ими слово было твердо; подобно обетованию оно было да и аминь, истинно и верно; оно всегда сохраняло свою силу, независимо от того, покорялся ему человек или нет: ... и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние. Если люди шутят с законом Божиим, то закон с ними не будет шутить; как он обращался с грешниками прошлых веков, так будет обращаться и с грешниками всех веков. Бог как праведный Правитель и Судья, давая закон, не мог позволить безнаказанно пренебрегать им и нарушать его; время от времени Он рассчитывался с нарушителями его, наказывая их в соответствии с природой и тяжестью их преступлений. Заметим: какое бы суровое наказание ни постигало когда-либо грешников, оно никогда не было более суровым, чем того заслуживали их грехи, оно было праведным воздаянием. Наказание за грех так же справедливо и необходимо, как и награда за послушание, даже более необходимо, чем награда за несовершенное послушание.

(2) Как описывается Евангелие. Это спасение, толикое (англ. — столь великое. — Прим. переводчика) спасение, такое великое, что никакое другое спасение не может сравниться с ним; такое великое, что ник-то не может в полной мере ни выразить словами, ни даже осознать того, как оно велико. Спасение, которое открывает Евангелие, является великим, ибо оно открывает великого Спасителя, Того, Кто явил нам Бога, Кто снизошел к нашей природе и примирился с нами. Оно показывает нам, каким образом мы можем спастись от столь великого греха и столь великой погибели и возродиться к столь великой святости и столь великому блаженству. Евангелие открывает нам великого Освятителя, подготавливающего нас к спасению и приводящего к Спасителю. Евангелие раскрывает перед нами великое и превосходное домостроительство благодати, Нового завета; для всех вступающих в этот завет оно утверждает и гарантирует великие привилегии.

(3) Как описывается грех, совершаемый против Евангелия: как пренебрежение этим великим спасением. Это означает пренебрегать спасающей благодатью Божией во Христе Иисусе, не ценить ее, беспечно относиться к ней, не считать ее достойной того, чтобы ознакомиться с нею, не признавая либо достоинство евангельской благодати, либо свою нужду в ней и свое погибшее положение вне ее; не прилагать своих усилий к познанию истины Евангелия, не соглашаться с ним, не разуметь благости его, чтобы одобрить его или применить к себе. Во всем этом они обнаруживают явное пренебрежение этим великим спасением. Будем же остерегаться, чтобы не оказаться в числе нечестивых грешников, пренебрегающих евангельской благодатью.

(4) Как описывается ужасное состояние таких грешников: оно представляется как неизбежное: Как мы избежим? (ст. 3). Это означает, что:

[1] Пренебрегшие великим спасением уже осуждены, они уже арестованы и находятся в руках правосудия. Они находились в этом состоянии через грехопадение Адама, теперь же через свое собственное преступление сделали свои узы еще более крепкими. Не верующий уже осужден, Ин 3:18.

[2] Избежать этого состояния осуждения нельзя иначе, как только приняв спасение, открытое в Евангелии; что же касается тех, кто пренебрегает им, то на них пребывает гнев Божий, они не могут избавить сами себя, не могут свергнуть с себя этого проклятия.

[3] Всех пренебрегающих благодатью Божией во Христе Иисусе ожидает еще большее проклятие и осуждение, и этого уже нельзя будет никак избежать; они не смогут укрыться в день суда, не смогут оправдаться, подкупить судью, сбежать из темницы. Двери милости для них не откроются, жертвы за грех больше не останется, они навеки погибнут. Неизбежность гибели таковых выражена здесь в форме вопроса: Как мы избежим? Это обращение к вселенскому разуму, к совести самих грешников, это вызов всей их силе и изворотливости, всем их союзам — смогут ли они найти какое-нибудь средство, для того чтобы избежать гнева и справедливого возмездия Божия? Этот вопрос означает, что в день суда пренебрегшие великим спасением Божиим окажутся не только бессильными, но и лишенными защиты и всякого извинения; если им будет предложено сказать что-нибудь в свою защиту, чтобы приговор суда мог быть отменен, то они окажутся безмолвными, их собственная совесть осудит их, и их наказание будет более страшным, чем тех, кто презирал авторитет закона или грешил вне закона.

3. Другой аргумент, усиливающий увещание апостола, основан на достоинстве и превосходстве Того, через Кого первоначально было преподано Евангелие (ст. 3): ...быв сначала проповедано Господом.... то есть Господом Иисусом Христом, Который есть Иегова, Господь жизни и славы, Господь всех, и как таковой обладает непогрешимой мудростью, бесконечной и неистощимой благостью, неизменной и не подлежащей сомнению искренностью и верностью, абсолютным суверенитетом, властью и могуществом. Этот великий Господь был первым, кто начал возвещать Евангелие простым и ясным языком, а не в прообразах и тенях, как это делалось до Его прихода. Естественно было бы ожидать, что все будут благоговеть перед таким Господом и будут внимательны к Евангелию, проповедуемому Им, ибо Он говорил так, как никогда никто из людей не говорил.

4. Последний аргумент основан на достоинстве тех, которые были свидетелями Христа и Евангелия (ст. 3−4): ...в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога... Заметим:

(1) Возвещение Евангелия продолжалось и утверждалось слышавшими Христа, благовестниками и апостолами, которые были очевидцами дел Иисуса и слушателями того, чему Он учил от начала, Деян 1:1. Эти свидетели не преследовали никаких своих собственных мирских интересов и целей. Ничто не побуждало их свидетельствовать, кроме искания славы Искупителя и спасения души, как своей, так и других людей. Свидетельствуя о Христе, они рисковали всем, что было дорого для них в этом мире, а многие подкрепляли это свидетельство своей кровью.

(2) Бог Сам свидетельствовал тем, кто нес свидетельство о Христе. Он свидетельствовал, что они были посланы и уполномочены Им проповедовать о Христе и возвещать о спасении миру через Него. Каким же образом Он свидетельствовал им? Не только тем, что влагал мир в их собственные сердца, давал им великое терпение во всех страданиях, мужество и радость (это было свидетельством для них самих), но также знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле.

[1] Знамениями, знамениями (знаками) Его присутствия с ними и Его силы, действующей через них.

[2] Чудесами, то есть делами сверхъестественными и превосходящими природные способности человека, которые исполняли зрителей удивлением и восторгом, привлекая их внимание к проповедуемому учению и побуждая вникать в него.

[3] Различными силами, то есть могущественными делами, не допускающими никакого опровержения вмешательства Всемогущего.

[4] Раздаянием Духа Святого по Его воле, для того чтобы подготовить их, наделить способностями и вдохновить для совершения дела, к которому они были призваны, — 1Кор 12:4 и далее. И все это было по воле Божией. Воля Божия состоит в том, чтобы мы, принимая Евангелие, хорошо утвердились в вере и имели прочное основания для своей надежды. Как провозглашение закона сопровождалось знамениями и чудесами, которыми Бог удостоверял его авторитет и достоинство, так и Евангелие Он удостоверял еще более великими чудесами как более превосходное и пребывающее домостроительство.

Стихи 5−9. Сделав серьезное применение учения о личном превосходстве Христа над ангелами, апостол вновь возвращается к этой приятной теме и развивает ее дальше (ст. 5): Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим.

I. Апостол начинает с негативного утверждения, подразумевающего позитивное, — что евангельскую церковь, названную здесь будущей вселенной, Бог покорил не Ангелам, но особому попечению и контролю самого Искупителя. Церковь не отдана под управление ангелов в ее настоящем состоянии, и не будет отдана им в будущем, более совершенном состоянии, которого она достигнет, когда князь мира сего изгнан будет вон и царство мира сделается царством Господа нашего, когда Христос примет силу Свою великую и воцарится. Бог не прибегал к служению ангелов, когда давал Евангелие миру, как Он это делал, давая закон древнему миру. Новый мир всецело доверен Христу и отдан в полное подчинение Ему одному, как в духовных, так и в земных вопросах. То, что Христос управляет евангельской церковью, означает одновременно честь для Христа, а также счастье и безопасность для церкви. Совершенно очевидно, что ни создание церкви, ни ее дальнейшее созидание, или управление ею, ни окончательное совершенствование ее не могло быть доверено ангелам, но только Христу. Бог не мог поручить такое великое дело святым Своим, Его ангелы слишком слабы для такой задачи.

II. Мы имеем свидетельство Священного Писания о том, что евангельский мир покорен благословенному Иисусу. Оно взято из книги Псалмов (Пс 8:5−7): Напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: «Что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?..» Эти слова следует рассматривать, как относящиеся ко всему человечеству вообще и к Господу Иисусу Христу, как они применены здесь.

1. Как относящиеся ко всему человечеству эти слова представляют собой обращение к великому Богу, исполненное признательности и благодарности за Его удивительную снисходительность и милосердие к сынам человеческим, проявляющиеся:

(1) В том, что Он помнит их, что Он помышлял о них, когда они еще существовали только в замыслах божественной любви. Благоволение Божие к людям исходит из Его вечного попечения и благих намерений относительно них, так же как наше послушание Богу вытекает из того, что мы помним Его. Бог всегда помнит нас, не будем же и мы забывать Его.

(2) В том, что Он посещает их. Бог имеет благие намерения о людях, поэтому посещает их. Он приходит к нам, чтобы узнать, как мы живем, что нас беспокоит, в чем мы нуждаемся, каким подвергаемся опасностям, с какими сталкиваемся трудностями; Его посещения поддерживают наш дух.

(3) В том, что сделал человека главой всего творения в этом мире, краеугольным камнем земного строения, верхом всех путей Своих на земле и только немного унизил его перед ангелами, в отношении его положения и телесного строения, на время его земного существования, а в воскресение праведных сделает его подобным ангелам, равным им, Лк 20:36.

(4) В том, что славой и честью увенчал его: наделил замечательными силами и способностями души, превосходными органами и членами тела, благодаря чему он принадлежит к обоим мирам, может служить интересам обоих миров и наслаждаться удовольствиями того и другого.

(5) В том, что дал ему владычество над низшими творениями, которое продолжалось до тех пор, пока он оставался верным и послушным Богу.

2. Как относящиеся к Иисусу Христу; все сказанное в ст. 8−9 может быть отнесено только к Нему. Здесь можно заметить следующее:

(1) Что является побудительным мотивом Божия благоволения к людям, проявившегося в отдаче Христа за них и для них. Этим мотивом была Его благодать. Ибо что есть человек?

(2) Каковы плоды этой щедрой благодати Божией, отдавшей Христа за нас и для нас, согласно данному свидетельству Священного Писания.

[1] Бог помнил о Христе как о жертве за нас в завете искупления.

[2] Бог посетил Христа ради нас и заключил с Ним завет в том, что по достижении полноты времени Христос должен прийти в этот мир и принести Себя в жертву.

[3] Бог немного унизил Его пред ангелами, когда Он стал человеком, чтобы пострадать и смирить Себя до смерти.

[4] Бог увенчал человеческую природу Христа славою и честью, и это проявилось: в совершенной святости Его, в том, что Он имел Духа Святого без меры, в непостижимом союзе человеческой и божественной природы во втором лице Троицы, в полноте Божества, обитавшей в Нем телесно, — для того чтобы посредством Своих страданий Он мог принести удовлетворение, вкусив смерть за всех, претерпев горькие страдания позорной, мучительной, проклятой смерти на кресте и проведя таким образом весь род человеческий через испытание нового состояния.

[5] В награду за претерпение смерти Он был увенчан славою и честью — был вознесен до высшего звания в небесах и получил абсолютную власть над всем, завершив таким образом исполнение древних пророчеств о Христе, которые не исполнялись ни в каком простом человеке, когда-либо жившем на земле.

Стихи 10−13. Упомянув о смерти Христа, апостол теперь переходит к тому, чтобы отвратить, снять позор с креста Христова. Он делает это, показывая, что Богу надлежало провести Христа через страдания и что эти страдания были большим благодеянием для человека.

I. Богу надлежало совершить Христа через страдания: Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил через страдания, ст. 10.

1. Бог представляется здесь как конечная цель и первопричина всего сущего; как таковой Он должен сохранять Свою собственную славу во всем, что Он делает, действовать не только так, чтобы ничем не обесчестить Себя, но так чтобы все служило к Его славе.

2. В деле искупления Бог представлен действующим достойно Своей славы, как в выборе цели, так и в выборе средств достижения ее.

(1) В выборе цели. Она заключалась в том, чтобы привести многих сынов человеческих к славе — к участию в славных привилегиях Евангелия и к будущей славе на небесах, которая поистине будет славой, высшей вечной славой. Заметьте здесь:

[1] Мы должны стать сынами Божиими посредством усыновления и возрождения, прежде чем будем введены в небесную славу. Небеса — это наследство, и только дети Божии являются наследниками его.

[2] Все истинные верующие суть дети Божии: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, Ин 1:12.

[3] Хотя в отдельном месте и в течение отдельного промежутка времени детей Божиих может быть и немного, однако, когда они все соберутся вместе, их окажется много. Христос есть первородный между многими братьями.

[4] Все сыны Божии, как бы много их ни было, или как бы далеко они ни были рассеяны и разделены друг от друга, в конце концов будут приведены все вместе в славу.

(2) В выборе средств.

[1] В нахождении такой личности, которой надлежало стать вождем нашего спасения. Спасаемые должны достигать спасения под руководством вождя, лидера, подходящего для этой цели. Они все должны встать под знамя этого Вождя; они должны переносить все трудности, как добрые воины Христовы, должны следовать за своим Вождем; тех, которые последуют за Ним, Он проведет безопасно, и они унаследуют великую славу и честь.

[2] В усовершенствовании Вождя спасения нашего через страдания. Бог Отец сделал Господа Иисуса Христа Вождем нашего спасения (то есть посвятил и уполномочил Его на это служение, дал Ему это поручение) и сделал Его совершенным Вождем: Он имел совершенство мудрости, мужества и силы благодаря Духу Господню, данному Ему без меры; Он усовершился через страдания, то есть совершил дело искупления нашего путем пролития Своей крови и таким образом усовершился как Посредник между Богом и человеком. Он нашел Свой путь к венцу через крест, и таким же путем должны идти Его дети. Преподобный д-р Оуэн замечает, что Господь Иисус Христос, совершившийся через страдания, освятил путь страданий для всех последователей Своих как путь, ведущий к славе; поэтому их страдания необходимы и неизбежны, и поэтому они почетны, плодотворны и полезны.

II. Павел показывает, как много пользы получили они через крестные страдания Христа; в этих страданиях не было ничего недостойного Бога и Христа и было очень много пользы для людей. Посредством них они приведены к тесному союзу со Христом и близкому родству с Ним.

1. Тесный союз: Ибо и Освящающий и освящаемые — все от Единого (ст. 11). Заметьте: Христос есть Освящающий; Он послал освящающего Духа; Он есть источник всякого освящающего влияния. Дух освящает как Дух Христа. Истинные верующие суть освящаемые, в них заложены святые принципы и способности; они отделены от всякого низкого и порочного употребления для возвышенных и святых целей, ибо таковыми они должны быть, прежде чем могут быть приведены в славу. Итак, Христос, Который является действующей силой освящения, и христиане, получающие освящение, — все от Единого. Как? Почему?

(1) Они все от одного Небесного Отца, и этим Отцом является Бог. Бог есть Отец Христа — по Его вечному происхождению и по чудесному зачатию, и Отец христиан — по их усыновлению и возрождению.

(2) Все они от одного земного отца — Адама. Христос и верующие в Него имеют одну человеческую природу.

(3) Они одного духа с Ним, имеют одно и то же святое, небесное настроение; у них тот же самый ум, который был у Христа, хотя и не в той же самой мере; тот же самый Дух оживляет и воодушевляет как Главу, так и все члены тела.

2. Близкое родство. Оно вытекает из единства. Апостол вначале утверждает об этом родстве, а потом иллюстрирует и доказывает его тремя цитатами из Ветхого Завета.

(1) Он утверждает об этом родстве: Христос, будучи одно с верующими в Него, не стыдится называть их братьями. Заметьте:

[1] Христос и верующие являются братьями, они не только кость от Его кости и плоть от Его плоти, но и дух от Его духа, братья как в земном, так и в небесном.

[2] Христос не стыдится этого родства; Он не стыдится признавать их за братьев, проявляя тем самым Свою удивительную снисходительность и благость к ним, ибо они намного ниже Его по своей природе и испорчены грехом; Он никогда не постыдится того, кто не стыдится Его и кто заботится о том, чтобы не быть позором и поношением для Христа и для самого себя.

(2) Он иллюстрирует это утверждение тремя текстами из Священного Писания.

[1] Первый текст — Псалом 21:23: Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя. Этот Псалом является замечательным пророчеством о Христе, начинается он словами, сказанными Им на кресте: Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты оставил Меня? В нем предсказывается, во-первых, что Христос должен иметь в этом мире церковь, или братство, общество добровольцев, добровольно желающих следовать за Ним. Во-вторых, что они должны быть братьями не только друг другу, но и Самому Христу. В-третьих, что Он возвестит им имя Своего Отца, то есть откроет Его природу и Его свойства, Его мысли и Его волю: Он сделал это, открыв Отца в Своем собственном Лице, когда обитал с ними, а также посредством Духа Святого, Которого излил на учеников Своих и Который сделал их способными распространять познание о Боге по всему миру, из поколения в поколение, из края в край. В-четвертых, что Христос воспоет хвалу Своему Отцу посреди церкви. Слава Отца была постоянной целью Христа, Его сердце было занято ею, Он отдал Самого Себя ради нее и хотел, чтобы народ Его присоединился к Нему в прославлении Отца.

[2] Второй текст цитируется из Псалма 17:3: Я буду уповать на Него. Этот псалом описывает скорби, которые пережил Давид, как прообраз Христа, и то, как он во всех этих скорбях возлагал свое упование на Бога. Под этим подразумевается, что Христос, помимо божественной природы, не нуждавшейся в поддержке, принял на Себя еще другую природу, нуждавшуюся в этой поддержке, которую никто не мог оказать, кроме Бога. Он страдал и уповал как наш Глава и наш Представитель. Его братья тоже должны страдать и уповать на Бога.

[3] Третий текст взят из Исаии 8:18: Вот, Я и дети, которых дал Мне Бог. Это доказывает, что Христос есть истинный и реальный человек, ибо родители и дети имеют одну и ту же природу. Дети Христа были даны Ему Отцом, согласно определению Его вечной любви и тому завету мира, который был между Ними. Они даются Христу при их обращении. Когда они вступают в завет с Ним, тогда Христос принимает их, управляет ими, радуется в них, совершает все дела их, берет их на небо и там представляет Своему Отцу: Вот, Я и дети, которых дал Мне Бог.

Стихи 14−18. Здесь апостол переходит к утверждению о воплощении Христа, воспринявшего на Себя природу не ангелов, но семени Авраа-мова, и показывает причину и цель, почему Он так сделал.

I. О воплощении Христа (ст. 16): Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Он воспринял плоть и кровь. Хотя как Бог Он существовал от вечности, тем не менее, когда пришла полнота времени, Он воспринял нашу природу, присоединив ее к Своей божественной природе, и стал реальным, настоящим человеком. Он воспринял не ангелов, а семя Авраамово. Ангелы пали, и Он оставил их в этом положении, оскверненными грехом и находящимися под его господством, без всякой надежды и помощи. Христос никогда не предназначался быть Спасителем ангелов: как их дерево пало, так и осталось лежать, и будет лежать вечно, поэтому Он не воспринял их природы. Ангельская природа не могла быть искупительной жертвой за грех человека. Решив восстановить потомков Авраама и поднять их из падшего состояния, Он принимает на Себя человеческую природу одного из тех, кто произошел из чресл Авраама, чтобы та же самая природа, которая согрешила, прошла через страдания, чтобы восстановить человеческую природу до состояния надежды и испытания, а всех, принявших милость, — до состояния особого благоволения и спасения. И ныне для наихудшего из грешников есть надежда и помощь во Христе. За всех уплачена вполне достаточная и соответственная цена, ибо она была уплачена в нашей природе.

II. Причины и цели воплощения Христа.

1. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные... Он должен был во всем уподобиться братьям, ст. 14, 17. Ибо никакая другая, ни более высокая, ни более низкая, а только человеческая природа, которая грешила, могла пострадать за грех человека так, чтобы удовлетворить справедливость Божию, воскресить в человеке упование, сделать верующих детьми Божиими и братьями Христу.

2. Христос стал человеком для того, чтобы Он мог умереть; как Бог, Он не мог умереть, поэтому Он принял другую природу и другое состояние. Удивительная любовь Божия проявилась в том, что Христос, зная то, что должен будет пострадать в нашей природе, и то, как должен умереть в ней, тем не менее добровольно принял ее на Себя. Жертвоприношения, установленные законом, Бог не мог принять как жертву умилостивления. Тело было уготовано Христу, и Он сказал: Вот, иду исполнить волю Твою, Боже.

3. Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, ст. 14. Диавол был первым грешником и первым искусителем к греху, а грех был причиной смерти; о нем может быть сказано, что он имел державу смерти, так как он ввел человека в грех, пути которого направлены к смерти, так как ему часто позволялось устрашать совесть человека ужасом смерти и так как он является исполнителем божественного правосудия, извлекающим души людей из их тел, чтобы вести их на суд Божий, добиться их погибели и потом стать их мучителем, как до этого был их искусителем. В этом смысле можно сказать, что он имел державу смерти. Но ныне Христос нанес такой сокрушительный удар имеющему державу смерти, что он уже никого не в состоянии удержать во власти духовной смерти, никого не может ввести в грех (производящий смерть), не может затребовать душу из тела и исполнить приговор над ней, кроме тех людей, которые добровольно предпочли быть его слугами и остаются в этом состоянии, упорствуя в своей вражде против Бога.

4. Чтобы Он мог освободить Свой собственный народ от рабского страха смерти, которому они часто подвергаются. Это может быть отнесено к ветхозаветным святым, которые были более подвержены духу рабства, так как жизнь и бессмертие не были тогда освещены так ясно, как теперь, в век Евангелия. Либо это можно отнести ко всему народу Божию, как ветхозаветному, так и новозаветному, к тем, чьи души часто смущаются от страха перед смертью и вечностью. Христос стал человеком и умер, чтобы освободить людей от смущающих их страхов, показав им, что смерть есть не только поверженный враг, но и примиренный друг, посылаемый не для того, чтобы вредить душам, или отделять их от любви Божией, но для того, чтобы положить конец их печалям и стенаниям, открыть им дверь к вечной жизни и блаженству. Так что для всех тех, кто во Христе, смерть теперь не в руках сатаны, а в руках Христа, она уже не слуга сатаны, но слуга Христа и уже не ад следует за нею, но небо.

5. Христос должен был уподобиться Своим братьям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, как в отношении того, что касается справедливости и чести Бога, так и того, что касается Его народа, нуждающегося в помощи и утешении. Он должен быть верен Богу и милостив к людям.

(1) В том, что касается Бога, Его справедливости и чести, Он должен был совершить умилостивление за грехи народа, чтобы все атрибуты божественной природы могли гармонировать в восстановлении человека, чтобы полностью примирить Бога с человеком. Заметьте: по причине греха между Богом и человеком был глубокий разрыв; но Христос, став человеком и умерев, уничтожил этот разрыв и осуществил такое примирение, что Бог готов удостоить Своего благоволения и дружбы всех, кто приходит к Нему через Христа.

(2) В том, что касается человека, нуждающегося в помощи и утешении: ...как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь, ст. 18. Обратите внимание на:

[1] Страдания Христа: ...Сам Он претерпел, быв искушен... Искушения составляли немалую часть Его страданий. Который, подобно нам, был искушен во всем, кроме греха (англ. — но не согрешил. — Прим. переводчика), 4:15.

[2] Сострадание Христа: ...может и искушаемым помочь. Он познал наши немощи, Он сочувствующий, нежный и искусный Врач; Он знает, как обращаться с искушаемой, печальной душой, потому что Сам испытал те же самые болезни, не от греха, но от искушений, и душевные скорби. Воспоминания о Своих собственных печалях и искушениях заставляют Его помнить об испытаниях Его народа и проявлять готовность помочь им. Заметьте здесь:

Во-первых, что самые лучшие из христиан подвергаются во время своей жизни искушениям, многим искушениям; не будем же рассчитывать на полную свободу от искушений в этом мире.

Во-вторых, что искушения приводят души в такое бедственное и опасное состояние, что они нуждаются в помощи и поддержке.

В-третьих, что Христос готов и хочет помочь тем, кто в час искушения обращается к Нему; Он стал человеком и был искушаем, чтобы быть в состоянии во всем помочь Своим детям.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.