Псалтирь 101 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придёт к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце моё поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питьё моё растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознёс меня и низверг меня.
12 Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сём для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук;
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим.

Комментарии МакДональда

Псалом 101: Троица на Голгофе

Ключ к пониманию этого псалма — в способности проследить, от чьего лица идет речь.

Ст. 2−12 Господь Иисус, висящий на кресте, обращается к Богу. Ст. 13−16 Отец отвечает Своему возлюбленному Сыну; мы знаем это, потому что можем сравнить стих 13 с Евреям 1:8.

Ст. 17−22 Мы не знаем, кто здесь говорит, но можем смело предположить, что это Дух Святой, описывающий будущее возрождение Израиля во время правления Мессии. Ст. 24−25а — Спаситель снова говорит о том, как страдает от рук Бога за наши грехи.

Ст. 25б-29 — Снова, сравнивая этот раздел с Евреям 1:10−12, мы узнаем, что здесь Отец говорит со Своим Сыном.

Здесь, как нигде в Библии, мы получаем возможность узнать, о чем говорили между Собой три ипостаси Троицы, когда Господь Иисус искупал грехи мира.

101:2−3 Читая молитву страждущего в стихах 2 и 3, мы не перестаем удивляться тому, что вечный Сын Бога смирил Себя настолько, что был послушен даже до смерти, даже смерти на кресте.

Иисус, Помощник, Целитель, Друг;
Почему, скажите мне, почему Он там?

Мы слышим, как Он умоляет Господа услышать Его молитву, быть рядом с Ним в печали, скоро ответить Ему.

101:4−8 Потом Он описывает некоторые из страданий, которые Ему пришлось претерпеть как Человеку скорбей. Он понимал, что жизнь Его подходит к концу; Его дни исчезли, как дым. Его тело горело в огне лихорадки. Его внутренние органы словно были поражены и иссохли, так что Он забыл о голоде. Его мучения продолжались столько, что от Него остались только кожа и кости. Как пеликан в пустыне, как филин на развалинах, Он одинок, Он в отчаянии. Конечно же, заснуть Он не мог. Оставленный Богом и людьми, Он был, как одинокая птица на кровле.

101:9−12 Его враги оскорбляли Его. Его имя использовалось как проклятие. (До сих пор сокращенная форма еврейского имени Yeshua, Yeshu, используется Его врагами как проклятие, означающее: «Пусть имя Его не упоминается больше на земле»). Пепел тоски — Его хлеб, слезами печали разбавлено Его питье.

В целом Он понимает, что страдает из-за Божьего гнева и негодования. Бог гневается не лично на Него, а на наши грехи, которые Агнец Божий принял на Себя, когда тело Его было вознесено на древе. Оставленный Богом, Он чувствовал Себя вознесенным и низвергнутым. Дни Его угасают, как тень, жизнь Его иссохла, как трава.

101:13−16 Теперь Бог отвечает Господу Иисусу, укрепляя и ободряя Его.

Называя Своего Сына Господом, Он напоминает Ему, что Он вовек пребывает, что память о Нем в род и род. Хотя Он умрет, Он восстанет и вознесется на небеса. Потом Он вернется на землю как Лев из колена Иудина и умилосердится над Сионом. Это будет время, когда избранный народ, на время отвергнутый, снова будет помилован. Ожидая этого возрождения, люди Израиля возлюбили камни Сиона и о прахе его жалеют. Это проявляется, в частности, в почитании Западной стены, известной как Стена плача, и сентиментальной привязанности к старому городу Иерусалима. Когда Сион снова будет приветствовать своего Царя, языческие народы убоятся имени Господа, и все цари земные будут воздавать Ему почет.

101:17−23 В стихах 17−23 нет личных местоимений первого и второго лица, только личные местоимения третьего лица. Мы предполагаем, что это голос Святого Духа, описывающего будущее возрождение Израиля во время правления Христа. Мессия вернется во власти и великой славе и восстановит Сион. В тот день Его народ в рассеянии получит ответ на свои молитвы. Они увидят, что молились не напрасно. Будущие поколения смогут прочесть чудесную сагу о том, как Господь взглянул с небес, услышал крики Своего гонимого, рассеянного народа и вернул его в землю Израиля. Когда народы соберутся в Иерусалиме, чтобы поклоняться Господу, они вспомнят, как Он освободил узников и осужденных, и будут восхвалять Господа за Его благодать, дарованную Израилю.

101:24−29 Теперь псалом возвращается к Господу, умирающему на кресте. Он был еще молод в то время — немногим старше тридцати. Но Его силы уже были подорваны. Его жизнь должна была преждевременно оборваться. Поэтому Он молится: «Боже мой! не восхити меня в половине дней моих».

Бог немедленно отвечает Ему (ст. 25б): «Господи, живи вечно» (САВ).

Мы знаем, что здесь говорит Бог, потому что эти слова вкладываются в уста Бога Отца в послании к Евреям 1:10−12. Обратите внимание, что Бог говорит о Своем Сыне:

Он активно участвовал в сотворении: Он основал землю, и небеса — дело Его рук. Творение погибнет, а Он пребудет. Творение износится и будет сменено на лучшее, как риза. Но Христос неизменен и вечен.

Он не только вечен, Он обеспечивает вечность Своему народу и их потомству. Сыны рабов Его будут жить, и семя их тоже будет жить под Его защитой.

Примечания:

 
Синодальный перевод
19 грядущее — приходящее, следущее; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.