Притчи 18 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Синодальный перевод (МП)

 
 

Живущий обособленно потакает себе во всем, а на всякое здравое слово бранится.[71]
 
Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

Нет глупцу радости в понимании — рад он лишь высказать свое мнение.
 
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

Вслед за нечестием идет презрение, а со срамом приходит бесславие.
 
С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.

Слова человеческих уст — глубокие воды[72]; источник мудрости — текущий поток.
 
Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.

Нехорошо быть пристрастным к злодею и лишать правосудия невиновного[73].
 
Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Язык глупца ведет его к ссоре, его уста навлекают побои.
 
Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.

Уста глупца — его гибель, его язык — для него же западня.
 
Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его. [Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.]

Слова сплетен — как лакомые куски, что проходят вовнутрь чрева.
 
Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

Ленивый в своей работе — брат разрушителя.
 
Нерадивый в работе своей — брат расточителю.

Имя[74] Господне — крепкая башня; убежит в неё праведник — и будет спасен.
 
Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен.

Состояние богатого — укрепленный город; высокой стеной представляется ему оно.
 
Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.

Перед падением человеческое сердце заносится, а смирение предшествует славе.
 
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.

Отвечать, не выслушав, это глупость и стыд.
 
Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.

Дух человека подкрепляет его в болезни, но если дух сокрушен — кто в силах снести его?
 
Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его?

Разум рассудительного приобретает знание, и уши мудрых ищут его.
 
Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.

Подарок открывает человеку путь и приводит его к вельможам.
 
Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.

Кто первым изложит дело, тот выглядит правым, пока другой не придет и не расспросит его.
 
Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.

Жребий решает споры, и разнимает сильных соперников.
 
Жребий прекращает споры и решает между сильными.

Обиженный брат неприступнее крепости; ссоры разделяют подобно засовам ворот.
 
Озлобившийся брат [неприступнее] крепкого города, и ссоры подобны запорам замка.

Красноречием человек может наполнять свой желудок, словами своими — зарабатывать себе на жизнь.[75]
 
От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.

У языка — сила жизни и смерти, те, кто любит его, будут вкушать его плоды.
 
Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.

Нашедший жену нашел благо и приобрел от Господа расположение.
 
Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив.]

Бедняк о милости молит, а богач отвечает грубо.
 
С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.

Есть друзья, с которыми лучше не знаться,[76] но истинный друг ближе иного брата.
 
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [71] — Смысл этого места в евр. тексте неясен.
4 [72]Глубокие воды. Это выражение можно понимать двояко: 1) слова людей, зачастую, скрытны, неоднозначны, темны как глубокие воды; 2) слова, сказанные мудрым человеком, несут в себе глубокие мысли.
5 [73] — Или: праведника.
10 [74] — В древности имя несло в себе важную информацию, будучи большим, чем просто личное название кого-либо. Оно говорило, кем является данная личность, раскрывая его природу и характер. Другими словами, имя ГосподнеСам Господь.
20 [75] — Букв.: « Плодами уст человек может наполнять свой желудок; он насыщается жатвой своего языка».
24 [76] — Или: « Иные друзья лишь играют в дружбу…»
 
Синодальный перевод (МП)
8 наушник — сплетник, клеветник, доносчик, шепчущий на ухо.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.