Исход 20 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Все эти слова сказал тогда Бог:1
2 «Я — ГОСПОДЬ, Бог твой, Который вывел тебя из Египта, где ты был рабом.2
3 Других богов, кроме Меня, быть у тебя не должно.
4 Не сотвори себе кумира3 — никаких изображений того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли.
5 Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я — ГОСПОДЬ, Бог твой, Бог, Который ожидает безраздельной преданности Себе,4 Который и с детей взыскивает за грехи, что родители им передают до третьего и даже четвертого поколения, продолжающих отвергать5 Меня.6
6 Но тем, кто любит Меня и соблюдает заповеди Мои, Я милость творю и в тысячном поколении.
7 Не произноси без нужды7 имя ГОСПОДА, Бога твоего, — не посчитает Он невинным того, кто это делает.
8 Помни день субботний — да будет священным он для тебя!
9 Работай шесть дней и делай всё, что необходимо,
10 а седьмой день — суббота, день, посвящаемый ГОСПОДУ, Богу твоему. Никакой работой не занимайся в сей день, и не только ты сам, но и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и скот твой, и человек пришлый, у вас поселившийся.
11 Ибо ГОСПОДЬ за шесть дней создал небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой Он пребывал в покое. Потому и благословил ГОСПОДЬ день субботний и освятил его.
12 Почитай отца своего и мать свою, чтобы жил ты долго на земле, которую дарует тебе ГОСПОДЬ, Бог твой.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.8
15 Не кради.
16 Не давай ложных показаний против9 ближнего твоего.
17 Не желай завладеть тем, что принадлежит10 ближнему твоему: не обольщайся мыслью взять себе его жену или присвоить себе раба его, рабыню, быка или осла. Никто и ничто из всего, что есть у ближнего твоего, пусть не прельщает тебя».
18 Когда все собравшиеся вокруг горы11 услышали раскаты грома и трубный звук, увидели пламя и гору, сокрытую в дыме, затрепетали они и, подавшись назад, стали поодаль.
19 «Говори ты с нами, — сказали они Моисею, — и мы будем слушать, только не говорил бы с нами Бог — мы не вынесем этого, погибнем».
20 «Не бойтесь! — успокаивал их Моисей. — Бог сошел, чтобы испытать вас: Он хочет, чтобы, благоговея перед Ним, вы не грешили».
21 И всё же народ так и стоял в отдаленье, наблюдая за тем, как Моисей приблизился к той мгле, где ждал его Бог.
22 И тогда ГОСПОДЬ велел Моисею: «Передай сынам Израилевым: „Вы были при этом и сами убедились, что это Я обращался к вам с неба.
23 Так не пытайтесь же создать себе какое-либо божество вместо Меня: богов серебряных и золотых не делайте себе!
24 Воздвигни лишь жертвенник для служения Мне, сделай его из комьев земли12 и на нем приноси свои всесожжения и жертвы благодарственные;13 и пусть будут они, жертвы эти, из мелкого твоего и крупного рогатого скота. На всяком месте, Мной для богопоклонения избранном, везде, где имя Мое почитаемо14 будет, Я буду являться и благословлять тебя.
25 Если же захочешь поставить Мне жертвенник из камней, то не воздвигай его из отесанных, ведь всякий инструмент для обтесывания осквернит их.
26 И не восходи к жертвеннику Моему по ступеням, дабы не открылась над ним твоя нагота“.

Новой Женевской Библии

20:1−26 Одним из величайших событий в истории Израиля и всего человечества явилось получение закона. Закон был дан израильтянам не для того, чтобы соблюдением его они достигли праведности (Рим 3:20; Гал 3:11). Праведность (оправдание) пред Богом всегда обреталась верой в Него и доверием к Нему (см. Быт 15:6; Рим 4:3, 22; Гал 3:6). Закон, как воспитательное средство, был дан человеку для осознания им своей греховности (Рим 3:20; Рим 5:13; Рим 7:7, 25) и своего несоответствия тому образу, по которому Господь Бог создал его. Закон помогает человеку познать самого себя и прийти к выводу, что «не живет во мне... доброе» (Рим 7:18). О законе сказано: «Для чего же закон? Он дан ... по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал 3:19−24).

Закон, как он изложен в книге Исход, состоит из трех частей: Десятисловие (20:1−21); книга Завета — гражданские и религиозные правила (20:22 — 24:11) и церемониальные установления (24:12−31:18). См. статью «Три цели закона».

20:1−2 См. статью «Закон Божий».

И изрек Бог все слова сии. Указание, что Десятисловие и другие установления даны Самим Богом. Десять Заповедей, названные (буквально) Десятисловием в 34:28, являются основой всех религиозных и гражданских законов Израиля (в христианский период — не только Израиля) и ключом к пониманию их. Десятисловие как бы состоит из двух частей: первые четыре заповеди — о взаимоотношениях с Богом, остальные шесть — о взаимоотношениях людей друг с другом, а также человека и общества.

20:2 Я Господь, Бог твой. Основа закона и основание веры.

20:3−6 См. статью «Синкретизм и идолопоклонство».

20:3 пред лицем Моим. Или «в Моем присутствии».

20:4 кумира. Изваяние, сделанное из дерева, камня или металла. Это запрещение могло относиться к изображениям Господа, поскольку поклонение другим богам исключается (ст. 2). С другой стороны, слова «никакого изображения» (или «в какой-либо форме») предполагают, что здесь имеются в виду языческие идолы. Запрещение основано на том, что Бог Сам являет Себя. В нужное время Он явил Свой собственный образ: Иисус Христос — образ Бога в телесном виде (Кол 1:15; Кол 2:9).

20:5 ревнитель. Т.е. не допускающий компромиссов.

20:6 творящий милость. Любовь Бога — это преданность избранному народу, скрепленная благодатью Его завета. до тысячи родов. См. Втор 7:9.

20:7 не произноси имени Господа... напрасно. Имя Господа должно почитаться, ибо оно является откровением Божиим. Иисус Христос учил Своих учеников почитать имя Бога в молитве; на кресте Он прославлял имя Своего Отца (Мф 6:9; Ин 12:27−28).

20:8 день субботний. См. ком. к Быт 2:4. Суббота является прообразом покоя, который обретается лишь во Христе (Мф 11:28; Кол 2:16−17).

20:12 отца твоего и мать. Эта заповедь, а также подразумеваемое наказание, связанное с нарушением Божиего повеления, являются уникальными среди всех Десяти Заповедей. Почитание отца и матери, повиновение им детей являются источником благоденствия отдельных семей, целых поколений и всего народа Божиего. Крепкие своей нравственной связью и духовной общностью, такие семьи не только сохранят себя от распада, но и создадут прочное, долговечное общество. Распад семьи — признак близкой гибели всего народа, и, напротив, прочная семья — залог незыблемости общества.

20:13 не убивай. Утверждается святость человеческой жизни. Никто, кроме Бога, не может даровать жизнь, никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее.

20:14 не прелюбодействуй. Прелюбодеяние является попранием установленных Богом брачных отношений (Быт 2:24; Мф 19:4−6). Кроме того, понятие прелюбодеяния связывалось с «хождением вслед чужим богам».

20:15 не кради. Уважение к чужой собственности является уважением прав другого человека.

20:16 См. статью «Правдивость речи, клятвы и обеты».

ложного свидетельства. Ср. Мф 5:37; Мф 12:36.

20:17 не желай. См. Мф 6:8: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду». Бог подает все необходимое для жизни.

20:18 народ отступил. Благоговение, признающее Божию силу и славу, несовместимо с грехом (ст. 20). Подобное благоговение ощущается сильнее в новозаветном поклонении (Евр 12:28−29).

20:19 говори ты с нами. Здесь признается авторитет Моисея как Божиего посредника. Вероятно, Бог произносил слова закона перед всем народом израильским, который не смог вынести устрашающего гласа Божия.

20:24 всесожжения твои и мирные жертвы. Здесь упоминаются только два вида жертв; в книге Левит говорится о значительно большем их числе. Мирная жертва приносилась всем обществом израильтян. Часть ее сжигалась на жертвеннике, а остатки делились между тем, кто ее приносил, и священниками (18:12). Эти жертвы приносились не только священниками, они были обязательны для всех израильтян (ст. 22).

20:25 осквернишь их. Камни на жертвеннике считались оскверненными, если они обрабатывались рукою человека. Жертвенник всесожжения для скинии был изготовлен из дерева, оббитого медью, внутри был полый (27:8) и заполнялся землей или неотесанными камнями.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Десять заповедей (ст. 2−17) обычно разделяются так: I — ст. 2, 3; II — ст. 4−6; III — ст. 7; IV — ст. 8−11; V — ст. 12; VI — ст. 13; VII — ст. 14; VIII — ст. 15; IX — ст. 16; X — ст. 17.
2  [2] — Букв.: из дома рабства.
4  [3] — Или: изваяние идола / истукана.
5  [4] — Букв.: Бог ревнующий; применительно к Богу евр. канна означает, что Он ожидает исключительной посвященности (34:14), что Он совершенно непримирим ко греху (Чис 25:11) и что Он горячо вступается за находящихся в опасности (ср. Иоиль 2:18).
5  [5] — Или: ненавидеть.
5  [6] — Бог не наказывает детей за грехи родителей (Втор 24:16 и Иез 18:20), но предупреждает: грех заразителен и неблагоприятно сказывается на судьбах их потомков.
7  [7] — Или: для обмана; или: попусту / без должного благоговения.
14  [8] — Или: не изменяй; или: не совращай чужую жену; или: не распутствуй.
16  [9] — Или: не клевещи / не наговаривай на.
17  [10] — Букв.: не желай дома — здесь евр. бет (дом) используется в широком смысле: свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство
18  [11] — Букв.: весь народ.
24  [12] — Всё, связанное с богослужением, должно было быть создано из подручных средств, а не из сделанных рукой человека, чтобы не стать предметом поклонения.
24  [13] — См. примеч. к 24:5.
24  [14] — Букв.: вспоминаемо; или: провозглашаемо.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.