Исход 32 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда люди увидели, что Моисея нет с ними — он не сходит с горы, это повергло их в страх и разочарование.1 Они обступили Аарона и потребовали от него: «Хватит ждать! Сделай нам бога,2 который бы зримо шел перед нами! Не знаем, что случилось с этим человеком, Моисеем, который вывел нас из Египта!»
2 Аарон уступил им: «Что ж, соберите все серьги золотые, что носят жены ваши, сыновья и дочери, и принесите их мне».
3 Народ так и сделал: собрал все золотые серьги свои и принес их Аарону.
4 Тот взял всё, что ему дали, и тут же начал переплавлять золото. Так он сделал тельца, обложив золотом деревянное резное изваяние его.3 Народ восторженно кричал: «Вот божество твое, Израиль! Вот кто вывел тебя из Египта!»
5 Аарон же, увидев это, поставил перед тельцом жертвенник и объявил всем: «Завтра — праздник, ГОСПОДУ посвященный!»
6 На другой день, встав рано утром, они принесли некоторых животных в жертву, целиком сжигаемую, а некоторых — в жертву благодарственную.4 После того они устроили праздничное пиршество: ели и пили, а потом, по языческому обычаю, предались разврату.5
7 ГОСПОДЬ тогда сказал Моисею: «Возвращайся скорее назад, ибо растлился твой народ, который ты из Египта вывел.
8 Как быстро совратились они с пути, которого Я повелел им твердо держаться: сделали себе идола — тельца литого — и стали ему поклоняться, ему жертвы приносят и говорят при этом: „Израиль! Вот божество твое! Вот кто вывел тебя из Египта!“»
9 К сему ГОСПОДЬ прибавил: «Смотрю Я на этот народ: ну и упрям же он!
10 Потому оставь Меня теперь, дабы низвел Я на них огонь гнева Своего и истребил их! А от тебя Я произведу великий народ».
11 Но Моисей стал умолять ГОСПОДА, Бога своего: «ГОСПОДИ, зачем тебе так сильно гневаться на народ сей, на тех, кого из Египта Ты вывел, явив великую силу и могущество руки Своей?
12 Зачем давать повод египтянам осыпать насмешками нас: „Со злым умыслом Он увел их, увел, чтоб в горах погубить, стереть их с лица земли“? Смени Свой гнев на милость и не карай бедствием народ Свой!
13 Вспомни Авраама, Исаака и Израиля,6 рабов Твоих, коим Ты клялся Самим Собою: „Великим сделаю потомство ваше, неисчислимым, как звезды небесные“. Вспомни, что обещал Ты им: „Всю эту землю, о которой сказал вам, дам потомкам вашим, и будут владеть они ею вечно“».
14 И смилостивился ГОСПОДЬ: отменил Он то бедствие, кое намеревался навести на народ Свой.
15 Моисей отправился в обратный путь. Стал он спускаться с горы, держа в руках две скрижали Закона.7 На скрижалях были письмена с обеих сторон: и спереди, и сзади.
16 Сами эти скрижали были делом рук Божьих, и письмена на них были письменами Божьими.
17 Тут Иисус услышал шум и крики людей. «Шум сражения в стане», — предположил он.
18 «Нет, — ответил ему Моисей, —

то не крик победителей
и не стенание побежденных.
Звуки песен я слышу!»

19 И в самом деле, когда Моисей приблизился к стану, он увидел тельца и буйные пляски. Гнев охватил его — он разбил скрижали о камни, бросив их у горы,
20 схватил тельца, коего они изваяли, в огне сжег его, оставшееся от него стер в порошок. Порошок этот в воду высыпал Моисей и заставил всех израильтян пить ее.
21 А затем он спросил Аарона: «Чем досадил тебе этот народ, что ты ввел его в такой тяжкий грех?»
22 «Не гневайся, господин мой! — ответил Аарон. — Ты ведь сам знаешь этих людей: необузданны они, на зло падки.
23 Они вынудили меня, потребовали: „Сделай нам бога, который повел бы нас за собой. Мы ведь не знаем, что случилось с этим Моисеем, человеком, который вывел нас из Египта“.
24 Вот я и сказал им: „У кого есть золото, снимите с себя“. Они отдали мне золото, и я бросил его в огонь. И вышел этот телец».
25 Моисей увидел, что люди впали в безудержное распутство (Аарон дал волю этому проявиться, врагам на осмеяние).
26 Встал тогда Моисей у входа в стан и возгласил: «Кто за ГОСПОДА — ко мне!» И собрались вокруг него все сыновья Левия.
27 Моисей сказал им: «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: „Возьмитесь за мечи и пройдите по всему стану, из конца в конец; убейте каждого отступника, любого, кто бы ни был он — брат ли ваш, друг или сосед“».8
28 И сыновья Левия сделали, как повелел Моисей. До трех тысяч человек погибло в тот день из народа израильского.
29 Всё было по слову Моисея: «Сегодня, когда каждый из вас идет против сына своего либо брата, посвятите себя9 на служение ГОСПОДУ, и да ниспошлет Он вам благословение!»
30 На другой день Моисей сказал всему уже народу: «Великий грех совершили вы. Опять пойду я к ГОСПОДУ и, быть может, смогу восстановить ваше с Ним единение, нарушенное грехом, который вы сделали».10
31 И возвратился Моисей к ГОСПОДУ и воззвал к Нему: «Увы, в грех великий впал народ этот: бога из золота сделал себе, поклоняться стал ему!
32 Если бы Ты на сей раз простил их грех!.. А если нет, тогда, молю Тебя, вычеркни11 и мое имя из книги Твоей, книги, Тобой написанной о тех, кому жить суждено ».
33 Но ГОСПОДЬ возразил ему: «Всякого, кто согрешил предо Мной, из книги Моей вычеркну.
34 А теперь ступай и веди этот народ туда, куда Я указал тебе; и помни, Ангел Мой всегда будет идти перед тобой. Но им, согрешившим, Я всё же воздам, когда придет день возмездия Моего».
35 (Покарал ГОСПОДЬ израильтян за тельца, которого они сделали, того, что отлил для них Аарон.)

Новой Женевской Библии

32:1 не знаем. Поведение израильтян объясняется именно этим словом: они еще не знали Бога и не осознавали различия между Господом и золотым тельцом.

32:4 тельца. Телец как символ божества был широко известен в древнем мире. Возможно, здесь имеется в виду изваяние Аписа, египетского бога, ассоциированного с быком. По всей вероятности, Аарон пытался загладить вину народа и оправдать отступничество построением жертвенника и провозглашением праздника Яхве. Израильтяне, принеся жертвы тельцу, сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» В этом возгласе Аарон усмотрел обращение к Яхве. Он, возможно, вообразил, что народ поклонялся тельцу как символу Господа (разумеется, это нельзя считать оправданием, даже в этом случае израильтяне были виновны в идолопоклонстве). В возгласе народа используется глагол в форме множественного числа («вывели») с существительным Элохим («Бог» или «боги»). Если это существительное обозначало Бога, с ним всегда употреблялся глагол в форме единственного числа. Народ обратился за водительством к золотому тельцу, грубо извратив слова Господа (20:2).

32:5 праздник. Возможно, Аарон имеет в виду праздник, упомянутый в 3:19, который также следовало отметить на горе Синай. Первая, вторая, третья и, возможно, седьмая заповеди были грубо нарушены, но особенно подчеркивается нарушение второй заповеди. Золотой телец символизировал решимость израильтян иметь такого Бога, который отвечал бы их собственным представлениям. Действительный, истинный символ Божиего присутствия, которого требовал народ, в этот момент был дан Моисею на горе Синай.

32:6 играть. После еды народ, вероятно, стал предаваться распутству (Быт 26:8; Быт 39:14, 17). Это в корне отличается от трапезы, описанной в 24:11.

32:7 народ твой, который ты вывел. Господь обещал патриархам (Иакову) вывести из Египта народ, который произойдет от него. Но из Египта вышли не духовные потомки Иакова и патриархов, а язычники, поклоняющиеся тельцу. Этими словами Господь как бы говорит, что идолопоклонники не имеют отношения к обетованиям, данным Аврааму, Исааку и Иакову. Кроме того, эти слова являются ответом на утверждение израильтян: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской».

32:9 жестоковыйный. Непокорный, упрямый.

32:10 произведу многочисленный народ от тебя. В духовном смысле это и произойдет, поскольку вера Моисея станет верой народа израильского (в новом поколении, родившемся и возмужавшем в пустыне).

32:13 Израиля. Обычно после имен Авраама и Исаака называлось имя Иакова, но Моисей заменяет его именем Израиль в соответствии со сложившейся ситуацией.

32:14 отменил. Господь не отменяет Своих решений, но Он внял и заступничеству Моисея, совместив таким образом Свою волю и горячие просьбы Моисея (ст. 34). См. статью «Духовная природа Божества».

32:15 две скрижали откровения. Евреи делят заповеди на две группы (по количеству скрижалей) по пять на каждой скрижали. Кальвин, как и Августин, делит заповеди также на две группы — четыре и шесть заповедей, помещая все обязанности по отношению к Богу на первой скрижали, а по отношению к человеку — на второй. Когда Иисус Христос свел число заповедей только к двум (Мф 22:34−40), Он мог подразумевать именно такое деление.

32:16 дело Божие... письмена Божии. Особое внимание обращается на божественное происхождение скрижалей, которые были разбиты. См. статью «Слово Божие: Писание как откровение».

32:18 голос. Моисей отвечает Иисусу Навину яркой поэтичной фразой, в которой три раза используется слово, означающее «пение». Буквально она звучит так: «Это не звук воспевания победы и не звук отпевания поражения, но звук пения слышу я».

32:19 и разбил их. Разбитые скрижали завета символизируют нарушенный завет.

32:20 сжег его. Возможно, телец был сделан из дерева и обложен золотом. Израиль был вынужден «испить свой грех» в знак того, что следует понести наказание за него (позднее горькую воду должна была пить жена, нарушившая супружескую верность; Чис 5:18−22). Израиль, дщерь Сиона, была неверна своему Супругу.

32:21−24 народ сей. Аарон защищается, обвиняя народ в неверности и заявляя о чудесном происхождении тельца. Поведение Аарона во время этого эпизод свидетельствует о том, что левитскому священству с самого его зарождения были свойственны отступления и грехопадения.

32:26 кто Господень. Только сыны Левия, к которым принадлежал и сам Моисей, откликнулись на призыв силой подавить восстание. Нам не сообщается, каким образом левиты находили отступников. Однако они были готовы использовать меч Божиего суда против ближних и даже против членов собственных семей.

32:30 я взойду к Господу. Несмотря на то, что восстание было подавлено, вина Израиля все еще не была искуплена. Моисей вновь вынужден оставить израильтян и взойти на гору, чтобы встретиться с Господом.

32:32 изгладь и меня из книги Твоей. По всей видимости, имеется в виду книг переписи народа (Пс 55:9; Ис 4:3; Мал 3:16), подобная книге исчисления Израиля (ср. книга Чисел).

32:33 того, кто согрешил. Моисей не мог, жертвуя собой, совершить умилостивление за грех народа, и потому самопожертвование его не было принято. См. статью «Посредническое служение Христа».

32:34 Я посещу их за грех их. Целое поколение израильтян, за исключением Иисуса Навина и Халева, погибло в пустыне.

32:35 поразил. Эта непосредственная Божия кара стала добавлением к поражающему мечу левитов и, по-видимому, была кратковременной. Наказание же на этом не кончается.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: когда люди увидели, что Моисей задержался на горе и не сходит вниз.
1  [2] — Или: богов; то же в ст. 4, 8.
4  [3] — Или (ближе к букв.): он изготовил литого тельца — слово «литой», евр. массеха, в ВЗ относилось как к деревянным изображениям идолов с металлическим покрытием, так и к отлитым из металла.
6  [4] — См. примеч. к 24:5.
6  [5] — Букв.: стали играть / забавляться.
13  [6] — Т. е. Иакова.
15  [7] — Или: скрижали Свидетельства; см. примеч. к 16:34.
27  [8] — Или: родственник (какой); букв.: ближний.
29  [9] — Букв.: наполните свои руки — эта фраза употреблялась при посвящении на служение во Святилище. Она означала: возьмите (в свои руки) жертву для Бога, и так да совершится ваше поставление во священство.
30  [10] — Или: смогу получить прощенье для вас, пред Ним согрешивших.
32  [11] — Букв.: сотри / загладь; то же в ст. 33.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.