— Ты, конечно, понимаешь, что ты со своими людьми должен выступить со мной в войске.
— Хорошо. Ты узнаешь, что может сделать твой слуга.
Ахиш ответил:
— Прекрасно! Я на всю жизнь сделаю тебя своим телохранителем.
— Найдите мне женщину, вызывающую умерших. Я пойду к ней и спрошу её.
— В Эн-Доре есть одна вызывательница умерших, — сказали ему слуги.
— Спроси для меня духа, — сказал он, — и вызови мне того, кого я тебе назову.
— Ты, конечно, знаешь о том, что сделал Саул. Он выгнал из страны вызывателей умерших и чародеев.[106] Зачем же ты расставляешь ловушку мне на погибель?
— Верно, как и то, что жив Господь: ты не будешь за это наказана.
— Кого же тебе вызвать?
— Вызови мне Самуила, — сказал он.
— Почему ты меня обманул? Ты Саул!
— Не бойся. Что ты видишь?
Женщина сказала:
— Я вижу духа[107], который поднимается из земли.
— Поднимается старик, одетый в верхнюю одежду, — сказала она.
Тогда Саул понял, что это Самуил, и в знак почтения поклонился до земли.
— Зачем ты тревожишь меня? Зачем вызываешь?
— Я в большой беде, — сказал Саул. — Филистимляне воюют со мной, а Бог от меня отвернулся. Он больше не отвечает мне ни через пророков, ни в сновидениях. Поэтому-то я и позвал тебя, чтобы ты сказал мне, что мне делать.
— Твоя служанка послушалась тебя. Рискнув жизнью, я сделала то, что ты мне сказал.
— Я не буду есть.
Но его люди присоединились к уговорам женщины, и он послушался их. Он поднялся с земли и сел на постель.
28:1 да будет тебе известно. Анхус этими словами дает понять, что его благорасположение к Давиду не безусловно и требует подтверждения конкретными действиями.
28:2 сделаю тебя хранителем головы моей. Т.е. телохранителем — особо доверенным лицом.
28:3 И умер Самуил. См. 25:1 и ком.
Саул же изгнал волшебников и гадателей из страны. Несмотря на то, что изгнание Саулом волшебников и гадателей полностью соответствует закону Моисееву (Лев 19:31; Втор 18:11), этот поступок не может еще служить достаточным доказательством его ревности о соблюдении закона, поскольку подобные изгнания порой практиковались и языческими царями.
28:4 в Сонаме. Сонам располагался на юго-запад от Галилейского моря. В Сонаме был лагерь филистимлян накануне сражения на горе Гелвуе, на которой Саул и нашел свою смерть (гл. 31).
на Гелвуе. В данном случае имеется в виду либо горная цепь, которая берет начало несколько южнее Сонама и пролегает вдоль восточного края Изреельской долины, либо одноименное поселение, расположенное в этой горной цепи.
28:5 и крепко дрогнуло сердце его. См. 17:11 и ком.
28:6 Господь не отвечал ему. Саул обращается к Господу, движимый не благочестием, а страхом (ст. 5), и потому, как и было в свое время предсказано Самуилом (8:18), Бог оставляет его обращение без ответа.
ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков. Отвергая Господа, и как следствие этого, сам отвергнутый Им (см. 15:23 и ком.), Саул лишен возможности получить ответ на свои обращения к Богу. Также маловероятно, чтобы хоть один из истинных пророков сопутствовал Саулу. Кроме того, подлинный ефод с уримом и туммимом (см. ком. к 2:28) также находился у Давида, попав к нему благодаря Авиафару (23:6).
28:7 Сыщите мне женщину волшебницу. Несмотря на то, что Саул сам своим приказом изгнал из страны волшебников и гадателей (см. ком. к ст. 3), он не сомневается, что его слуги легко смогут найти одну из волшебниц.
в Аэндоре. По свидетельству Нав 17:11−12, район Аэндора находился под сильным влиянием хананеев. Для того, чтобы оказаться в Аэндоре, Саул должен был пройти за боевые порядки филистимлян.
28:12 И увидела женщина Самуила, и громко вскрикнула. Скорее всего, Саулу явился сам Самуил, и его явление ни в коем смысле не следует относить на счет магии, поскольку оно может объясняться только проявлением всевышней воли Господа.
28:14 Тогда узнал Саул, что это Самуил. Очевидно, Саул узнал Самуила, услышав слова волшебницы о том, что ей предстал «муж престарелый, одетый в длинную одежду» (ср. ком. к 2:19).
завтра ты и сыны твои будете со мною. Т.е. среди мертвых (31:2−4).
28:23 не буду есть. См. ком. к 1:7.
28:24 откормленный теленок. Со времени первой встречи Саула с Самуилом, когда Саул был провозглашен спасителем Израиля от филистимлян (ср. 9:16) и принимал праздничное угощение от пророка (9:22−24), многое изменилось. Теперь, после последней встречи с Самуилом накануне неминуемого поражения Израиля от филистимлян и собственной гибели, Саул принимает угощение из рук волшебницы из Аэндора.