1 Царств 8 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Состарившись, Самуил назначил судьями над Израилем двух своих сыновей.
2 Его первенца звали Иоиль, а второго сына — Авия. Они были судьями в Вирсавии.
3 Но его сыновья не следовали по отцовским стопам. Они гонялись за нечестной наживой, брали взятки и извращали правосудие.
4 Все старейшины Израиля собрались вместе и пришли к Самуилу в Раму.
5 Они сказали ему:
— Ты стар, а твои сыновья не следуют по твоим стопам. Поставь же над нами царя, чтобы он вел нас, как это есть у всех других народов.
6 Но когда они сказали: «Дай нам царя, чтобы он вел нас», — это не понравилось Самуилу. Он помолился Господу,
7 и Господь сказал ему:
— Послушайся всего, что говорит тебе народ. Не тебя они отвергли, они отвергли Меня как своего Царя.
8 Как они поступали с того дня, как Я вывел их из Египта, и до сегодняшнего дня, оставляя Меня и служа другим богам, так они поступают и с тобой.
9 Итак, послушайся их, но строго предупреди и расскажи, что станет делать царь, который будет ими править.
10 Самуил пересказал все слова Господа народу, который просил у него царя.
11 Он сказал:
— Вот что станет делать царь, который будет вами править: он возьмет ваших сыновей и заставит их служить при своих колесницах и лошадях, и они будут бегать перед его колесницами.
12 Некоторых он назначит начальниками над тысячью воинами, а некоторых — над пятьюдесятью. Одним он повелит пахать его землю и собирать его урожай, а другим — делать воинское оружие и снаряжение для его колесниц.
13 Он возьмет ваших дочерей, чтобы они приготавливали благовония, готовили пищу и пекли хлеб.
14 Он возьмет у вас лучшие поля, виноградники и оливковые рощи и отдаст их своим слугам.
15 Он возьмет десятую часть вашего зерна и винограда и отдаст своим приближенным и слугам.
16 Ваших слуг и служанок, и ваших юношей, и ваших ослов он заберет себе.
17 Он возьмет десятую часть вашего мелкого скота, а сами вы станете у него рабами.
18 Когда этот день наступит, вы взмолитесь об избавлении от царя, которого выбрали, но Господь не ответит вам.
19 Но народ отказался слушать Самуила.
— Нет! — сказали они. — Мы хотим, чтобы над нами был царь.
20 Тогда мы будем, как все другие народы: царь будет править нами, выходить перед нами и вести наши войны.
21 Услышав всё, что сказал народ, Самуил повторил это перед Господом.
22 Господь ответил:
— Послушайся их и дай им царя.
Тогда Самуил сказал израильтянам:
— Идите каждый в свой город.

Новой Женевской Библии

8:5 поставь над нами царя. Справедливые сами по себе (см. ст. 1−3) причины, которыми старейшины обосновывали необходимость поставить над Израилем царя, оказались лишь предлогом; на самом деле израильтянами двигало желание стать «как прочие народы» (ср. заключительные слова данного стиха и ст. 20).

чтобы он судил нас. Другое возможное прочтение: «чтобы он вел нас».

8:7 не тебя они отвергли. Услышав слова старейшин о том, что нужен царь, который бы судил народ Израиля (см. ком. к ст. 5), Самуил счел, что они выступали лично против него (ст. 6). Однако, как указал ему Господь, за выступлением старейшин стояло гораздо большее нечестие.

отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Греховность требования старейшин связана не с идеей воплощаемой человеком царской власти как таковой, ибо, как известно, приход земного царя на престол Израиля предвосхищался еще задолго до описываемого момента (см. ком. к 2:10), но с тем, что, высказывая такое требование, старейшины нарушали заветные отношения с Богом (см. Чис 23:21; Втор 33:5 и ком.). Как явствует из слов Самого Господа, приводимых в данном стихе и в следующем за ним, старейшины Израиля согрешили тем, что пожелали вместо Царя Господа иметь царем себе подобного (10:17−19; 12:12−20).

8:10 народу, просящему у него царя. Уже во второй раз в Первой книге Царств встречается ситуация, когда о человеке «просят». В ответ на первую просьбу (просьбу Анны) был дан Самуил. На вторую же будет дан Саул.

8:11 вот какие будут права царя. Злоупотребления, о которых говорится в ст. 11−17, имели место у соседних с Израилем народов.

к колесницам. См. 2Цар 8:4; 2Цар 15:1; 3Цар 4:26; 3Цар 10:26−29.

будут они бегать пред колесницами его. Ср. как поступали Авессалом (2Цар 15:1) и Адония (3Цар 1:5).

8:12−14 тысяченачальниками и пятидесятниками... поля ваши и виноградные и масличные сады ваши. См. ком. к 22:7.

8:15−17 возьмет десятую часть. Требуя себе десятую часть урожая, царь либо присвоит то, что принадлежит Богу (см. Лев 27:30−32; Втор 14:22, 28), либо возложит на плечи народа груз новых податей.

8:18 не будет Господь отвечать вам. Исходя из последствий описанных здесь событий, предпочтение Израилем земного царя Господу в религиозном смысле равнозначно отвержению Господа во имя поклонения ложным богам (Суд 10:10−14).

8:20 как прочие народы. См. ком. к ст. 5.

вести войны наши. Данные слова явно противопоставлены выражению «войны Господни» (18:17; 25:28).

8:22 послушай голоса их, и поставь им царя. Господь не противодействует свободному волеизъявлению Своего народа. По милости Своей Он готов дать народу царя и благословить его, но этот царь будет не таким, каким он представляется народу (см. ком. к 10:1, 7). Поскольку в данной ситуации воцарение земного царя сопряжено с изменой Богу, Израилю предстоит пострадать в его правление так же, как страдали под своими царями прочие народы.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.