1 Царств 16 глава

Первая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Господь сказал Самуилу:
— Сколько ты ещё будешь скорбеть по Саулу? Я отверг его как царя над Израилем. Наполни рог маслом и отправляйся в путь. Я посылаю тебя к Иессею из Вифлеема. Я выбрал Себе в цари одного из его сыновей.
2 Но Самуил спросил:
— Как же я пойду? Саул услышит об этом и убьет меня.
Господь ответил:
— Возьми с собой телицу и скажи: «Я пришёл, чтобы принести жертву Господу».
3 Пригласи Иессея к жертве, и Я укажу тебе, что делать. Ты должен помазать Мне того, кого Я укажу.
4 Самуил сделал, как сказал Господь. Когда он пришёл в Вифлеем, старейшины города с трепетом вышли ему навстречу. Они спросили:
— Ты пришёл с миром?
5 Самуил ответил:
Да, с миром. Я пришёл, чтобы принести жертву Господу. Освятитесь и идите к жертве со мной. — Затем он освятил Иессея и его сыновей и пригласил их к жертве.
6 Когда они пришли, Самуил увидел Элиава и подумал: «Конечно, это помазанник Господа стоит здесь перед Господом».
7 Но Господь сказал Самуилу:
— Не смотри на его внешность и на высокий рост, потому что Я отверг его. Господь смотрит не так, как человек. Человек смотрит на внешний вид, а Господь смотрит на сердце.
8 Тогда Иессей позвал Авинадава и провел его перед Самуилом. Но Самуил сказал:
— Господь не выбрал и этого.
9 Тогда Иессей провел Шамму, но Самуил сказал:
— Господь не выбрал и этого.
10 Иессей провел перед Самуилом семерых своих сыновей, но Самуил сказал ему:
— Господь не выбрал их.
11 Он спросил Иессея:
— Все ли твои сыновья здесь?
— Есть ещё самый младший, — ответил Иессей, — но он пасет овец.
Самуил сказал:
— Пошли за ним и приведи его. Мы не сядем, пока он не придет сюда.
12 Он послал за ним, и его привели. Он был румяным[76], с красивыми глазами и приятной внешностью. Господь сказал:
— Встань и помажь его — это он.
13 Самуил взял рог с маслом и помазал Давида в присутствии братьев. Тогда Дух Господень с силой сошел на Давида и с того дня пребывал на нём. Самуил же вернулся в Раму.
14 Дух Господа отошел от Саула, и злой дух от Господа мучил его.
15 Слуги Саула сказали ему:
— Злой дух от Бога мучит тебя.
16 Пусть наш господин велит своим слугам найти кого-нибудь, кто умеет играть на арфе. Он будет играть, когда злой дух от Бога будет находить на тебя, и тебе будет лучше.
17 Саул сказал слугам:
— Найдите кого-нибудь, кто хорошо играет на арфе, и приведите его ко мне.
18 Один из его слуг ответил:
— Я видел сына Иессея из Вифлеема. Он умеет играть на арфе. Он храбрый человек и воин, благоразумен в речах, хорошо выглядит, и Господь с ним.
19 Саул послал вестников к Иессею и сказал:
— Отошли ко мне своего сына Давида, который пасет овец.
20 Иессей взял осла, навьючил на него лепешки, взял козленка и бурдюк с вином и послал всё это вместе со своим сыном Давидом к Саулу.
21 Давид явился к Саулу и поступил к нему на службу. Саул очень полюбил его, и Давид стал одним из его оруженосцев.
22 Саул послал сказать Иессею:
— Позволь Давиду остаться у меня на службе, потому что я им доволен.
23 Всякий раз, когда дух от Бога находил на Саула, Давид брал свою арфу и играл. Саулу становилось легче, и злой дух оставлял его.

Новой Женевской Библии

16:1 — 31:13 Данная часть Первой книги Царств посвящена восхождению к власти Давида и отпадению царства от Саула.

16:1 Вифлеемлянину. Впервые о Вифлееме упоминается в Быт 35:19. Этот город был родиной Давида, и именно туда Бог направил Самуила для помазания нового царя. О значимости Вифлеема в контексте пришествия Мессии (Помазанника) см. Мих 5:2; Мф 2:5−6; Ин 7:42.

Я усмотрел Себе царя. Примечательно, что Господь говорит об избрании царя «Себе», а не «им», т.е. народу (8:22; ср. 8:18; 12:13), как то было в случае с избранием Саула.

16:3 помажешь. См. ком. к 2:10.

16:4 старейшины города с трепетом вышли навстречу ему. Сходным образом повел себя Ахимелех, когда Давид в одиночестве пришел в Номву (21:1). Отчего старейшины, встречая Самуила, трепетали, не вполне ясно. Возможно, что они испытывали определенные опасения в связи с неудачей царствования, начало которому (см. гл. 8) было положено именно по требованию старейшин.

16:5 освятитесь. См. Исх 19:10−22. Обряд телесного очищения символизировал обретение соответствующего духовного настроя.

16:7 не смотри... на высоту роста его; Я отринул его. Слова о «высоте роста» как о ложном критерии пригодности человека к восхождению на престол, наряду с упоминанием о том, что самый высокий из сыновей Иессея «отринут» Богом, не могут не навести на мысль о Сауле, также славившемся своим ростом (9:2; 10:23), а ныне отвергнутом от царства (15:23, 26).

Господь смотрит на сердце. Т.е. оценивает человека не по внешним, а по внутренним качествам (см. 13:14 и ком.).

16:11 меньший. Соответствующее древнееврейское слово, которое обозначает не только младшего по возрасту, но и меньшего по росту, подчеркивает контраст между Давидом и его высоким старшим братом, который был отвергнут Богом, а также первым царем Израиля, также отвергнутым Им (см. ст. 7 и ком.).

он пасет овец. Господь избирает пастуха и делает его пастырем для Своего народа.

16:13 среди братьев его. По всей видимости, старейшины также присутствовали при помазании Давида (ст. 4−5). Присутствие при этом событии братьев Давида подчеркивается, видимо, с целью объяснить поведение Елиава (см. 17:28).

почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. См. ком. к 10:6 и 11:6. Тем, что Дух почивал на Давиде постоянно, никогда не покидая его, новый царь Израиля противопоставлен Саулу, которого Дух лишь посещал.

16:14 от Саула отступил Дух Господень. Дух Божий оставил Саула Своим укрепляющим присутствием, должно быть, в момент, когда тот был окончательно отвергнут от царства (ср. 16:1).

возмущал его злой дух. Ср. 3Цар 22:21−23. Древнееврейское слово, переведенное здесь как «злой», отнюдь не всегда предполагает абсолютное зло. Оно может означать также и нечто мешающее, досаждающее.

16:18 человека... воинственного. Букв.: «воина».

и Господь с ним. Этим обстоятельством в большей мере, чем всеми личными качествами Давида, объясняется его уверенное продвижение к царской власти.

16:19 пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. Сам того не зная, Саул призывает к себе человека, которому предстоит сменить его на израильском престоле. В этих словах дается одно из многочисленных указаний на то, что восхождение Давида к власти направлялось провиденциально и ни в коем случае не было результатом политической борьбы.

16:21 очень понравился ему. Возможный перевод: «он (Давид) полюбил его (Саула) и сделался его оруженосцем».

Примечания:

 
Новый русский перевод
12 [76] — Слово, стоящее в тексте оригинала, может относиться как к цвету волос, так и к цвету кожи. Точно неизвестно, какой именно это был цвет.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.