От Луки 14 глава

От Луки
Слово Жизни → Под редакцией Кулаковых

 
 

Однажды в субботу, когда Иисус пришел на обед к одному из самых уважаемых фарисеев, фарисеи внимательно следили за Ним.
 
Однажды в субботу Иисус пришел в дом к одному из начальствующих фарисеев на обед. За Ним внимательно наблюдали.

Напротив Иисуса сидел человек, больной водянкой.
 
Как вдруг перед Ним появился человек, больной водянкой.

Иисус спросил знатоков закона и фарисеев: — Разрешено исцелять в субботу или нет?
 
Обратившись к законникам и фарисеям, Иисус спросил: «В субботу позволяется исцелять1 или нет?»

Они молчали. Тогда Иисус, коснувшись человека, исцелил его и отослал.
 
Но они промолчали. Тогда Он, прикоснувшись к больному, исцелил его и отпустил домой.

Затем Он сказал им: — Если у кого-то из вас сын или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его немедленно, даже если это будет в субботу?
 
А им Он сказал: «Если у кого из вас дитя2 или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его, случись это в день субботний?»

Им нечего было ответить.
 
И они не смогли ничего возразить Ему на это.

Иисус заметил, как гости выбирали почетные места за столом, и рассказал им притчу:
 
Когда Иисус заметил, что гости выбирали себе почетные места за столом, Он в поучение сказал:3

— Когда тебя приглашают на свадебный пир, не садись на почетное место, ведь может случиться так, что среди приглашенных окажется кто-то знатнее тебя,
 
«Если тебя пригласили на брачный пир, не занимай почетного места. Может оказаться, что приглашен еще кто-то, более почетный гость, чем ты.

и тогда хозяин, пригласивший и тебя и его, подойдет к тебе и скажет: "Уступи место этому человеку". И тебе придется со стыдом занять самое последнее место.
 
И хозяин, пригласивший тебя и его, подойдет к тебе и скажет: „Уступи это место ему“, и ты со стыдом перейдешь на последнее место.

Итак, когда тебя пригласили, пойди и сядь на самое последнее место, чтобы хозяин подошел к тебе и сказал: "Друг, пересядь на лучшее место". Тогда тебе будет оказан почет перед всеми гостями.
 
Но если ты приглашен, иди и займи последнее место, и когда придет пригласивший тебя хозяин и скажет тебе: „Друг, пройди сюда, повыше“, то будет тебе оказана честь в присутствии всех, кто с тобой за столом,

Так что каждый возвышающий себя будет унижен, и унижающий себя будет возвышен.
 
ибо всякий возвышающий себя будет унижен, а умаляющий себя4 — возвысится».

Затем Иисус сказал хозяину: — Когда ты устраиваешь званый обед или ужин, то не приглашай своих друзей, братьев, родственников или богатых соседей, чтобы они не пригласили тебя в ответ и тем не отплатили тебе.
 
Также и фарисею, пригласившему Его, Иисус сказал: «Когда устраиваешь ты обед или ужин, не приглашай твоих друзей, братьев, прочих родственников или богатых соседей. Они в ответ непременно пригласят тебя, и в этом будет вся твоя награда.5

Когда ты устраиваешь пир, приглашай на него бедных, калек, хромых, слепых.
 
Нет, когда устраиваешь пир, приглашай бедных, хромых, слепых, увечных,

Вот тогда ты будешь счастлив, потому что они не могут отблагодарить тебя, и ты получишь награду в воскресение праведных.
 
и блажен будешь, потому что им нечем воздать тебе, и воздастся тебе в день, когда воскреснут праведные».6

Когда один из обедавших услышал это, он сказал Иисусу: — Счастлив тот, кто будет пировать в Царстве Бога.
 
Услышав это, один из гостей, находившихся за столом, воскликнул: «Блажен, кто будет на пиру7 в Царстве Божием!»

Иисус ответил ему: — Один человек приготовил большой пир и пригласил много гостей.
 
Но Иисус сказал ему: «Один человек устраивал большой пир и пригласил много людей.

Когда подошло время пира, он послал своего слугу сказать приглашенным: "Приходите, уже все готово".
 
И, когда пришло время,8 он послал слугу своего, чтобы тот сказал приглашенным: „Приходите, ведь всё уже готово!“

Но приглашенные начали извиняться. Первый сказал: "Я только что купил землю и мне надо пойти и посмотреть ее. Извини меня, пожалуйста".
 
И тут все как один стали извиняться. Первый сказал ему: „Я купил землю и должен обязательно пойти и посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня“.

Другой сказал: "Я купил пять пар волов и иду испытать их, извини меня, пожалуйста".
 
Другой сказал: „Я купил пять пар волов и иду испытать их в работе. Прошу тебя, извини меня“.

Третий сказал: "Я только что женился и поэтому не могу прийти".
 
А третий сказал: „Я женился и поэтому не могу прийти“.

Слуга вернулся и рассказал все хозяину. Тогда хозяин дома рассердился и приказал слуге: "Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда бедных, калек, слепых и хромых".
 
И слуга, возвратившись домой, рассказал об этом своему господину. Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге своему: „Пройди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых“.

"Господин, — сказал слуга, — то, что ты повелел, выполнено, но еще есть место".
 
Выполнив поручение, слуга сказал: „Господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место“.

Тогда хозяин сказал слуге: "Пройди по дорогам и вдоль заборов и уговори всех, кого встретишь, прийти на пир, чтобы дом мой был полон гостей.
 
„Выйди из города и пройди по проселочным дорогам и вдоль изгородей, — ответил его господин, — и убеди людей прийти. Пусть дом мой гостями наполнится.

Говорю вам, что из прежних приглашенных никто не попробует моего обеда".
 
Ибо, говорю вам, никто из тех приглашенных не будет на моем пиру!“»9

С Иисусом шло множество людей, и Он, повернувшись к ним, говорил:
 
Однажды, когда большая толпа шла с Иисусом, Он, повернувшись, сказал им:

— Если тот, кто приходит ко Мне, не любит Меня больше, чем своего отца, мать, жену, детей, братьев, сестер, и даже свою собственную жизнь, он не может быть Моим учеником.
 
«Кто приходит ко Мне, но любит Меня меньше, чем отца,10 мать, жену, детей, братьев и сестер, или меньше, чем саму жизнь11 свою, не может быть Моим учеником.

Тот, кто не несет свой крест и не идет за Мной, не может быть Моим учеником.
 
Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником.

Предположим, кто-то из вас хочет строить башню. Разве он не сядет вначале и не подсчитает все расходы, чтобы знать, хватит ли ему денег для завершения строительства?
 
Кто из вас, желая построить башню, не сядет сначала и не подсчитает расходы: сможет ли он довести строительство до конца?

Ведь если он заложит фундамент и будет не в состоянии закончить постройку, то все будут над ним смеяться:
 
Иначе, если он заложит основание и будет не в силах завершить, все видящие это начнут смеяться над ним

"Начал строить, а закончить не можешь".
 
и говорить: „Этот человек начал строить и не смог закончить“.

Или, предположим, царь собирается на войну против другого царя. Разве он не сядет вначале и не подумает, в силах ли он с войском в десять тысяч человек отразить того, кто идет на него с войском в двадцать тысяч?
 
Или какой царь, прежде чем воевать с другим царем, не сядет и не рассмотрит сначала, сможет ли он с десятью тысячами воинов встретить врага, идущего против него с двадцатью тысячами?

Если нет, то пока противник еще далеко, он пошлет посольство просить о мире.
 
Если же нет, то он отправит послов вести переговоры о мире, пока тот еще далеко.

Итак, тот из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
 
Так и всякий из вас, если не готов оставить всё, что есть у него, не может быть Моим учеником.

— Соль — вещь хорошая, но если соль потеряла свой вкус, то что может опять сделать ее соленой?
 
Да, соль хороша, но если она станет пресной, то как12 вновь сделать ее соленой?

Ни в землю она уже не годится, ни в навозную кучу, ее остается лишь выбросить. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!
 
Ни в землю, ни в удобрения она не годится — ее выбрасывают. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: лечить.
5  [2] — Или: сын; в некот. рукописях: осел.
7  [3] — Букв.: сказал им притчу.
11  [4] — Или: смиряющий себя.
12  [5] — Или: пригласят и воздадут тебе за сделанное тобой.
14  [6] — Букв.: в воскресение праведных.
15  [7] — Букв.: будет есть хлеб.
17  [8] — Букв.: в час ужина.
24  [9] — Некот. рукописи добавляют: ибо много званых, но мало избранных.
26  [10] — Букв.: если кто приходит ко Мне и не ненавидит отца своего — семитская идиома, выражающая предпочтение одного другому.
26  [11] — Или: душу.
34  [12] — Букв.: чем.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.