1 Иоанна 5 глава

Первое соборное послание апостола Иоанна
Подстрочник Винокурова → Учебной Библии МакАртура

Подстрочник Винокурова

1
Πᾶς Всякий 3956 A-NSM
 3588 T-NSM
πιστεύων верующий 4100 V-PAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
γεγέννηται, родился, 1080 V-RPI-3S
καὶ и 2532 CONJ
πᾶς всякий 3956 A-NSM
 3588 T-NSM
ἀγαπῶν любящий 25 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
γεννήσαντα Родившего 1080 V-AAP-ASM
ἀγαπᾷ любит 25 V-PAI-3S
[καὶ] и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
γεγεννημένον Рождённого 1080 V-RPP-ASM
ἐξ из 1537 PREP
αὐτοῦ. Него. 846 P-GSM
2
ἐν В 1722 PREP
τούτῳ этом 5129 D-DSN
γινώσκομεν узнаём 1097 V-PAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
ἀγαπῶμεν мы любим 25 V-PAI-1P
τὰ  3588 T-APN
τέκνα детей 5043 N-APN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
ὅταν когда 3752 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
θεὸν Бога 2316 N-ASM
ἀγαπῶμεν мы любим 25 V-PAS-1P
καὶ и 2532 CONJ
τὰς  3588 T-APF
ἐντολὰς заповеди 1785 N-APF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ποιῶμεν. исполняем. 4160 V-PAS-1P
3
αὕτη Это 846 D-NSF
γάρ ведь 1063 CONJ
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
ἀγάπη любовь 26 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
τὰς  3588 T-APF
ἐντολὰς заповеди 1785 N-APF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
τηρῶμεν· исполняли; 5083 V-PAS-1P
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
ἐντολαὶ заповеди 1785 N-NPF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
βαρεῖαι тяжёлые 926 A-NPF
οὐκ не 3756 PRT-N
εἰσίν, есть, 1510 V-PAI-3P
4
ὅτι потому что 3754 CONJ
πᾶν всякое 3956 A-NSN
τὸ  3588 T-NSN
γεγεννημένον рождённое 1080 V-RPP-NSN
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
νικᾷ побеждает 3528 V-PAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
κόσμον· мир; 2889 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
αὕτη это 846 D-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
νίκη победа 3529 N-NSF
 1510 T-NSF
νικήσασα победившая 3528 V-AAP-NSF
τὸν  3588 T-ASM
κόσμον, мир, 2889 N-ASM
 1510 T-NSF
πίστις вера 4102 N-NSF
ἡμῶν. наша. 2257 P-1GP
5
τίς Кто 5100 I-NSM
[δέ] же 1161 CONJ
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
νικῶν победившие 3528 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
κόσμον мир 2889 N-ASM
εἰ если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
 3588 T-NSM
πιστεύων верящие 4100 V-PAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
υἱὸς Сын 5207 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ; Бога? 2316 N-GSM
6
Οὗτός Этот 3778 D-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
ἐλθὼν пришедший 2064 V-2AAP-NSM
δι᾽ через 1223 PREP
ὕδατος воду 5204 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
αἵματος, кровь, 129 N-GSN
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
Χριστός· Христос; 5547 N-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ὕδατι воде 5204 N-DSN
μόνον только 3440 ADV
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ὕδατι воде 5204 N-DSN
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
αἵματι· крови́; 129 N-DSN
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμά Дух 4151 N-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
μαρτυροῦν, свидетельствующий, 3140 V-PAP-NSN
ὅτι потому что 3754 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμά Дух 4151 N-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
ἀλήθεια. истина. 225 N-NSF
7
ὅτι Потому что 3754 CONJ
τρεῖς три 5140 A-NPM
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
οἱ  3588 T-NPM
μαρτυροῦντες, свидетельствующие, 3140 V-PAP-NPM
8
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
ὕδωρ вода 5204 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
αἷμα, кровь, 129 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
τρεῖς трое 5140 A-NPM
εἰς в 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ἕν одно 1722 A-ASN
εἰσιν. есть. 1510 V-PAI-3P
9
εἰ Если 1487 COND
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельство 3141 N-ASF
τῶν  3588 T-GPM
ἀνθρώπων людей 444 N-GPM
λαμβάνομεν, принимаем, 2983 V-PAI-1P
 1510 T-NSF
μαρτυρία свидетельство 3141 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
μείζων больше 3187 A-NSF-C
ἐστίν, есть, 1510 V-PAI-3S
ὅτι потому что 3754 CONJ
αὕτη это 846 D-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
μαρτυρία свидетельство 3141 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
ὅτι что 3754 CONJ
μεμαρτύρηκεν свидетельствует 3140 V-RAI-3S
περὶ о 4012 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
υἱοῦ Сыне 5207 N-GSM
αὐτοῦ. Своём. 846 P-GSM
10
 3588 T-NSM
πιστεύων Верующий 4100 V-PAP-NSM
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельство 3141 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
ἑαυτῷ· себе самом; 1438 F-3DSM
 3588 T-NSM
μὴ не 3361 PRT-N
πιστεύων верующий 4100 V-PAP-NSM
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Богу 2316 N-DSM
ψεύστην лжецом 5583 N-ASM
πεποίηκεν сделал 4160 V-RAI-3S
αὐτόν, Его, 846 P-ASM
ὅτι потому что 3754 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
πεπίστευκεν поверил 4100 V-RAI-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельство 3141 N-ASF
ἣν которым 3739 R-ASF
μεμαρτύρηκεν засвидетельствовал 3140 V-RAI-3S
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
περὶ о 4012 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
υἱοῦ Сыне 5207 N-GSM
αὐτοῦ. Своём. 846 P-GSM
11
καὶ И 2532 CONJ
αὕτη это 846 D-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
μαρτυρία, свидетельство, 3141 N-NSF
ὅτι что 3754 CONJ
ζωὴν жизнь 2222 N-ASF
αἰώνιον вечную 166 A-ASF
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
 3588 T-NSM
θεός, Бог, 2316 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
αὕτη это 846 D-NSF
 1510 T-NSF
ζωὴ жизнь 2222 N-NSF
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
υἱῷ Сыне 5207 N-DSM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἐστιν. есть. 1510 V-PAI-3S
12
 3588 T-NSM
ἔχων Имеющий 2192 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
ζωήν· жизнь; 2222 N-ASF
 3588 T-NSM
μὴ не 3361 PRT-N
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
υἱὸν Сына 5207 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τὴν  3588 T-ASF
ζωὴν жизнь 2222 N-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔχει. имеет. 2192 V-PAI-3S
13
Ταῦτα Это 5023 D-APN
ἔγραψα написал 1125 V-AAI-1S
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
ἵνα чтобы 2443 CONJ
εἰδῆτε знали 1492 V-RAS-2P
ὅτι что 3754 CONJ
ζωὴν жизнь 2222 N-ASF
ἔχετε имеете 2192 V-PAI-2P
αἰώνιον, вечную, 166 A-ASF
τοῖς  3588 T-DPM
πιστεύουσιν верующие 4100 V-PAP-DPM
εἰς в 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ὄνομα имя 3686 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
υἱοῦ Сына 5207 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
14
καὶ И 2532 CONJ
αὕτη это 846 D-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
παρρησία уверенность 3954 N-NSF
ἣν которую 3739 R-ASF
ἔχομεν имеем 2192 V-PAI-1P
πρὸς к 4314 PREP
αὐτόν, Нему, 846 P-ASM
ὅτι что 3754 CONJ
ἐάν если 1437 COND
τι что 5100 X-ASN
αἰτώμεθα попросим 154 V-PMS-1P
κατὰ по 2596 PREP
τὸ  3588 T-ASN
θέλημα воле 2307 N-ASN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἀκούει слушает 191 V-PAI-3S
ἡμῶν. нас. 2257 P-1GP
15
καὶ И 2532 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
οἴδαμεν знаем 1492 V-RAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
ἀκούει слушает 191 V-PAI-3S
ἡμῶν нас 2257 P-1GP
которое 3588 R-ASN
ἐὰν если 1437 COND
αἰτώμεθα, попросим, 154 V-PMS-1P
οἴδαμεν знаем 1492 V-RAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
ἔχομεν имеем 2192 V-PAI-1P
τὰ  3588 T-APN
αἰτήματα просимое 155 N-APN
которое 3739 R-APN
ᾐτήκαμεν попросили 154 V-RAI-1P
ἀπ᾽ от 575 PREP
αὐτοῦ. Него. 846 P-GSM
16
Ἐάν Если 1437 COND
τις кто 5100 X-NSM
ἴδῃ увидит 1492 V-2AAS-3S
τὸν  3588 T-ASM
ἀδελφὸν брата 80 N-ASM
αὐτοῦ своего 846 P-GSM
ἁμαρτάνοντα согрешающим 264 V-PAP-ASM
ἁμαρτίαν грехом 266 N-ASF
μὴ не 3361 PRT-N
πρὸς к 4314 PREP
θάνατον, смерти, 2288 N-ASM
αἰτήσει, попросит, 154 V-FAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
δώσει даст 1325 V-FAI-3S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
ζωήν, жизнь, 2222 N-ASF
τοῖς  3588 T-DPM
ἁμαρτάνουσιν согрешающему 264 V-PAP-DPM
μὴ не 3361 PRT-N
πρὸς к 4314 PREP
θάνατον. смерти. 2288 N-ASM
ἔστιν Есть 1510 V-PAI-3S
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
πρὸς к 4314 PREP
θάνατον· смерти; 2288 N-ASM
οὐ не 3739 PRT-N
περὶ о 4012 PREP
ἐκείνης том 1565 D-GSF
λέγω говорю 3004 V-PAI-1S
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἐρωτήσῃ. просили. 2065 V-AAS-3S
17
πᾶσα Всякая 3956 A-NSF
ἀδικία неправедность 93 N-NSF
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
ἐστίν, есть, 1510 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
οὐ не 3739 PRT-N
πρὸς к 4314 PREP
θάνατον. смерти. 2288 N-ASM
18
Οἴδαμεν Знаем 1492 V-RAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
πᾶς всякий 3956 A-NSM
 3588 T-NSM
γεγεννημένος родившийся 1080 V-RPP-NSM
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
οὐχ не 3756 PRT-N
ἁμαρτάνει, согрешает, 264 V-PAI-3S
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
 3588 T-NSM
γεννηθεὶς родившийся 1080 V-APP-NSM
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τηρεῖ соблюдает 5083 V-PAI-3S
αὐτόν, себя, 846 P-ASM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
πονηρὸς злой 4190 A-NSM
οὐχ не 3756 PRT-N
ἅπτεται касается 680 V-PMI-3S
αὐτοῦ. его. 846 P-GSM
19
οἴδαμεν Знаем 1492 V-RAI-1P
ὅτι что 3754 CONJ
ἐκ от 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐσμεν, мы есть, 1510 V-PAI-1P
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
κόσμος мир 2889 N-NSM
ὅλος весь 3650 A-NSM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
πονηρῷ зле 4190 A-DSM
κεῖται. лежит. 2749 V-PNI-3S
20
οἴδαμεν Знаем 1492 V-RAI-1P
δὲ же 1161 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
 3588 T-NSM
υἱὸς Сын 5207 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἥκει, пришёл, 2240 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
δέδωκεν дал 1325 V-RAI-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
διάνοιαν разумение 1271 N-ASF
ἵνα чтобы 2443 CONJ
γινώσκωμεν знали 1097 V-PAS-1P
τὸν  3588 T-ASM
ἀληθινόν· Истинного; 228 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἐσμὲν мы есть 1510 V-PAI-1P
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
ἀληθινῷ, Истинном, 228 A-DSM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
υἱῷ Сыне 5207 N-DSM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
Χριστῷ. Христе. 5547 N-DSM
οὗτός Этот 3778 D-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
ἀληθινὸς истинный 228 A-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ζωὴ жизнь 2222 N-NSF
αἰώνιος. вечная. 166 A-NSF
21
Τεκνία, Детки, 5040 N-VPN
φυλάξατε сохраняйте 5442 V-AAM-2P
ἑαυτὰ себя 1438 F-2APN
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν  3588 T-GPN
εἰδώλων. идолов. 1497 N-GPN

Учебной Библии МакАртура

5:1−5 Иоанн говорит о «победивших мир». В Библии много слов используется для описания христиан: верующие, друзья, братья, овцы, святые, воины, свидетели и т. д. Иоанн же освещает только одно: победитель (см. пояснения к 5:4 о значении слова). В Новом Завете слово встречается 24 раза, Иоанн употребляет его 21 раз (ср. также Откр 2:7, 11, 17; Откр 2:26; Откр 3:5, 12, 21). В этих стихах слово использовано в нескольких различных формах, чтобы подчеркнуть победоносную природу верующего.

5:1 Всякий верующий Спасающая вера является первым характерным признаком победителя. Слово «верующий» передает идею постоянства в вере, подчеркивая, что отличительной чертой каждого верующего является постоянство в вере в течение всей жизни. Спасающая вера не является только решением разума, но подразумевает неизменную преданность Иисусу Христу от всего сердца.
Иисус есть Христос Объектом христианской веры является Иисус, особенно то, что Он есть обещанный Мессия, или «Помазанник», Которого Бог послал быть Спасителем от грехов. Верующий в Иисуса Христа как единственного Спасителя рождается свыше, а, следовательно, становится победителем (ст. 5).
от Бога рожден Здесь имеется в виду рождение свыше и в оригинале используется то же слово, которое Иисус употребил в Ин 3:7. Время греческого глагола указывает, что постоянная вера является результатом рождения свыше и в то же время доказательством этого рождения. Дети Божии докажут реальность своего возрождения стойкостью веры в Сына Божия, Спасителя. Рождение свыше приводит нас к постоянным отношениям в вере с Богом и Христом.
всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него Любовь есть второй признак победителя. Победитель не только верит в Бога, но любит и Бога и братьев по вере. Иоанн возвращается к принципу поведения.

5:2−3 соблюдаем заповеди Его Иоанн повторяет это выражение дважды в двух стихах. Послушание есть третий признак победителя. В этих стихах Иоанн прочно соединяет вместе веру, любовь и послушание. Они существуют в динамическом взаимодействии, т. е. истинным доказательством любви является послушание, истинным доказательством веры является любовь. Слово «соблюдаем» подразумевает постоянное послушание (ср. Ин 8:31−32; Ин 14:13, 21; Ин 15:10).

5:3 заповеди Его не тяжки В отличие от груза придуманных человеком религиозных традиций, соблюдения которых требовали иудейские руководители (Мф 23:4), иго Иисуса благо, и бремя Его легко (Мф 11:30).

5:4 побеждает Иоанн говорит о тех, кто является победителем. Победители верят, что Иисус есть Сын Божий, и понимают, что это означает. Все победители — верующие (ср. 2:13). Слово «победитель» происходит от греческого слова со значением «завоеватель», «одержавший победу», «имеющий превосходство», «завоевавший власть». Слово означает истинное превосходство, которое ведет к победоносному успеху. Победа очевидна для всех, так как враг поражен. Иисус употреблял это слово, когда говорил о Себе (Ин 16:33). Имея единство со Христом, верующие разделяют Его победу (Рим 8:37; 2Кор 2:14). В оригинале слово «побеждает» означает, что верующий постоянно одерживает победы над миром.

5:4−5 мир Означает мировую сатанинскую систему зла и обмана. См. пояснения к 2:15. Благодаря Христу и дарованному Им спасению верующий является победителем (ст. 5) невидимого духовного мира бесовского и человеческого зла, которым управляет сатана, чтобы пленить человеческие души для геенны. Иоанн повторяет фразу о победе над миром три раза, чтобы подчеркнуть значение победы.
вера наша… кто верует Вера в Иисуса Христа и посвящение жизни Господу делает человека победителем. Иоанн повторяет эту истину, чтобы подчеркнуть ее значение.

5:6−12 Слово «свидетельство» является ключевым для этого фрагмента. Иоанн пишет о том, как Бог и Дух Святой свидетельствуют миру о великой истине — Божьей природе Иисуса Христа. В предыдущем месте (5:1−5) говорилось о победителях, уверовавших в Иисуса как Господа и Спасителя. Здесь же Иоанн приводит Божие свидетельство, подтверждающее, что Иисус есть Христос (Ин 5:31−37; Ин 8:13−18). Иоанн пишет о двух видах свидетельства: внешнем (ст. 6−9) и внутреннем (ст. 10−12).

5:6 водою и кровию Вода и кровь составляют внешнее, объективное свидетельство о сущности Иисуса Христа. Они относятся к крещению Иисуса (вода) и Его смерти (кровь). Иоанн выступает против дуализма лжеучителей, которые утверждали, что «дух Христов» оставил Человека Иисуса в момент перед Его смертью на кресте (см. во Вступлении: Исторический фон и предпосылки написания). Иоанн стремится показать, что Бог свидетельствовал о Божьей природе Иисуса посредством Его крещения и смерти.
свидетельствует И глагол «свидетельствует», и существительное «свидетельство» происходят от одного и того же греческого слова и употребляются в этом фрагменте 9 раз. Основное значение этих слов «имеющий истинное и непосредственное знание предмета».
Дух есть истина Иоанн больше не обращается к свидетельству апостолов (1:1−4; 4:14), но пишет о свидетельстве Бога, которое приходит посредством Духа Святого. Так как Дух Божий лгать не может, свидетельство Его истинно.

5:7 три свидетельствуют В ветхозаветном законе требовалось «свидетельство двух или трех свидетелей», чтобы установить истину в каждом конкретном случае (Втор 17:6; Втор 19:5; ср. Ин 8:17−18; 1Тим 5:19).

5:7−8 на небе: Отец, Слово и Святый Дух… три свидетельствуют на земле Эти слова относятся к Триединству Бога, и значение их понятно. Однако манускрипты свидетельствуют об отсутствии этих слов в оригинале послания. В греческих манускриптах, датированных временем до десятого века, этих слов нет. Только 8 очень поздних греческих манускриптов содержат текст, в котором есть этот фрагмент, однако они являются переводом с более позднего варианта латинской Вульгаты. Более того, четыре из этих 8 манускриптов содержат этот фрагмент в виде текста, написанного на полях, как позднейшее добавление к манускрипту. Представляющие и восточную (греческую), и западную (латинскую) традицию отцы Церкви, вовлеченные в споры о догмате Триединства Бога, не цитируют и стихи. Ни один древний перевод, кроме позднего латинского, не содержит его (ни ранний латинский перевод, ни Вульгата). Внутреннее свидетельство также направлено против присутствия этих слов в послании, так как они нарушают смысл авторских рассуждений. Наиболее вероятно, что эти стихи являются позднейшей вставкой. В Писании нет других стихов, настолько ясно указывающих на очевидную реальность Троицы, хотя многие места подразумевают Триединство Бога. См. 2Кор 13:13.

5:8 дух, вода и кровь При крещении Иисуса Отец и Дух Святой свидетельствовали о Сыне (см. Мф 3:16−17). Смерть Иисуса Христа также свидетельствует о Его сущности (Мф 27:54; Евр 9:14). Дух Святой свидетельствовал о природе Иисуса Христа в течение всей Его жизни (Мк 1:12; Лк 1:35; Деян 10:38).

5:10 имеет свидетельство в себе самом Иоанн пишет о внутреннем, субъективном свидетельстве о Сыне в сердцах верующих (Рим 8:15−16; Гал 4:6).
представляет Его лживым Если кто-либо отвергает свидетельство Бога о Своем Сыне, он богохульствует, поскольку отказ от Божьего свидетельства равен объявлению Бога лжецом (Тит 1:2; Евр 6:8).

5:11−12 В результате своего субъективного свидетельства верующий получает благословение — настоящую жизнь во Христе, Его благодать и силу, которые Бог дарует нам постоянно. Познание Христа — очень сильное переживание в жизни верующего. Жизнь есть только в Нем, поэтому невозможно иметь ее без Него.

5:13−21 Иоанн заканчивает свое послание обсуждением пяти неоспоримых фактов, действующих в жизни христиан, которые составляют кульминацию всего послания. Иоанн подчеркивает эти факты, употребляя в данном месте слово «знаем» 7 раз.

5:13 Сие Имеется в виду все, что Иоанн написал в своем послании.
дабы вы знали, что вы… имеете жизнь вечную Уверенность в вечной жизни есть первый факт, несомненный для христианина. Иоанн написал Евангелие, чтобы привести неверующих к вере во Христа (Ин 20:31). Он же написал послание, чтобы дать верующим уверенность в вечной жизни. Лжебратья вышли из церкви и привели общины, опекаемые Иоанном, в смятение (2:19). Иоанн убеждал оставшихся в том, что, так как они твердо придерживались основ веры (правильный взгляд на природу Христа, послушание, любовь), их спасение не подлежит сомнению.
жизнь вечную Относится скорее к человеку, чем к временному периоду (ст. 20; Ин 17:3). Вечная жизнь есть результат взаимоотношений с Личностью Иисуса Христа и обладания Его природой (как в ст. 11−12).

5:14−17 Ответы на молитвы есть второй факт, подтверждающий несомненность спасения.

5:14 дерзновение Значение этого слова см. в пояснении к 3:21. Христиане могут быть абсолютно уверены в том, что Бог отвечает на молитвы, когда они приближаются к престолу благодати (Евр 4:14).
по воле Его Фраза является стратегическим ключом к ответу на молитву. Молиться по воле Божией значит молиться в соответствии с Его желаниями, а не нашими, и не настаивать, чтобы Он исполнил наши просьбы (Ин 14:13−14). Иоанн уже писал о том, что ответ на молитву зависит также от послушания Божьим заповедям и от отвержения греха (3:21; Пс 65:18; Ин 15:7; 1Пет 3:7). Поскольку истинные верующие знают Слово Божие (т. е. Его волю) и совершают поступки, угодные Богу, они никогда не настаивают на исполнении своей воли, но стараются угодить Божьим желаниям (Мф 26:39−42).
Он слушает нас Слово «слушает» означает, что Бог всегда слышит молитвы Своих детей (Пс 33:16−18), но не всегда действует так, как они себе представляют.

5:16−17 Иоанн приводит особый пример молитвы по воле Божией, говоря о «грехе к смерти». Такой грех мог быть любым: умышленным или просто неисповеданным — и побуждает Господа оборвать жизнь верующего. Это не обязательно должен быть один особенный грех, например гомосексуализм или ложь, но любой грех может стать завершающим для терпения Бога. Нежелание покаяться и оставить грех может в конечном счете привести к физической смерти в результате Божьего осуждения (Деян 5:1−11; 1Кор 5:5; 1Кор 11:30). Никакая ходатайственная молитва за тех, кто совершил преднамеренный своевольный грех, не будет иметь силы и не может быть успешной, так как в данном случае дисциплина Божия требует физической смерти грешника, поскольку Бог заботится о сохранении чистоты Своей Церкви (см. пояснения к 1Кор 5:5−7). Разница между выражениями «грех к смерти» и «грех не к смерти» означает, что Иоанн различает грехи, которые могут привести к физической смерти, и грехи, которые не приводят к ней. Речь идет не о разных видах греха, к смерти и не к смерти, но о том, что не все грехи одинаково осуждаются Богом.

5:18 Победа над грехом и сатаной является третьим неоспоримым фактом для христианина (3:9; Рим 6:15−22).
себя Это слово отсутствует во многих манускриптах. Во многих оригинальных текстах сказано «хранит его», т. е. Бог защищает верующего.
лукавый Относится к сатане.
не прикасается к нему Иоанн использует это слово лишь в этом месте и в Ин 20:17. Слово «прикасаться» здесь имеет значение «схватить», «завладеть с целью причинить зло». Верующие принадлежат Богу, и потому сатана ограничен в действиях властью Бога и не может сделать ничего сверх Божьего позволения. (См., например, случай с Иовом — Иов 2:5; Рим 16:20). Сатана может преследовать, искушать, испытывать верующих и клеветать на них, но Бог защищает Своих детей и накладывает определенные ограничения на влияние и силу сатаны (2:13; Ин 10:28; Ин 17:12−15).

5:19 мы от Бога Христиане принадлежат Богу: это четвертый неоспоримый факт для христианина. Согласно Иоанну, в мире существует только две категории людей — дети Божии и дети диавола (см. пояснение к 3:10). Человек может принадлежать либо Богу, либо мировой системе зла, над которой владычествует сатана. Весь мир принадлежит сатане, и потому христиане должны избегать заражения.

5:20 истинный Слово означает «подлинный» и противоположно по смыслу всему ложному (ср. ст. 21).
Бог и жизнь вечная Пятый неоспоримый факт для христианина заключается в том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Этот стих содержит краткое изложение всего послания Иоанна. Самый великий, неоспоримый факт воплощения гарантирует неоспоримость остальных фактов. Это основание всего учения, из которого следуют любовь и послушание.

5:21 храните себя от идолов Иоанн противопоставляет слово «идолы» выражению «истинный Бог» в ст. 20. Он подразумевает здесь лжеучителей, которые отошли от братства, с которым раньше были тесно связаны (2:19). Их ложные убеждения и поведение стали идолами, от которых Иоанн повелевал читателям защитить себя. Лжеучителя возносили мирскую философию выше Божьего откровения, что отражалось в искажении ими основ христианского учения (веры, любви и послушания). В заключение Иоанн опять подчеркивает важность верности основам истинного учения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.