Иуды 1 глава

Соборное послание апостола Иуды
Подстрочник Винокурова → Учебной Библии МакАртура

Подстрочник Винокурова

1
Ἰούδας Иуда 2455 N-NSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
δοῦλος, раб, 1401 N-NSM
ἀδελφὸς брат 80 N-NSM
δὲ же 1161 CONJ
Ἰακώβου, Иакова, 2385 N-GSM
τοῖς  3588 T-DPM
ἐν в 1722 PREP
θεῷ Боге 2316 N-DSM
πατρὶ Отце 3962 N-DSM
ἠγαπημένοις возлюбленным 25 V-RPP-DPM
καὶ и 2532 CONJ
Ἰησοῦ Иисусом 2424 N-DSM
Χριστῷ Христом 5547 N-DSM
τετηρημένοις сохранённым 5083 V-RPP-DPM
κλητοῖς· званым; 2822 A-DPM
2
ἔλεος милость 1656 N-NSN
ὑμῖν ваши 5213 P-2DP
καὶ и 2532 CONJ
εἰρήνη мир 1515 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀγάπη любовь 26 N-NSF
πληθυνθείη. пусть будет умножена. 4129 V-APO-3S
3
Ἀγαπητοί, Любимые, 27 A-VPM
πᾶσαν всякое 3956 A-ASF
σπουδὴν усердие 4710 N-ASF
ποιούμενος делающий 4160 V-PMP-NSM
γράφειν писать 1125 V-PAN
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
περὶ об 4012 PREP
τῆς  3588 T-GSF
κοινῆς общем 2839 A-GSF
ἡμῶν нашем 2257 P-1GP
σωτηρίας спасении 4991 N-GSF
ἀνάγκην необходимость 318 N-ASF
ἔσχον я возымел 2192 V-2AAI-1S
γράψαι написать 1125 V-AAN
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
παρακαλῶν просящий 3870 V-PAP-NSM
ἐπαγωνίζεσθαι бороться 1864 V-PNN
τῇ [за] 3588 T-DSF
ἅπαξ однажды 530 ADV
παραδοθείσῃ переданную 3860 V-APP-DSF
τοῖς  3588 T-DPM
ἁγίοις святым 40 A-DPM
πίστει. веру. 4102 N-DSF
4
παρεισέδυσαν Проникли 3921 V-AAI-3P
γάρ ведь 1063 CONJ
τινες некоторые 5100 X-NPM
ἄνθρωποι, люди, 444 N-NPM
οἱ  3588 T-NPM
πάλαι давно 3819 ADV
προγεγραμμένοι предписанные 4270 V-RPP-NPM
εἰς на 1519 PREP
τοῦτο этот 5124 D-ASN
τὸ  3588 T-ASN
κρίμα, приговор, 2917 N-ASN
ἀσεβεῖς, нечестивые, 765 A-NPM
τὴν  3588 T-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
χάριτα благодать 5485 N-ASF
μετατιθέντες обращающие 3346 V-PAP-NPM
εἰς в 1519 PREP
ἀσέλγειαν распущенность 766 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
μόνον единого 3440 A-ASM
δεσπότην Владыку 1203 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
κύριον Го́спода 2962 N-ASM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
Χριστὸν Христа 5547 N-ASM
ἀρνούμενοι. отрицающие. 720 V-PNP-NPM
5
Ὑπομνῆσαι Напомнить 5279 V-AAN
δὲ же 1161 CONJ
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
βούλομαι, хочу, 1014 V-PNI-1S
εἰδότας знающим 1492 V-RAP-APM
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
πάντα, всё, 3956 A-APN
ὅτι что 3754 CONJ
[ὁ]  3588 T-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἅπαξ однажды 530 ADV
λαὸν народ 2992 N-ASM
ἐκ из 1537 PREP
γῆς земли́ 1093 N-GSF
Αἰγύπτου Египта 125 N-GSF
σώσας спасший 4982 V-AAP-NSM
τὸ  3588 T-NSN
δεύτερον [во] второй [раз] 1208 A-NSN
τοὺς  3588 T-APM
μὴ не 3361 PRT-N
πιστεύσαντας поверивших 4100 V-AAP-APM
ἀπώλεσεν, погубил, 622 V-AAI-3S
6
ἀγγέλους ангелов 32 N-APM
τε  5037 PRT
τοὺς  3588 T-APM
μὴ не 3361 PRT-N
τηρήσαντας сохранивших 5083 V-AAP-APM
τὴν  3588 T-ASF
ἑαυτῶν своё 1438 F-3GPM
ἀρχὴν нача́ло 746 N-ASF
ἀλλὰ но 235 CONJ
ἀπολιπόντας оставивших 620 V-2AAP-APM
τὸ  3588 T-ASN
ἴδιον собственное 2398 A-ASN
οἰκητήριον жилище 3613 N-ASN
εἰς на 1519 PREP
κρίσιν приговор 2920 N-ASF
μεγάλης великого 3173 A-GSF
ἡμέρας дня 2250 N-GSF
δεσμοῖς [в] узах 1199 N-DPM
ἀϊδίοις вечных 126 A-DPM
ὑπὸ под 5259 PREP
ζόφον мраком 2217 N-ASM
τετήρηκεν· сохранил; 5083 V-RAI-3S
7
ὡς как 5613 ADV
Σόδομα Содом 4670 N-NPN
καὶ и 2532 CONJ
Γόμορρα Гоморра 1116 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
περὶ вокруг 4012 PREP
αὐτὰς их 846 P-APF
πόλεις, города́, 4172 N-NPF
τὸν  3588 T-ASM
ὅμοιον подобным 3664 A-ASM
τρόπον образом 5158 N-ASM
τούτοις этим 5125 D-DPM
ἐκπορνεύσασαι предавшиеся разврату 1608 V-AAP-NPF
καὶ и 2532 CONJ
ἀπελθοῦσαι ушедшие 565 V-2AAP-NPF
ὀπίσω за 3694 ADV
σαρκὸς плотью 4561 N-GSF
ἑτέρας, другой, 2087 A-GSF
πρόκεινται предлагаются 4295 V-PNI-3P
δεῖγμα примером 1164 N-ASN
πυρὸς огня 4442 N-GSN
αἰωνίου вечного 166 A-GSN
δίκην наказанию 1349 N-ASF
ὑπέχουσαι. подвергающиеся. 5254 V-PAP-NPF
8
Ὁμοίως Подобно 3668 ADV
μέντοι однако 3305 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
οὗτοι эти 3778 D-NPM
ἐνυπνιαζόμενοι грезящие во сне 1797 V-PNP-NPM
σάρκα плоть 4561 N-ASF
μὲν то 3303 PRT
μιαίνουσιν, оскверняют, 3392 V-PAI-3P
κυριότητα господство 2963 N-ASF
δὲ же 1161 CONJ
ἀθετοῦσιν, отвергают, 114 V-PAI-3P
δόξας славы 1391 N-APF
δὲ же 1161 CONJ
βλασφημοῦσιν. хулят. 987 V-PAI-3P
9
 3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
Μιχαὴλ Михаил 3413 N-PRI
 3588 T-NSM
ἀρχάγγελος, архангел, 743 N-NSM
ὅτε когда 3753 ADV
τῷ  3588 T-DSM
διαβόλῳ [с] диаволом 1228 A-DSM
διακρινόμενος ведущий разбирательство 1252 V-PMP-NSM
διελέγετο он рассуждал 1256 V-INI-3S
περὶ о 4012 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
Μωϋσέως Моисея 3475 N-GSM
σώματος, теле, 4983 N-GSN
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐτόλμησεν осмелился 5111 V-AAI-3S
κρίσιν приговор 2920 N-ASF
ἐπενεγκεῖν вынести 2018 V-2AAN
βλασφημίας, хулы, 988 N-GSF
ἀλλὰ но 235 CONJ
εἶπεν, сказал, 2036 V-2AAI-3S
Ἐπιτιμήσαι Пусть запретит 2008 V-AAO-3S
σοι тебе 4671 P-2DS
κύριος. Господь. 2962 N-NSM
10
οὗτοι Эти 3778 D-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ὅσα сколькое 3745 K-APN
μὲν то 3303 PRT
οὐκ не 3756 PRT-N
οἴδασιν знают 1492 V-RAI-3P
βλασφημοῦσιν, хулят, 987 V-PAI-3P
ὅσα сколькое 3745 K-APN
δὲ же 1161 CONJ
φυσικῶς природно 5447 ADV
ὡς как 5613 ADV
τὰ  3588 T-NPN
ἄλογα бессмысленные 249 A-NPN
ζῷα животные 2226 N-NPN
ἐπίστανται, умеют, 1987 V-PNI-3P
ἐν в 1722 PREP
τούτοις этом 5125 D-DPN
φθείρονται. уничтожаются. 5351 V-PPI-3P
11
οὐαὶ Увы 3759 INJ
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
ὅτι потому что 3754 CONJ
τῇ  3588 T-DSF
ὁδῷ путём 3598 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
Κάϊν Каина 2535 N-PRI
ἐπορεύθησαν, пошли, 4198 V-AOI-3P
καὶ и 2532 CONJ
τῇ  3588 T-DSF
πλάνῃ [в] обмане 4106 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
Βαλαὰμ Валаама 903 N-PRI
μισθοῦ [за] плату 3408 N-GSM
ἐξεχύθησαν, они разлились, 1632 V-API-3P
καὶ и 2532 CONJ
τῇ  3588 T-DSF
ἀντιλογίᾳ [в] противоречии 485 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
Κόρε Корея 2879 N-PRI
ἀπώλοντο. они погибли. 622 V-2AMI-3P
12
οὗτοί Эти 3778 D-NPM
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
οἱ  3588 T-NPM
ἐν на 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἀγάπαις вечерях любви 26 N-DPF
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
σπιλάδες пятна 4694 N-NPF
συνευωχούμενοι вместе пирующие 4910 V-PNP-NPM
ἀφόβως, бесстрашно, 870 ADV
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-3APM
ποιμαίνοντες, пасущие, 4165 V-PAP-NPM
νεφέλαι облака́ 3507 N-NPF
ἄνυδροι безводные 504 A-NPF
ὑπὸ  5259 PREP
ἀνέμων ветром 417 N-GPM
παραφερόμεναι, уносимые, 3911 V-PPP-NPF
δένδρα деревья 1186 N-NPN
φθινοπωρινὰ позднеосенние 5352 A-NPN
ἄκαρπα бесплодные 175 A-NPN
δὶς дважды 1364 ADV
ἀποθανόντα умершие 599 V-2AAP-NPN
ἐκριζωθέντα, искоренённые, 1610 V-APP-NPN
13
κύματα во́лны 2949 N-NPN
ἄγρια дикие 66 A-NPN
θαλάσσης мо́ря 2281 N-GSF
ἐπαφρίζοντα вспенивающие 1890 V-PAP-NPN
τὰς  3588 T-APF
ἑαυτῶν свои 1438 F-3GPN
αἰσχύνας, гнусности, 152 N-APF
ἀστέρες звёзды 792 N-NPM
πλανῆται бродяги 4107 N-NPM
οἷς которым 3739 R-DPM
 3588 T-NSM
ζόφος мрак 2217 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSN
σκότους тьмы 4655 N-GSN
εἰς на 1519 PREP
αἰῶνα век 165 N-ASM
τετήρηται. сохранён. 5083 V-RPI-3S
14
Προεφήτευσεν Произнёс пророчество 4395 V-AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
τούτοις этим 5125 D-DPM
ἕβδομος седьмой 1442 A-NSM
ἀπὸ от 575 PREP
Ἀδὰμ Адама 76 N-PRI
Ἑνὼχ Енох 1802 N-PRI
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
ἦλθεν пришёл 2064 V-2AAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
ἁγίαις святых 40 A-DPF
μυριάσιν десятках тысяч 3461 N-DPF
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
15
ποιῆσαι сотворить 4160 V-AAN
κρίσιν суд 2920 N-ASF
κατὰ против 2596 PREP
πάντων всех 3956 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐλέγξαι обличить 1651 V-AAN
πᾶσαν всякую 3956 A-ASF
ψυχὴν душу 5590 N-ASF
περὶ относительно 4012 PREP
πάντων всех 3956 A-GPN
τῶν  3588 T-GPN
ἔργων дел 2041 N-GPN
ἀσεβείας нечестия 763 N-GSF
αὐτῶν их 846 P-GPM
ὧν [в] которых 3739 R-GPN
ἠσέβησαν они нечестиво поступали 764 V-AAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
περὶ обо 4012 PREP
πάντων всем 3956 A-GPN
τῶν  3588 T-GPN
σκληρῶν жестоком 4642 A-GPN
ὧν которое 3739 R-GPN
ἐλάλησαν произнесли 2980 V-AAI-3P
κατ᾽ против 2596 PREP
αὐτοῦ Него 846 P-GSM
ἁμαρτωλοὶ грешные 268 A-NPM
ἀσεβεῖς. нечестивые. 765 A-NPM
16
Οὗτοί Эти 3778 D-NPM
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
γογγυσταί, брюзгливые, 1113 N-NPM
μεμψίμοιροι, нытики, 3202 A-NPM
κατὰ по 2596 PREP
τὰς  3588 T-APF
ἐπιθυμίας желаниям 1939 N-APF
ἑαυτῶν своим 1438 F-3GPM
πορευόμενοι, идущие, 4198 V-PNP-NPM
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
στόμα уста 4750 N-NSN
αὐτῶν их 846 P-GPM
λαλεῖ говорят 2980 V-PAI-3S
ὑπέρογκα, сверхобъёмистое, 5246 A-APN
θαυμάζοντες льстящие 2296 V-PAP-NPM
πρόσωπα лицам 4383 N-APN
ὠφελείας пользы 5622 N-GSF
χάριν. ради. 5485 ADV
17
Ὑμεῖς Вы 5210 P-2NP
δέ, же, 1161 CONJ
ἀγαπητοί, любимые, 27 A-VPM
μνήσθητε вспомните 3415 V-APM-2P
τῶν  3588 T-GPN
ῥημάτων слова́ 4487 N-GPN
τῶν  3588 T-GPN
προειρημένων прежде сказанные 4280 V-RPP-GPN
ὑπὸ через 5259 PREP
τῶν  3588 T-GPM
ἀποστόλων апостолов 652 N-GPM
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ· Христа; 5547 N-GSM
18
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἔλεγον говорили 3004 V-IAI-3P
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
[ὅτι] что 3754 CONJ
Ἐπ᾽ В 1909 PREP
ἐσχάτου последнее 2078 A-GSM-S
[τοῦ]  3588 T-GSM
χρόνου время 5550 N-GSM
ἔσονται будут 1510 V-FDI-3P
ἐμπαῖκται глумители 1703 N-NPM
κατὰ по 2596 PREP
τὰς  3588 T-APF
ἑαυτῶν собственным 1438 F-3GPM
ἐπιθυμίας желаниям 1939 N-APF
πορευόμενοι идущие 4198 V-PNP-NPM
τῶν  3588 T-GPF
ἀσεβειῶν. нечестий. 763 N-GPF
19
Οὗτοί Эти 3778 D-NPM
εἰσιν есть 1510 V-PAI-3P
οἱ  3588 T-NPM
ἀποδιορίζοντες, выделяющие [себя самих], 592 V-PAP-NPM
ψυχικοί, душевные, 5591 A-NPM
πνεῦμα духа 4151 N-ASN
μὴ не 3361 PRT-N
ἔχοντες. имеющие. 2192 V-PAP-NPM
20
ὑμεῖς Вы 5210 P-2NP
δέ, же, 1161 CONJ
ἀγαπητοί, любимые, 27 A-VPM
ἐποικοδομοῦντες усиливающие 2026 V-PAP-NPM
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-2APM
τῇ  3588 T-DSF
ἁγιωτάτῃ наисвятейшей 40 A-DSF-S
ὑμῶν вашей 5216 P-2GP
πίστει, верой, 4102 N-DSF
ἐν в 1722 PREP
πνεύματι Духе 4151 N-DSN
ἁγίῳ Святом 40 A-DSN
προσευχόμενοι, молящиеся, 4336 V-PNP-NPM
21
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-2APM
ἐν в 1722 PREP
ἀγάπῃ любви 26 N-DSF
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τηρήσατε, сохраните, 5083 V-AAM-2P
προσδεχόμενοι ожидающие 4327 V-PNP-NPM
τὸ  3588 T-ASN
ἔλεος милость 1656 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
εἰς в 1519 PREP
ζωὴν жизнь 2222 N-ASF
αἰώνιον. вечную. 166 A-ASF
22
καὶ И 2532 CONJ
οὓς которых 3775 R-APM
μὲν ведь 3303 PRT
ἐλεᾶτε милуйте 1653 V-PAM-2P
διακρινομένους, сомневающихся, 1252 V-PMP-APM
23
οὓς которых 3775 R-APM
δὲ же 1161 CONJ
σῴζετε спасайте 4982 V-PAM-2P
ἐκ из 1537 PREP
πυρὸς огня 4442 N-GSN
ἁρπάζοντες, выхватывающие, 726 V-PAP-NPM
οὓς которых 3775 R-APM
δὲ же 1161 CONJ
ἐλεᾶτε милуйте 1653 V-PAM-2P
ἐν в 1722 PREP
φόβῳ, страхе, 5401 N-DSM
μισοῦντες ненавидя 3404 V-PAP-NPM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
σαρκὸς плоти 4561 N-GSF
ἐσπιλωμένον запятнанную 4695 V-RPP-ASM
χιτῶνα. одежду. 5509 N-ASM
24
Τῷ  3588 T-DSM
δὲ Же 1161 CONJ
δυναμένῳ могущему 1410 V-PNP-DSM
φυλάξαι сохранить 5442 V-AAN
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ἀπταίστους неспотыкающимися 679 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
στῆσαι поставить 2476 V-AAN
κατενώπιον перед 2714 ADV
τῆς  3588 T-GSF
δόξης славой 1391 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
ἀμώμους безупречными 299 A-APM
ἐν в 1722 PREP
ἀγαλλιάσει, ликовании, 20 N-DSF
25
μόνῳ одному 3441 A-DSM
θεῷ Богу 2316 N-DSM
σωτῆρι Спасителю 4990 N-DSM
ἡμῶν нашему 2257 P-1GP
διὰ через 1223 PREP
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
δόξα слава 1391 N-NSF
μεγαλωσύνη величие 3172 N-NSF
κράτος сила 2904 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
ἐξουσία власть 1849 N-NSF
πρὸ до 4253 PREP
παντὸς всякого 3956 A-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
αἰῶνος ве́ка 165 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
νῦν ныне 3568 ADV
καὶ и 2532 CONJ
εἰς во 1519 PREP
πάντας все 3956 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
αἰῶνας· века́; 165 N-APM
ἀμήν. аминь. 281 HEB

Учебной Библии МакАртура

1:1 Иуда См. во Введении: Автор и время написания. раб Иуда отрицал Иисуса как Мессию до Его распятия и Воскресения (Мф 13:55; Мк 6:3; Ин 7:5), однако позже пришел к смиренному признанию себя Его рабом, подчинившись господству Христа. брат Иакова Иаков был хорошо известным руководителем Иерусалимской церкви (Деян 12:17; 15:13; 21:18; Гал 2:9) и автором послания, носящего его имя. призванным Как и во всех посланиях, это относится не к общему призыву о спасении, но к Божьему действенному призыву к избранным ко спасению (ср. Рим 1:7; 1Кор 1:23,24; 1Фес 5:24; 2Фес 2:13,14). Это дает: 1) общение со Христом (1Кор 1:9); 2) мир (1Кор 7:15); 3) свободу (Гал 5:13); 4) способность поступать достойно (Еф 4:1); 5) надежду (Еф 4:4); 6) святость (1Пет 1:15); 7) благословение (1Пет 3:9) и 8) вечную славу (1Пет 5:10). Ср. с «благодать Бога нашего» (ст. 4). освящены Во многих греческих текстах написано «возлюблены» (см. пояснения на полях). Ср. Ин 13:1; 14:23; 16:27; 17:20,23; Рим 5:8; 1Ин 3:1, где говорится о безусловной, безграничной любви Господа к верующим во Христа. Эта любовь освящает верующих, очищает их от греха и приближает к Богу, преображает во время их обращения. Богом Отцом План спасения и его осуществление исходят от Бога, Который есть не только Отец всего творения, но также «Бог, Спаситель наш» (ст. 25; ср. 1Тим 2:4; Тит 1:3; 2:10; 3:4). См. пояснение к 1Тим 4:10. сохранены См. пояснение к ст. 24. Бог не только выступает инициатором спасения, но и совершает его через Христа, сохраняя в верующих уверенность в вечной жизни (ср. Ин 6:37−44; 10:28−30; 17:11,15; Рим 8:31−39; 2Тим 4:18; Евр 7:25; 9:24; 1Пет 1:3−5).

1:2 милость… мир и любовь «Милость и мир» было широко распространенным приветствием среди иудеев. «Любовь» автор добавил, чтобы сделать это приветствие христианским. Только здесь в Новом Завете эти три достоинства так тесно связаны между собой. Где преобладают закон и дела, там преобладают неудачи и смерть. Где превозмогает благодать, там царит милость (Еф 2:4; Евр 4:16), мир (Рим 5:1) и любовь (Рим 5:5) в избытке.

1:3 Возлюбленные Ср. ст. 17,20. я почел за нужное Ср. 1Кор 9:16. Этот стих говорит о том, что Иуда намеревался написать письмо о спасении как общее благословение к радости всех верующих, чтобы подчеркнуть единство и общение между верующими и напомнить им, что Бог нелицеприятен. Вместо этого автор вынужден призывать к сражению за истину из-за появления лжеучителей и отступников. подвизаться Спасение тех, к кому обращался Иуда, было вне опасности, однако лжеучителя своими проповедями и притворным, внешне евангельским образом жизни увлекали с истинного пути тех, кто нуждался услышать подлинное благовестие. Иуда настоятельно повелевает христианам вести войну против любых ошибок и упорно сражаться за истину, подобно воину, которому доверили задачу охранять святое сокровище (ср. 1Тим 6:12; 2Тим 4:7). Ср. ст. 20. за веру Она является той основной частью явленной человеку истины о спасении, содержащейся в Писании (ср. Гал 1:23; Еф 4:5,13; Флп 1:27; 1Тим 4:1). Автор призывает к познанию здравого учения (Еф 4:14; Кол 3:16; 1Пет 2:2; 1Ин 2:12−14), к умению распознавать истину и ложь (1Фес 5:20−22) и к желанию противостать заблуждению и разоблачать его (см. пояснения к 2Кор 10:3−5; Флп 1:17,27; 1Тим 1:18; 6:12; 2Тим 1:13; 4:7,8; Тит 1:13). однажды преданную святым Откровение Божие, данное однажды как единое целое, законченное с последней книгой Писания, не может быть изменено последующими добавлениями или убавлениями (см. Втор 4:2; 12:32; Пр. 30:6; Откр 22:18,19). Писание обладает полнотой и завершенностью и поэтому неизменно во все века. К тексту богодухновенного Слова ничего нельзя добавить (см. пояснения к 2Тим 3:16,17; 2Пет 1:19−21), потому что ничего больше уже не требуется. Верующие теперь несут ответственность за изучение Слова (2Тим 2:15), проповедь Слова (2Тим 4:2) и борьбу за сохранность его чистоты. святым Верующие называются святыми, потому что они отделены от греха для Бога. См. пояснение к 1Кор 1:2.

1:4 вкрались некоторые люди В церковь проникли лжеучителя, претендующие на звание истинных. Внешне они и казались таковыми, однако преследовали вполне определенную цель: сбить с толку народ Божий (ср. Мф 7:15; Деян 20:29; Гал 2:4,5; 1Тим 4:1−3; 2Пет 2:1,20; 1Ин 2:18−23). Эти отступники, за которыми стоял сатана, оказывались обманщиками; часто они принимали вид странствующих учителей (ср. 2Кор 11:13−15; 2Пет 2:1−3; 2Ин 7−11). Скрытность делала их опасными. Они отличались тремя характерными признаками: 1) были нечестивы; 2) извращали благодать; 3) отрицали Христа. издревле предназначенные Об отступничестве и отступниках уже писалось давным-давно, см. ст. 5−7; они осуждались еще Енохом (см. ст. 14−16). Ср. Ис 8:19−21; 47:9−15; Ос 9:9; Соф 3:1−8. Их гибель предсказывалась в Писании как предупреждение тем, кто придет после них. Иисус предупреждал о лжепророках в Мф 7:15−20 (ср. Деян 20:29). Самое последнее предупреждение об отступниках записано в 2Пет 2:3,17; 3:7. сему осуждению Относится к осуждению «издревле». Иуда пишет об отступниках, напоминая об осуждении Божием, уже записанном ранее. нечестивые Буквально «нечестивые», или «не поклоняющиеся». Отсутствие благочестия пред Богом подтверждалось тем, что лжеучителя проникали в церковь Божию, чтобы развратить и обворовать духовно ее членов. Ср. ст. 15,16,18,19. распутству Буквально «безграничной порочности» или «чрезвычайной аморальности». Здесь описывается бесстыдный образ жизни тех, кто пренебрежительно относится к Божьей благодати, потворствуя бесконтрольному аморальному образу жизни, очевидному для всех (ср. Рим 6:15). отвергающиеся… Владыки Бога и Господа… Иисуса Христа См. пояснение к 2Пет 2:1. Говоря о Господе, Иуда употребляет два греческих слова. Отступники не признавали Христа как Всемогущего Господа (Деспотес) и отказывались называть Иисуса почетным именем Господа (Кириос). Нечестивое поведение свидетельствовало об их убеждениях. Во многих новозаветных манускриптах отсутствует в тексте слово «Бог» (см. пояснения на полях). Манускрипты ясно указывают на одну Личность — Господа Иисуса Христа — и подчеркивают, что отступники отрицают Его. См. пояснение к 2Пет 2:1. Ср. Мф 10:33; 2Тим 2:12; Тит 1:16; 1Ин 2:22,23. Настоящие отступники, лжеучителя, лжерелигии всегда искажают истину Писания о Господе Иисусе Христе.

1:5−7 Иуда приводит три хорошо известных примера из Ветхого Завета как краткие напоминания (ст. 5) о том, что отступники подлежат осуждению (ст. 4).

1:5 избавив… погубил Ср. Евр 3:16−19. Бог чудесным образом освободил народ Израиля из египетского рабства (Исх 12:51; Втор 4:34) только для того, чтобы ответить на их неверие, сомнения и слабость веры доказательством Своего могущества. Бог показал, что Он мог вывести их в обетованную землю (Чис 13:25−14:4), хотя они продолжали служить идолам, изготовленным их руками, а также роптали против Бога вместо того, чтобы поклоняться Ему (Исх 16:7−12; 1Кор 10:10,11). Это поколение отступников вымерло за 38 лет странствования в пустыне (Чис 14:22−30,35).

1:6 ангелов, не сохранивших Это отступничество падших ангелов описано в Быт 6:1−3, где говорится о «сынах Божиих», сожительствовавших с женщинами. См. пояснение к 2Пет 2:4. Упоминание Содома и Гоморры в ст. 7 указывает на сходство греха гомосексуализма с грехом ангелов в Быт 6. суд великого дня Относится к последнему суду, когда все бесы и сатана навечно будут ввержены в «озеро огненное», приготовленное для них (Мф 25:41; Откр 20:10) и для всех нечестивых (Откр 20:15).

1:7 Содом… Гоморра См. пояснения к 2Пет 2:6−10. Разрушение этих городов, находившихся к юго-востоку от Мертвого моря, упоминается в Писании более 20 раз как пример Божьего осуждения во времена Авраама и Лота (ср. Быт 18:22−19:29). Это разрушение произошло из-за отступничества жителей спустя 450 лет после потопа, когда был жив Сим, один из сыновей Ноя (Быт 11:10,11). Поскольку это произошло спустя только 100 лет после смерти Ноя (Быт 9:28), людям было известно о праведности и суде Божием. Ной проповедовал об этом, однако они отвергали его слова. подобно им Эти слова снова возвращают к ст. 6. блудодействовавшие… иною плотию Имеются в виду как гетеросексуальные (Быт 19:8), так и гомосексуальные похоти (Быт 19:4,5) жителей. Ср. Лев 18:22; 20:13; Рим 1:27; 1Кор 6:9; 1Тим 1:10, где содержится абсолютное осуждение гомосексуальных отношений. огня вечного Содом и Гоморра символизируют Божий огонь во время суда над землей (ср. Откр 16:8,9; 20:9), который лишь предваряет неугасимый огонь геенны в вечности (ср. Мф 3:12; 18:8; 25:41; Мк 9:43,44,46,48; Лк 3:17; Откр 19:20; 20:14,15; 21:8).

1:8 сими мечтателями См. пояснения к 2Пет 2:10−12. Подразумевается смятение души или ненормальное воображение, которое создает иллюзии и смятение чувств. Разум таких людей невосприимчив к истине Слова Божьего, поэтому, находясь в заблуждении, они витают в мире извращенных фантазий, будучи слепы и глухи к реальности и к истине. Возможно, они лживо заявляли, что получили сны или видения от Бога. «Сии» встречается 5 раз (ст. 10,12,14,16,19) по отношению к отступникам, которые характеризуются тремя признаками (ст. 8). оскверняют плоть Подобно жителям Содома и Гоморры (ст. 7), отступники имели мало моральных ограничений (если вообще имели), и потому часто вели аморальный образ жизни (ст. 4). Ср. Тит 1:15; Евр 12:15; 2Пет 2:10−19; 3:3. отвергают начальства Подобно согрешившим ангелам (ст. 6), эти притворщики отвергали всякую власть, гражданскую и духовную, отвергая Писание и отрицая Христа (ст. 4). злословят высокие власти Ср. ст. 10. То, что фраза «высокие власти» (буквально «славные») подразумевала ангелов, подтверждается примером из ст. 9.

1:9 Михаил Архангел Главный ангел Бога, который особенно опекал Израиль (Дан 10:13,21; 12:1) и предводительствовал святыми ангелами (Откр 12:7). В Писании больше нигде не упоминается спор о Моисеевом теле. Михаил возражал сатане, стремясь исполнить Божье поручение. Он поступал так и в случае, описанном в Дан 10:13 (см. пояснения). диаволом Еще одно имя сатаны, означающее «обвинитель», или «клеветник» (ср. Откр 12:9,10). о Моисеевом теле Моисей умер на горе Нево в Моаве, так и не войдя в обетованную землю, и был тайно похоронен в месте, оставшемся неизвестным для людей (Втор 34:5,6). Вероятно, спор с сатаной произошел, когда Михаил хоронил Моисея, чтобы сатана не мог использовать тело Моисея в своих целях. Возможно, сатана хотел использовать тело как идола, предмет поклонения Израиля. Бог послал Михаила похоронить тело. Этот факт описан в книге «Успение Моисея», не вошедшей в канон Священного Писания (см. во Вступлении: Проблемы толкования). укоризненного суда См. пояснение к 2Пет 2:11. Вместо того чтобы лично злословить могущественного ангела сатану, Михаил положился на высшую верховную власть Бога, последовав примеру Ангела Господня в Зах 3:2. Для христиан это лучший пример правильного поведения по отношению к сатане и бесам. Верующие не должны обращаться к ним, но искать против них защиты в силе Господа.

1:10 злословят Буквально «богохульствуют». Ср. ст. 8. Учителя-отступники, в своем разрушительном, наглом, эгоцентричном ослеплении (воображая, что имеют власть и авторитет) ругали то, чего даже не понимали. то… тем См. пояснение к 2Пет 2:12. Отступники надменны, но духовно невежественны, потому что ослеплены сатаной (2Кор 4:4). Духовные вопросы находятся вне их невозрожденной способности к пониманию (1Кор 2:14). В отношении Божьего они осведомлены не больше бессловесных животных. растлевают себя Имеется в виду духовное и моральное саморазрушение.

1:11 Горе Провозглашая высший духовный суд над отступниками, Иуда следовал примеру пророков (ср. Ис 5:8−23) и Христа (ср. Мф 23:13,15,16,23,25,27,29). Строжайшее осуждение (Евр 10:26) падет на отступников, потому что они пошли путями Каина, Валаама и Корея. путем Каиновым Каин открыто восстал против воли Божией в отношении жертвоприношения (см. пояснения к Быт 4:1−15; ср. Евр 11:4; 1Ин 3:12). обольщению мзды, как Валаам Ср. Чис 22−25; см. пояснение к 2Пет 2:15. Ради большого денежного вознаграждения Валаам придумал план для Валака, царя Моавитского, чтобы вынудить Израиль вступить в компромисс с идолопоклонством и аморальностью, что должно было призвать Божье осуждение на Его народ (ср. Чис 31:16; Откр 2:14). упорстве… Корей См. пояснения к Чис 16:1−35.Корей вместе с 250 иудейскими лидерами отверг утвержденное Богом руководство Моисея и Аарона, пытаясь навязать свою волю Богу и народу. Несомненно, отступников ждет тот же конец, что и Корея — Божие осуждение.

1:12,13 См. пояснения к 2Пет 2:13−17.

1:12 соблазном на… вечерях любви См. пояснение к 2 Пет 2:13. Слово «соблазн» может означать «подводные скалы», «рифы» или «пятна» (см. пояснения на полях). Отступники были словно грязные пятна, отвратительная грязь на одеждах церкви; то, что Бог предлагал церкви как тихое плавание, они своим присутствием превращали в кораблекрушение. «Вечери любви» представляли собой регулярные собрания ранней церкви для участия в хлебопреломлении, а также общий стол для верующих (ср. 1Кор 11:20−30). безводные облака См. пояснение к 2Пет 2:17. Отступники обещали духовную жизнь, но походили на безводные облака, которые приносят надежду на дождь, но в действительности не дают ничего, кроме засух и смерти (ср. Пр. 25:14). Они проповедуют лживое благовестие, которое ведет в геенну. деревья, бесплодные… Отступники провозглашали духовный праздник, однако вместо этого приносили духовный голод (ср. Лк 16:6−9). Отступники, несмотря на свои заявления, никогда не принесут плода, потому что вырваны с корнем. Ср. Мф 7:17−20.

1:13 волны, пенящиеся… Отступники обещают могучее служение, однако вскоре проявляют себя как разрушители, недостойные и бессовестные работники (ср. Ис 57:20). звезды блуждающие Вероятно, имеются в виду метеоры или падающие звезды, которые самопроизвольно вспыхивают, а затем постепенно гаснут и исчезают навсегда. Отступники обещают длительное духовное руководство, на деле же оно оказывается краткой, бесцельной и никчемной вспышкой.

1:14 О них пророчествовал См. пояснение к ст. 4. Дух Святой, вдохновлявший Иуду, сообщил ему эти сведения. Тот факт, что сведения содержатся в апокрифической «Книге Еноха», не влияет на достоверность этого фрагмента. См. во Вступлении: Проблемы толкования. Енох Согласно генеалогической линии в Быт 5:1−24; 1Пар 1:1−3, Енох был седьмым потомком Адама. Енох «ходил пред Богом» и потому был взят живым на небо (ср. Быт 5:24; Евр 11:5). се… Господь… святых Енох еще до потопа пророчествовал о Втором пришествии Христа для суда (ср. 1Фес 3:13). «Святые» может относиться или к ангелам, или к верующим, так как и ангелы (Мф 24:31; 25:31; Мк 8:38; 2Фес 1:7), и верующие (Кол 3:4; 1Фес 3:13; Откр 19:14) будут сопровождать Его (ср. Зах 14:15). Однако из описания суда в ст. 15 кажется, что эти слова скорее относятся к ангелам, которые часто принимают участие в суде. Верующие будут осуществлять суд во время Царства Господа на земле (см. пояснение к 1Кор 6:2) и вернутся со Христом для суда (Откр 19:14), а ангелы будут исполнителями Божьего суда во время Второго пришествия Христа (см. Мф 13:39−41,49,50; 24:29−31; 25:31; 2Фес 1:7−10).

1:15 сотворить суд Приговором будет вечное пребывание в аду (см. Откр 20:11−15). Ср. Мф 5:22; 7:19; 8:12; 10:28; 13:40−42; 25:41,46). нечестивых См. пояснение к ст. 4. Четырехкратное употребление этого слова для описания отступников (ср. ст. 4,18) указывает на сущность беззакония, которое обусловливало отсутствие почтения к Богу. См. употребление этого слова в 2Пет 2:5,6; 3:7. За таковых также умер Христос (Рим 5:6).

1:16 ропотники См. пояснение к ст. 5. Слово, которое употреблено в Новом Завете только здесь, в Септуагинте использовано для описания ропота Израиля против Бога (Исх 16:7−9; Чис 14:27,29; 1Кор 10:10). недовольные Буквально «ищущие вину». Давали выход недовольству Божьей волей и вели себя подобно Израилю, Содому, падшим ангелам, Каину, Корею и Валааму (ср. ст. 5−7,11). поступающие по своим похотям См. пояснения к 2Пет 2:10,18; 3:3. Общая фраза, относящаяся к необращенным (ст. 18; 2Тим 4:3). Отступниками обычно управляло стремление к грешному удовлетворению своих желаний. произносят надутые слова См. пояснения к 2Пет 2:18. Они говорят напыщенно, высокопарно и даже красиво, однако слова их пусты, безжизненны и не обладают духовной ценностью. Речь их внешне привлекательна, но в ней отсутствует могучая сущность Божьей истины. лицеприятие для корысти Они говорят людям только то, что те хотят услышать, и извлекают из этого выгоду для себя (ср. 2Тим 4:3,4), вместо того чтобы провозглашать истину Слова Божьего для пользы слушателей. Ср. Пс 5:10; 11:3,4; Пр. 26:28; 29:5; Рим 3:13; 16:18.

1:17,18 См. пояснения к 2Пет 3:1−3.

1:17 предсказанное Апостолами Апостолы предупреждали грядущее поколение об отступниках, чтобы люди были готовыми и не удивлялись их приходу (ср. Деян 20:28−31; 1Тим 4:1,2; 2Тим 3:1−5; 4:1−3; 2Пет 2:1−3:4; 1Ин 2:18; 2Ин 7:11). Слово Божие предостерегало, оберегало верующих (Деян 20:31; 1Кор 4:14), так ст. 18 указывает на постоянные повторяющиеся предупреждения.

1:18 последнее время Буквально хронологический конец текущей эпохи или определенного периода времени (ср. 2Тим 3:1). Этот термин относится ко времени между первым и Вторым пришествиями Мессии (см. пояснения к 2Тим 3:1; 2Пет 3:3; 1Ин 2:18). ругатели См. пояснения к 2Пет 3:3. Они насмехались над будущими планами Божьими, претендовали на знание истины и отрицали, что суд когда-либо наступит. «Ругатели» будут торжествовать до возвращения Христа. поступающие по своим нечестивым похотям См. пояснения к ст. 16.

1:19 отделяющие Они разделяли церковь вместо того, чтобы служить ее единству (ср. Еф 4:4−6; Флп 2:2). душевные Учителя-отступники объявляли, что обладают высшим духовным знанием, однако на самом деле увлекались самыми низменными сторонами жизни. Они были «душевными», а не «духовными». Ср. Иак 3:15. не имеющие духа Не иметь духа означает не иметь духовной жизни (см. пояснения к Рим 8:9; 1Кор 6:19,20) или, другими словами, быть неверующими.

1:20 назидая Истинные верующие имеют прочное основание (1Кор 3:11) и краеугольный камень (Еф 2:20) в Иисусе Христе. Истины христианской веры (ср. ст. 3) содержатся в учении апостолов и пророков (Еф 2:20), поэтому христиане могут строить свое здание на Слове Божьем (Деян 20:32). молясь Духом Святым См. пояснение к Еф 6:18. Здесь нет призыва к молитвам в состоянии экстаза. Автор призывает к постоянным молитвам по воле Божией и в силе Духа Святого, молитвам во имя Иисуса Христа (ср. Рим 8:26,27).

1:21 сохраняйте Ср. Деян 13:43. Автор повелевает верующим быть послушными и верными своему спасению (ср. Флп 2:12), а Бог будет действовать по Своему благоволению (ср. Флп 2:13). Это означает, что верующие должны проявлять послушание, и тогда Бог изольет любовь на Своих детей. Непослушание навлечет на них Божью кару (ср. 1Кор 11:27−31; Евр 12:5−11). Относится к стойкости святых, в отличие от Божьего освящения верующих во Христе (ср. ст. 1). Это достигается: 1) назиданием себя в Слове Божьем (ст. 20); 2) молитвой в Духе Святом (ст. 20) и 3) ожиданием вечной жизни (ст. 21). Об обсуждении стойкости святых см. пояснение к Мф 24:13. ожидая Предвкушение Второго пришествия Христа, которое принесет верующим новую жизнь воскресения (ср. Тит 2:13; 1Ин 3:1−3), что явится высшим проявлением Божьей милости к тем, которым вменилась праведность Христа по благодати (ср. ст. 2). Павел называл таких верующих «возлюбившими явление Его» (2Тим 3:8), а Иоанн писал об очищающем воздействии предвкушения (1Ин 3:3).

1:22,23 одним… других Существуют различные варианты текста, в которых подразумеваются две или три различные группы людей. Это: 1) искренне сомневающиеся, которые заслуживали сострадания (ст. 22; см. пояснения на полях); 2) погрязшие в неверии и срочно нуждающиеся в спасении от огня (ст. 23) и 3) считавшие себя учениками отступников, но по-прежнему заслуживающие милости. Спасти и удержать их можно было только сильным страхом (ст. 23; см. пояснения на полях). Несмотря на спасение, они были духовно оскверненными. Согласно доказательствам манускриптов и методу триад, который характерен для Иуды, наиболее вероятно существование трех групп людей.

1:22 милостивы Жертвы лжеучителей нуждались в милости и терпении, потому что они еще не пришли к твердому мнению о Христе и вечной жизни и оставались сомневающимися (см. пояснения на полях), которых можно было направить к истине.

1:23 других… спасайте Другие, последовавшие за ошибочным учением отступников, нуждались в безотлагательном и пристальном внимании, прежде чем они, покоренные ложью, окончательно утвердятся на пути в геенну огненную (ср. ст. 7). страхом См. пояснения на полях к этому слову. Третья группа людей тоже нуждается в милости, хотя они и осквернены вероотступническим учением. Этим людям можно донести истинное Евангелие с большим страхом, чтобы освобождающие их не осквернили себя. Грязные одежды символизируют развращенную жизнь отступников, которая могла оказать вредное влияние на добрые намерения благовестников.

1:24,25 Прекрасное славословие Иуды — одно из самых замечательных в Новом Завете (ср. Рим 11:33−36; 16:25−27; 2Кор 13:14; Евр 13:20,21). Иуда возвращается к теме спасения, которую он надеялся рассмотреть в самом начале (ст. 3), и поддерживает в верующих уверенность в том, что Христос защитит их от влияния отступничества.

1:24 Могущему Т. е. Всемогущему Богу. Ср. Быт 18:14; Втор 7:21; 1Цар 14:6; Мф 19:26. соблюсти вас от падения См. пояснение к ст. 1; 1Пет 1:3−5. Власть Христа укрепит истинного верующего и удержит его от падения при искушении от отступников (ср. Иов 42:2; Пс 36:23,24; 120:3; Иер 32:17; Мф 19:26; Лк 1:37; Ин 6:39,40,44; 10:27−30; Еф 3:20). поставить… непорочными Ср. 2Кор 11:2; Еф 5:27. Христиане обладают праведностью Христа через оправдание по вере, и потому они становятся достойными вечной жизни на небесах (см. пояснения к Рим 8:31−39). в радости Имеется в виду радость Спасителя (ср. Евр 12:2), а также радость верующих (ср. 1Пет 1:8). Радость господствует на небесах (см. Мф 25:23).

1:25 Единому Божья мудрость олицетворена только во Христе (ср. 1Кор 1:24,30; Кол 2:3). Она не может принадлежать человеку или группе людей, как утверждали отступники. Богу, Спасителю нашему Природа Бога спасающая, в отличие от противящейся или равнодушной, лживой природы человеческих и бесовских измышлений (см. пояснения к 1Тим 2:2; 4:10; 2Тим 1:10; Тит 1:3; 2:10; 3:4; 2Пет 1:1; 1Ин 4:14). слава… власть Иуда на земле и ангелы святые на небесах (Откр 4:10,11; 5:12−14) приписывали все это Богу нашему и Господу Иисусу Христу.

P.S.: Все признаки отступников упомянутых в послании Иуды:

1. Нечестивые (ст. 4)
2. Распутные (ст. 4)
3. Отрицающие Христа (ст. 4)
4. Оскверняющие плоть (ст. 8)
5. Мятежные (ст. 8)
6. Злословящие высокие власти (ст. 8)
7. Мечтатели (ст. 10)
8. Невежественные (ст. 10)
9. Растленные (ст. 10)
10. Ропотники (ст. 16)
11. Недовольные (ст. 16)
12. Поступающие по своим похотям (ст. 16)
13. Говорящие надменно (ст. 16)
14. Льстецы (ст. 16)
15. Ругатели (ст. 18)
16. Вызывающие разделение (ст. 19)
17. Душевные (ст. 19)
18. Не имеющие духа (ст. 19)



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.