Екклесиаст 12 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

1 И помни Создателя своего с юности своей, покуда не настали худые дни и годы, о которых ты скажешь: „Радости они не приносят“, —
 
И по́мни Созда́теля твоего́ в дни ю́ности твое́й, доко́ле не пришли́ тяжёлые дни и не наступи́ли го́ды, о кото́рых ты бу́дешь говори́ть: «нет мне удово́льствия в них!»

когда померкнут солнце, и свет, и луна, и звезды, и тучи пойдут нагонять дожди.
 
Доко́ле не поме́ркли со́лнце и свет и луна́ и звёзды, и не нашли́ но́вые ту́чи вслед за дождём.

Настанет день — дрожь охватит стражников дома, и сгорбятся могучие воины,2 и остановят работу мельники, потому что ряды их поредеют,3 и потускнеют взоры глядящих сквозь окна,4
 
В тот день, когда́ задрожа́т стерегу́щие дом и согну́тся мужи́ си́лы; и переста́нут моло́ть ме́лющие, потому́ что их немно́го оста́лось; и помрача́тся смотря́щие в окно́;

и затворятся двери на улицы,5 и затихнет шум жерновов,6 но просыпаться будешь от первого крика птицы, а звуки песен7 — затихнут…
 
и запира́ться бу́дут две́ри на у́лицу; когда́ замо́лкнет звук жёрнова, и бу́дет встава́ть челове́к по кри́ку петуха́ и замо́лкнут дще́ри пе́ния;

И высоты убоишься, и ужас охватит в пути, и зацветет миндаль,8 и отяжелеет кузнечик, и осыплется каперс, ибо отходит человек в свой вечный дом, и по улице плакальщицы кружат.
 
и высо́ты бу́дут им страшны́, и на доро́ге у́жасы; и зацветёт минда́ль, и отяжеле́ет кузне́чик, и рассы́плется ка́перс. И́бо отхо́дит челове́к в ве́чный дом свой, и гото́вы окружи́ть его́ по у́лице пла́кальщицы; —

А уж как оборвется серебряный шнур, да расколется золотая чаша,9 и разобьется у источника кувшин, и сломается ворот над колодцем —
 
доко́ле не порвала́сь сере́бряная цепо́чка, и не разорвала́сь золота́я повя́зка, и не разби́лся кувши́н у исто́чника, и не обру́шилось колесо́ над коло́дезем.

стало быть, прах возвращается в землю, из которой он вышел, а дух вернется к Богу, к Тому, Кто дал его…
 
И возврати́тся прах в зе́млю, чем он и был; а дух возврати́тся к Бо́гу, Кото́рый дал его́.

Всё тщета, — сказал Экклезиаст, — всё понапрасну».10
 
Суета́ суе́т, сказа́л Екклесиа́ст, всё — суета́!

И, обладая мудростью, Экклезиаст учил народ знанию, и вслушивался, и вникал, и сложил он множество притч.11
 
Кро́ме того́, что Екклесиа́ст был мудр, он учи́л ещё наро́д зна́нию. Он всё испы́тывал, иссле́довал, и соста́вил мно́го при́тчей.

Стремился Экклезиаст найти достойные слова, старался точно записать слова истины.
 
Стара́лся Екклесиа́ст прии́скивать изя́щные изрече́ния, и слова́ и́стины напи́саны им ве́рно.

Речения мудрых и собранные ими наставления12 — как стрекала, как прочно вбитые гвозди, и все они — от единого Пастыря.
 
Слова́ му́дрых — как и́глы и как вби́тые гво́зди, и состави́тели их — от еди́ного па́стыря.

И потому, сын мой, поберегись составлять множество книг — такой работе не будет конца, а лишнее учение13 — только здоровью14 во вред.
 
А что сверх всего́ э́того, сын мой, того́ береги́сь: составля́ть мно́го книг — конца́ не бу́дет, и мно́го чита́ть — утоми́тельно для те́ла.

А теперь выслушай суть всего: благоговей пред Богом и заповеди Его соблюдай, ибо в этом — весь человек.15
 
Вы́слушаем су́щность всего́: бо́йся Бо́га и за́поведи Его́ соблюда́й, потому́ что в э́том всё для челове́ка;

Ибо всякое дело приведет Бог на суд — будь оно даже тайным, доброе или злое.
 
и́бо вся́кое де́ло Бог приведёт на суд, и всё та́йное, хорошо́ ли оно́, и́ли ху́до.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта краткая песнь (12:1−8) строится на сравнении физического угасания человека со зрелищем гибели города, страны или дома. Ниже приведены возможные (но не единственные) истолкования.
3  [2] — Т. е. ослабнут руки и ноги.
3  [3] — Т. е. выпадут зубы.
3  [4] — Т. е. ослабнет зрение.
4  [5] — Уста и уши.
4  [6] — Стук сердца.
4  [7] — Букв.: дочери пения; друг. возм. пер.: поющие девушки.
5  [8] — Белый цвет миндаля — возможно, образ седины.
6  [9] — Поэтический образ светильника, сорвавшегося с потолка.
8  [10] — Повтор мысли из 1:2.
9  [11] — Согласно Третьей книге царств (4:32), Соломон произнес три тысячи речений («притчей»).
11  [12] — Или: сборники их наставлений.
12  [13] — Или: рвение.
12  [14] — Букв.: телу.
13  [15] — Т. е. весь смысл человеческого существования.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.