7:1 Не судите Как видно из контекста, данный стих не запрещает вообще суд (ст. 16). Мы даже должны «судить судом праведным» (Ин 7:24) для того, чтобы распознать лжепророков. Здесь запрещается лицемерный, предвзятый и другие виды неправедного суда; но, чтобы исполнить следующие далее заповеди, необходимо отличать «псов» и «свиней» (ст. 6) от братьев (ст. 3−5).
7:6 Не давайте святыни псам Именно поэтому Иисус не творил чудес перед неверующими (13:58). Здесь говорится о почитании того, что свято, а не о простом презрении к псам и свиньям. Это место никак не противоречит написанному в 5:44. Тот стих говорит о личном отношении к врагам (см. пояснение там же); это принцип того, как нам нужно свидетельствовать тем, кто ненавидит правду.
7:11 вы, будучи злы Здесь Иисус излагает доктрину о человеческой испорченности (см. пояснения к Рим 1:18 — 3:20). тем более Если земной отец дает своим детям то, в чем они нуждаются (ст. 9−10), то не даст ли Бог Своим детям просимого (ст. 7−8)? См. пояснение к Иак 1:17.
7:12 так поступайте и вы с ними Интерпретации «золотого правила» встречались и до Христа в трудах раввинов и даже в индуизме и в буддизме. Все они применяют это правило как отрицательную заповедь. Вот, например, вариант раввина Хилла: «То, что ненавистно тебе, для кого-то другого таковым не является». Иисус придал положительный оттенок этой заповеди, обогатив ее значение, подчеркнув, что это повеление соответствующим образом объединяет сущность моральных принципов, заключенных в законе и пророках.
7:13−29 В этой заключительной части Нагорной проповеди говорится о практическом применении Евангелия. Здесь показаны двое ворот, два пути, два направления и две группы людей (ст. 13−14); два вида деревьев и два вида плодов (ст. 17−20); две группы на суде (ст. 21−23); два типа строителей, строящих на двух видах оснований (ст. 24−28). Христос с предельной четкостью проводит границу между путем, ведущим к погибели, и путем, ведущим к жизни.
7:13−14 И узкие и широкие врата обеспечивают вход в вечность. Людям предложены два пути. Узкие врата — путь веры, путь посредством жертвы Христа, узкий и тернистый. Они символизируют настоящее спасение в Боге, которое ведет к жизни вечной. Выражение «широкие врата» включает в себя все религии дел и самоправедности, где нет единственного пути к спасению (Деян 4:12) и которые ведут в ад, а не на небеса.
7:14 Христос постоянно подчеркивает трудность следования за Ним (10:38; 16:24−25; Ин 15:18−19; Ин 16:1−3; ср. Деян 14:22). Спасение дается только по милости, но получить его не просто. Оно требует знания правды, покаяния, подчинение Христу как Господу и желание повиноваться Его воле и Слову. См. пояснения к 19:16−28.
7:15 лжепророков Они опасны не тем, что изображают овец, но тем, что выдают себя за настоящих пастырей.
в овечьей одежде Здесь, возможно, имеется в виду шерстяная одежда, которая являлась отличительной чертой пастухов.
7:16 По плодам их узнаете их См. пояснение к 3:8. Ложные учения не могут обуздать плоть, поэтому признаком лжепророков является их порочность и греховность. Ср. 2Пет 2:12−22.
7:21 Не всякий, говорящий… но исполняющий Бесплодность такой веры показывает ее настоящую сущность (ср. ст. 20) — вера, которая говорит, а не действует (вера без дел) на самом деле есть неверие. Иисус совсем не имел в виду, что спасение заслуживается делами, но Он хотел сказать, что истинная вера проявится в добрых делах. Именно об этом написано в Иак 1:22−25; Иак 2:26.
7:22 мы пророчествовали… бесов изгоняли… многие чудеса творили Заметьте, что, будучи далеко не лишенными каких-либо дел, они заявляли о том, что они совершали чудеса и знамения. По сути, их уверенность в своих делах — еще одно доказательство того, что эти дела, эффектные и зрелищные, не могли быть истинными. Никто не может являть добрых дел, не имея в себе истинной веры. Плохое дерево не может приносить добрый плод (ст. 18).
7:23 делающие беззаконие Любой грех — это беззаконие (1Ин 3:4), это восстание против закона Бога (ср. 13:41).
7:24−28 Дом символизирует религиозную жизнь; дождь олицетворяет Божий суд. Только тот спасается, кто построил свой дом на основании послушания Божьему Слову, которое призывает к покаянию, к отвержению желания спасения через дела и к доверию Божией благодати. См. пояснения к Иак 1:22−25.
7:29 а не как книжники Книжники цитировали других, чтобы придать авторитетность своему учению; Иисусу же это было не нужно (28:18). В этом главное различие между Иисусом и иудеями, которые чувствовали, что их авторитет был подорван. См. пояснение к 21:23. Ср. Мк 1:22; Мк 11:28−33; Лк 4:32; Лк 20:2−8; Ин 12:49−50; Ин 14:10.
Комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Матфея, 7 глава. Учебной Библии МакАртура.
«Славянское Евангельское Общество»:
Учебная Библия с комментариями Джона МакАртура.
© 2018.