Иакова 2 глава

Соборное послание святого апостола Иакова
Перевод Десницкого → Синода́льный перево́д

 
 

Братья мои, если верите в славного Господа нашего Иисуса Христа — никого не выделяйте особо.
 
Бра́тия мои́! име́йте ве́ру в Иису́са Христа́ на́шего Го́спода сла́вы, невзира́я на ли́ца.

Войдет в собрание ваше роскошно одетый человек с золотыми перстнями на пальцах, войдет и бедняк в грязной одежде.
 
И́бо, е́сли в собра́ние ва́ше войдёт челове́к с золоты́м пе́рстнем, в бога́той оде́жде, войдёт же и бе́дный в ску́дной оде́жде,

Взглянете вы на роскошно одетого и скажете: «тебе будет удобно присесть здесь», а бедняку скажете: «а ты постой» или «садись тут, мне под ноги».
 
и вы, смотря́ на оде́того в бога́тую оде́жду, ска́жете ему́: «тебе́ хорошо́ сесть здесь», а бе́дному ска́жете: «ты стань там» и́ли «сади́сь здесь, у ног мои́х»,

И так вы вводите разделения в общине и решаете, исходя из дурных помыслов.
 
то не пересу́живаете ли вы в себе́ и не стано́витесь ли су́дьями с худы́ми мы́слями?

Послушайте, братья мои возлюбленные! Бог избрал тех, кто беден в этом мире, чтобы обогатить их верой и дать им в наследие царство — Он обещал это тем, кто Его любит.
 
Послу́шайте, бра́тия мои́ возлю́бленные: не бе́дных ли ми́ра избра́л Бог быть бога́тыми ве́рою и насле́дниками Ца́рствия, кото́рое Он обеща́л лю́бящим Его́?

А вы с презрением отнеслись к бедняку! Но разве не богатые угнетают вас и тянут в суды?
 
А вы презре́ли бе́дного. Не бога́тые ли притесня́ют вас, и не они́ ли влеку́т вас в суды́?

Не они ли оскорбляют доброе имя, которое вы носите?
 
Не они́ ли бессла́вят до́брое и́мя, кото́рым вы называ́етесь?

Если вы исполняете царский закон, который дан в Писании: «возлюби ближнего как самого себя», — то поступаете прекрасно.
 
Е́сли вы исполня́ете зако́н ца́рский, по Писа́нию: «возлюби́ бли́жнего твоего́, как себя́ са́мого», — хорошо́ де́лаете.

А если вы относитесь к людям с лицеприятием, то совершаете грех, и закон обличает ваше преступление.
 
Но е́сли поступа́ете с лицеприя́тием, то грех де́лаете и пе́ред зако́ном ока́зываетесь престу́пниками.

Ведь кто исполнил остальной закон, но что-то одно нарушил, оказался виновным в целом.
 
Кто соблюда́ет весь зако́н и согреши́т в одно́м чем-нибу́дь, тот стано́вится вино́вным во всём.

Кто сказал «не блуди», сказал и «не убивай», и если ты не блудишь, но убиваешь, ты все равно преступник.
 
И́бо Тот же, Кто сказа́л: «не прелюбоде́йствуй», сказа́л и: «не убе́й»; посему́, е́сли ты не прелюбоде́йствуешь, но убьёшь, то ты та́кже престу́пник зако́на.

Помните, что и за свои речи, и за поступки будете судимы по закону свободы.
 
Так говори́те и так поступа́йте, как име́ющие быть суди́мы по зако́ну свобо́ды.

Кто не проявил милости — того и судить будут без милости, а ведь милость превыше суда!
 
И́бо суд без ми́лости не оказа́вшему ми́лости; ми́лость превозно́сится над судо́м.

Что пользы, братья мои, если кто говорит, будто имеет веру, но не подтверждает ее делами? Сможет ли такая вера его спасти?
 
Что по́льзы, бра́тия мои́, е́сли кто говори́т, что он име́ет ве́ру, а дел не име́ет? мо́жет ли э́та ве́ра спасти́ его́?

Допустим, брату или сестре недостает одежды и ежедневной пищи,
 
Е́сли брат и́ли сестра́ на́ги и не име́ют дневно́го пропита́ния,

а кто-то из вас им скажет: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», а того, что нужно для жизни, вы им не дадите — какая от этого польза?
 
а кто-нибу́дь из вас ска́жет им: «иди́те с ми́ром, гре́йтесь и пита́йтесь», но не даст им потре́бного для те́ла: что по́льзы?

Так и вера, не подтвержденная делами, сама по себе мертва.
 
Так и ве́ра, е́сли не име́ет дел, мертва́ сама́ по себе́.

И тут кто-то скажет: у тебя есть вера, а у меня — дела. Как же ты покажешь мне свою веру, если она бездействует? А я покажу тебе свою веру своими делами.
 
Но ска́жет кто-нибу́дь: «ты име́ешь ве́ру, а я име́ю дела́»: покажи́ мне ве́ру твою́ без дел твои́х, а я покажу́ тебе́ ве́ру мою́ из дел мои́х.

Ты веришь, что Бог Един? Прекрасно! Так веруют и бесы — но это лишь ужасает их.
 
Ты ве́руешь, что Бог еди́н: хорошо́ де́лаешь; и бе́сы ве́руют, и трепе́щут.

Показать ли тебе, пустой человек, что вера без дел ни на что не годна?
 
Но хо́чешь ли знать, неоснова́тельный челове́к, что ве́ра без дел мертва́?

Как получил праведность праотец наш Авраам? По делам своим, когда готов был принести сына своего Исаака в жертву.
 
Не дела́ми ли оправда́лся Авраа́м, оте́ц наш, возложи́в на же́ртвенник Исаа́ка, сы́на своего́?

Ты же видишь, что вера его проявлялась на деле, вера достигла совершенства в его поступках.
 
Ви́дишь ли, что ве́ра соде́йствовала дела́м его́, и дела́ми ве́ра дости́гла соверше́нства?

Так и исполнилось сказанное в Писании: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность», и был он назван другом Божьим.
 
И испо́лнилось сло́во Писа́ния: «ве́ровал Авраа́м Бо́гу, и э́то вмени́лось ему́ в пра́ведность, и он наречён дру́гом Бо́жиим».

Итак, вы видите, что человек признается праведным по своим делам, а не только по вере.
 
Ви́дите ли, что челове́к опра́вдывается дела́ми, а не ве́рою то́лько?

Точно так же и блудница Раав была признана праведной по своим делам, когда приняла израильских разведчиков и тайно выпустила из города.
 
Подо́бно и Раа́в блудни́ца не дела́ми ли оправда́лась, приня́в согляда́таев и отпусти́в их други́м путём?

Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
 
И́бо, как те́ло без ду́ха мертво́, так и ве́ра без дел мертва́.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.