Иакова 2 глава

Соборное послание святого апостола Иакова
Перевод Десницкого → Русского Библейского Центра

 
 

Братья мои, если верите в славного Господа нашего Иисуса Христа — никого не выделяйте особо.
 
Братья! Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы не должна быть пристрастной.

Войдет в собрание ваше роскошно одетый человек с золотыми перстнями на пальцах, войдет и бедняк в грязной одежде.
 
Когда придет к вам туда, где вы собираетесь, человек с золотым перстнем, в богатой одежде и придет в смердящих обносках бедняк,

Взглянете вы на роскошно одетого и скажете: «тебе будет удобно присесть здесь», а бедняку скажете: «а ты постой» или «садись тут, мне под ноги».
 
И вы, встречая по одежке, скажете богатому: «Вот место получше. Садись», а бедняку скажете: «Стой где стоишь» или «Сиди у меня в ногах», —

И так вы вводите разделения в общине и решаете, исходя из дурных помыслов.
 
То не ставите ли вы у себя одних выше других и не судьи ли вы с превратными суждениями?

Послушайте, братья мои возлюбленные! Бог избрал тех, кто беден в этом мире, чтобы обогатить их верой и дать им в наследие царство — Он обещал это тем, кто Его любит.
 
Подумайте, дорогие братья! Разве не бедных мира одарил Бог богатством веры и избрал наследниками Царства, которое Он обещал тем, кто Его любит?

А вы с презрением отнеслись к бедняку! Но разве не богатые угнетают вас и тянут в суды?
 
А вы унизили бедного. Не богатеи ли вас притесняют, не они ли таскают вас по судам?

Не они ли оскорбляют доброе имя, которое вы носите?
 
Не они ли срамят ваше доброе имя и прозвание?

Если вы исполняете царский закон, который дан в Писании: «возлюби ближнего как самого себя», — то поступаете прекрасно.
 
Конечно, если вы по Писанию исполняете державный закон «Люби ближнего, как самого себя», то хорошо делаете.

А если вы относитесь к людям с лицеприятием, то совершаете грех, и закон обличает ваше преступление.
 
А вот пристрастным отношением грех совершаете и перед Законом делаетесь преступниками.

Ведь кто исполнил остальной закон, но что-то одно нарушил, оказался виновным в целом.
 
Кто подчиняется всему Закону и согрешит хоть в чем-нибудь — виновен сразу во всем.

Кто сказал «не блуди», сказал и «не убивай», и если ты не блудишь, но убиваешь, ты все равно преступник.
 
Тот, кто сказал «Не сотвори измены жене», сказал и «Не убий». И убийца, будь он хоть каким верным супругом, — перед Законом только преступник.

Помните, что и за свои речи, и за поступки будете судимы по закону свободы.
 
Говорите и делайте все с оглядкой, что будете судимы по закону свободы.

Кто не проявил милости — того и судить будут без милости, а ведь милость превыше суда!
 
Кто без милосердия, тому суд без милости. А на милосердие суда нет.

Что пользы, братья мои, если кто говорит, будто имеет веру, но не подтверждает ее делами? Сможет ли такая вера его спасти?
 
Что проку, братья, если кто говорит, что у него есть вера, а дела не делает? Может ли такая вера спасти его?

Допустим, брату или сестре недостает одежды и ежедневной пищи,
 
Если брат или сестра разуты-раздеты и нуждаются в насущном хлебе,

а кто-то из вас им скажет: «Ступайте с миром, грейтесь и питайтесь», а того, что нужно для жизни, вы им не дадите — какая от этого польза?
 
А кто-нибудь из вас скажет им: «Ступайте с миром. Тепла вам да сытости!» — и пойдут несолоно хлебавши, то что проку?

Так и вера, не подтвержденная делами, сама по себе мертва.
 
Так и вера, если остается без доброго дела — сама по себе мертва.

И тут кто-то скажет: у тебя есть вера, а у меня — дела. Как же ты покажешь мне свою веру, если она бездействует? А я покажу тебе свою веру своими делами.
 
Мне могут возразить: это, мол, разные вещи. А я не вижу веры, если нет добрых дел. Зато веру в добрых делах видно сразу.

Ты веришь, что Бог Един? Прекрасно! Так веруют и бесы — но это лишь ужасает их.
 
Ты веришь, что Бог один. Правильно делаешь. И бесы верят — и трепещут.

Показать ли тебе, пустой человек, что вера без дел ни на что не годна?
 
Но как тебе не знать, никчемный человек, что вера без дел пуста?

Как получил праведность праотец наш Авраам? По делам своим, когда готов был принести сына своего Исаака в жертву.
 
Не делами ли оправдался наш отец Авраам, когда сына своего Исаака возложил на жертвенник?

Ты же видишь, что вера его проявлялась на деле, вера достигла совершенства в его поступках.
 
Нельзя не видеть, что всеми его делами двигала вера и дела сообщили вере совершенство.

Так и исполнилось сказанное в Писании: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность», и был он назван другом Божьим.
 
Исполнилось слово Писания: «Поверил Авраам Богу — и зачлось ему за праведность», — и он наречен другом Божьим.

Итак, вы видите, что человек признается праведным по своим делам, а не только по вере.
 
Как ни посмотри, человек оправдывается делами, а не одной только верой.

Точно так же и блудница Раав была признана праведной по своим делам, когда приняла израильских разведчиков и тайно выпустила из города.
 
В том же смысле и Рахав проститутка не делами ли оправдалась, когда приютила у себя лазутчиков и отослала их другой дорогой?

Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
 
Как мертво тело без духа, так и вера без дела мертва.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.