Второзаконие 22 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Если ты увидишь заблудившегося быка или овцу брата твоего, израильтянина, не делай вид, что ты не замечаешь их, — отведи их к хозяину.
 
Видев телца брата твоего или овцу его заблуждающыя на пути, да не презриши я: но возвращением возвратиши я к брату твоему, и да отдаси ему.

Если же брат этот живет далеко от тебя или ты не знаешь, кому принадлежит эта скотина, возьми ее к себе, подержи у себя, пока о ней не спросит тот, кому ты должен вернуть ее.
 
Аще же несть близ тебе брат твой, ниже увеси его, собери я внутрь дому твоего, и да будут у тебе, дондеже взыщет их брат твой, и отдаси их ему.

Делай то же самое и с его ослом, и с одеждой, и всем тем, что пропало у брата твоего, а ты нашел. Ты не должен оставаться безучастным!
 
Такожь сотвориши осляти его, и тако да сотвориши ризе его, и тако да сотвориши всему погубленому брата твоего: елика аще погибнут от него, и обрящеши я, да не возможеши пренебрещи я.

И если увидишь, что упал где-то на дороге осел или вол брата твоего, не будь безучастен, помоги ему поставить животное на ноги.
 
Аще увидиши осля брата твоего или телца его падшыя на пути, да не презриши я: возставляя да возставиши я с собою.

На женщине не должно быть мужской одежды, а на мужчине — женской. Всякий, кто это делает, мерзок ГОСПОДУ, Богу вашему.
 
Да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску: яко мерзость есть Господеви Богу твоему всяк творяй сия.

Если заметишь птичье гнездо у дороги, на дереве оно или на земле, с птенцами или яйцами в нем, и мать на гнезде, не бери эту птицу вместе с выводком или кладкой ее.
 
Аще же улучиши гнездо птичие пред лицем твоим на пути, или на древе некоем, или на земли, и в нем птенцы или яица, и мати седит на птенцех или яицех, да не возмеши матере со птенцы:

Птенцов забрать можешь, а мать непременно отпусти. Поступай так, чтобы жил ты в благополучии и наслаждался долгою жизнью.
 
отпущением да отпустиши матерь, птенцы же возмеши себе, да благо тебе будет и долгоденствен будеши.

Когда строишь новый дом, непременно сделай по краю крыши ограждение, дабы не свалился кто-нибудь с нее и не пала вина за пролитую кровь на твой дом.
 
Аще же созиждеши дом нов, и сотвориши ограждение дому твоему, и да не сотвориши убийства в дому твоем, аще падет падый от него.

В винограднике своем не сей между его рядами двух разных видов семян, иначе лишишься всего урожая1 — и урожая посеянных тобой семян, и плодов винограда.
 
Да не насееши винограда твоего различна, да не освятится плод, и семя, еже насееши с плодом винограда твоего.

На воле и осле, впряженных в одно ярмо, не паши.
 
Да не ореши юнцем и ослятем вкупе.

Не носи одежду из ткани, в которую вплетены нити и шерсти, и льна.
 
Ниже да облечешися в ризу разноличну от льна и волны вкупе ткану.

Ты должен прикрепить кисти к четырем углам одежд, которыми покрываешься.
 
Тресны да сотвориши себе на четырех краях одежды своея, в нюже облечешися.

Положим, кто-то женился, но, проведя брачную ночь с женой, невзлюбил ее,
 
Аще же кто поймет жену и будет с нею, и возненавидит ю,

стал обвинять и пустил худую молву о ней: „Я взял ее в жены, но в первую же ночь увидел, что не сохранила она девственности своей“,
 
и наложит на ню обвинителная словеса, и нанесет на ню имя злое, и возглаголет: жену сию поях, и пришед к ней, не обретох ю девицею:

пусть тогда отец и мать новобрачной принесут к городским воротам доказательства ее девственности и предъявят старейшинам.
 
и взем отец девицы и матерь, да изнесут девическая отроковицы пред старейшины ко вратом,

При этом ее отец скажет старейшинам: „Дочь свою отдал я в жены этому человеку, но он невзлюбил ее
 
и речет отец отроковицы ко старейшинам: дщерь мою сию дах мужу сему в жену, и ныне возненавидев ю сей,

и теперь выдумывает против нее обвинения: „Не нашел-де я у дочери твоей доказательств невинности ее“. Но вот они, доказательства эти“. И пусть принесенный ими кусок ткани или соответствующую одежду развернут перед старейшинами города.
 
возлагает ей обвинителная словеса, глаголя: не обретох дщере твоея девою: и се, девическая дщере моея: и да разгнут ризы пред старейшины града онаго,

А старейшины должны тогда наказать2 человека того:
 
и да возмут старейшины града онаго мужа того и накажут его,

пусть взыщут с него сто шекелей3 серебра и отдадут их отцу ее за то, что человек этот пустил худую молву об израильской девушке. Она же так и останется его женой, и никогда не получит он права развестись с ней.
 
и да обвинят его стом сиклей, и дадят отцу отроковицы, яко изнесе имя зло на девицу израилтеску, и (паки) да будет ему жена: не возможет отпустити ю во вся лета.

Но если обвинение окажется верным и не найдется никаких доказательств ее девственности,
 
Аще же будет воистинну слово сие, и не обрящутся девическая отроковице,

пусть приведут эту молодую женщину к дверям дома ее отца. Здесь мужчины города должны будут побить ее камнями до смерти, ибо постыдно вела она себя в Израиле: предавалась разврату в доме отца своего. Злу этому не место среди вас, искорените его!
 
и да изведут девицу пред врата дому отца ея, и побиют ю камением мужие градстии, и да умрет, яко сотвори безумие в сынех израилевых, оскверни дом отца своего: и измите злое от себе самих.

Если мужчину застали прелюбодействующим с замужней женщиной, их обоих — и женщину, и лежавшего с ней мужчину — нужно предать смерти. Вы должны искоренить это зло в Израиле!
 
Аще же обрящется человек лежай с женою мужатою, убийте обоих, человека лежащаго с женою и жену: и измите злое от израиля.

Если какой-то мужчина, встретившись в городе с девственницей, обрученной с кем-то другим, переспит с ней,
 
Аще же будет дева обрученая мужу, и обрет ю человек (другий) во граде, будет с нею,

ведите их обоих к городским воротам и там насмерть побейте камнями — девушку за то, что не звала она на помощь, хотя дело было в городе, а мужчину за то, что он обесчестил невесту одного из ближних своих. Злу этому не место среди вас, искорените его!
 
изведите обоих пред врата града их, и побийте (обоих) камением, и да умрут: отроковицу, понеже не вопила во граде, и мужа, понеже обиде жену ближняго своего: и измите злое от себе самих.

Если же какой-то мужчина надругается над обрученной девушкой, встретив ее в поле, то смерти должно предать только мужчину, совершившего насилие.
 
Аще же на поли обрящет человек деву обрученую, и насиловав будет с нею, убийте человека единаго бывшаго с нею:

Девушке никакого наказания: она не совершила преступления, караемого смертью. Это подобно тому, как если бы кто напал на ближнего и убил его.
 
а отроковице ничтоже сотворите: несть бо деве греха смертнаго: якоже аще кто бы востал на ближняго своего, и убил бы душу его, тако сие дело:

Насильник встретился с ней в поле, и, кричи она не кричи, некому было спасти ее.
 
понеже на селе обрете ю, возопи отроковица обрученая, и не бе помогаяй ей.

Но когда встретит какой-нибудь мужчина девушку, не обрученную еще, и надругается над ней и их застанут,
 
Аще же кто обрящет отроковицу деву, яже несть обручена, и насиловав будет с нею, и обличится:

этот мужчина обязан будет отдать отцу девушки пятьдесят шекелей серебра, а ее взять в жены. И никогда не получит он права развестись с ней, так как он изнасиловал ее.
 
да даст человек бывый с нею отцу отроковицы пятьдесят дидрахм сребра, и тому да будет жена, понеже обиде ю: не возможет отпустити ю во все время.

И еще: никто не должен жениться на женщине, с которой жил его отец; не должен он бесчестить ложе отца своего.4
 
Да не поймет человек жены отца своего, и да не открыет покровения отца своего.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Букв.: станет святыней (весь урожай), т. е. будет отобран у тебя в пользу Святилища.
18  [2] — Здесь, как и в 21:18, говорится о физическом наказании, хотя ограничение количества ударов до «сорока без одного», вероятно, было учреждено в более поздние времена.
19  [3] — Шекель — мера стоимости, эквивалентная стоимости 11,5 г серебра.
30  [4] — Букв.: открывая (т. е. поднимая) подол одежды своего отца.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.