По Матфею 7 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Аверинцев: отдельные книги

 
 

Не осуждайте, чтобы и вас не осудил Бог,
 
Не судите, чтобы вам не быть судимыми:

ибо каким судом судите, таким и сами судимы будете, и какой мерой мерите, такою же отмерится вам.
 
ибо, каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой будет вам отмерено.

Что смотришь ты на соринку в глазу брата своего, а в собственном — бревна не замечаешь?
 
Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в своем глазу бревна не примечаешь?

Как можешь говорить брату своему: „Дай-ка выну соринку из глаза твоего“, когда у самого в глазу бревно?
 
"Или как скажешь ты брату твоему: "разреши-ка, я выну соринку из твоего глаза", — а у самого в глазу бревно?"

Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.
 
Лицедей, вынь сперва бревно из глаза твоего, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.

Не давайте святыни псам. И жемчуга своего не сыпьте перед свиньями, ибо растопчут они его ногами, а псы, накинувшись, вас разорвут.
 
Не давайте святыни псам, и не рассыпайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами, и не накинулись на вас, и не растерзали вас.

Просите — и дано вам будет, ищите — и найдете, стучитесь — и отворят вам.
 
Просите, и дано будет вам; ищите, и вы найдете; стучитесь, и вам отворят.

Ибо всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют.
 
Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучится, тому отворят.

Разве даст кто-нибудь из вас сыну своему камень, когда тот попросит хлеба,
 
Разве есть между вами такой человек, у которого сын его попросит хлеба, а тот даст ему камень?

даст ли змею ему, когда попросит он рыбы?
 
Или рыбы попросит, а тот даст ему змею?

Но если даже вы, оставаясь людьми злыми, способны дарить вашим детям хорошее, то тем более Отец ваш Небесный даст просящим у Него нужное им.1
 
Так если уж вы, злые люди, умеете давать детям вашим даяния благие, — насколько же более Отец ваш, Который на небесах, подаст блага тем, кто у Него попросит?

И так во всем: как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так и сами поступайте с ними; этому учат Закон и пророки.
 
А потому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков. [28]

Входите узкими вратами! Широки ворота, и просторен путь, что ведет к погибели, и многие его выбирают.
 
Узкими входите воротами; ибо просторны ворота и широк путь, ведущие к погибели, и много тех, что входят ими.

Как2 узки ворота, и тесен путь, что ведет в жизнь, и немногие находят его.3
 
Но тесны ворота и узок путь, ведущие к жизни, и мало тех, что находят их.

Бойтесь лжепророков! В овечьей шкуре приходят они к вам, нутром же они — волки хищные.
 
Остерегайтесь лжепророков, что приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри — волки хищные.

По делам4 их узнаете, кто они. Разве собирают гроздья виноградные с терновника или с репейника смоквы?
 
По плодам их вы распознаете их. Разве собирают с терновника — виноград, или с репейника — смоквы?

Всякое хорошее дерево приносит добрые плоды, а плохое — худые.
 
Так всякое дерево благородное приносит добрые плоды, но дерево худое приносит дурные плоды.

Хорошее дерево не может приносить худых плодов, а плохое дерево — добрых плодов.
 
Не может дерево благородное приносить дурных плодов, а дерево худое — приносить добрых плодов.

Всякое дерево, не приносящее добрых плодов, срубают и бросают в огонь.
 
Всякое дерево, которое не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Итак, по плодам их узнаете, кто они.
 
Итак, по плодам их вы распознаете их.

Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но тот лишь, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.
 
"Не всякий, кто говорит Мне: "Господи! Господи!" — войдет в Царство Небесное, но тот, кто творит волю Отца Моего, что в небесах."

Многие скажут Мне в День Суда:5 „Господи! Господи! Не от Твоего разве имени пророчествовали мы6 и не Твоим ли именем изгоняли бесов, не им ли много чудес7 совершили?“
 
"Многие станут говорить Мне в оный День: "Господи! Господи! Разве не во имя Твое мы пророчествовали, не во имя Твое изгоняли бесов, не во имя Твое совершили множество чудес?" [29]"

И тогда объявлю им: „Я никогда вас не знал. Отойдите от Меня, живущие беззаконно!“8
 
"И тогда объявлю Я им: "Я никогда не знал вас; прочь от Меня, творящие беззакония!"

Итак, всякого, кто слушает и исполняет эти слова Мои, можно сравнить с благоразумным человеком, который построил свой дом на скале.
 
Поэтому всякий, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, подобен будет человеку разумному, который построил дом свой на скале;

Хоть и пролился дождь, вышли из берегов реки, подули ветры и обрушилось всё это на дом тот, но не упал он, потому что поставлен был на скале.
 
и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — а он не рухнул, ибо основание его было на скале.

А того, кто слушает эти слова Мои, но их не исполняет, сравнить можно с человеком безрассудным, построившим дом свой на песке.
 
Но всякий, кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, подобен будет глупцу, который построил дом свой на песке;

Пролился дождь, вышли из берегов реки, подули ветры, и под натиском их рухнул тот дом. Страшным было это падение!»9
 
и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — и он рухнул, и разрушение его было велико».

Иисус закончил говорить, народ же не переставал дивиться тому, как и чему Он учил:
 
И было, когда окончил Иисус слова эти, народ дивился тому, как Он учит.

как имеющий власть учил Он их, а не как книжники.
 
Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не так, как их книжники.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
11  [1] — Букв.: даст… хорошее/доброе.
14  [2] — В некот. рукописях: потому что.
14  [3] — Или: эти ворота.
16  [4] — Букв.: по плодам.
22  [5] — Букв.: в тот День.
22  [6] — Или: разве не во имя Твое мы пророчествовали/проповедовали.
22  [7] — Или: великих дел.
23  [8] — Друг. возм. пер.: творящие зло (более букв: беззаконие).
27  [9] — Букв.: и падение/разрушение его было великое.
 
Аверинцев: отдельные книги

12  [28] — Так называемое Золотое Правило. Аналогичная, но отрицательная его формулировка — чего не хочешь для себя, не делай другому — приписывается некоторым талмудическим авторитетам (Гиллелю, Sab. 31. а, и рабби Акибе, Ab. R. Nachm. xxvi, f. 27. a). Для евангельского учения характерна формулировка положительная — не просто воздержание от зла, но активное добро.

22  [29] — В оный День — терминологическое обозначение Страшного Суда.

 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.