1 Коринфянам 12 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Что касается воздействия разных духов, не стану, братья, оставлять вас в неведении.
2 Вы помните, что когда еще были язычниками, вас словно бы что-то влекло к бессловесным идолам.
3 Хочу, чтобы вы знали: если кто произносит проклятие Иисусу, он не может такого говорить под воздействием Божьего Духа, и никто не может сказать «Господь Иисус», кроме как Духом Святым*.
4 Дух Один и Тот же, а Его дарования бывают различны,
5 как и Господь Один и Тот же, а служения Ему различны.
6 Действуя по-разному, Один и Тот же Бог совершает всё это во всех людях.
7 И в каждом даровании Дух проявляется по-своему ради общей пользы.
8 Одному дается слово мудрости, а другому — слово познания от Того же Духа,
9 иному вера в Том же Духе. Кому-то дарована Единым Духом способность исцелять,
10 кому-то — способность творить чудеса, кому-то — пророчествовать, кому-то — различать духов, кому-то говорить на иных языках*, а кому-то — истолковывать эти языки.
11 Всё это действия Того же Единого Духа, который наделяет каждого особым даром по Своему выбору.
12 Тело у человека одно, но состоит из многих частей. И хотя этих частей много, они составляют единое тело — так и с Телом Христовым.
13 Мы все были крещены единым Духом и стали единым Телом, будь то иудеи или эллины, рабы или свободные. Все мы напоены единым Духом!
14 И в этом Теле не одна часть, но много.
15 Если вдруг нога скажет: «Раз я не рука, то не имею отношения к телу» — что, она из-за этого перестанет быть частью тела?
16 Если вдруг ухо скажет: «Раз я не глаз, то не имею отношения к телу» — что, оно из-за этого перестанет быть частью тела?
17 Если бы всё тело было глазом, как бы оно слышало? А если бы всё было ухом, как бы оно обоняло?
18 Так что Бог расположил все части в теле, каждую из них, как пожелал.
19 А если бы все части были одинаковы, как бы получилось тело?
20 Так что частей много, а тело — одно.
21 Глаз не вправе сказать руке: «ты мне не нужна», или голова ногам: «вы мне не нужны».
22 Совсем наоборот, именно те части тела, которые кажутся немощными, и есть самые необходимые,
23 и о тех частях тела, которые кажутся неприличными, мы больше всего заботимся. Неприглядные части мы старательно прикрываем,
24 а приятные на вид части нашего тела не нуждаются в этом.
Бог так соразмерно устроил тело, чтобы наибольшая забота доставалась тем, кому она нужна,
25 и чтобы не было в теле разделений, но его части одинаково заботились друг о друге.
26 Если страдает одна часть тела, с ней страдают и остальные, а если прославляется одна часть, с ней радуются и остальные.
27 Вы — тело Христово, каждый из вас — его часть.
28 И Бог поставил в церкви разных людей: во-первых, апостолов, во-вторых, пророков, в-третьих, учителей, затем чудотворцев, затем тех, кому даровано исцелять, кто помогает нуждающимся, кто ведет дела, кто говорит на иных языках.
29 Разве все апостолы? Все пророки? Все учители? Все чудотворцы?
30 Разве всем даровано исцелять? Все говорят на иных языках? Или все способны истолковать сказанное?*
31 Стремитесь получить самые большие дарования!
А теперь я покажу вам, какой путь лучше всех.

Новой Женевской Библии

12:1 о дарах духовных. Это один из вопросов, поднятых коринфянами в их письме (см. Введение: Время и обстоятельства написания). Главы 12−14 следует рассматривать вместе, как ответ на вопросы коринфян относительно дара языков, что составляет основную идею гл. 14. Павел ведет все обсуждение в контексте разговора вообще о дарах Духа (12:4−11, 27−30), о единстве в разнообразии, явленном этими дарами (12:12−26), и о значении любви как условия правильного пользования ими (гл. 13).

12:2−3 В качестве введения к теме о духовных дарах Павел напоминает коринфянам о разнице между их языческим и христианским опытом. Неясно, действительно ли кто-то произносил анафемы на Иисуса (возможно, Павел представляет предполагаемую ситуацию), но центр ст. 3 — содержание речей о предметах религии. Учитывая сказанное в 14:6−19, можно заключить, что апостол предваряет свои аргументы в пользу удобопонятной речи.

12:4 Дары различны, но Дух один и тот же. По-видимому, коринфяне придавали чрезмерное значение дару языков, так что Павлу приходится напомнить им, что один и тот же Дух раздает различные дары Своему народу. Слова «Господь один и тот же» и «Бог один и тот же» отражают, сколь важно для Павла учение о Троице.

12:7 на пользу. Назначение даров Духа (которые здесь названы «проявлениями») — служить на пользу ближним и во славу Господа.

12:8−10 Перечисление даров в этих стихах, разумеется, не претендует на полноту (некоторые другие вошли в ст. 28); возможно, оно отражает дары, которые были особенно очевидны в Коринфе. Нет оснований считать, что все дары проявлялись в каждой общине. Список Рим 12:6−8 включает только два из упомянутых здесь даров (пророчества и веры) и опускает те, которые можно назвать «чудесными» (напр., дар исцелений и дар языков). Определить характер некоторых даров, перечисленных в этом послании затруднительно, поскольку ни в данном контексте, ни в каком-либо ином месте НЗ не дается их описание. Можно только догадываться, в чем заключалась разница между «словом мудрости» и «словом знания». Неясно также, почему Павел перечисляет отдельно дары веры, исцелений и чудотворения. Слова о «различении духов», возможно, надо понимать в свете 14:29. Невозможность определить точный смысл некоторых из этих даров не мешает понимать всю значимость этого отрывка, цель которого — не детальное их описание, а стремление подчеркнуть разнообразие даров, ниспосланных Богом Своей Церкви (ст. 11).

12:10 иному разные языки. Точное описание этого дара было предметом больших споров. Согласно одному мнению, он относится к некоего рода экстатической речи, быть может, имеющей отношение к «языкам ангельским», упомянутым в 13:1. Поскольку ангелы духовны (т. е. существа бестелесные), их способ общения, вероятно, не основан на физических принципах, поэтому трудно постичь, каким образом и почему экстатические выражения могут считаться ангельским языком с большим основанием, чем удобопонятная речь. Другими словами, если способ общения ангелов может быть «переведен» в звуки, воспринимаемые человеком, почему это не должно быть осмысленной человеческой речью? С другой стороны, НЗ приводит ясное и недвусмысленное свидетельство, что Святой Дух давал ранним христианам способность говорить на иных наречиях (Деян 2:4−11).

12:11 как Ему угодно. Дух Своей державной властью подает нужное народу Божию. Этот фактор может служить объяснением, почему ни одно место НЗ не дает полного перечня даров или четкого их определения, поскольку в различных ситуациях они, по воле Божией, могут видоизменяться.

12:12 Ибо, как тело одно. Определение Христовой Церкви как тела — один из самых важных моментов учения Павла (см. ком. к 1:13). Апостол говорит, что получил особое откровение относительно «тайны», сокрытой в течение многих веков, а именно, что отныне, благодаря положению Христа превыше всего, народ Божий (равно иудеи и язычники) составляет одно тело (Еф 1:22−23; Еф 3:2−6). Жизнь и рост церкви имеют источником единство, установленное Христом посредством Духа (Еф 4:3−6, 11−16; Кол 2:19; Кол 3:14−15).

12:13 все мы одним Духом крестились... все напоены одним Духом. Ср. 10:2−4. Одна из истин, которые знаменует и запечатлевает крещение, — это крещение Духом, т.е. присоединение верующих к единому телу Христову. Можно назвать его знаком допущения к завету, заключенному Богом. Подобно этому, участие в вечери Господней указывает на причастность к телу (10:17; 11:29 и ком.). Этот замечательный дар свыше является достоянием всех христиан, всех членов Церкви, а не только избранной группы верующих. Павел подчеркивает его всеобщность и подразумеваемое им единство.

12:14−20 Установив факт единства Христовой Церкви, Павел описывает ее многообразие. Некоторые исследователи считают, что основная проблема коринфян была не в том, что они отвергали единство Церкви, а в их неспособности признать ее многообразие (что действительно вело к подрыву ее единства). Павел исправляет их заблуждение, указывая, сколь полезны и необходимы различные члены человеческого тела, имеющие разное назначение. Как и в ст. 11, апостол подкрепляет свои доводы ссылкой на державную волю Бога, Который «расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (ст. 18). Отвержение коринфянами ценности некоторых даров означало отвержение ими промысла Божия. Павел говорит именно о единстве, а не единообразии.

12:22−23 слабейшими... менее благородными. Еще одно проявление проблемы, занимавшей Павла, а именно — чувство духовного превосходства у некоторых коринфян и, как следствие, высокомерное отношение к тем, кто был менее сильным и почтенным.

12:28 Перечисление даров в этом стихе отличается от ст. 8−10; это вновь подтверждает, что Павел не стремится дать полный список. Здесь он начинает с «апостолов» и «пророков», которых считает основанием (Еф 2:20), и добавляет третью категорию — «учителей», так что этот список подобен Еф 4:11. Под словами «вспоможение» и «управление» Павел, вероятно, имел в виду то, что в Рим 12:8 он называет благотворением и начальствованием.

12:29−30 Риторические вопросы в этих двух стихах — кульминация доводов Павла, что не следует ожидать от всех одних и тех же дарований, поскольку Бог распределил их по Своей воле (ст. 11−18).

12:31 Ревнуйте о дарах больших. Значение этой фразы спорно. Одни считают, что она относится к наиболее значительным из дарований, упомянутых в ст. 28 (особенно к дару пророчества); по мнению других, с нее начинается обсуждение темы любви в гл. 13. Скорее всего, Павел предваряет то, что скажет позднее о дарах «к назиданию Церкви» (напр., о том, чтобы «пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить», 14:19). Иное толкование: глагол «ревнуйте» следует понимать не как приказание, а как констатацию факта: коринфяне слишком заботятся о наибольших дарах, однако неверно понимают их назначение.

путь еще превосходнейший. Прежде чем объяснить — он сделает это в гл. 14, — в чем состоят «наибольшие дарования», Павел оговаривает, что важнейшее условие для правильного использования любого дара — это любовь.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.