От Луки 16 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

Ученикам же Своим Он сказал: у одного богатого человека служил домоправитель, и вот ему донесли, что тот расхищает добро его.
 
А Своим ученикам Иисус рассказал вот что:— Был один богатый человек, и у него был управляющий. И вот богачу сообщили, что тот растрачивает его имущество.

Позвав домоправителя, он сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай мне отчет об управлении твоем, ибо отныне ты у меня управлять не будешь.
 
Он позвал управляющего и сказал: «Вот что я о тебе слышу! Сдай мне все дела, ты больше не можешь быть управляющим».

И задумался домоправитель: что же мне делать? К управлению домом хозяин мой не допускает меня, а землю возделывать я не умею, просить же милостыню — стыдно.
 
И тот стал размышлять так: «Как же мне теперь быть? Господин отстраняет меня от управления. Копать землю я не смогу, а просить подаяния мне стыдно.

Знаю, что делать, дабы после того как отстранен буду от управления этим домом, меня приняли служить в какой-нибудь из других домов.
 
Впрочем, я знаю, что мне делать, чтобы после отставки люди приняли меня в своих домах».

И, пригласив по отдельности каждого из должников хозяина своего, он спросил у одного: что ты должен хозяину моему?
 
Он стал вызывать по одному должников своего господина. Одного он спросил: «Сколько ты должен моему господину?»

Тот отвечал: сто бочек оливкового масла; тогда домоправитель сказал ему: вот тебе твоя долговая расписка, садись и напиши скорее: пятьдесят.
 
Тот ответил: «сотню бочонков оливкового масла». Управляющий ему сказал: «Забирай свою расписку и сразу же напиши другую, на пятьдесят».

Затем он спросил у другого: а что ты должен? Тот отвечал: сто мешков пшеницы. Тогда он говорит ему: вот тебе твоя долговая расписка, напиши: восемьдесят.
 
И другого спросил: «А ты сколько должен?» Тот ответил: «сотню мешков зерна». Управляющий ему сказал: «Забирай свою расписку и напиши: восемьдесят».

И похвалил Господь нечестного домоправителя за находчивость, сказав: иногда и грешники могут быть в некотором роде примером для праведников.
 
И господин похвалил этого нечестного управляющего за разумное поведение — ведь «сыны этого мира» поступают на свой лад разумней, чем «сыны света».

Вот почему Я и говорю вам: приобретайте друзей, (раздавая) обманчивое богатство своё, чтобы после смерти вас приняли в вечные обители.
 
Вот что скажу вам: неправедное богатство тратьте на то, чтобы приобрести себе друзей, и когда вы всего лишитесь, они примут вас в вечных своих жилищах.

Верный в малом — будет верен и в большем, а нечестный в малом — будет нечестен и в большем.
 
Кто верен в самом малом, тот будет верен и в большом, а кто нечестен в самом малом, будет нечестен и в большом.

Поэтому если вы обманчивым богатством не сумели верно распорядиться, кто доверит вам истинное?
 
И если в управлении нечестным богатством вы оказались неверны, кто же доверит вам настоящее?

И если с чуждым вам не совладали, кто ваше вручит вам?
 
И если в управлении чужим вы оказались неверны, кто же даст вам ваше собственное?

Никакой слуга не может служить двум господам, потому что либо одного возненавидит, а другого возлюбит, либо одному начнет служить усердно, а другому — нерадиво. Не можете служить Богу и мамоне.
 
Никакой слуга не может служить двум господам: к тому проявит презрение, а к этому любовь, или тому явит преданность, а этому — пренебрежение. Вот и вы не можете служить Богу и мамоне.

Все это слышали и фарисеи, жадные до денег, и стали насмехаться над Ним.
 
Всё это услышали и фарисеи, которые жадны до денег, и стали насмехаться над Иисусом.

Он же сказал им: перед людьми вы выдаете себя за праведников, но Бог знает ваши сердца, и то, что люди почитают как великое, — мерзость пред Богом.
 
Он ответил им:— Вы выставляете себя праведниками перед людьми, а Бог видит ваши сердца. Что ценится среди людей, то отвратительно для Бога.

Закон и писания пророков — до Иоанна, и с тех пор уже благовествуется о Царстве Божьем, чтобы каждый стремился к нему.
 
Закон и пророки — все это до Иоанна, а начиная с его прихода возвещается Царство Божье и каждый стремится пробиться в него.

Однако скорее изменится небо и земля, нежели хоть одна буква в законе будет нарушена.
 
Но скорее уж исчезнут небо и земля, чем пропадет хоть одна буква, одна черта из закона.

Любой, кто разведется с женой своей и женится на другой, — прелюбодействует, и кто женится на разведенной с мужем своим, — тоже прелюбодействует.
 
Если кто разводится с женой и женится на другой — тот впадает в блуд. И кто женится на разведенной с мужем, тоже впадает в блуд.

И поведал такую притчу: жил один богатый человек; он носил роскошные и дорогие одежды,1 каждый день пировал и веселился.
 
Был один богатый человек, он носил пурпурную одежду из тончайшей ткани и каждый день устраивал великолепный пир.

И жил один нищий, по имени Лазарь; он сидел у ворот дома его, весь в язвах,
 
А еще был нищий по имени Лазарь. Весь покрытый струпьями, он лежал у ворот богача

радуясь, когда ему удавалось поесть отбросов со стола этого богача; и только псы подходили к нему и зализывали раны его.
 
и мечтал поесть объедков, которые падали со стола богача. Собаки подходили и лизали его язвы.

И вот, умер нищий и был перенесен ангелами в обитель Авраама. Умер и богач, и похоронили его.
 
И вот нищий умер, и ангелы отнесли его в объятия Авраама. Умер и богач, его похоронили.

В аду же, среди мучений, поднял богач глаза свои и увидел в вышине Авраама, а также и Лазаря в обители его.
 
В аду, посреди мучений, богач поднял свой взор и увидел вдали Авраама и Лазаря в его объятиях.

И вскричал он: отче Авраам! Смилуйся надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил хотя бы кончик пальца своего в воде и охладил язык мой, ибо я страдаю в этом пламени.
 
Он закричал: «Отец Авраам, сжалься! Отправь Лазаря, чтобы он смочил в воде кончик пальца и охладил мой язык — нестерпима эта огненная мука!»

Авраам же сказал: дитя моё, вспомни: причитающиеся тебе блага ты уже получил в жизни своей, как и Лазарь — бедствия; теперь же он здесь утешается, а ты — страдаешь.
 
Авраам ответил: «Сын, вспомни, что ты уже получил всё хорошее в своей жизни, а Лазарь точно так же — всё плохое. Теперь его ждет утешение, а тебя — страдание.

И, кроме того, нас с вами разделяет столь глубокая пропасть, что никто, если бы и захотел, ни отсюда к вам проникнуть не может, ни оттуда к нам не может перейти.
 
При всём том между нами и вами разверзлась великая бездна: если кто захочет отправиться отсюда к вам, то не сможет, да и оттуда к нам никому не перейти».

И сказал богач: тогда я прошу тебя, отче: пошли его в дом отца моего,
 
Богач сказал: «Прошу тебя, отец, отправь его тогда в дом моего отца.

ибо там у меня осталось пять братьев; пусть он расскажет им об этом, чтобы и они не оказались в этом месте мучения.
 
У меня ведь пять братьев, пусть он обо всем им расскажет — и тогда они не попадут в это место мучений».

И сказал ему Авраам: у них есть закон Моисея и писания пророков: пусть внемлют им.
 
Авраам ответил: «у них есть Моисей и пророки, вот кого им надо слушать!»

Он же сказал: нет, отче Авраам; вот если кто из мертвых придет к нам, тогда они покаются.
 
Тот сказал: «Нет, отец Авраам, но если кто-то из умерших придет к ним, тогда они покаются».

И тот ответил ему: если они закону Моисея и писаниям пророков не внемлют, то хотя бы кто и из мертвых воскрес, — даже это не убедит их (покаяться).
 
А тот ему отвечал: «Раз они не слушают ни Моисея, ни пророков, то даже если кто воскреснет из мертвых — это их не убедит».

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[16.1] «носил роскошные и дорогие одежды» — досл.: «одевался в порфиру и виссон».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.