Иеремия 34 глава

Книга пророка Иеремии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Пока Навуходоносор, царь Вавилона, всё его войско, и все царства, и народы империи, которой он правил, вели войну с Иерусалимом и всеми окрестными городами,[126] было к Иеремии слово Господне:
2 — Так говорит Господь, Бог Израиля. Пойди к Цедекии, царю Иудеи, и скажи ему, что так говорит Господь: «Я отдаю этот город в руки царя Вавилона, и он сожжет его.
3 Ты не спасешься от его руки, но непременно будешь схвачен и отдан ему. Ты увидишь царя Вавилона собственными глазами, и он будет разговаривать с тобой лицом к лицу. И ты пойдешь в Вавилон».
4 Но слушай Господне обещание, Цедекия, царь Иудеи. Так говорит Господь о тебе: «Ты не погибнешь от меча,
5 ты умрешь в мире. И как устраивали поминальный костер в честь твоих предков, прежних царей, которые были до тебя, так разведут костер[127] [128] и в твою честь и будут оплакивать: „Увы, господин!“. Я Сам обещаю это, — возвещает Господь».
6 И пророк Иеремия пересказал всё это царю Иудеи Цедекии в Иерусалиме,
7 когда войско царя Вавилона воевало с Иерусалимом и другими городами Иудеи, которые ещё держались, — с Лахишем и Азекой. Это были последние укрепленные города, которые оставались у Иудеи.
8 Слово Господне было к Иеремии после того, как царь Цедекия заключил соглашение со всем народом в Иерусалиме, чтобы объявить свободу рабам.
9 Каждый должен был освободить своих рабов-евреев — и мужчин, и женщин; никому больше не следовало держать в рабстве своего соплеменника-иудея.
10 Все сановники и народ, заключившие это соглашение, согласились отпустить своих рабов и рабынь и не удерживать их больше в рабстве. Они согласились и отпустили их,
11 но потом передумали, вернули назад рабов, которых они отпустили, и снова обратили их в рабство.
12 И было к Иеремии слово Господа:
13 — Так говорит Господь, Бог Израиля: «Я заключил завет с вашими предками, когда Я вывел их из Египта, из земли рабства. Я сказал:
14 „Каждый седьмой год всякий из вас должен освобождать своего соплеменника-еврея, который продал тебе себя. Когда он прослужит шесть лет, ты должен отпустить его“[129]. Но ваши отцы не слушали Меня и не обращали внимания.
15 Недавно вы покаялись и сделали то, что правильно в Моих глазах: каждый из вас объявил свободу своим соплеменникам. Вы даже заключили соглашение предо Мной в доме, который носит Мое имя.
16 Но сейчас вы повернули назад и осквернили Мое имя; каждый из вас вернул тех рабов и рабынь, которых отпустил на свободу, чтобы они шли, куда пожелают. Вы заставили их снова стать вашими рабами».
17 Поэтому так говорит Господь: «Вы не послушались Меня и не объявили свободу своим соплеменникам. За это Я объявляю вам ныне свободу, — возвещает Господь, — погибнуть от меча, от мора или от голода. Я сделаю вас ужасом для всех земных царств.
18 С теми, кто нарушил Мой завет и не выполнил условий завета, который они заключили предо Мной, Я поступлю так же, как с молодым быком, которого они рассекли надвое и между частями которого прошли[130].
19 Вождей Иудеи и Иерусалима, придворных сановников, священников и народ страны, прошедших между частями молодого быка,
20 Я отдам их врагам, которые ищут их смерти. Их трупы станут пищей небесным птицам и земному зверью.
21 Я отдам Цедекию, царя Иудеи, и его приближенных их врагам, которые ищут их смерти, войску вавилонского царя, которое отступило от вас.
22 Я уже отдаю повеление, — возвещает Господь, — которое вернет их к этому городу. Они сразятся с ним, захватят его и сожгут. Я сделаю города Иудеи необитаемой пустыней».

Новой Женевской Библии

34:1 — 36:32 Здесь описывается окончательный суд над Иудеей, отвергшей слово Божие. Клятвопреступник Седекия, переменивший свое решение освободить рабов (34:1−22), и народ иудейский, оставшийся безразличным к примеру праведных рехавитов (35:1−19), — все они заслуживают проклятия. Царь Иоаким выказывает свое пренебрежение к Иеремии, сжигая рукопись его пророческих речей.

34:1 все царства земные... воевали против Иерусалима. Договоры, заключаемые Вавилоном с другими народами, одним из условий часто предусматривали военный союз.

34:4−5 не умрешь от меча; ты умрешь в мире. Затруднительно установить подлинную участь Седекии (см. 52:11). Смысл этого предсказания в том, что царю не суждено умереть на поле битвы.

34:7 Лахиса и Азеки. Крупнейшие крепости Иудеи (2Пар 11:5, 9). Данный стих рисует картину последних дней Иудеи. Иерусалим узнавал о приближении неприятеля по тому, как один за другим сдавались разделяющие их города. Найденный археологами осколок глиняной таблички, относящейся ко времени не ранее 588 г. до Р.Х. (т.е. как раз к описываемому периоду), содержит слова, обращенные к военачальнику Лахиса: «Теперь мы следим за огнями Лахиса ... ибо в Азеке их уже не видим».

34:8 объявить свободу ... раба своего. В соответствии с предписаниями Исх 21:2−11; Лев 25:39−55; Втор 15:12−15 рабов отпускали на свободу в седьмой год их службы. «Завет» Седекии свидетельствует о колебаниях царя следовать ли словам Иеремии либо слушаться своих советников.

34:14 шесть лет. Ср. Втор 15:12.

34:16 раздумали... возвратили. Речь идет о непостоянстве Иудеи (см. ком. к 3:6, 14).

обесславили имя Мое. Пренебрежение законом наносит оскорбление Самому Богу (ср. ст. 8:13).

34:17 свободу... свободу. Люди сами навлекают на себя осуждение (7:5−6; 23:12), получив свободу «подвергнуться мечу, моровой язве, голоду».

34:18 рассекши тельца ... пройдя между рассеченными частями его. См. Быт 15:18 и ком. Этот обряд нередко сопровождал заключение союза и был символическим выражением готовности разделить участь жертвенного животного, если союз будет нарушен (3Цар 19:2). Господь дает понять, что отныне это обещание вступает в силу.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [126] — Навуходоносор осаждал Иерусалим с 588 по 586 гг. до н. э.
5 [127] — Или: « И как возжигали благовония… так сожгут благовония…» Согласно обычаям израильтян, в честь царей после их смерти возжигались благовония. См. 2Пар 16:14; 2Пар 21:19. Но поминальный костер не устраивали для духа умершего царя, также Господь запретил израильтянам приносить жертвоприношения покойным. Также Господь запретил кремировать тела покойных, см. Ам 2:1.
5 [128] — Или: « И как возжигали благовония… так сожгут благовония…» См. 2Пар 16:14; 2Пар 21:19.
14 [129]Втор 15:12.
18 [130] — При заключении завета с Богом рассекали молодого быка на две части и после сожжения проходили между частями, см. Быт 15.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.