Новый русский перевод
1 В начале правления иудейского царя Иоакима, сына Иосии
[96], было такое слово Господне:
2 — Так говорит Господь: «Встань во дворе дома Господа и обратись к жителям всех городов Иудеи, которые приходят совершить поклонение в доме Господнем. Скажи им всё, что Я тебе повелю; не пропусти ни слова.
3 Может быть, они послушают и каждый оставит свои злые пути. Тогда Я передумаю и не нашлю беду, которую задумал обрушить на них за их злодеяния.
4 Скажи им, что так говорит Господь: „Если вы не будете слушать Меня и исполнять Мой Закон, который Я дал вам,
5 если не будете слушаться слов Моих слуг, пророков, которых Я посылал к вам снова и снова (хотя вы и не слушали),
6 то Я сделаю с этим домом то же, что Я сделал с Шило
[97], а этот город обреку на проклятие всеми народами земли“».
7 Священники, пророки и весь народ слушали, как Иеремия говорил эти слова в доме Господа.
8 Но едва Иеремия закончил говорить народу всё, что повелел ему сказать Господь, как священники, пророки и народ схватили его, говоря:
— Ты умрешь!
9 Зачем ты пророчествуешь во имя Господа, что этот дом станет как Шило, а этот город будет разорен и оставлен?
И весь народ столпился вокруг Иеремии в доме Господнем.
10 Когда об этом услышали вожди Иудеи, они пришли из царского дворца в дом Господа и встали на свои места у входа в Новые ворота Господнего дома.
11 И священники с пророками сказали вождям и всему народу:
— Этого человека следует приговорить к смерти за то, что он пророчествовал против этого города. Вы это слышали своими ушами!
12 Тогда Иеремия сказал всем вождям и всему народу:
— Господь послал меня пророчествовать против этого дома и города всё то, что вы слышали.
13 Исправьте же ныне свои пути, оставьте свои злые деяния и слушайтесь Господа, вашего Бога. Тогда Господь передумает и не нашлет беды, которую Он вам определил.
14 Что же до меня, то я в ваших руках; делайте со мной всё, что покажется вам правильным и справедливым.
15 Но знайте одно: если вы предадите меня смерти, вы навлечете на себя беду за невинную кровь и на этот город, и на его жителей, ведь истинно Господь послал меня сказать вам все эти слова.
16 Тогда вожди и весь народ сказали священникам и пророкам:
— Этого человека не за что приговаривать к смерти! Он говорил нам во имя Господа, нашего Бога.
17 Некоторые из старейшин страны вышли вперед и сказали всему собранию народа:
18 — Во дни Езекии, царя Иудеи
[98], пророчествовал Михей из Морешета. Он говорил всему народу Иудеи: Так говорит Господь Сил:
«Сион будет распахан, как поле, Иерусалим станет грудой развалин, а храмовая гора
зарастет лесом»
[99].
19 Но разве Езекия, царь Иудеи, или кто-то другой в Иудее, предал его смерти? Разве Езекия не убоялся Господа и не стал искать Его милости? И разве Господь не передумал насылать беду, которую Он предрек им? Мы навлекаем на себя страшную беду!
20 (Некто Урия, сын Шемаи, из Кирьят-Иеарима тоже пророчествовал во имя Господа; он предрекал этому городу и стране то же самое, что и Иеремия.
21 Когда царь Иоаким со всеми своими военачальниками и приближенными услышал его слова, то он хотел казнить Урию. Но Урия услышал об этом и в страхе бежал в Египет.
22 Тогда царь Иоаким снарядил в Египет Элнафана, сына Ахбора, с людьми.
23 Они увели Урию из Египта и доставили к царю Иоакиму, который велел сразить его мечом и бросить тело на общенародном кладбище.)
24 Но Ахикам, сын Шафана,
[100] [101] вступился за Иеремию, чтобы его не отдали в руки народа на смерть.
Новой Женевской Библии
26:1 В начале царствования Иоакима. Возможно, речь идет о 609−608 гг. до Р.Х. — начале правления царя Иоакима, одного из тех, кто отверг проповедь Иеремии (гл. 36).
26:8 ты должен умереть. Эти слова произносились как приговор за великие злодеяния (см., напр., Исх 21:15−17; Втор 18−20). Веруя в то, что храм Божий никогда не может быть разрушен, люди видели в Иеремии ложного пророка. Ср. Лк 4:25−30.
26:9 именем Господа. Здесь содержится обвинение в богохульстве.
26:10 князья Иудейские. Эти люди занимали официальные должности при дворе, и их появление свидетельствует о том, что частное дело переходит в судебное разбирательство, имеющее общественный резонанс.
в новые ворота. Храмовые ворота были обычным местом судебных слушаний (см. Руфь 4:1; Притч 31:23).
26:16 этот человек не подлежит смертному приговору. Ср. ст. 11. По сути это признание Иеремии истинным пророком.
26:18 Михей Морасфитянин. Пророк Михей жил столетием раньше. Напоминание о нем призвано подтвердить только что вынесенный приговор, ибо его пророчества о падении Иерусалима (Мих 3:12) заставили народ раскаяться в своих грехах.
26:20−23 История Урии показывает, что Иеремия не был одинок в своей проповеди. Но главной темой главы является не спасение Иеремии, а нежелание Иудеи повиноваться слову Божиему. Урия был умерщвлен, Иеремия же остался в живых, чтобы завершить свое заповеданное Богом служение (ср. Евр 11:32−38).
26:22 Елнафана, сына Ахборова. Иоаким поступает совсем не так, как в 36:12, 25, когда он действовал от имени Иеремии; изменчивое поведение царя делает положение Иеремии крайне ненадежным.
26:23 простонародные гробницы. Возможно, они находились в долине Кедрон на западе от Иерусалима.
26:24 рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию. Ахикам служил царю Иосии (4Цар 22:12, 14); его поддержка могла сыграть решающую роль в спасении Иеремии.