Иеремия 14 глава

Книга пророка Иеремии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Вот слово Господне о засухе, которое было Иеремии:
2 «Плачет Иудея, томятся её врата; люди скорбно сидят на земле, и воплем исходит Иерусалим.
3 Знать посылает своих слуг за водой, те приходят к колодцам и не находят воды. Несут пустые кувшины домой; смущенные, обескураженные, они покрывают свои головы.
4 Трескается земля в стране, пораженной бездождьем, и земледельцы в смущении покрывают свои головы.
5 Даже лань бросает в поле своего новорожденного детеныша, потому что не осталось травы.
6 Дикие ослы, стоя на голых кряжах, глотают воздух, словно шакалы; их глаза потускнели, потому что погибла зелень».
7 Наши грехи обличают нас, Господи, но сделай что-нибудь ради Своего имени! Тяжко наше отступничество, мы согрешили пред Тобой.
8 Надежда Израиля, Спаситель во время скорби, почему же Ты в этой стране как чужак, словно путник, свернувший с дороги переночевать?
9 Почему Ты как тот, кто сражен замешательством, точно могучий воин, бессильный спасти? Господи, Ты среди нас, Твоим именем мы названы, не оставляй нас!
10 Так говорит Господь об этом народе:
«Поистине, любят они бродить и своих ног не удерживают. За это Господь не благоволит к ним; Он вспомнит их беззакония и накажет их за грехи».
11 Господь сказал мне:
— Не молись о благополучии этого народа.
12 Пусть постятся, но Я не услышу их вопля; пусть возносят всесожжения и хлебные приношения, но Я не приму их. Да, Я погублю их мечом, голодом и мором.
13 И тогда сказал я:
— Владыка Господь, пророки твердят им: «Не увидите меча, голода у вас не будет, но мир и безопасность подарю Я вам в этом крае».
14 И Господь сказал мне:
— Ложь пророчествуют пророки от Моего имени. Я не посылал их, не давал им повелений и не говорил с ними. Видения ложные, пустую ворожбу и лживость собственных сердец пророчествуют они вам.
15 Поэтому так говорит Господь о пророках, которые пророчествуют от Моего имени, хотя Я не посылал их, и говорят: «Ни меча, ни голода не будет в этой стране», от меча и от голода падут эти пророки.
16 А народ, которому они пророчествуют, будет разметан по улицам Иерусалима голодом и мечом, и некому будет хоронить ни их самих, ни их жен, ни их сыновей, ни дочерей. Я обрушу на них беду, которую они заслужили.
17 Вот что скажи им:
«Пусть льются из моих глаз слезы, не переставая ни днем, ни ночью, потому что девственная дочь — народ мой — получила страшную рану, сражена могучим ударом.
18 В поле ли выйду — там погибшие от меча, войду ли в город — там умирающие от голода. И пророк, и священник бродят по земле, не зная, что делают[58]».
19 Разве навек Ты отверг Иудею? Разве Сион Тебе опротивел? Зачем Ты поразил нас так, что нет для нас исцеления? Ждем мы мира, а ничего доброго нет; ждем времени исцеления, а вместо этого — ужасы.
20 Господь, мы признаем нашу неправедность и вину наших отцов; мы согрешили пред Тобой.
21 Не отвергай нас, ради Своего имени; не унижай престол Своей славы. Вспомни и не расторгай Свой завет с нами.
22 Могут ли ничтожные идолы народов дождь ниспослать? Может ли небо само ливнем пролиться? Разве не от Тебя это, Господи, Бог наш? Мы надеемся на Тебя, так как Ты всё это творишь.

Новой Женевской Библии

14:1 — 15:21 Народ настолько закоснел в грехе, что Господь оставляет без ответа даже моление Иеремии об избавлении от засухи. Когда Иеремия вопрошает Бога, отверг ли Он Иудею навсегда, Тот отвечает, что грех привел страну к неминуемому наказанию, и лишь пророку обещает личное спасение.

14:3 Вельможи... воды. Ср. 3Цар 18:3−6. Поиски Ахава и Авдия оказались столь же бесплодными, ибо и тогда слово Божие не было услышано.

покрывают свои головы. Этот жест выражает скорбь.

14:4 не было дождя. Жизнь всех населявших Палестину людей зависела от дождя, и Господь либо посылал его, либо наказывал засухой (Втор 11:10−15; Втор 28:12).

14:8 Надежда. Соответствующее древнееврейское слово означает также «водоем», спасавший людей во время засухи.

14:9 Твое имя наречено над нами. См. ст. 7. От имени Божиего зависит судьба Его народа.

14:10 Так говорит Господь. Слова Божии являются ответом на молитву Иеремии в ст. 7−9.

народу сему. Господь уже не называет иудеев «Своим народом».

14:11 не молись. См. 7:16 и ком. В данном случае этот запрет непосредственно вызван молитвой Иеремии в ст. 7−9.

14:12 поститься... принесут всесожжения и дар. Осуждение формального обряда (ср. Ис 1:11−17; Мих 6:6−8).

мечом и голодом, и моровою язвою. Впервые появляющееся в этом стихе перечисление бедствий, которые приносит суд Божий (Втор 32:24−25), встречается в книге Иеремии 13 раз (см., напр., 15:2).

14:13 пророки. Т.е. те, от кого исходили ложные пророчества о мире (6:1−14; 8:11). Иеремия заступается перед Богом за обманутых ими людей.

14:16 народ. Моление пророка не достигает своей цели, ибо люди должны были испытывать пророков по пророчествам их (Втор 13:2−3; Втор 18:21−22).

некому будет хоронить. См. 7:33.

14:19 Ждем мира. Эту надежду вселило в людей учение ложных пророков (ст. 13 и ком.).

ждем времени исцеления — и вот ужасы. См. 3:22; 30:17. Исцеление будет и нравственным, и физическим.

14:21 ради имени Твоего. См. ст. 7 и ком.

престола славы Твоей. Под этими словами пророк подразумевает храм (см. 4Цар 19:15; ср. 3Цар 8:27).

завета Твоего. Пророк вспоминает завет Божий с Авраамом, Исааком и Иаковом (Быт 15:12−21; Быт 26:3−5; Быт 28:13−15; Лев 26:42−45).

Примечания:

 
Новый русский перевод
18 [58] — Или: идут в землю, которую не знают.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.