Под редакцией Кулаковых
1 Однажды в субботу1 Иисус проходил засеянными полями, Его ученики срывали колосья, растирали их руками и ели зерна.
2 Некоторые же из фарисеев сказали: «Почему вы делаете то, чего нельзя делать в субботу?»
3 Иисус ответил: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда он и все те, кто [был] с ним, проголодались?
4 Он вошел в Дом Божий и, взяв священный хлеб, что кладут пред Богом, ел сам и дал своим спутникам,2 хотя никому нельзя было есть этот хлеб, кроме священников?
5 Сын Человеческий, — продолжил Иисус, — Господин субботы».
6 В другую субботу Иисус пришел в синагогу и учил. Там был человек, правая рука у которого была усохшая.
7 Фарисеи и книжники, надеясь найти обвинение против Иисуса, внимательно следили за Ним, не будет ли Он исцелять в субботу.
8 Иисус же, зная их мысли, сказал человеку с усохшей рукой: «Встань и пройди сюда, на середину». Тот поднялся и стал там.
9 «Спрашиваю вас, — обратился Иисус к фарисеям и книжникам, — что позволяется делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить?» 3
10 И, посмотрев на них всех, Иисус сказал тому человеку: «Протяни свою руку». Тот сделал это, и рука стала здоровой.
11 Они же пришли в ярость и обсуждали между собой, что им сделать с Иисусом.
12 В один из тех дней Иисус ушел на гору помолиться и провел в молитве к Богу всю ночь.
13 Когда наступил день, Он созвал Своих учеников и выбрал из них двенадцать, которых назвал апостолами.4 Это были:
14 Симон, которого Он назвал Петром, его брат Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей,
15 Матфей, Фома, Иаков сын Алфея, Симон, называемый Зилотом,
16 Иуда сын Иакова и Иуда Искариот, который стал потом предателем.
17 Сойдя с ними с горы, Иисус остановился там, где было ровное место и где их ожидала большая толпа Его учеников и других людей со всей Иудеи, Иерусалима и с побережья: из окрестностей Тира и Сидона.
18 Люди пришли послушать Его и получить исцеление от своих болезней. Исцеление получили и те, кого мучили нечистые духи;
19 и все, кто там был, стремились прикоснуться к Иисусу, потому что от Него исходила сила, которая всех исцеляла.
20 Глядя на Своих учеников, Он сказал:
«Блаженны вы, нищие!5
Царство Божие — ваше царство.
21 Блаженны вы, кто ныне голоден, —
Бог вас насытит!
Блаженны вы, кто ныне плачет, —
смеяться вы будете!
22 Блаженны вы, когда возненавидят
и будут гнать вас люди, когда будут позорить вас
и чернить ваше имя
за верность Сыну Человеческому.
23 Радуйтесь в тот день и ликуйте: велика ваша награда на небесах! Ведь отцы ваших гонителей6 точно так же поступали с пророками.
24 Горе же вам, богатые, —
вы сполна получили свое утешение!
25 Горе всем вам, кто сыт теперь, —
голодать вы будете!
Горе вам, ныне смеющиеся, —
вы будете скорбеть и плакать!
26 Горе вам, когда все люди говорят о вас хорошо,
ибо так отцы их поступали со лжепророками!
27 Но всем вам, слушающим Меня, говорю: любите врагов ваших, делайте добро тем, кто ненавидит вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за тех, кто оскорбляет вас.7
29 Если ударит тебя кто-нибудь по одной щеке, подставь ему и другую, и кто снимает с тебя верхнюю одежду, тому не препятствуй взять и рубашку.
30 Каждому просящему у тебя давай, и если кто возьмет у тебя что-то, не требуй этого назад.
31 Поступайте с другими людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами.
32 Если вы любите только тех, кто любит вас, то какую благодарность ожидаете за это? И самые последние люди8 любят тех, кто их любит.
33 И если делаете добро только тем, кто вам делает добро, то какую благодарность ожидаете за это? И самые последние люди так поступают.
34 И если вы даете взаймы лишь тем, от кого надеетесь получить то же самое назад, то какую благодарность ожидаете за это? И самые последние люди дают взаймы друг другу, надеясь получить назад столько же.
35 Но вы любите своих врагов, делайте добро и взаймы давайте, ничего не ожидая получить обратно,9 и велика будет награда ваша, вы будете детьми Всевышнего, потому что Он Сам добр к неблагодарным и злым.
36 Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец.
37 Не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены. Прощайте,10 и будете прощены.
38 Давайте, и вам будет дано; мерою полной, утрясенной, с избытком насыплют вам в полы ваши. Какой мерою вы мерите, такой и вам будет отмерено».
39 Он также говорил им, прибегая к сравнению: «Может ли слепой вести слепого? Не упадут ли они оба в яму?
40 Ученик не выше учителя своего, но, выучившись, каждый может стать таким, как учитель его.
41 Что же ты смотришь на соринку11 в глазу своего брата, а в собственном бревна не замечаешь?
42 Как можешь ты говорить своему брату: „Брат, дай я выну соринку из твоего глаза“, — а при этом в своем бревна не видишь? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда тебе будет видно, как вынуть соринку из глаза брата твоего.
43 Хорошее дерево не приносит плохих плодов, а плохое дерево не может приносить хороших.
44 Ведь любое дерево узнаётся по его плодам. Не собирают же с репейника смоквы и с терновника не срезают виноград.
45 Добрый человек выносит доброе из хранимого в его сердце добра, злой же, напротив, выносит злое из хранимого в его сердце зла, ибо чем полнится сердце человека, о том и уста его говорят.
46 Почему вы называете Меня Господом, а не делаете того, что Я говорю?
47 Знаете, с кем можно сравнить того, кто приходит ко Мне, слушает Мои слова и исполняет их? Скажу вам, на кого он похож.
48 Он похож на человека, который строил дом и, вырыв глубокую яму, заложил основание дома на скале. Когда река разлилась и хлынула на этот дом, то не смогла разрушить его, так как он был построен хорошо.12
49 А тот, кто слушает Мои слова и не исполняет их, похож на человека, построившего дом прямо на земле без прочного основания. Когда хлынула река на этот дом, он сразу же рухнул. И в какие развалины он превратился!»13
Новой Женевской Библии
6:1 В субботу. См. ком. к Мк 2:23.
6:4 взял хлебы предложения. См. 1Цар 21:3−6; а также ком. к Мк 2:26.
6:5 Сын Человеческий есть господин и субботы. Суббота установлена Богом (Быт 2:3; Исх 20:8−11), и поэтому Иисус, Сын Божий и Господь, властен над ней. Говоря о своем господстве над субботой, Он утверждает, что Ему принадлежит Божественная власть указывать людям верное понимание закона.
6:9 что должно делать в субботу? Иисус не ставит Своих слушателей перед выбором: творить в субботу добро или бездействовать? Вместо этого Он предлагает им решать: творить в субботу добро или зло. Бездействие, т.е. неделание добра, Он уже рассматривает как зло.
6:12 пробыл всю ночь в молитве к Богу. Избранию Иисусом двенадцати апостолов предшествовала Его долгая и напряженная молитва.
6:13 которых и наименовал Апостолами. В переводе с греческого слово «апостол» означает «вестник», «посланный». См. ком. к Мк 3:13.
6:14−16 Симона, которого и назвал Петром. До сих пор Лука называл этого человека Симоном, далее же практически везде он фигурирует как Петр. В списке двенадцати апостолов у Луки, как у Матфея и Марка, первым указан Петр, последним — Иуда Искариот. Варфоломей, по-видимому, тот же человек, что и Нафанаил (см. Ин 1:45); одно и то же лицо Матфей и Левий, а Иуда Иаковлев — тот, кто у Марка назван Фаддеем (см. Мк 3:18).
6:17 стал Он на ровном месте. Символический смысл этих слов связан с проповедью Иоанна Крестителя (см. 3:4−6).
6:19 весь народ искал прикасаться к Нему. Ср. Мк 5:30 и ком.
6:20−49 Эта проповедь во многом напоминает Нагорную проповедь (Мф, гл. 5−7), и это обстоятельство заставляет многих видеть в данном отрывке лишь иной ее пересказ. Но в изложении Луки проповедь оказывается более краткой, кроме того, близкие параллели с Мф 5−7 встречаются и в других местах рассматриваемого Евангелия. Вероятнее всего, Иисус мог просто в разных обстоятельствах повторять одни и те же истины перед разными людьми.
6:20 блаженны. Это слово означает нечто большее, нежели просто «счастливые», «оделенные судьбой»; блажен тот, кто угоден Богу.
нищие духом. Т.е. осознающие свою духовную нищету и стремящиеся ее восполнить Духом Святым. Во многих древних кодексах написано просто «нищие», что, по мнению некоторых экзегетов, указывает на нищету не только в духовном, но и в материальном аспекте. См. Мф 19:20.
6:21 алчущие... насытитесь. Алчущие — физической ли, духовной ли пищи — будут насыщены Богом.
плачущие. Т.е. скорбящие о зле, присутствующем в этом мире.
6:22 когда возненавидят вас люди... за Сына Человеческого. Иисус благословляет этими словами не всякое страдание и не вообще всех, гонимых людьми: Он называет «блаженным» того, кто пострадает «за Сына Человеческого».
6:24−26 горе вам. Те, кто перечислен в этих стихах, противопоставляются последователям Христа.
6:31 В негативной форме, т.е.: «не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой», это, так называемое «золотое правило», формулировалось и до Иисуса, но именно Он впервые высказал его в виде положительного утверждения.
6:32−34 В этих стихах перечислены общепринятые нормы морали. Христос требует большего: «...если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:20).
6:35 любите врагов ваших. Любить врага означает не только не воздавать ему злом за зло — тем самым умножая само зло как таковое, но платить ему любовью, т.к. «любовь от Бога» (1Ин 4:7) и, более того — «Бог есть любовь» (1Ин 4:8).
будете сынами Всевышнего. Т.е., проявляя к людям милость, подобную той, которую проявляет к нему Господь, верующий уподобляется Господу.
6:36 будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. У Матфея эти слова Христа выражены более категорично: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48).
6:37−38 Иисус раскрывает неизменный принцип: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал 6:7).
6:39 У Матфея (15:14) эта притча имеет прямое отношение к фарисеям и их ученикам. У Луки же она связана со ст. 36 и, дополняя его, приближает к тому же значению, что и у Матфея (5:48): прежде чем вести за собой других, ученикам следует «прозреть» — усовершенствоваться (ст. 40) и уподобиться своему Учителю.
6:46 Что вы зовете Меня: Господи!., и не делаете того, что Я говорю? Ср. Иак 2:14.