По Луке 20 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Однажды, когда Он учил народ в Храме и возвещал Благую Весть, подошли к Нему первосвященники и книжники вместе со старейшинами
2 и спросили Его: «Скажи нам, по какому праву Ты это делаешь? Кто Тебе дал это право?»
3 Он же сказал им в ответ: «Спрошу и Я вас об одном. Скажите Мне,
4 крещение Иоанна, от Бога1 ли было оно или от людей?»
5 Они же рассуждали так между собой: «Если скажем: „От Бога“, то Он спросит: „Почему же вы не поверили ему?“
6 А если скажем: „От людей“, то весь народ побьет нас камнями, потому что все убеждены, что Иоанн — пророк».
7 И они ответили, что не знают, от кого оно.
8 Тогда Иисус сказал им: «И Я не скажу вам, по какому праву делаю это».
9 Затем Иисус рассказал народу такую притчу: «Насадил человек виноградник и, отдав его внаем виноградарям, надолго уехал.
10 Когда пришло время сбора урожая, он послал к виноградарям слугу, чтобы взять у них свою часть плодов из этого виноградника. Но виноградари избили и выгнали этого слугу, ничего ему не дав.
11 Поэтому хозяину пришлось послать другого слугу, но и того они, избив и опозорив, прогнали ни с чем.
12 Он послал к ним и третьего, и того они избили до крови2 и выбросили из виноградника.
13 „Что делать мне? — сказал тогда хозяин виноградника. — Пошлю сына моего возлюбленного, может быть, они его постыдятся?“
14 Но, увидев сына, виноградари стали рассуждать между собой, как им поступить. „Это наследник, — говорили они, — убьем его, и его наследство станет нашим“.
15 Они выволокли его из виноградника и убили.
Что после этого сделает с ними хозяин виноградника?
16 Он явится и предаст смерти этих виноградарей, а виноградник отдаст другим».
Услышав это, люди сказали: «Пусть никогда этого не будет!»
17 Иисус же, взглянув на них, спросил: «Что же тогда означают такие слова в Писании:

Камень, что отвергли строители,
краеугольным стал камнем3?

18 Каждый, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит во прах».
19 Книжники и первосвященники хотели тотчас же схватить Его, ибо поняли, что Он рассказал эту притчу о них, но побоялись народа.
20 Они решили следить4 за Ним и подослали своих людей, выдававших себя за праведных. Надеялись те поймать Его на слове и отдать во власть прокуратора для суда над Ним.
21 Они обратились к Нему с вопросом. «Учитель, — сказали они, — мы знаем, что Ты говоришь невзирая на лица и учишь верно, и воистину пути Божьему учишь.
22 Можно ли нам платить налог кесарю или нет?»
23 Он же, распознав их хитрость, сказал им:
24 «Покажите5 мне денарий. Чье на нем изображение и чья надпись?»
«Кесаря», — отвечали они.
25 Он же сказал им: «Так и отдайте кесарево кесарю, а Божие — Богу».
26 И не удалось им поймать Его на слове при народе, и, удивленные Его ответом, они замолкли.
27 Затем подошли к Иисусу некоторые из саддукеев6 (они отрицают воскресение мертвых ) и спросили Его:
28 «Учитель, Моисей дал нам такое установление: „Если чей-либо брат, будучи женат, умрет бездетным, то пусть его брат возьмет вдову его себе в жены и продолжит род брата своего“.7
29 И вот, было семь братьев. Первый, женившись, умер бездетным,
30 второй,8
31 а затем и третий брали ее себе в жены, и так все семеро, но умерли они, не оставив после себя детей.
32 Потом умерла и та женщина.
33 Чьей женой будет она при воскресении мертвых? Ведь все семеро были женаты на ней».
34 «Люди мира сего женятся и выходят замуж, — сказал им Иисус, —
35 но те, кто окажется достойным места в ином мире и воскресения мертвых, более не женятся и замуж не выходят,
36 и смерть над ними уже не властна. Они подобны ангелам, и как люди, удостоившиеся воскресения, они — дети Божии.
37 А что мертвые воскресают, так об этом уже сам Моисей говорил, рассказывая о горящем кусте, когда называл Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова.9
38 Он — не мертвых Бог, а живых, ибо для Него все живы».
39 Некоторые из книжников сказали: «Учитель, это был хороший ответ».
40 И они больше не решались спрашивать Его о чем бы то ни было.
41 А Иисус спросил у них: «Как же говорят, что Мессия10 — сын Давидов?
42 Ведь сам Давид говорит в книге Псалмов:

Сказал Господь Господу моему:
сядь по правую руку Мою,

43

доколе не повергну врагов Твоих
к ногам Твоим“.11

44 Итак, Давид называет Его Господом. Как же Мессия может быть сыном его?»
45 В то время, когда весь народ слушал Его, Он сказал ученикам [Своим]:
46 «Остерегайтесь книжников. Им нравится ходить в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях,12 любят сидеть впереди всех в синагогах и занимать почетные места на пирах.
47 Они наживаются за счет13 вдов и напоказ долго молятся. Ждет их самый суровый приговор!»

Новой Женевской Библии

20:2 кто дал Тебе власть сию? Т.е. право изгонять торгующих из храма. Впервые вопрос о власти (силе) Иисуса возник в связи с изгнанием бесов (см. 11:18; Мф 9:34). В данной ситуации этот вопрос как бы проводит параллель между рукотворным храмом Божиим и человеком — Его нерукотворенным храмом. Иисус очищает оба жилища Божии. Отождествление человека с храмом усилено словами Иисуса о разрушении и созидании храма (см. Мк 14:58).

20:4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Иисус не уклоняется от заданного Ему вопроса (ст. 3), но хочет, чтобы спрашивающие сами ответили на него. Суть ответа зависела от того, что они скажут об Иоанне, который исповедовал Иисуса как Мессию.

20:5−6 Примечательно, что противники Иисуса задумываются не об истине, а о том, какие последствия может иметь тот или иной их ответ.

20:9−12 Злые виноградари, избивавшие и прогонявшие рабов, которых хозяин посылал к ним за причитавшейся ему платой, символизируют народ, упорно отвергавший посланников Божиих, которые являлись к нему с призывами к покаянию.

20:13 может быть... постыдятся. Т.е. покаются.

20:14 убьем его, и наследство его будет наше. Речь идет о стремлении незаконно присвоить обетования (наследство), принадлежащие Сыну и тем, кому Он захочет дать (см. Ин 5:21; Ин 6:27; Ин 8:36).

20:17 камень, который отвергли строители ... сделался главою угла. См. Пс 117:22. В краеугольный камень храма, как свидетельствует предание, помещался свиток с Законом Божиим. Во-первых, чтобы сохранить и передать потомкам в случае, если в живых не останется никого, кто мог бы рассказать, и если все имеющиеся свитки будут уничтожены врагами Израиля. (Евреи довавилонского периода не допускали мысли, что храм также может быть разрушен.) Такой обычай оправдал себя. Предполагают, что «при исправлении и возобновлении дома» Господня во времена царя Иосии (2Пар, гл. 34) именно в краеугольном камне (который вынули из стены, чтобы заменить новым) была найдена книга Закона. Во-вторых, краеугольный камень лежал в основании здания и служил опорой. А вместе с помещенным в него свитком Закона, краеугольный камень символизировал, что в основании храма (как и всей духовной жизни народа израильского) лежит Закон Божий.

В данном случае псалмопевец пророчески предвидел два выдающихся события: строители «отвергли» камень (извлекли из кладки с целью замены), а в нем оказалась книга Закона; иудейские вожди отвергли Иисуса — а оказалось, что «никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин 14:6).

20:21 Ты правдиво говоришь... истинно пути Божию учишь. Сделанное привсенародно, такое заявление, невзирая на его подоплеку, практически исключало всякую возможность судилища над Иисусом и, тем более, обвинительный приговор.

20:22 позволительно ли..? Т.е. «Согласно ли закону Моисееву?» (с точки зрения римских законов, уплата подати была, безусловно, «позволительной»). Человек, задавший этот вопрос, был уверен, что, как бы Иисус ни ответил, Он ответом непременно восстановит против Себя либо римлян, либо евреев.

подать. Имеется в виду налог, который побежденные платили цезарю.

20:24 Покажите Мне динарий. Римскую серебряную монету.

чье на нем изображение и надпись? На римских монетах чеканились изображение и имя правящего императора.

20:27 некоторые из саддукеев. Саддукеи не верили ни во что сверхъестественное, включая и воскресение мертвых (ср. Деян 23:8). См. ком. к Мк 12:18.

20:36 ибо они равны Ангелам. Данные слова Иисуса не следует понимать в том смысле, что воскресшие во всем в точности уподобятся ангелам: просто наше знание о природе ангелов (в том числе об их бессмертии) является ключом к пониманию того, каково будет существование воскресших верующих; так, как и ангелы, они уже не будут знать смерти (1Кор 15:42, 52−55). Бессмертие же упраздняет необходимость брака и воспроизведения себе подобных, в земной жизни служащих для продолжения и сохранения человеческого рода. См. статью «Воскресение и прославление».

20:37 Моисей показал. См. Исх 3:6. Во времена, когда еще не существовало разделения Священного Писания на главы и стихи, ссылки на него обыкновенно привязывались тем или иным запоминающимся эпизодам. Иисус упомянул о Моисее, т.к. саддукеи утверждали, что Моисей никогда не учил о воскресении. Но уже одно то, что Господь открыл ему Себя как Бога патриархов, должно было показать саддукеям, что патриархи остаются живыми, ведь «Бог... не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (ст. 38).

20:41 как говорят, что Христос есть сын Давидов? Иисус ссылается на Пс 109:1, в котором Давид называет Мессию Господом своим и говорит, что Он был вознесен Иеговой по правую руку Его — в знак Его выдающегося положения. Два вывода следуют из этих слов Иисуса. Во-первых, «сын Давидов» — это одновременно и Господь Давида (20:44). Во-вторых, Давид ясно говорит, что Сын, Которому предстояло стать Мессией, — Божественного происхождения; поэтому Давид и называет Его Господом своим.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: с неба; то же в ст. 5.
12  [2] — Букв.: изранили.
17  [3] — Пс 118 (117):22.
20  [4] — Или: искали другого случая.
24  [5] — В некот. рукописях: что вы Меня искушаете/испытываете? Покажите.
27  [6] — См. в Словаре Саддукеи.
28  [7] — Втор 25:5,6.
30  [8] — В некот. рукописях: взял ту жену второй, и тот умер бездетным.
37  [9] — Исх 3:6.
41  [10] — Греч.: Христос.
43  [11] — Пс 110 (109):1.
46  [12] — Или: народных собраниях.
47  [13] — Букв.: поедают дома.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.