По Луке 20 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Аверинцев: отдельные книги

 
 

Однажды, когда Он учил народ в Храме и возвещал Благую Весть, подошли к Нему первосвященники и книжники вместе со старейшинами
 
И было однажды, когда учил Он народ в Храме и проповедывал Благовестие, подошли к Нему первосвященники и книжники вместе со старейшинами

и спросили Его: «Скажи нам, по какому праву Ты это делаешь? Кто Тебе дал это право?»
 
и задали Ему такой вопрос: «Ответь нам, по какому полномочию Ты творишь такие дела? Или кто дал Тебе это полномочие?»

Он же сказал им в ответ: «Спрошу и Я вас об одном. Скажите Мне,
 
Но Он сказал им в ответ: «Спрошу и Я вас об одном деле, а вы дайте Мне ответ:

крещение Иоанна, от Бога1 ли было оно или от людей?»
 
от кого было крещение Иоанново, от Неба или от людей?»

Они же рассуждали так между собой: «Если скажем: „От Бога“, то Он спросит: „Почему же вы не поверили ему?“
 
"И они стали рассуждать между собой: «Если мы скажем: "От Неба", — Он скажет нам: "Почему же вы в него не уверовали?"

А если скажем: „От людей“, то весь народ побьет нас камнями, потому что все убеждены, что Иоанн — пророк».
 
"А если скажем: "От людей", — весь народ побьет нас камнями; ведь они убеждены, что Иоанн — пророк»."

И они ответили, что не знают, от кого оно.
 
И они ответили, что не знают, от кого.

Тогда Иисус сказал им: «И Я не скажу вам, по какому праву делаю это».
 
И сказал им Иисус: «Тогда и Я не отвечу вам, по какому полномочию творю такие дела».

Затем Иисус рассказал народу такую притчу: «Насадил человек виноградник и, отдав его внаем виноградарям, надолго уехал.
 
И начал Он рассказывать народу такую притчу: «Некий человек насадил виноградник и сдал его внаем виноградарям, и надолго удалился;

Когда пришло время сбора урожая, он послал к виноградарям слугу, чтобы взять у них свою часть плодов из этого виноградника. Но виноградари избили и выгнали этого слугу, ничего ему не дав.
 
а в пору урожая послал к виноградарям слугу, чтобы они выдали ему его долю урожая. Но виноградари избили слугу и прогнали его ни с чем.

Поэтому хозяину пришлось послать другого слугу, но и того они, избив и опозорив, прогнали ни с чем.
 
Так хозяин сделал больше — послал другого слугу; но они и его избили, осрамили и прогнали ни с чем.

Он послал к ним и третьего, и того они избили до крови2 и выбросили из виноградника.
 
И хозяин сделал еще больше — третьего послал; но и его они изранили и выбросили прочь.

„Что делать мне? — сказал тогда хозяин виноградника. — Пошлю сына моего возлюбленного, может быть, они его постыдятся?“
 
"И сказал хозяин виноградника сам с собой: "Что мне делать? Пошлю любимого моего сына; может быть, они хоть его постыдятся!"

Но, увидев сына, виноградари стали рассуждать между собой, как им поступить. „Это наследник, — говорили они, — убьем его, и его наследство станет нашим“.
 
"А виноградари, увидев его, стали переговариваться между собой: "Это наследник; давайте убьем его, чтобы наследство стало наше!"

Они выволокли его из виноградника и убили. Что после этого сделает с ними хозяин виноградника?
 
И они, выбросив его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними хозяин виноградника?

Он явится и предаст смерти этих виноградарей, а виноградник отдаст другим». Услышав это, люди сказали: «Пусть никогда этого не будет!»
 
Он вернется, предаст этих виноградарей погибели и вручит виноградник другим». Услышав это, они сказали: «Да не будет сего!»

Иисус же, взглянув на них, спросил: «Что же тогда означают такие слова в Писании: „Камень, что отвергли строители, краеугольным стал камнем3?
 
"А Он, оглядев их, сказал: «Что значат в Писании такие слова: "Камень, что отвергли строители, он и лег во главу угла; от Господа совершилось сие, и дивно в очах наших"?"

Каждый, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит во прах».
 
Всякий, кто падет на этот камень, разобьется, а на кого он падет, того обратит в прах».

Книжники и первосвященники хотели тотчас же схватить Его, ибо поняли, что Он рассказал эту притчу о них, но побоялись народа.
 
И хотели книжники и первосвященники схватить Его незамедлительно, однако побоялись народа; ведь они поняли, что про них рассказал Он эту притчу.

Они решили следить4 за Ним и подослали своих людей, выдававших себя за праведных. Надеялись те поймать Его на слове и отдать во власть прокуратора для суда над Ним.
 
Итак, они выжидали, а после подослали своих соглядатаев, прикинувшихся ревнителями благочестия, с поручением так изловить Его на слове, чтобы затем возможно было предать Его во власть и на суд римского наместника.

Они обратились к Нему с вопросом. «Учитель, — сказали они, — мы знаем, что Ты говоришь невзирая на лица и учишь верно, и воистину пути Божьему учишь.
 
И те задали Ему такой вопрос: «Учитель, мы знаем, что Ты правильно говоришь и учишь, и нет в Тебе лицеприятия, но Ты учишь пути Божьему по правде.

Можно ли нам платить налог кесарю или нет?»
 
Позволительно ли нам вносить подать цезарю, или нет?»

Он же, распознав их хитрость, сказал им:
 
А Он, понимая их лукавство, сказал им:

«Покажите5 мне денарий. Чье на нем изображение и чья надпись?» «Кесаря», — отвечали они.
 
«Покажите Мне динарий; чье на нем изображение, и чье имя?» А они ответили: «Цезаря!»

Он же сказал им: «Так и отдайте кесарево кесарю, а Божие — Богу».
 
И сказал Он им: «Стало быть, отдавайте цезарево — цезарю, а Божие — Богу».

И не удалось им поймать Его на слове при народе, и, удивленные Его ответом, они замолкли.
 
И они не смогли поймать Его на слове перед народом, и подивившись Его ответу, замолчали.

Затем подошли к Иисусу некоторые из саддукеев6 (они отрицают воскресение мертвых ) и спросили Его:
 
И подошли некоторые из числа саддукеев, из тех, что отрицают Воскресение, и задали Ему такой вопрос:

«Учитель, Моисей дал нам такое установление: „Если чей-либо брат, будучи женат, умрет бездетным, то пусть его брат возьмет вдову его себе в жены и продолжит род брата своего“.7
 
"«Учитель, Моисей написал для нас, что если у кого умрет брат, имея жену, а детей не оставит, пусть брат его женится на вдове его и "восставит семя брату своему"."

И вот, было семь братьев. Первый, женившись, умер бездетным,
 
И вот было семеро братьев, и первый женился и умер бездетным,

второй,8
 
затем и второй,

а затем и третий брали ее себе в жены, и так все семеро, но умерли они, не оставив после себя детей.
 
и третий женились на вдове, и так все семеро, и умирали, не оставивши детей.

Потом умерла и та женщина.
 
Наконец, умерла и вдова.

Чьей женой будет она при воскресении мертвых? Ведь все семеро были женаты на ней».
 
Женой которого же из них будет она в Воскресении? Ведь все семеро побывали ее мужьями».

«Люди мира сего женятся и выходят замуж, — сказал им Иисус, —
 
И сказал им Иисус: «Дети века сего женятся и выходят замуж;

но те, кто окажется достойным места в ином мире и воскресения мертвых, более не женятся и замуж не выходят,
 
но те, которые будут найдены достойными будущего века и воскресения из мертвых, не будут ни жениться, ни выходить замуж, потому что

и смерть над ними уже не властна. Они подобны ангелам, и как люди, удостоившиеся воскресения, они — дети Божии.
 
и умереть они уже не могут, но равны ангелам; они — чада Божьи, ибо дети Воскресения.

А что мертвые воскресают, так об этом уже сам Моисей говорил, рассказывая о горящем кусте, когда называл Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова.9
 
А о том, что мертвые воскреснут, и Моисей свидетельствует в повествовании о Купине, когда он называет Господа Бога — Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова.

Он — не мертвых Бог, а живых, ибо для Него все живы».
 
Он есть Бог не мертвых, но живых, потому что у Него все живы».

Некоторые из книжников сказали: «Учитель, это был хороший ответ».
 
На это некоторые из книжников сказали: «Хорошо Ты сказал, Учитель!»

И они больше не решались спрашивать Его о чем бы то ни было.
 
Ибо они уже больше не отваживались еще о чем-либо Его спрашивать.

А Иисус спросил у них: «Как же говорят, что Мессия10 — сын Давидов?
 
А Он сказал им: «Как это говорят, будто Христос есть сын Давида?

Ведь сам Давид говорит в книге Псалмов: „Сказал Господь Господу моему: сядь по правую руку Мою,
 
"Ведь сам Давид говорит в Книге Псалмов: "Сказал Господь Господу моему: воссядь по правую руку от Меня,"

доколе не повергну врагов Твоих к ногам Твоим“.11
 
"пока не повергну Я врагов Твоих подножием ног Твоих"."

Итак, Давид называет Его Господом. Как же Мессия может быть сыном его?»
 
Итак, Давид именует Его Господом; как же Он может быть ему сыном?»

В то время, когда весь народ слушал Его, Он сказал ученикам [Своим]:
 
И когда слушал Его весь народ, Он сказал ученикам:

«Остерегайтесь книжников. Им нравится ходить в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях,12 любят сидеть впереди всех в синагогах и занимать почетные места на пирах.
 
«Остерегайтесь книжников, которые любят носить длинные одежды, и получать приветствия на площадях, и сидеть на почетных местах в синагогах, и возлежать на почетных местах на пиршествах.

Они наживаются за счет13 вдов и напоказ долго молятся. Ждет их самый суровый приговор!»
 
Им, которые пожирают вдовьи состояния и напоказ долго молятся, приговор будет тем более строг».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: с неба; то же в ст. 5.
12  [2] — Букв.: изранили.
17  [3] — Пс 118 (117):22.
20  [4] — Или: искали другого случая.
24  [5] — В некот. рукописях: что вы Меня искушаете/испытываете? Покажите.
27  [6] — См. в Словаре Саддукеи.
28  [7] — Втор 25:5,6.
30  [8] — В некот. рукописях: взял ту жену второй, и тот умер бездетным.
37  [9] — Исх 3:6.
41  [10] — Греч.: Христос.
43  [11] — Пс 110 (109):1.
46  [12] — Или: народных собраниях.
47  [13] — Букв.: поедают дома.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.