По Луке 20 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Еврейский Новый Завет

 
 

Однажды, когда Он учил народ в Храме и возвещал Благую Весть, подошли к Нему первосвященники и книжники вместе со старейшинами
 
Однажды, когда Иисус учил народ в Храме, проповедуя им Добрую Весть, к нему подошли руководящие священники и учителя Закона вместе со старейшинами

и спросили Его: «Скажи нам, по какому праву Ты это делаешь? Кто Тебе дал это право?»
 
и обратились к нему: "Скажи нам, какая у тебя власть, дающая тебе право делать всё это? Кто дал тебе эту власть?"

Он же сказал им в ответ: «Спрошу и Я вас об одном. Скажите Мне,
 
Он ответил: "Я тоже задам вам вопрос. Скажите мне,

крещение Иоанна, от Бога1 ли было оно или от людей?»
 
погружение Иоанна было от Небес или от людей?"

Они же рассуждали так между собой: «Если скажем: „От Бога“, то Он спросит: „Почему же вы не поверили ему?“
 
Они посовещались между собой, говоря: "Если мы скажем, что от Небес, он скажет: 'Тогда почему вы ему не поверили?'

А если скажем: „От людей“, то весь народ побьет нас камнями, потому что все убеждены, что Иоанн — пророк».
 
А если скажем, что от людей, народ побьёт нас камнями, так как все они убеждены, что Иоанн был пророком".

И они ответили, что не знают, от кого оно.
 
И они ответили: "Мы не знаем, откуда оно".

Тогда Иисус сказал им: «И Я не скажу вам, по какому праву делаю это».
 
Иисус сказал им: "Тогда и я не скажу вам, какая власть позволяет мне делать всё это".

Затем Иисус рассказал народу такую притчу: «Насадил человек виноградник и, отдав его внаем виноградарям, надолго уехал.
 
Затем Иисус рассказал людям притчу: "Один человек насадил виноградник, сдал его в аренду виноградарям и отбыл на долгий срок.

Когда пришло время сбора урожая, он послал к виноградарям слугу, чтобы взять у них свою часть плодов из этого виноградника. Но виноградари избили и выгнали этого слугу, ничего ему не дав.
 
Пришло время послать к арендаторам слугу, чтобы забрать долю урожая из виноградника; но виноградари избили его и отослали ни с чем.

Поэтому хозяину пришлось послать другого слугу, но и того они, избив и опозорив, прогнали ни с чем.
 
Он послал второго слугу — того также избили, оскорбили и отправили ни с чем.

Он послал к ним и третьего, и того они избили до крови2 и выбросили из виноградника.
 
Он послал третьего — этого они ранили и выбросили вон.

„Что делать мне? — сказал тогда хозяин виноградника. — Пошлю сына моего возлюбленного, может быть, они его постыдятся?“
 
Тогда владелец виноградника сказал: 'Что мне делать? Я пошлю своего любимого сына; может быть, к нему они отнесутся с уважением'.

Но, увидев сына, виноградари стали рассуждать между собой, как им поступить. „Это наследник, — говорили они, — убьем его, и его наследство станет нашим“.
 
Но когда виноградари увидели его, они посовещались друг с другом и сказали: 'Это наследник. Давайте убьём его, тогда наследство достанется нам!'

Они выволокли его из виноградника и убили. Что после этого сделает с ними хозяин виноградника?
 
И они выбросили его из виноградника и убили. Как же поступит с ними владелец виноградника?

Он явится и предаст смерти этих виноградарей, а виноградник отдаст другим». Услышав это, люди сказали: «Пусть никогда этого не будет!»
 
Он придёт и расправится с этими виноградарями, а виноградник отдаст другим!" Народ, услышав это, сказал: "Да запретят Небеса!"

Иисус же, взглянув на них, спросил: «Что же тогда означают такие слова в Писании: „Камень, что отвергли строители, краеугольным стал камнем3?
 
Но Иисус пристально посмотрел на них и сказал: "Что же означает написанное в Писании: 'Камень, который отвергли строители, стал краеугольным камнем'? (Псалом 117:22)

Каждый, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит во прах».
 
Всякий, кто упадёт на этот камень, разобьётся на куски, а если камень упадёт на него, то он будет раздавлен в порошок!"

Книжники и первосвященники хотели тотчас же схватить Его, ибо поняли, что Он рассказал эту притчу о них, но побоялись народа.
 
Учителя Закона и руководящие священники были готовы тотчас же схватить его, так как поняли, что в этой притче он их имел в виду, но испугались народа.

Они решили следить4 за Ним и подослали своих людей, выдававших себя за праведных. Надеялись те поймать Его на слове и отдать во власть прокуратора для суда над Ним.
 
Они внимательно наблюдали за развитием событий и подослали своих людей следить за ним. Те, притворившись благочестивыми, хотели отыскать такие слова Иисуса, на основании которых можно было бы передать его в распоряжение и власть областного правителя.

Они обратились к Нему с вопросом. «Учитель, — сказали они, — мы знаем, что Ты говоришь невзирая на лица и учишь верно, и воистину пути Божьему учишь.
 
Они поставили перед ним вопрос: "Раби, мы знаем, что ты учишь и говоришь прямо, ты беспристрастен и действительно учишь Божьему пути.

Можно ли нам платить налог кесарю или нет?»
 
Разрешает ли нам Закон платить налоги римскому императору или нет?"

Он же, распознав их хитрость, сказал им:
 
Но он, видя их лукавство, сказал им:

«Покажите5 мне денарий. Чье на нем изображение и чья надпись?» «Кесаря», — отвечали они.
 
"Покажите мне динарий! Чей на нём портрет и чьё имя?" "Императора", — ответили они.

Он же сказал им: «Так и отдайте кесарево кесарю, а Божие — Богу».
 
"В таком случае, — сказал он, — отдавайте императору принадлежащее императору. А Богу отдавайте то, что принадлежит Богу!"

И не удалось им поймать Его на слове при народе, и, удивленные Его ответом, они замолкли.
 
Они не смогли заманить его в ловушку словами, которые он открыто говорил; и, поразившись его ответу, замолчали.

Затем подошли к Иисусу некоторые из саддукеев6 (они отрицают воскресение мертвых ) и спросили Его:
 
К Иисусу пришли некоторые саддукеи, которые считают, что воскресения нет,

«Учитель, Моисей дал нам такое установление: „Если чей-либо брат, будучи женат, умрет бездетным, то пусть его брат возьмет вдову его себе в жены и продолжит род брата своего“.7
 
и поставили перед ним вопрос. "Раби, Моисей написал нам, что если человек оставляет после своей смерти жену, а детей не оставляет, его брат должен взять его жену и родить детей, чтобы род того человека не прервался'. (Второзаконие 25:5 )

И вот, было семь братьев. Первый, женившись, умер бездетным,
 
Было семеро братьев. Первый женился и умер бездетным,

второй,8
 
также и второй,

а затем и третий брали ее себе в жены, и так все семеро, но умерли они, не оставив после себя детей.
 
и третий тоже взял её в жёны — и так все семеро. Но все они умерли, не оставив после себя детей.

Потом умерла и та женщина.
 
Последней умерла женщина.

Чьей женой будет она при воскресении мертвых? Ведь все семеро были женаты на ней».
 
В Воскресении чьей она будет женой? Ведь все семеро были женаты на ней".

«Люди мира сего женятся и выходят замуж, — сказал им Иисус, —
 
Иисус сказал им: "В этом веке люди женятся и выходят замуж;

но те, кто окажется достойным места в ином мире и воскресения мертвых, более не женятся и замуж не выходят,
 
но удостоившиеся будущего века и воскресения из мёртвых не женятся и не выходят замуж,

и смерть над ними уже не властна. Они подобны ангелам, и как люди, удостоившиеся воскресения, они — дети Божии.
 
поскольку они уже не умирают. Будучи детьми воскресения, они подобны ангелам; в самом деле, они Божьи дети.

А что мертвые воскресают, так об этом уже сам Моисей говорил, рассказывая о горящем кусте, когда называл Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова.9
 
Но даже Моисей показал, что мёртвые воскресают. В том месте, где говорится о кусте, он называет Господа "Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова". (Исход 3:6)

Он — не мертвых Бог, а живых, ибо для Него все живы».
 
То есть Бог — Бог не мёртвых, а живых — у него все живы".

Некоторые из книжников сказали: «Учитель, это был хороший ответ».
 
Некоторые учителя Закона ответили: "Хорошо сказано, раби!"'

И они больше не решались спрашивать Его о чем бы то ни было.
 
Поэтому они больше не осмеливались задавать ему вопрос.

А Иисус спросил у них: «Как же говорят, что Мессия10 — сын Давидов?
 
Но он сказал им: "Как же люди говорят, что Мессия — сын Давида?

Ведь сам Давид говорит в книге Псалмов: „Сказал Господь Господу моему: сядь по правую руку Мою,
 
Ведь сам Давид говорит в книге Псалмов:

доколе не повергну врагов Твоих к ногам Твоим“.11
 
'Господь сказал моему Господину: "Сиди по правую руку от Меня, пока Я не положу врагов твоих к ногам твоим". (Псалом 109:1)

Итак, Давид называет Его Господом. Как же Мессия может быть сыном его?»
 
Давид, таким образом, называет его Господином. Как же он может быть сыном Давида?"

В то время, когда весь народ слушал Его, Он сказал ученикам [Своим]:
 
Иисус обратился к ученикам так, чтобы слышал весь народ:

«Остерегайтесь книжников. Им нравится ходить в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях,12 любят сидеть впереди всех в синагогах и занимать почетные места на пирах.
 
"Остерегайтесь таких учителей Закона, которые любят расхаживать в длинных одеждах и им нравится, когда их почтительно приветствуют на рыночных площадях, таких, которые любят занимать лучшие места в синагогах и почётные места на пирах,

Они наживаются за счет13 вдов и напоказ долго молятся. Ждет их самый суровый приговор!»
 
таких, которые поглощают дома вдов, при этом подолгу молятся напоказ. Тем хуже будет их наказание!"

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: с неба; то же в ст. 5.
12  [2] — Букв.: изранили.
17  [3] — Пс 118 (117):22.
20  [4] — Или: искали другого случая.
24  [5] — В некот. рукописях: что вы Меня искушаете/испытываете? Покажите.
27  [6] — См. в Словаре Саддукеи.
28  [7] — Втор 25:5,6.
30  [8] — В некот. рукописях: взял ту жену второй, и тот умер бездетным.
37  [9] — Исх 3:6.
41  [10] — Греч.: Христос.
43  [11] — Пс 110 (109):1.
46  [12] — Или: народных собраниях.
47  [13] — Букв.: поедают дома.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.