От Иоанна 13 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Синодальный перевод (СВ)

 
 

А накануне праздника Пасхи,1 зная, что приближается время, когда Он покинет этот мир и возвратится к Отцу, Иисус, Который любил (учеников) Своих, остающихся в этом мире, до конца раскрыл им силу любви Своей.
 
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих, находящихся в мире, до конца возлюбил их.

И вот во время ужина, когда диавол уже склонил сердце Иуды, сына Симона Искариота, к тому, чтобы предать Его,
 
И во время вечери, когда дьявол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,

Иисус, зная, что Отец всё предоставил решать Ему Самому и что Он Сам, придя от Бога, к Богу и возвращается,
 
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,

поднялся из-за стола, снял верхнюю одежду и, взяв полотенце, перепоясался им.
 
встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

Затем, налив воды в таз для омовения, Он стал омывать ноги ученикам Своим и вытирать полотенцем, которым был перепоясан.
 
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

2 И так, подходит Он к Симону Петру, а тот говорит Ему: Господи, Тебе ли мыть ноги мои?
 
Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?»

В ответ Иисус сказал ему: сейчас ты не догадываешься о том, что Я делаю, но после поймешь это.
 
Иисус сказал ему в ответ: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после».

Петр говорит Ему: да не будет того вовеки, чтобы Ты мыл ноги мои! Иисус же ответил ему: если Я не омою тебя, ты не достоин быть рядом со Мною.
 
Петр говорит Ему: «Не умоешь ног моих вовек». Иисус отвечал ему: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною».

Симон Петр говорит Ему: Господи, тогда не только ноги омой мне, но и руки, и голову.
 
Симон Петр говорит Ему: «Господи! Не только ноги мои, но и руки, и голову».

Иисус говорит ему: омытому если и нужно что омыть, то только ноги, ибо он весь чист; и вы чисты, но не все.
 
Иисус говорит ему: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все».

Это Он потому сказал: не все вы чисты, — что знал, кто предаст Его.
 
Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: «Не все вы чисты».

А когда он омыл ноги их и надел одежду Свою, то вновь сел за стол и сказал им: знаете ли вы, что такое Я сделал вам?
 
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал вам?

Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете, ибо так оно и есть.
 
Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я то и есть.

Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу.
 
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

Я подал вам пример, чтобы вы относились друг к другу так же, как и Я отношусь к вам.
 
Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Уверяю вас: раб не более значителен, чем господин его, и посланник не более значителен, чем тот, кто послал его.
 
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

Блаженны вы, если, зная это, вы и поступать будете так же.
 
Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Говорю же не о всех вас, ибо Я знаю, кого избрал. Но да сбудутся слова, сказанные в Писании: кто ел хлеб вместе со Мною, тот решил повергнуть Меня. (Пс 40:10)
 
Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: „Едящий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою“.

Говорю вам о том прежде, чем оно сбылось, дабы, когда это сбудется, вы удостоверитесь, что Я Тот, Кто Я есть. (Втор 32:39)
 
Теперь говорю вам, прежде нежели это сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.

Уверяю вас: кто принимает посланника Моего, тот Меня принимает, а кто Меня принимает, тот принимает Того, Кто послал Меня.
 
Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня».

После этого Иисус со скорбью душевной пояснил сказанное: уверяю вас: один из вас предаст Меня.
 
Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня».

Ученики же, переглядываясь друг с другом, недоумевали, о чём Он говорит.
 
Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

А рядом с Иисусом сидел один из самых любимых учеников Его,
 
Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.

и Симон Петр кивнул ему, (давая понять), чтобы тот разузнал, о ком Иисус говорит.
 
Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

И тот, припав к плечу Иисуса, спросил у Него: Господи, кто он?
 
Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: «Господи! Кто это?»

Иисус же ответил ему: тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба. И, обмакнув, подал его Иуде, сыну Симона Искариота.
 
Иисус отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

И как только Иуда (съел) этот кусок, в него вошел сатана. Тогда Иисус говорит ему: делай своё дело скорее.
 
И после этого куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: «Что делаешь, делай скорее».

Из сидящих же никто не понял, что Он сказал ему,
 
Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.

а поскольку Иуда носил ящик для пожертвований, то одни подумали, что Иисус велел ему купить то, что нужно для праздника, другие — чтобы он дал что-нибудь нищим.
 
А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «Купи, что нам нужно к празднику» — или чтобы дал что-нибудь нищим.

И вот, съев этот кусок хлеба, Иуда вышел: а уже была ночь.
 
Он, приняв кусок, тотчас вышел. Была же ночь.

После того как он вышел, Иисус сказал: Сын Человеческий уже прославлен, а чрез Него — и Бог прославлен.
 
Когда он вышел, Иисус сказал: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.

Если же Бог прославлен чрез Него, то и Бог не замедлит прославить Его Своей славой.
 
Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.

Дети Мои! Недолго Мне осталось быть с вами. Я уже говорил об этом иудеям, а теперь и вам говорю: будете искать Меня, но туда, куда Я пойду, вы не сможете придти.
 
Дети! Недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и как сказал Я иудеям: „Куда Я иду, вы не можете прийти“, — так и вам говорю теперь.

Я даю вам новую заповедь: любите друг друга; любите друг друга так, как Я любил вас.
 
Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

И если будет между вами любовь, все будут знать, что вы — Мои ученики.
 
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Тут Симон Петр спрашивает у Него: Господи, куда Ты пойдешь? Иисус же ответил ему: сейчас ты ещё не можешь последовать за Мною туда, куда Я пойду, но после — последуешь.
 
Симон Петр сказал Ему: «Господи! Куда Ты идешь?» Иисус отвечал ему: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, но после пойдешь за Мною».

А Петр говорит ему: Господи: почему я ещё не могу последовать за Тобою? Я жизнь свою готов отдать за Тебя!
 
Петр сказал Ему: «Господи! Почему я не могу идти за Тобой теперь? Я душу мою положу за Тебя».

В ответ Иисус сказал: ты жизнь свою готов отдать за Меня? Так вот, уверяю тебя: не успеет петух пропеть, как ты трижды отречешься от Меня.
 
Иисус отвечал ему: «Душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[13.1] накануне праздника Пасхи — из Евангелия недвусмысленно следует, что так называемая «тайная вечеря», на которой было установлено таинство причастия «тела» и «крови» Христа — не совершалась (во всяком случае, автору об этом не известно). Прощальный ужин с учениками накануне Пасхи (ср. стих 29, а также 18.28; 19.14) невозможно отождествить с пасхальной трапезой, о которой согласно друг с другом повествуют синоптические Евангелия. В соответствии с общим «духовным» смыслом Евангелия Иоанна можно догадаться, что, по его мнению, истинная Пасха свершилась на Голгофе, где была принесена истинная жертва за «грехи мира» (ср. «кровь и вода» в 19.34).
[13.2] Первый, к кому подошел Иисус, был Петр. Ноги гостям всегда омывал раб, и Петр возражает против рабского уничижения Иисуса.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.