От Иоанна 13 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Десницкого

 
 

А накануне праздника Пасхи,1 зная, что приближается время, когда Он покинет этот мир и возвратится к Отцу, Иисус, Который любил (учеников) Своих, остающихся в этом мире, до конца раскрыл им силу любви Своей.
 
Накануне праздника Пасхи Иисус уже знал, что настал час Ему перейти из этого мира к Отцу. Он полюбил тех, кто в этом мире был с Ним, и Своих Он полюбил до конца.

И вот во время ужина, когда диавол уже склонил сердце Иуды, сына Симона Искариота, к тому, чтобы предать Его,
 
А диавол уже вложил в сердце Иуды, сына Симона Искариота, намерение предать Иисуса. И вот на пасхальной трапезе,

Иисус, зная, что Отец всё предоставил решать Ему Самому и что Он Сам, придя от Бога, к Богу и возвращается,
 
зная, что Отец всё предал в Его руки, что Он пришел от Бога и возвращается теперь к Богу,

поднялся из-за стола, снял верхнюю одежду и, взяв полотенце, перепоясался им.
 
Иисус поднимается из-за стола, снимает верхнюю одежду, берет полотенце и опоясывается им.

Затем, налив воды в таз для омовения, Он стал омывать ноги ученикам Своим и вытирать полотенцем, которым был перепоясан.
 
Затем Он налил воду в умывальный таз и начал омывать ученикам ноги и вытирать их полотенцем, которым Он был опоясан.

2 И так, подходит Он к Симону Петру, а тот говорит Ему: Господи, Тебе ли мыть ноги мои?
 
Подходит Он и к Симону Петру, а тот Ему говорит:— Господи, Тебе ли омывать мои ноги?

В ответ Иисус сказал ему: сейчас ты не догадываешься о том, что Я делаю, но после поймешь это.
 
Иисус сказал Ему в ответ:— Что Я делаю — ты пока этого не знаешь, но потом поймешь.

Петр говорит Ему: да не будет того вовеки, чтобы Ты мыл ноги мои! Иисус же ответил ему: если Я не омою тебя, ты не достоин быть рядом со Мною.
 
Говорит Ему Петр:— Моих ног Ты не омоешь вовек!Иисус ему ответил:— Если Я тебя не омою, у тебя со Мной нет общей доли.

Симон Петр говорит Ему: Господи, тогда не только ноги омой мне, но и руки, и голову.
 
Симон Петр Ему говорит:— Господи, тогда не только ноги, но еще и руки, и голову.

Иисус говорит ему: омытому если и нужно что омыть, то только ноги, ибо он весь чист; и вы чисты, но не все.
 
Говорит ему Иисус:— Кто омыт, тому не нужно умываться, разве что ноги вымыть — а в остальном он чист. И вы чисты, но не все.

Это Он потому сказал: не все вы чисты, — что знал, кто предаст Его.
 
Он знал, кто собирается Его предать, потому и сказал: «не все вы чисты».

А когда он омыл ноги их и надел одежду Свою, то вновь сел за стол и сказал им: знаете ли вы, что такое Я сделал вам?
 
А когда Он омыл им ноги, то надел свою одежду и сел на прежнее место и сказал им:— Вы понимаете, что Я с вами сделал?

Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете, ибо так оно и есть.
 
Вы зовете меня Учителем и Господом, и верно говорите, ведь именно так оно и есть.

Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу.
 
И если я как Господь и Учитель омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу.

Я подал вам пример, чтобы вы относились друг к другу так же, как и Я отношусь к вам.
 
Я дал вам пример для подражания: что Я сделал, то делайте и вы.

Уверяю вас: раб не более значителен, чем господин его, и посланник не более значителен, чем тот, кто послал его.
 
Аминь, аминь говорю вам: раб не выше своего господина, как и посланник не выше того, кто его послал.

Блаженны вы, если, зная это, вы и поступать будете так же.
 
Раз вы теперь это знаете, то благо вам, когда вы так и поступаете.

Говорю же не о всех вас, ибо Я знаю, кого избрал. Но да сбудутся слова, сказанные в Писании: кто ел хлеб вместе со Мною, тот решил повергнуть Меня. (Пс 40:10)
 
Это Я говорю не обо всех вас: Я знаю тех, кого избрал. Но пусть исполнится Писание: «Кто ел мой хлеб, тот занес на меня свою пяту».

Говорю вам о том прежде, чем оно сбылось, дабы, когда это сбудется, вы удостоверитесь, что Я Тот, Кто Я есть. (Втор 32:39)
 
Я говорю вам об этом заранее, чтобы, когда всё это случится, вы поверили, что это Я и есть.

Уверяю вас: кто принимает посланника Моего, тот Меня принимает, а кто Меня принимает, тот принимает Того, Кто послал Меня.
 
Аминь, аминь говорю вам: кто принимает Моих посланцев, тот принимает Меня, а кто принимает Меня — принимает Того, Кто меня послал.

После этого Иисус со скорбью душевной пояснил сказанное: уверяю вас: один из вас предаст Меня.
 
Сказав это, Иисус пришел в сильное волнение и добавил такое свидетельство:— Аминь, аминь говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Ученики же, переглядываясь друг с другом, недоумевали, о чём Он говорит.
 
Ученики в недоумении стали переглядываться — кого именно Он имел в виду?

А рядом с Иисусом сидел один из самых любимых учеников Его,
 
Один из учеников возлежал прямо у груди Иисуса — тот, кого Он особенно любил.

и Симон Петр кивнул ему, (давая понять), чтобы тот разузнал, о ком Иисус говорит.
 
И вот Симон Петр делает тому знак, чтобы Он спросил Иисуса, кого Он имел в виду.

И тот, припав к плечу Иисуса, спросил у Него: Господи, кто он?
 
Тот ученик, прильнув к груди Иисуса, говорит Ему:— Господи, кто это будет?

Иисус же ответил ему: тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба. И, обмакнув, подал его Иуде, сыну Симона Искариота.
 
Иисус отвечает:— Тот, кому Я подам кусок хлеба, обмакнув его в приправу.И вот Он обмакивает кусок хлеба и подает его Иуде, сыну Симона Искариота.

И как только Иуда (съел) этот кусок, в него вошел сатана. Тогда Иисус говорит ему: делай своё дело скорее.
 
И сразу же после этого куска в него вошел сатана. Тогда Иисус ему говорит:— Скорей заверши свое дело.

Из сидящих же никто не понял, что Он сказал ему,
 
Но никто за столом так и не понял, о чем это Он сказал.

а поскольку Иуда носил ящик для пожертвований, то одни подумали, что Иисус велел ему купить то, что нужно для праздника, другие — чтобы он дал что-нибудь нищим.
 
Некоторые думали: раз денежный ящик был у Иуды, то Иисус велел ему купить, что было им нужно к празднику, или поделиться с нищими.

И вот, съев этот кусок хлеба, Иуда вышел: а уже была ночь.
 
И вот Иуда принял тот кусок и вышел прочь. Притом была ночь.

После того как он вышел, Иисус сказал: Сын Человеческий уже прославлен, а чрез Него — и Бог прославлен.
 
Когда тот вышел, Иисус говорит:— Теперь Сын Человеческий прославлен, а в Нем прославлен Бог.

Если же Бог прославлен чрез Него, то и Бог не замедлит прославить Его Своей славой.
 
Если в Нем прославлен Бог, то и Бог прославит Его в Себе — и это прославление вскоре случится.

Дети Мои! Недолго Мне осталось быть с вами. Я уже говорил об этом иудеям, а теперь и вам говорю: будете искать Меня, но туда, куда Я пойду, вы не сможете придти.
 
Дети, недолго еще оставаться Мне с вами. Вы станете Меня искать — а Я повторяю вам, что уже сказал иудеям: «Станете искать Меня, но не найдете, а где Я буду — туда вы не сможете пойти».

Я даю вам новую заповедь: любите друг друга; любите друг друга так, как Я любил вас.
 
Я даю вам новую заповедь: любите друг друга! Я вас полюбил — точно так же и вы любите друга.

И если будет между вами любовь, все будут знать, что вы — Мои ученики.
 
Все поймут, что вы — Мои ученики, если между вами будет любовь.

Тут Симон Петр спрашивает у Него: Господи, куда Ты пойдешь? Иисус же ответил ему: сейчас ты ещё не можешь последовать за Мною туда, куда Я пойду, но после — последуешь.
 
Говорит Ему Симон Петр:— Господи, куда же Ты уходишь?Ответил Ему Иисус:— Ты не сможешь сейчас пойти за Мной туда, куда Я ухожу. Но потом и ты последуешь за Мной.

А Петр говорит ему: Господи: почему я ещё не могу последовать за Тобою? Я жизнь свою готов отдать за Тебя!
 
Говорит Ему Петр:— Господи, отчего же я не могу пойти за Тобой прямо сейчас? Я душу свою положу за Тебя!

В ответ Иисус сказал: ты жизнь свою готов отдать за Меня? Так вот, уверяю тебя: не успеет петух пропеть, как ты трижды отречешься от Меня.
 
Отвечает Иисус:— Ты душу свою положишь за Меня? Аминь, аминь говорю тебе: не успеет пропеть петух, как ты от Меня отречешься трижды.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[13.1] накануне праздника Пасхи — из Евангелия недвусмысленно следует, что так называемая «тайная вечеря», на которой было установлено таинство причастия «тела» и «крови» Христа — не совершалась (во всяком случае, автору об этом не известно). Прощальный ужин с учениками накануне Пасхи (ср. стих 29, а также 18.28; 19.14) невозможно отождествить с пасхальной трапезой, о которой согласно друг с другом повествуют синоптические Евангелия. В соответствии с общим «духовным» смыслом Евангелия Иоанна можно догадаться, что, по его мнению, истинная Пасха свершилась на Голгофе, где была принесена истинная жертва за «грехи мира» (ср. «кровь и вода» в 19.34).
[13.2] Первый, к кому подошел Иисус, был Петр. Ноги гостям всегда омывал раб, и Петр возражает против рабского уничижения Иисуса.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.