От Иоанна 5 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Синодальный перевод (СВ)

 
 

И вот когда настал праздник иудейский, Иисус отправился в Иерусалим.
 
После этого был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

В Иерусалиме же, у Овечьих ворот, есть источник, по-еврейски называемый Вифзафа, окруженный пятью навесами;1
 
Есть же в Иерусалиме, у Овечьих ворот, купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

под ними лежало множество недужных: слепых, увечных, параличных, которые ожидали волнения воды,
 
В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

ибо в источник время от времени сходил ангел Господень, и вода начинала бурлить.2 Тот же, кто после этого первым окунался в воду, исцелялся от любого недуга.
 
ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какой бы ни был одержим болезнью.

И был там один человек, тридцать восемь лет страдавший от болезни своей.
 
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

Увидев его, лежащего, и узнав, сколь долгое время он болен, Иисус спрашивает у него; хочешь быть здоровым?
 
Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: «Хочешь ли быть здоров?»

Больной ответил Ему: нет у меня никого, кто опустил бы меня в источник, когда забурлит вода; а пока я сам иду, уже кто-нибудь заходит в воду прежде меня.
 
Больной отвечал Ему: «Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и иди.
 
Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи».

И человек этот тотчас выздоровел и, взяв постель свою, ушел. А произошло это в субботу.
 
И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний.

Иудеи же говорят ему: сегодня суббота, ты не должен носить постель.
 
Поэтому иудеи говорили исцеленному: «Сегодня суббота — не должно тебе брать постели».

А он отвечает им: Тот, Кто исцелил меня, сказал мне: возьми постель свою и иди.
 
Он отвечал им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: „Возьми постель твою и ходи“».

Тогда они спросили его: кто Этот Человек, Который сказал тебе: возьми постель и иди?
 
Его спросили: «Кто Тот Человек, Который сказал тебе: „Возьми постель твою и ходи“?»

Но исцеленный не мог указать Его, потому что Иисус затерялся среди собравшихся там людей.
 
Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Когда же после этого Иисус встретил его в храме, Он сказал ему: теперь ты здоров: так вот — впредь не греши, чтобы не случилось с тобой ещё более худшего.
 
Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего худшего».

А человек этот пошёл и рассказал иудеям, что его исцелил Иисус.
 
Человек этот пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

И стали они обвинять Иисуса за то, что Он сделал это в субботу.
 
И стали иудеи гнать Иисуса, и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

Иисус же ответил им: Отец Мой доныне делает, поэтому и Я делаю.
 
Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю».

Иудеи же из-за того, что Он не только нарушил заповедь о субботе, но и Отцом Своим назвал Бога, уравняв Себя с Богом, даже хотели убить Его.
 
И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

Тогда Иисус сказал, обращаясь к ним: уверяю вас: если бы Отец не творил, то и Сын Сам по Себе ничего не мог бы сотворить, но поскольку Он видит, что Отец творит, то и Он творит то же самое.
 
На это Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

Отец ведь любит Сына и являет Ему всё, что Сам творит, и в дальнейшем явит Ему все деяния Свои, что, конечно, удивительно для вас.
 
Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше этих, так что вы удивитесь.

А так как Отец воскрешает и оживляет умерших, то и Сын может оживить кого угодно.
 
Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет.

Отец никогда не судит, но всю власть судить предоставил Сыну,
 
Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,

чтобы все чтили Сына, как чтут Отца, а кто не чтит Сына, тот не чтит Того, Кто послал Его.
 
дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

Уверяю Вас: кто внимает словам Моим и верует, что Отец послал Меня, тот наследует Жизнь Вечную; он не будет судим, ибо перешел из смерти в Жизнь.3
 
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Уверяю вас также: настанет время, и оно совсем близко уже, когда умершие услышат зов Сына Божьего, и, услышав, — оживут,
 
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божьего и, услышав, оживут.

ибо как Отец имеет источник жизни в Самом Себе, так и Сын по воле Отца имеет источник жизни в Самом Себе.
 
Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

А как Сыну Человеческому Он предоставил Ему право вершить суд;
 
И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

не удивляйтесь этому, ибо настанет время, когда все умершие услышат зов Сына Божьего,
 
Не дивитесь этому, ибо наступает время, в которое все, находящиеся в могилах, услышат глас Сына Божьего

и поднимутся из могил; те, что творили добро, воскреснут для Жизни, а те, что творили зло, воскреснут для суда.
 
и выйдут: творившие добро — в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

Сам по Себе Я ничего не могу совершить; Я вершу суд не своевольно, но повинуясь воле Отца, Который послал Меня, и суд Мой — справедлив.
 
Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Если бы Я Сам свидетельствовал о Себе, то свидетельство Моё не было бы истинным,
 
Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не истинно.

но Другой свидетельствует обо Мне, и Я знаю, что свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне, — истинно.
 
Есть Другой, свидетельствующий обо Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне.

Вы послали к Иоанну, и он засвидетельствовал истину.
 
Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

Мне же свидетельство человека не нужно, и говорю Я вам это в назидание.
 
Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

Иоанн был подобен светильнику, который и светит, и греет, и вы могли некоторое время радоваться свету его.
 
Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

Моё же свидетельство превосходит свидетельство Иоанна, ибо дела, которые Отец поручил совершить Мне, сами дела эти, которые Я творю, свидетельствуют обо Мне и о том, что Отец послал Меня.
 
Я же имею свидетельство больше Иоаннова; ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела эти, Мною творимые, свидетельствуют обо Мне, что Отец послал Меня.

И, Отец, Который послал Меня, Сам свидетельствовал обо Мне. Вы же ни голоса Его никогда не слышали, ни лика Его не видели,
 
И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал обо Мне. А вы ни голоса Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

и слово Его не храните в себе, а потому и не верите Тому, Кого Он послал.
 
и не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

Изучайте Писание: благодаря ему вы надеетесь получить Жизнь Вечную, а оно ведь свидетельствует обо Мне.4
 
Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне.

Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы наследовать Жизнь (Вечную).
 
Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

Людская слава не нужна Мне,
 
Не принимаю славы от людей,

да и все Я знаю: у вас нет любви к Богу.
 
но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

Я пришёл от имени Отца Моего, и вы не принимаете Меня, но если другой кто-нибудь придет от своего имени, того вы примите.
 
Я пришел во имя Отца Моего — и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

Разве можете вы уверовать, если воздаете почести друг другу, а о почитании Единого Бога забыли?
 
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?

Не думайте, что Я стану обвинять вас пред Отцом Моим: есть уже обвинитель — Моисей, на (писания) которого вы возлагаете надежды.
 
Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом, — есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.
 
Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне.

Но если вы Писанию не верите, то разве поверите словам Моим?
 
Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?»

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[5.1] «пятью навесами» — досл.: «пятью портиками». Трудно сказать, было ли это строение выполнено в греко-римском стиле; вероятнее всего, это были, по восточному обычаю, большие матерчатые навесы, чем-то напоминающие шатры.
[5.2] «вода начинала бурлить» — досл.: «ангел Господень возмущал воду».
[5.3] чтобы уточнить мысль Иисуса, слово «Отец» переводчик перенес в стих 24 из 23. (Иудеи, несомненно, веровали в Бога-Отца, но не веровали в Его Сына — Иисуса.)
[5.4] возм. перев.: «вы изучаете Писание, благодаря которому».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.