Притчи 21 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Как поток воды, сердце царя в руке Господней: куда Он захочет, туда его и направит.
2 Все пути человека пред глазами его прямы, но Господь испытывает сердца.
3 Кто поступает праведно и справедливо — угодней Господу, нежели приносящий жертвы.
4 Надменный взгляд и гордое сердце — как светильник для нечестивого, но это грех.
5 Замыслы усердного принесут изобилие, а всякий торопливый лишь обнищает.
6 Состояние, нажитое лживым языком, — это тающий пар ищущих смерти[84].
7 Жестокость злодеев их же и утащит, ведь они отказываются поступать справедливо.
8 Путь преступных извилист, а поступки невинных чисты.
9 Лучше жить на углу крыши, чем делить дом со сварливой женой.
10 Нечестивый желает зла, милости ближний у него не найдет.
11 Когда наказан глумливый, простаки становятся мудрее; когда наставлен мудрец, он обретает знание.
12 Праведник примечает дом нечестивца и насылает на нечестивца гибель.
13 Если кто затыкает уши от крика бедных, то он однажды сам будет кричать, и его не услышат.
14 Тайный подарок предотвращает гнев, и взятка, скрытая под плащом, — лютую ярость.
15 Радость праведным, когда вершат правосудие, но ужас злодеям.
16 Тот, кто сошел с пути разума, упокоится в обществе мертвецов[85].
17 Любящий развлечения обеднеет, любящий вино и масло[86] не разбогатеет.
18 Нечестивым праведника выкупают, а вероломным — верного.
19 Лучше жить в пустыне, чем со сварливой и злобной женой.
20 Дорогое добро и масло остается в доме у мудрого, а глупец его проедает.
21 Стремящийся к праведности и любви найдет и жизнь, и праведность, и славу.
22 Один мудрец может покорить город, полный воинов, и низвергнуть крепость, на которую они полагались.
23 Сторожащий уста свои и язык хранит себя от беды.
24 Гордец надменный, «глумливый» — имя ему; он действует в чрезмерной гордыне.
25 Желания ленивца его умертвят, так как руки его отказываются трудиться.
26 День напролет он жаждет и желает, а праведный дает не жалея.
27 Жертва злодеев — мерзость, тем более, когда приносится со злым умыслом.
28 Лживый свидетель погибнет, свидетельство того, кто всё слышал, устоит[87].
29 Нечестивый делает уверенное лицо, а праведный обдумывает свой путь[88].
30 Нет ни мудрости, ни разума, ни замысла, что имели бы успех против Господа.
31 Коня готовят на день сражения, а победу дает Господь.

Новой Женевской Библии

21:1 Сердце царя — в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис 45:1).

21:3 См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1Цар 15:22; Ис 1:11−17) и является редкой для учительной литературы (см. 15:8 и ком.).

21:4 Гордость очей. См. 6:17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и «надменное сердце».

21:5 Ср. 19:15 и 21:25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями.

21:7 обрушится на них. См. 1:17−19 и ком.; 12:13.

21:9 в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно).

21:10 желает зла. Это сущностная характеристика нечестивости как таковой.

21:12 Праведник. Это слово в древнееврейском тексте можно читать и как Праведный (Господь). Скорее всего стих говорит не о праведнике, на глазах которого наказан нечестивый, а о Божием воздаянии, основой которого выступает праведность Божия.

21:15 Справедливый правопорядок обусловливает благополучие тех, кто живет в согласии с этим установленным порядком. В литературе мудрости постоянно говорится о существовании порядка, который, хотя и является несовершенным из-за присутствия в мире греха, все же поддерживается Богом. Задача людей — понимать законы этого порядка и жить согласно им. В центре его находится завет, а верность ему является частью того, что понимается под выражением «страх Господень».

21:16 См. 2:18; 3:18 и ком. Отказ от мудрости равносилен отказу от жизни как таковой и толкает на путь смерти.

21:17 вино и тук. Здесь — символ расточительности.

21:18 Выкупом. См. 11:8; Исх 21:28−30. Выкуп — сумма, выплачиваемая в качестве погашения долга. Однако в приведенной пословице, по всей вероятности, это слово используется в более общем смысле как указание на выбор между оправданием и осуждением. Вряд ли здесь имеется в виду страдание, переносимое во искупление чужой вины, хотя прообраз страдающего раба (Ис 53) и его исполнение во Христе придают новый смысл данному стиху.

21:19 См. ст. 9 и ком.; 19:13.

21:21 Цели и результаты мудрости представлены здесь в понятиях, характеризующих общественные отношения.

правду. Справедливые взаимоотношения.

21:22 См. 16:32. Грубая сила не может заменить мудрость. Образы данного стиха напоминают о духовном воинстве из 2Кор 10:4.

21:23 См. 13:3; 15:23; 18:13.

21:24 кощунник. См. 9:7; 19:25 и ком.

21:25 См. 19:24 и ком.

Алчба. Сильное желание, жажда чего-то.

21:26 Данную пословицу можно рассматривать как продолжение ст. 25. В противном же случае она является противопоставлением жадности и щедрости.

21:27 См. ст. 3; 15:8 и ком.

21:28 См. 14:25; 19:5, 9 и ком.

21:30 Относительность земной мудрости раскрывается в свете разума и могущества Божиих.

21:31 Библейская мысль и литература мудрости как ее составляющая признают, что самостоятельность человека всегда ограничивается властью Божией, однако человек не имеет права отказаться от ответственности под предлогом упования на Господа.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [84] — В некот. евр. рукописях и в некот. древн. переводах: смертоносная западня.
16 [85] — Евр. рефаи́м.
17 [86] — То есть оливковое масло.
28 [87] — Букв.: человек, который слышит, будет говорить вовек.
29 [88] — Или: твердо идет по своему пути.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.